От поэзии пролетарской к новому мироощущению

Сергей Сиротин
От поэзии пролетарской к новому мироощущению…
(Лекции для…)

Никто не обращал внимания на то,
служит ли литература каким-нибудь партиям
и каким именно, к чему она расположена, против чего восстаёт…
Н.А. Добролюбов

Нас утро встречает прохладой…
Борис Корнилов

Скоро вновь побегут струйки,
Скоро будет весна в цвете,
Не хочу я синицу в руки,
А хочу журавля в небе.
Семён Кирсанов

1. Пролетарская поэзия как направление в море русской литературы сформировалась в 90-х годах XIX века. Наряду со стихами и частушками авторов из пролетарской среды, чаще так и оставшимися неизвестными появляются стихотворные опыты профессиональных революционеров: Л. Радина, А. Богданова, Е. Нечаева, Г. Кржижановского. Для их стихов характерен и даже обязателен призыв к революционному действию, следование многим догмам социальной теории об избранности пролетариата в намечающемся прогрессе человечества. Эти поэты дали революционным толпам песни, отвечающие их стремлениям и самосознанию: «Смело, товарищи, в ногу…» - Радина; «Варшавянка» («Вихри враждебные веют над нами…») – Кржижановского и другие. Но многим, рождённым пролетарской средой поэтам, часто не хватало ни профессионального умения, ни общей образованности, хотя и здесь были свои талантливые достижения, например, Ф. Шкулёв со своей знаменитой песней «Мы кузнецы», надолго пережившей всю пролетарскую поэзию.
Более поздние представители этой поэзии откровенно проповедовали в своих опусах идею «грабь награбленное», один из авторов в стихотворении «Дерзости слава» писал:
Только то, что силой взято,
Будет живо, будет свято,
Будет взято навсегда…

Или ещё образчик отношения к жизни: Всё, что днём у нас разрушено,
Выстроим во мгле…
Но истинной вершиной пролетарской поэзии стал поэт Демьян Бедный (Ефим Придворов) (1883-1945гг.). Он родился в Херсонской губернии, окончил фельдшерскую школу, начал печататься с 1909-го года. Когда в 1912 году появилась газета «Правда», становится её постоянным сотрудником, пишет басни на злобу дня, а уже в 1913 году выходит первый поэтический сборник.  С 1912 года Придворов член партии большевиков, накануне октября 1917 года пишет стихотворную повесть «Про землю, про волю, про рабочую долю». Позднее, во время Гражданской войны, 1919 год, Д. Бедный прославился как автор слов песни «Как родная меня мать провожала».
В своей подавляющей массе пролетарская поэзия, а позднее и вся официальная советская литература исходила из фундаментальной статьи В.И. Ленина, вышедшей в свет в 1905-ом году, «Партийная организация и партийная литература». Основным содержанием этой статьи стал сформулированный лидером большевиков «принцип партийности литературы», который он считал высшим проявлением народности и прогрессивности в творчестве поэтов и писателей, «сознательно отдающих своё дарование на службу делу социализма». Под партийностью автор понимал, обязанность каждого художника, в широком смысле, «при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определённой общественной группы». По сути Ленин продолжал идеи Фридриха Энгельса о тенденциозности литературы, настаивая на том, что, в связи с новыми историческими условиями, идеал литературы состоит в социалистической идейности и тенденциозности. Существенной стороной принципа партийности – пролетарское представление о передовом художнике, его месте в жизни, искусстве, природе и предназначении его творчества и деятельности, что и определяется пролетариатом и его передовой партией большевиков.

