Кощей Бессмертный и любовь. Пьеса-сказка

Вера Гераниева
Кощей Бессмертный и любовь.

НАТ.ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА.ИЗБУШКА БАБЫ ЯГИ - УТРО

Дремучий лес. Лесная поляна. Справа - большое дерево. Слева - избушка Бабы Яги: об одном окошке, на куриных ножках, с боку на бок поворачивается, кряхтит. С печной трубы срывается сонный ворон, садится на ветку высокого дерева, сердито каркает.

ИНТ.ИЗБУШКА БАБЫ ЯГИ - УТРО

БАБА ЯГА (классическая старуха в рваных лохмотьях) лежит на печи, почесывается. Кряхтя, поворачивается на бок.

БАБА ЯГА
Ох-хо-хо... Старой бабе и на печи ухабы.

Трет поясницу. Зевает, потягивается.

НАТ.ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА.ИЗБУШКА БАБЫ ЯГИ - УТРО

Ворон, сидящий на ветке дерева, кого-то заметил, вытянул шею, каркнул. Избушка Бабы Яги переступает с ноги на ногу, поворачивается.

ИНТ.ИЗБУШКА БАБЫ ЯГИ - УТРО

Избушка покачивается. Баба Яга громко всхрапывает. Просыпается.

БАБА ЯГА
О-ох... Скучен день до вечера, коли делать нечего... Ох-хо...

Стук. Избушка трясется. Баба Яга привстает.

БАБА ЯГА
Никак стучат? Неужто гости залетные объявились?

Слезает с печи. Кот шипит, выгнув спину.

БАБА ЯГА
Давно я русского духу не слыхала, лица человеческого не видала. Вот уж сто лет никто в наш дремучий лес не захаживал, тропы в болотах не протаптывал, ко мне в гости не заглядывал, кого вдруг нелегкая принесла?

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ (ВПЗ)
Старая открывай! Дорогого гостя привечай!

БАБА ЯГА
Что я слышу!

Баба Яга распахивает дверь. Заслонив рукой глаза от солнца, разглядывает гостя.

БАБА ЯГА
Кого вижу! Неужто сам Кощей Бессмертный ко мне пожаловал?

НАТ.ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА.ИЗБУШКА БАБЫ ЯГИ - УТРО

На пороге избушки стоит Баба Яга. Избушка приседает, Баба Яга спускается на траву. Подходит к КОЩЕЮ БЕССМЕРТНОМУ (лысый череп, черный обтягивающий костюм с нарисованными белыми костями, алый, с черной каймой и рисунком плащ)

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Вижу признала меня, Ягушка.

БАБА ЯГА
А как же, родимый, чай мы давние знакомые.

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Отчего ж не друзья? Аль забыла нашу дружбу, старая?

БАБА ЯГА
Может я не молода, только память не худа. А вот ты, видать, запамятовал, как двести лет назад опозорил меня на весь лес.

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Я?!

БАБА ЯГА
Ты, лихоимец! Ты, скотинушка! Что, голова, как решето, что попало -протекло? Не помнишь, как ославил дочурку мою единственную, Ядочку? Заманил девушку невинную под венец, да на самой свадьбе и бросил?
Наступает на Кощея, потрясая кулаками, тот пятится.

БАБА ЯГА
Променял на другую, совсем молодую! Самому тыщу лет в обед, а девице всего восемнадцать лет. У, влез кот на сало, а все кричит: мало! И добро бы выбрал себе невесту из нашей нечисти лесной, так ведь Алёнка - человек простой! Обычаев наших не держался, ну и сильно просчитался! Ладно же тебя ее жених Иван тогда отходил, скажешь и про то забыл?

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Фу! Давно я на Руси не бывал, видать от жизни отстал. О чем толкуешь? Что за свадьба? Кто кого прогнал?

БАБА ЯГА
Да ты, поганец! Свою невесту нареченную, мою дочурку погубленную. Сватался к ней честь по чести, вот на этом самом месте. Мы уже и свадьбу сговорили, гостей пригласили. Ах!

