4. Истоки культурной эволюции

Виктор Ефременко
                Для  любой  эволюции  живого  нужны  энергетические  ресурсы,    чтобы  поддерживать  процессы  жизни,  а  значит  гомеостаза.  Растительный  мир  получает  энергию  непосредственно  от  Солнца,  используя  реакцию  фотосинтеза,  биологические  объекты  для  получения  энергии  должны  питаться   органической  пищей  с запасённой  в  ней  энергией.  Культурная  эволюция  это  эволюция человека  в  области  переработки  информации  и  нуждается  в  подпитке    информационным  ресурсом. 
                Все  органические  ресурсы  ограничены,  поэтому  биологические  объекты  вынуждены  за  них  бороться  разными  способами.  Борьба  за  сосуществование  порождает  естественный  отбор,  выработку  и  сохранение  адаптаций  в  процессе  наследования.    Информационный  ресурс  культурной  эволюции  неограничен  по  своей  сути.  Научившись  его  добывать,  обмениваться  и  использовать  человек  получает  почти  неограниченное  могущество  и  значительное   экологическое  высвобождение.  Его  действия  не  полностью  детерминированы  условиями  среды,  появляется  некоторая  «свобода  воли».

                СВОЙСТВА  ИНФОРМАЦИОННОГО  РЕСУРСА.

               В  реальной  жизни,  когда  два  субъекта  делятся  ресурсами  (добровольно  или  в  результате  принуждения),  то  у  одного  ресурс  увеличивается,  а  у  другого  уменьшается.  Это  фундаментальное  правило  реальной  жизни,  вытекающее  из  законов  сохранения  вещества.
              Если   человек  поделился  яблоком  с  другом,  то  у  него  осталось  для  потребления  только   половина  яблока.   Благодаря  этому  свойству   и  возникают  конкурентные  отношения  живых  существ  за  ресурсы,   а   история  это  непрекращающиеся  войны человечества  за материальные ресурсы. 
                Информация  это  тоже  ресурс,   ресурс   культурной  эволюции,  но  ресурс  особый,  для  использования     которого   необходим  достаточный  разум.

               Информационный  ресурс   при   делении  им  с  окружающими  не  уменьшается  у  донора,  что  кардинально  отличает  его  от  любого  материального  ресурса. 

             Если    же  люди  делятся    информационным  ресурсом,    это   делает  обоих    богаче.  Разум   это  такой  инструмент,  который   позволяет  использовать   информацию.  А   информацией   выгодно  делиться,   потому  что  от  этого  все  становятся  богаче.

                Тот,  кто  получил,  делается  богаче  потому,  что  полученный    ресурс  может  обратить  себе  на  пользу (предполагается,  что  это  некоторый  информационно - технологический  ресурс),   а  другой,  выступающий  донором,  может  получить  аналогичный    ресурс    в будущем,   в  случае,  если  между контрагентами  установлены  доверительные  отношения.
 
             Это  свойство  информационных  ресурсов  делает  выгодным  и  эволюционно  неизбежным  процесс  объединения  людей,  наделённых  достаточным  разумом,  в  большие  агломерации  (процесс  социализации),  где  можно  общаться  и  делиться  опытом (информацией),   и где,  в  результате  общения  увеличивается  информационная  обеспеченность  каждого.  Социализация  позволяет  проводить  обмен  информацией   между  людьми,  разделение  труда,    приводящее  к  многократному   росту  производительности,    к  возрастанию  богатства (ресурсов  для  развития) общества.

             Таким  образом,  появление достаточного разума у  HS  делает  возможным  пользоваться  информационным  ресурсом,   который обладает  таким  замечательным  свойством.   

                ЭФФЕКТИВНОСТЬ  КУЛЬТУРНОЙ  ЭВОЛЮЦИИ.

Не  прямохождение  человека,  т.е.  передвижение  человека  на  двух  конечностях,  и  не  труд  сделали  Homo sapiens  человеком,   как  об  этом  пишут  эволюционисты  философы.  Это  только  сопутствующие  факторы  данной  метаморфозы.

Два   фактора   сделали  культурную  эволюцию  эффективной:

1.  Развитый  разум   и  созданные   им   продвинутые  языки  общения,  позволившие  эффективно  работать  с  информацией.
2.  Свойство  информационного  ресурса - при   делении  им    с  окружающими  не  уменьшаться  у  первоначального  обладателя.

