Глава 2 Продолжение. Колодец

Игорь Юзипович
Историю эту рассказал один прогуливающийся в парке с которым я разговорился и мы познакомились ближе.Зовут его Виктором Ивановичем Лошадкиным. Он уже,как водится давно пенсионер и за свою службу не очень хотел рассказывать,но кое-что сообщил из своей жизни и мне показалось интересным такая история.Началась она 45 лет тому назад и надо думать в советское время 1975 года.Не так далеко от Фёдоровского парка,а тогда сквера или даже и не знаю,как там можно было это назвать,был странный колодец.И вот как то наш Виктор Иванович собрался сходить за водой к колодцу,а с колодцем этим связывали одну историю произошедшую в те времена и почти мистическую.Подъехал к этому колодцу цыган на лошади,сам слез и хотел воды напиться,может быть и лошадь попоить,но эта коняга стояла - стояла,да возьми и околей прямо здесь не успев и напиться...Цыган конечно опечалился,позвал своих земляков и забрали бренные останки,а народ глядя на это зароптал,мол вот знамение не иначе и к колодцу больше не ходили,а потом он и вообще пересох.Сейчас уже, Виктор Иванович, и место точно не помнил где?
 - Вот так и мы - живём,живём и бац,и на тот свет перекочёвываем,-сказал,Виктор Иванович, с философским каким то  подтекстом...И вот отсюда собственно и начинается его история.Пойти то он за водой пошёл,а вернулся через 45 лет ,как водится на старости уже лет.И что его тогда понесло от колодца да шататься по белому свету,до сих пор он не знает.Какая то пелена словно...Но путешествовать  то он всегда любил,а тут вроде бы как то,кто то издалека,будто голосом пошли мол родной ,чего это ты? и ПОШЁЛ НАШ ГЕРОЙ НА ВОКЗАЛ ВНАЧАЛЕ, ЕЩЁ НЕ ЗНАЯ ТОЧНО УЕДЕТ он и куда нелёгкая его понесёт?А там уже и электричкой вначале уехал до какой то конечной станции,а дальше тоже всё перекладными и бесплатно...Так он и доехал на Дальний Восток,там пристроился в каком то поселении заработать немного денег,чтобы отправится дальше.Так он и путешествовал,заканчиваются деньги он снова устроиться хоть кем - лишь бы платили,с постоем на месяц или два,проблем не было.А уж,если сладится с одинокой женщиной,так и ещё лучше бесплатно поживёт и дальше,как приспичит уезжает, не оглядываясь.Что только человеком и двигало и как только сил хватало так жить не оседло?
- Ну,вот сам посуди,-говорил В.И.Лошадкин,- я в аккурат проехал весь Советский Союз от одного края Дальнего Востока до города Калиниграда. И всё трудился подённо,подкоплю малость и вперёд куролесить дальше.Ничего не держало,никому не должен,никто не управляет тобой,сам себе хозяин.К женщинам я, как то не очень был падок,а вот,чтобы никто не мешал и не дёргал,это я очень уважал и приятно мне было.Так получилось ,что и не болел я вообще то!..Был на Куршском заливе в Полесске бывшем Лабиау...
- Веришь,-горячился почему то В.И.Лошадкин,- жизнь везде в союзе одинакова была!А вот когда перестройку затеяли,вначале даже ещё лучше было,вольнее - что ли?А потом люди стали осторожнее.Вот и стала закрадываться мысль пора мол и своих проведать,затянулась мой эпопея за водой к колодцу...Ну,вот и подумай,связано ли это с этим местом в парке,где мы сейчас с тобою топчемся или нет?..Вот ты мне говорил давеча,что вот мол здесь происходит всякая чертовщина,так Бог же это всё знает?Может быть и мистика какая,а может быть и природное какое необъяснимое явление?Это надо поднять документы и начать исследовать,что здесь было то раньше...
  Вот я и начал смотреть что и когда?.."Первое упоминание Бескудникова, давшего название району на севере столицы, находим в писцовой книге 1584 г., где записано: «…за вдовою за Овдотьею за Немчиновскою женою за Индриковою да за её сыном за недорослью за Некрасом старое мужа её поместье деревня Безкунникова на речке на Лихоборе, а в них двор вдовин с детьми да три двора крестьянских, а людей в них тоже». Судя по всему, речь в этом отрывке идет о вдове прибалтийского рыцаря Индрика (латышская форма имени Генрих), упоминаемого летописью под 1558 г. Как известно, в этом году началась Ливонская война. Описывая развернувшиеся военные действия, Никоновская летопись сообщает: «Того же месяца прислал маистр Ливонской Гедирт человека своего Индрика с тем, что старого маистра Виглима скинули, а его маистром учинили, и царь бы его государь пожаловал, рать свою унял». На эту просьбу Иван IV высокомерно заявил, что если магистр хочет «государева жалованиа», то должен сам «бить ему челом» и тогда он его «пожалует». С такой неутешительной новостью Индрик вынужден был вернуться обратно. Бои продолжались, а вскоре под ударами русских войск пал Юрьев и ещё два десятка мелких ливонских городков. Во время взятия одного из них в плен, вероятно, попал и Индрик. После окончательного разгрома Ливонского ордена он, очевидно, переходит на русскую службу и получает в награду подмосковное поместье.
     Приведённый нами отрывок писцового описания интересен и тем, что здесь фиксируется ранняя форма названия селения — Бескунниково. В глубокой древности словом «куны» обозначали деньги. Однако, вероятнее всего, эта бывшая деревня к ним не имеет никакого отношения. Среди мелких служилых фамилий русского государства известен род Бескунниковых, с которым и следует связывать происхождение этого названия.
   Через четыре десятилетия, в 1627 г., деревня, ставшая называться Бескудниковом, находилась в поместье за князем Львом Волконским и московским дворянином Лукьяном Мясным. На половине каждого значится двор помещика, где живут «деловые» люди. Из тогдашних владельцев поселения более известен последний. В 1616 г. Лукьян Иванович ездил послом в Вену.
 В 1670-х годах Бескудниково значится вотчиной Петра Ивановича Савина, а в 1704 г. в сельце находились «двор вотчинников, двор скотной, людей в них 6 человек, пять дворов крестьянских, людей в них 27 человек». Из переписной книги 1709 г. узнаем, что под конец жизни Пётр Савин отдал имение царевне Наталье Алексеевне, любимой сестре Петра I : «…по сказке то де сельцо ударил челом он великой государыне благоверной царевне Наталье Алексеевне… А ныне он, Пётр, того села вновь переписывать вотчииниковых и крестьянских дворов не дал, а сказал: того де сельца без указу её, великой государыни благоверной царевны Натальи Алексеевны, переписывать он дать не имеет для того, что то де сельцо присудно Танинекой волости»...
   Наталья Алексеевна была всего на год с небольшим младше Петра I В детстве у них были общие слуги и учителя, и царевна разделяла многие забавы и увлечения брата. В историю русской культуры она вошла своей страстью к театру — в её покоях ставились пьесы, нередко ею же и написанные. Важную роль играла она в отношениях Петра I с его сыном — царевичем Алексеем. После того как царь заточил свою первую жену в суздальском Покровском монастыре, Наталья Алексеевна взяла к себе царевича. Скончалась она летом 1717 г., и Бескудниково перешло в состав дворцовой Тайнинской волости..."

   Пока на этом наверное и закончим главу нашу о колодце и Викторе Ивановиче Лошадкине,исторически подтверждёнными данными о нашем САО Бескудниковский.Но наверное позже я ещё дополню исследование нашего парка и района,может быть и всплывёт, что-нибудь эзотерическое и интересное!