Закрыла глаза рукой.

ФЛЕШБЕК:

НАТ.ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА.ИЗБУШКА БАБЫ ЯГИ - ВЕЧЕР

На поляне за накрытыми столами сидит нечисть лесная: кикиморы, лешие, водяные, русалки и т.п. Принаряженная Баба Яга улыбается жениху и невесте: Кощею и своей дочке.  ЯДОЧКА (омоложенный вариант Бабы Яги в белом свадебном платье) держит в руке яблоко, Кощей жадно ест свое. Слегка молодеет. Удивленные лица гостей. Ядочка подносит свое яблоко к губам, Кощей вырывает его из руки Ядочки и быстро ест. Молодеет еще. Выпрямляется. Презрительно смотрит на улыбающуюся беззубую Ядочку, отталкивает ее. Замечает выходящую из-за дерева Алёнушку (18, красавица в русском сарафане и лаптях, в руках лукошко). Его глаза загораются, он подается к ней.

ВЫХОД ИЗ ФЛЕШБЕКА
Во время показа флешбека, Баба Яга ведет свой монолог:

БАБА ЯГА
А как съел ты на той свадьбе два молодильных яблочка, подарки свой да невестушкин, да помолодел на двести лет, так и отказался жениться на моей столетней Ядочке, стара она тебе, вишь, показалась. А тут тебе и Алёнка повстречалась...

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Нда... И чем же дело кончилось?

ФЛЕШБЕК:

Замок Кощея Бессмертного: ИВАН(25, белокурый красавец в русской рубахе), держит в руках разбитое яйцо, вынимает иглу. Смотрит на Кощея, ломает иглу. Замок рушится, Кощей корчится.

ВЫХОД ИЗ ФЛЕШБЕКА.

Баба Яга ведет монолог во время показа флешбека:

БАБА ЯГА
Известно, чем: Иван, жених Алёнушки, пришел, яичко с твоей смертушкой нашел, иголку достал, тут тебе и конец настал! Ой!

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Ой!

БАБА ЯГА
А-а-а... Э-э-э... Да как же ты на этом свете объявился? Передо мною появился?

Осторожно приближается дотрагивается до руки Кощея, отскакивает.

БАБА ЯГА
Ой!
КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Эх, Яговна, не торопи умирать, дай состариться.

БАБА ЯГА
Чур меня, да ты, никак, воскрес!

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Да не верещи ты на весь лес! Ох, Яговна, видать плоха ты стала, что друга верного не признала. И то, ведь дни бегут, а годы скачут, былое меркнет в тьме веков...

БАБА ЯГА
Но только дружбы настоящей им не разбить тугих оков...
Да неужто это ты, Кощеюшка, друг мой старинный?

Обходит вокруг Кощея. Всхлипывает. Они обнимаются.

БАБА ЯГА
Куда ж ты запропастился на столько лет? А ведь я тебя с братиком твоим младшеньким спутала. Уж он тут начудил!

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Подумаешь, жениться решил. Известно, дело молодое...

БАБА ЯГА
Твоему молодцу тогда как раз шестьсот годков стукнуло!

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Ба, да разве это возраст?

БАБА ЯГА
Как сказать... Мне вот тоже...триста...э-э...сорок восемь, а все меня старухой обзывают.

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Врет и глазом не моргнет. Да ведь мы с тобой в последний раз видались ровно триста лет назад. И тебе уже тогда было триста тридцать пять. По твоим словам. Ха-ха!

БАБА ЯГА
Ну и что?

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
А то, что ты куда старее!

БАБА ЯГА
Ох, Кощеюшка, вижу, ты нисколечко не переменился. Все такой же... Прямой.

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Да уж, не сгорбатился. А сказать тебе, на сколько я своего брата старше?

БАБА ЯГА
Ну ка?

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
На восемьсот лет!

БАБА ЯГА
Батюшки светы! Да ты прямо древнее ископаемое!

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Скажешь тоже, древнее. Сама только что перепутала меня с братом.