2. В эпиграф вынесены строки молодых, только-только начинающих поэтов Бориса Корнилова и Семёна Кирсанова, которые по сути стали лейтмотивом творчества большинства советских поэтов 20-х, начала 30-х годов. Они вернулись с гражданской войны в драных гимнастёрках и прожжённых шинелях, в просящих каши сапогах и ботинках с обмотками, и взялись за дело поэзии в соответствии со своими идеально-революционными представлениями о жизни. В их поэзии мчались тачанки, наперекор бурям плыли утлые судёнышки, звал заводской гудок, вилась из-под рубанка золотая стружка, звенели лопаты и лозунги и была любовь, часто ко всему рабочему классу и всем угнетённым.
Рабочий поэт Алексей Гастев писал: «Мы растём из железа», а Василий Казин в стихотворении «Рубанок» показывал радости столярного труда, футурист Николай Асеев в радостно-призывном стихотворении «» от переизбытка чувств даже проговаривается об истине: Нас толпами сбили,
согнали в ряды,
мы красные в небо
врубили следы…
Стихотворение Николая Тихонова о мужестве моряков, потопивших флот на рейде Севастополя, чтобы перекрыть входы немецким кораблям «Баллада о гвоздях» стало вообще притчей для тех, кто как бы ратует за человечность за рефрен:
"Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей".
Поэт Ярослав Смеляков воспел в стихотворении «Рязанские Мараты» своих современников, вершивших мировую революцию в российской глубинке…
В это время проходит становление новой молодёжной организации новой страны «Коммунистического союза молодёжи», у которой появляются своя биография, свои традиции, свои песни: «Дан приказ ему на запад, ей в другую сторону: уходили комсомольцы на гражданскую войну…» Появился и своё гимн, написанный поэтом Александром Безыменским. И всё равно новое мироощущение молодых было шире идеологических предпочтений, оно вырывалось в стихах поэтов-комсомольцев и тех, кто поверил в новые отношения, новую жизнь. Поэт Александр Жаров писал:
Гармонь, гармонь!
Гуляют песни звонко
За каждый покачнувшийся плетень...
Гармонь, гармонь!
Родимая сторонка!
Поэзия российских деревень!
***
Твой шустрый шум,
Цветисто-пестрый гам,
Певунья перестроенных околиц,
Теперь сумел прибрать к своим рукам
Курчавый, развеселый комсомолец.
Яков Фейгин написал, посвящение погибшим в гражданской войне комсомольцам, известное всему старшему поколению стихотворение «Орлёнок», а Михаил Светлов, словно предугадав будущие события в Испании, написал стихотворение «Гренада». Интересной и своеобычной была поэзия радости жизни и её утверждения Эдуарда Багрицкого: стихи «Птицелов», «Тиль Уленшпигель», «Арбуз». Интересен своим творчеством и поэт Илья Сельвинский со своей черноглазой казачкой, подковавшей коня…, ставшей песней. Упоминавшийся уже выше Борис Корнилов с символом тридцатых годов - «Песней о встречном» был прекрасным лирическим романтиком и ещё несколько поколений молодых, радуясь теплу, свету и морю пели «От Махачкалы до Баку волны катятся на боку, И, вздымаясь, бегут валы от Баку до Махачкалы…», а Семён Кирсанов, дружок Маяковского по футуристическим скандалам, утверждал счастье бытия в стихотворении «Моя биография». Из Сибири в Москву приехали поэты Леонид Мартынов и Иосиф Уткин, на Урале появилась плеяда молодых комсомольских поэтов, из которых наиболее известны Борис Ручьёв из Магнитогорска и Муса Джалиль из Уфы. Вообще стихотворение Мартынова «След», написанное позднее, в год окончания Великой Отечественной войны на которой погибли многие поэты первого комсомольского призыва, в том числе и его земляк Иосиф Уткин, и поэт из Башкирии Муса Джалиль, стало вершиной того молодого мироощущения, с которым новое поколение Страны Советов входило в большую жизнь:
А ты?
Входя в дома любые -
И в серые,
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?

Потом их мир менялся, многие познали ГУЛаг, погибли в Великой войне, иные продолжали лирику романтических воспоминаний юности, другие, пережив многое, стали мудрее, пошли дальше, но они, уцелевшие в передрягах истории, всегда помнили о своей полной опасностей холодной и голодной, но зовущей к новому справедливому мироустройству молодости, ощущение которой они и передали в своих ранних, не всегда высокопрофессиональных стихах, наивных, честных и светлых, в них было то самое «ювенильное», по Платонову, мироощущение новизны и ожидания великих перемен для всеобщей лучшей жизни…

С. Серотян. Отпечатано 23.10.2019