               Человек    сумел,  живя  сравнительно  небольшими  сообществами  охотников-собирателей  создать  развитые  языки  общения,   а  его    разум  позволил  извлекать  из  повседневного  опыта и  систематизировать  полезную  информацию.  Например,  разум  подсказал,  что  можно  не  кочевать,  собирая  добычу и  охотясь,  а  жить  на  одном  месте,  выращивая  то,  что  можно,  одомашнивая  животных  и   разводя  домашний  скот.  Создание   же    сравнительно  больших  поселений  выявило  пользу  от  кооперативного  взаимодействия,  ведь  в  таких  поселениях  уже  возможно  разделение  труда,  обмен  информацией,   возрастает  защищённость  от  возможных    агрессивных  действий  соседней  популяции.
            Инструментом,  позволяющим  владеть,  использовать, обмениваться  информацией   являлись  языки  общения.
 
                ПРАВИЛЬНОЕ  РАЗДЕЛЕНИЕ  ТРУДА.

                Открытая  Ч.Дарвиным  изменчивость  видов  распространяется  и  на  вид  Homo  Sapiens.       Только  малый  процент  одаренных  людей в  социумах способны  информацию  извлекать  и  так  её  препарировать  в  мозгу,  чтобы  она  оказалась  полезной  для  жизни  не  только  их,  но  значительного  числа  людей.  Поэтому  и  нужны  большие  агломерации,  в  которых  будет  некоторое  количество  таких  людей.

              Богатство  народов  не  в  накопленном  золоте,  оно  в  освоенных технологиях,   в  способностях  к  развитию  инноваций,  в    разделении  труда,   в  правильном  использовании  информационного  ресурса. 
Для  инновационной  деятельности  нужен  коллектив  творческих людей.   В  одиночку  она  не  делается.
   
          Правильное  разделение  труда означает,  что именно Архимед (люди  подобного  склада)  думает,   изобретает,  познаёт,    Геракл  совершает  подвиги, Македонский завоевывает  Индию,  Абрам  и Иосиф  как самые  умудрённые,  сочиняют  религиозные  тексты, которые  продиктованы  якобы сверху,  а  простой  человек  усердно трудится в соответствие  со своей квалификацией.  И  всё  начинает  быстро развиваться  из-за  кооперации  усилий. Но  это  идеал.  В  жизни  не  совсем  так  происходит.

         Но  всё  же  в  большом  сообществе  больше   умных, одарённых  людей.  И  если  один из  них изобретает  колесо,  идея колеса  становится   общим достоянием,  и сегодня весь  мир  уже на  колесах.   А  ведь  был  кто - то   первый,   который  придумал.
 У   А. Твардовского  в  «Василии  Тёркине»  эта  мысль  про  инновации  применительно  к   полевой кухне  на  войне сформулирована  так.

Дельный, что и говорить,
Был старик тот самый,
Что придумал суп варить
На колесах прямо.

                На    пути социализации  у  Homo sapiens   было  существенное  препятствие.  Это  внутривидовая  агрессия.  Она  оправдана,  является  адаптацией,  на  условия  существования  в  давние  времена,  когда  каждый  чужак  на  территории  племени,  считался  врагом    и  подлежал  изгнанию,   поскольку  территория  предоставляла  племени  пропитание,  точно  так  же    сейчас  происходит  в  мире  животных. 
Для  использования  информационного  ресурса   и  деления  им  требуется  некоторое  доверие в  больших  социумах.

                ПРЕОДОЛЕНИЕ  ВНУТРИВИДОВОЙ  АГРЕССИИ.
 
         На  траектории  биологической  эволюции  HS   удерживался  теми  адаптациями,  которые  были  выработаны  в  предыдущие  периоды. Генетические  адаптации  это  всегда  модификация  генома  к  прежним  условиям  окружения  и  в  этом  смысле  они  являются  устаревшими,  так  как  сами  условия  окружения  меняются  со  временем.
                Так,  например,  в Африке,  родине   HS,   до  сих пор  прайдами  живут  львы,  помечая  свою   территорию.  Всякий  лев,  вторгшийся  на  чужую  территорию, рассматривается  вожаком  прайда  как  враг,  который должен  быть  изгнан  или уничтожен.    Ведь  территория  обитания это  вопрос  питания  прайда.