БАБА ЯГА
Перепутала. Ох, перепутала. Да и то сказать, вы ведь на одну стать. Смотрю на тебя, и словно его перед собой вижу: и череп такой же... пустой, и скелетик насквозь просвечивает, и косточки точно так же гремят, как у тестюшки моего несостоявшегося, царствие ему подземное, чтоб его черти на сковороде зажарили за все грехи пред нами...

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Вот видишь, не отличить! А ведь братишка был молодёшенек, жениться только собирался.

БАБА ЯГА
Собирался, собирался...

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Ты не смотри, что мне за полторы тыщи лет перевалило, у нас в роду все долгожители. Вот я, например, проживу еще тысячу. А то и две.

БАБА ЯГА
Ну да, ну да...

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
А древнее ископаемое знаешь, кто?

БАБА ЯГА
Кто, батюшка?

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Змей Горыныч.

БАБА ЯГА
Тот, что о трех головах?

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
И тот, и его братья, о девяти и двенадцати.

БАБА ЯГА
Как же, как же, помню я их, родимых. И на них нашелся свой Иванушка. Али то был Добрынюшка? И посыпались их бедные головушки...

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Да, не повезло Змеям Горынычам. И брату моему не повезло. Не вовремя они жили. Тогда Русь была сильная, и родила богатырей силы немереной, доблести невиданной, ума бездонного. Где уж нашей нечисти было тягаться с ними.

БАБА ЯГА
Да что ты говоришь, родимый? Разве кто выбирает время, в котором ему жить?

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Я выбираю. Ты еще не знаешь моих способностей. За столько лет поднабрался всякой мудрости. Я научился управлять своим состоянием.


БАБА ЯГА
Состоянием? Это вкладом что ли? Сбережениями?

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Да нет. Сбережения мои сберегаются, под землей в сундуках сохраняются. Открою тебе тайну: я умею впадать в спячку.

БАБА ЯГА
Это навроде медведя, что ли? Тот, как придут холода, заляжет в берлогу, и дрыхнет без просыпу аж цельных пять месяцев. И куды только в него лезет, тут бессонницей маешьси, всю-то ноченьку глаз не смыкаючи. А потом весь день ноженьки с печи не слезаются, глазоньки не продираются... Ох-хо-хо...

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Куда медведю до меня! Последний раз я проспал триста лет!

Баба Яга отшатывается. Склонив набок голову, обходит вокруг Кощея, качает головой.

БАБА ЯГА
И как же ты, родимый, столько выдерживаешь... не емши?

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Да... так же, как и медведь.

БАБА ЯГА
Так ведь тот всю зиму лапу сосет! А видал бы ты его весной, когда он, горемычный, на белый свет вылезает, после этакого-то поста! Худущий-прехудющий, на чем только шкура держится!

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Но ведь он жив, здоров? А жир он летом нагуляет.

БАБА ЯГА
Известно, нагуляет... Ба, да как же я сразу-то не смекнула...

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Что?

БАБА ЯГА
То-то ты тощ, как хвощ. И рученьки свои до косточек во сне обсосал...

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Не мели ерунды! Последнего ума лишилась, карга беззубая?

БАБА ЯГА
(оскорбленно)
Да чего ты так расходился-то, батюшка? Я ж от чистого сердца...

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
В болоте, что ль, прополоскала? Чистого... Грубая ты очень, Яга.

БАБА ЯГА
Да и ты, родимый, деликатностью не блещешь. Обозвал женщину нехорошими словами.

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Женщина? Где?

Оглядывается. Баба Яга поправляет юбку, поводит плечами, поправляет волосы.

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Это ты, что ли женщина?

БАБА ЯГА
Ну знаешь!

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Да ладно тебе! Будем говорить прямо - ты же старая! Дожила до такого возраста, когда уже становится без разницы, женщина ты или мужчина.

БАБА ЯГА
Кому без разницы?

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Да всем. И самой себе, небось.

