14. Бытие того, кто существует

Сергей Михальчук
Богословская Антропология

Бытие как духовное явление.

Бытие того, кто существует.

Научное сознание и философия, как его наиболее общее и мировоззренческое проявление, считает «бытие» и «существование» синонимическими понятиями, объявляя, что - «лишь только то, что существует, имеет бытие»! И это совершенно верно с точки абсолютизации «материи», то есть такого мнения, что кроме «материи» ничего не «существует». Но если рассматривать «бытие как таковое» хотя бы как «вечное» взаимодействие «материи» и «духа», даже без утверждения того, что «дух» является творцом «материи», то мы сталкиваемся с той очевидностью, что общераспространённый и обыденный взгляд на «материю» как на «вещество», которое, взаимодействуя с энергией, усложняется, приобретая себе новые полевые формы движения: биологические, психические и пневмологические, является некоторой вульгаризацией и упрощением в понимании реального «бытия».
Появление «сознания» в процессе усложнения «материи» ставится под сомнение уже тем общеизвестным фактом, что «материя», как «вещество» способна рождаться из «вакуума» - то есть из «ничего», из «пустоты». То есть «поле» существует не только как форма движения «материи», но и как форма самой «материи», ибо не может существовать нематериального «пространства» и «поле» имеет свою «массу». И, как форма самой «материи», «поле» может предшествовать «веществу», а не только рождаться из его «движения». Поэтому, абсолютизация максимы о том, что «материя предшествует сознанию» является столь же однобокой и ущербной, как и подобная же абсолютизация идеи того, что - «дух всегда предшествует материи».
Выходу из этого «тупика» способствует только признание того устроения реального «бытия», при котором оно видится складывающимся из «нетварного» и «тварного», имеющим своё единство и единение в том, что «бытие» - это всегда «сознание» и только «сознание» имеет «бытие». Всякая «вещь» имеет бытие не сама по себе, а постольку, поскольку она является составной частью того «бытия», которое есть «сознание».
Вся эта проблема «бытия» вещей, конечно же относится к «тварности» - сотворённому миру, и воспринимается наиболее сложно в материальном аспекте «тварного» мира. Ведь «нетварность» - «духовна» и невещественна, и, поэтому чистое «сознание», не имеющая никакую «вещь» составной частью своего «бытия», предстаёт перед нами в совершенстве и полноте этой истины - «бытие есть сознание», а «сознание и есть бытие»!