              Точно  также  древние  охотники - собиратели  считали  врагом  всякого HS находящегося на  их  территории,  не  принадлежащего  их  роду. Тут  и  нужна  агрессия,  чтобы  уничтожить  или  изгнать  чужака.
               Надо  понимать,  что  такое  поведение  генетически  обусловлено,  можно  даже  сказать,  что  это  есть  генетическая  адаптация,  которая  сидит  еще  и  в  наших  генах, может  быть  в несколько  смягченном  виде.   Адаптация  эта  проявляется  как  инстинкт,  который  создаёт  определённый  паттерн  поведения.
           Примитивные    люди ещё  в  недавние  времена  не только  умерщвляли  своих  врагов,   но делали  это с особой  жестокостью - закапывали живыми,  снимали  скальпы и прочее.      Делали это без  всякой  видимой  необходимости,  по  приказу своего    первобытного  инстинкта.   Подобное  поведение  описано  Ч. Дарвиным,   наблюдавшим,  как  аборигенов  на  Огненной  Земле  колонисты  убивали  просто  потому, что  «они  быстро  плодятся».
                Следовательно,  для  преодоления  (сдерживания    врожденного  инстинкта)  агрессии,   требуется  создать  в  мозгу  некоторые  моральные  запреты,  блокирующие  этот   инстинкт.   Следует  изменить  ментальность   человека,  изменив  в   процессе  воспитания  функциональное  состояние отдельных  узлов  мозга.
             В  религиозной  информации   о  «правильной  вере»   поэтому  кроме  сведений  об  устройстве  мироздания    имелись  и  сведения  некоторого  морально  этического  свойства.  На   примерах  показывалось,  как  надо  вести  себя  в  обществе  себе  подобных  и  описывались  кары,  которые  в  случае  нарушения  этих  моральных  норм  будут  наложены  на  провинившегося,  после  его  смерти  на  этой  Земле.   Жизнь  предполагалась  вечной, а  душа  бессмертной, так  что  кары  это  серьёзное  наказание.   Среди  этих  моральных  запретов  был,  как  правило,  и  принцип  «не  убий».  Религия  оказалась  важным  институтом  воздействия  на  ментальность  людей   в  смысле  сдерживания  агрессии  к  себе  подобным.
        Внушение  первобытной  религией  некоторых  моральных  норм  и  правил  поведения  человека  в  различных  ситуациях,  создание  некоторых  общих  для  всех  правил  запрета,   являлось  очень  важным   для  жизни  в  социальном  обществе.
         Без  этих  правил, как  показывает опыт, отношения  оказывались  запредельно   жестокими,  и ни о каком  сотрудничестве  речи  идти  не  могло.

          Бог  или  боги  присутствуют  во всех  религиях,  но не они  составляют  сущность религий.   Их  надо рассматривать как  способ доведения  религиозных  знаний  откуда-то  сверху,   от культовой  фигуры,   чтобы  у  верующих  не  возникало   даже   мысли  их  оспаривать  или модернизировать. Дело  в  том,  что  процесс  репликации  информации  в  мозгах  далеко  не  такой  точный,   как  процесс  репликации  ДНК.  Вот,  чтобы  его  сделать  более  точным  и  нужны  недоступные  боги  в  религиях. Других  функций  у  них  нет.  Для  подтверждения  это  мысли   можно  вспомнить  игру  "Испорченный  телефон",  где  уже  после  нескольких  репликаций,  информация  изменяется  до  неузнаваемости.
          С  помощью  внедрения  в  сознание  религиозных  правил  поведения,  ограничивавших  агрессию,  предусматривающих  кары  за  нарушения  предписаний,   видимо,  и удалось  в значительной  мере  обуздать эту  генетическую  адаптацию   (Агрессию  к  чужаку).     Заметьте,  не  уничтожить,  а  именно  обуздать,  ведь  мы  же  геном  перестроить  не  можем.  А  гены  создают в  ходе  каскада  последовательных  биохимических  реакций,  влияющих  на  нервную  систему  и  мозг    врождённые  инстинкты.  Непосредственно  в  генах  зафиксированы  только  правила  построения  белков  из  20  имеющихся  аминокислот.
             Агрессия    еще сегодня  внутри  нас  клокочет,  а  выход  для  неё  перекрыт   в  той  или  иной  мере   моральными  запретами  в  мозгу. Сдерживание  этих  эмоций  недёшево  обходится  человеку,  в  смысле  его  физического  здоровья.  За  всё  приходится  платить.  Но  выигрыш  больше.   На  этом  этапе  перехода  популяции   от  существования   родовыми  племенами   к  существованию  в  виде  больших  агломераций,  где  агрессия  индивидуума  должна  быть  как-то  обуздана,    религия  сыграла,  по  видимому,  значительную  роль.

                МНЕНИЕ  Ф.ХАЙЕКА.

            Такой  же  примерно  позиции  по  поводу  объединения людей (социализации) придерживается    философ  и  экономист  либерального  направления,  Нобелевский  лауреат  Фридрих  Хайек  в  работе  «Пагубная  самонадеянность».
Цитата.
«Зачастую эти правила (мораль)    запрещали индивиду совершать поступки, диктуемые инстинктом.    Образуя фактически новую и отличную от прежней мораль, они сдерживают и подавляют «естественную мораль», т. е. те инстинкты, которые сплачивали малую группу и обеспечивали сотрудничество внутри нее, блокируя и затрудняя этим ее расширение.
Однако решающим в превращении животного в человека оказалось именно обуздание врожденных реакций, обусловленное развитием культуры.
Нормы и привычки, усвоенные в младенчестве, становятся такой же частью нашей личности, как и то, что уже направляло наше поведение, когда усвоение только начиналось».