БАБА ЯГА
И-эх! А говорит, мудрости набрался за тыщи лет! Тьфу! Недаром говорят: ум не в летах, а в голове. Видать не зря тебе долгожительство-то дано, а в компенсацию за отставание в развитии. Долгонько же ты ума набираешься!

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Но-но, не забывай, с кем разговариваешь!

БАБА ЯГА
Круто замешано, да не пропечено! Эх, Кащей-Кащей, ума у тебя палата, да разума маловато.

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Это ещё почему?

БАБА ЯГА
Да как же, если ты за столько лет самым главным вещам не научился? Ну да ничего, проживешь еще тысчонку-другую годков, глядишь и поумнеешь... Немного.

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Ты говори, да не заговаривайся! Чего это я главного не знаю?

БАБА ЯГА
А не знаешь ты женского характера. И потому пропадёшь, как твой глупый, недалёкий брат!

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Покаркай мне еще, ворона ощипанная!

БАБА ЯГА
Вот! Снова оскорбляешь, мою женскую гордость унижаешь! Невоспитанный ты, Кощей. Некуртуазный. Лоб, что лопата, а соображенья маловато!

Хлопает Кощея по лысине.

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Как ты смеешь! Да кто ты такая?!

Баба Яга взвилась, затряслась. Крутнулась, топнула ногой. Грянул гром. Ветер завыл, нагнул ветви деревьев. Взговорила пророческим голосом:

БАБА ЯГА
Глупец! Не в урок тебе пошла безвременная кончина родного брата. Видать, вам с ним на роду написано от собственной дурости помереть! Вижу, вижу скорую смерть твою!

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
(ошарашенно)
Уй! Да что ты, Яга. Я может и грубоват слегка, да ведь не со зла. Ну да ведь, порой, чего не ляпнешь, меж друзьями? А ведь верный друг лучше сотни слуг!

Ходит вокруг отворачивающейся Бабы Яги, заискивающе заглядывает ей в лицо.

БАБА ЯГА
Хорош друг, обзывается последними словами.

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Это я сгоряча.

БАБА ЯГА
А и сгоряча, не руби с плеча! Я не Горыныч о трех головах, одна покатится, взамен три новых не вырастут. Нас, нечисти лесной, и так мало осталось, всех повывели, так что мы, последние, крепко друг за дружку должны держаться, а то пропадем все по одиночке.

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Гм... Тут ты права...

БАБА ЯГА
Ах, Кощей, Кощей. Длинну ты ночь ночевал, все на свете прозевал! Брата уморили, царства лишили, болота люди осушили, всех друзей былых: кикимор, леших, домовых - сгубили...

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Да ты что! Неужто совсем никого не осталось?

БАБА ЯГА
Так, самую малость. Да и те попрятались по глухим углам, так, что век ищи, не найдешь их там.

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Вот так ситуация, моя мать!

БАБА ЯГА
Какая я тебе мать?! По-моему, я тебе в дочери гожусь, а то и во внучки.

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
(изумленно)
Ты?! Да сколько тебе на самом деле лет?

БАБА ЯГА
Аль забыл?

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Правду!

БАБА ЯГА
Всего-навсего... Э... Пятьсот три...дцать.

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Не может быть!

Баба Яга бросается ему на шею, целует.

БАБА ЯГА
Ах, дорогой, благодарю за комплимент! Я знала, что хорошо сохранилась, но все же ты меня приятно удивил.

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Да ты..., да я считал тебя почти своей ровесницей!

БАБА ЯГА
Что?!

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Ну, может и помладше чуток, так ведь ты за собой не следишь. В летаргию не впадаешь, лишние годы не листаешь, кремами не мажешься, скоро старее меня окажешься!

БАБА ЯГА
Всё, с меня хватит! Встретились, называется, после долгой разлуки, поговорили по душам. Где моя ступа? Я немедленно улетаю!

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Ну вот, разгорелся сыр-бор из-за сосенки! Постой! Да что ты, право, на каждое слово обижаешься!

Баба Яга разыскала ступу, налаживает.

Продолжение следует.