Алёна старица

Татьяна Эхо
«Встану я, благословясь. Пойду-перекрещусь… За Русь святую, за дело правое, на кровопийцей-бояр. Я смерти  не боюсь. Аминь!» Из берестяной грамоты Алёны-старицы.

Царём Алексеем Михайловичем в заокские леса для усмирения разинского бунта был прислан воевода Долгорукий. По его отписке мы узнаём, что попавший в плен у села Кременки Кадомского уезда есаул Андрей Осипов «с пытки сказался … что… в Шацком де уезде ходит баба-ведунья, вдова, крестьянка Темниковского уезду Красной слободы, и собралось де с нею воровских людей шестьсот человек…»
Небо на западе было объято багровым заревом. В огненно-рыжих лучах тонули верхушки деревьев. Постепенно закат потускнел, и землю начинал окутывать мрак. По лесной тропе двигалась чёрная фигура молодой монашенки. Женщина шла не торопясь, ведя за уздечку коня, сосредоточившись на своих нелёгких думах, что с детства терзали душу. Видела она вокруг себя бедствия народные, как задыхались в нужде крестьяне, работая пять дней на господ и один на себя, надрываясь, голодая. Света не видели, а жили в курных избах. Господа же в хоромах да палатах живут, нужды не знают, у мужика последнее отнимая, обрекая на голодную смерть. Шёл 1670-й год – запылал повсюду огонь восстаний. Узнал народ об отце-заступнике Степане Разине. Из уст в уста передавались его слова: «Иду я с войском даровать вам волю … И хочу так учинить, чтобы всякий был равен другому». Выбор сделан бесповоротно, безоглядно: идти за правду, за бедный люд биться. Будь, что будет! Придётся голову в неравной борьбе сложить – так что ж, за дело народное никакая смерть не страшна. Билось при этих мыслях сердце в груди монашенки.
Монашенок в то время называли старицами, а было ей не более сорока лет.
Родилась Алёна в крестьянской семье в Выездной Слободе вблизи города Арзамаса. В то время замуж отдавали в тринадцать-пятнадцать лет.
И сколько ей было, когда овдовела неизвестно, но, возможно, тогда и постриглась в монахини Николаевского женского монастыря, где обучилась грамоте и искусству врачевания. Не принимая душой монастырских устоев, что по тому времени уже само по себе – крамола, Алёна ушла в скит, где лечила больных и помогала людям. Изредка появлялась в близлежащих селениях. А в соседних со скитом деревнях крестьяне бились в беспросветной нужде. После тяжёлой и затяжной зимы осталось только семенное зерно. Его и приказано было безжалостно изъять. Просьбы крестьян об отсрочке были напрасны. Нет больше сил, терпеть! И Алёна встала во главе вспыхнувшего бунта. В начале ей удалось собрать небольшой отряд, который двинулся на соединение с отрядом Фёдора Сидорова, одного из атаманов Степана Разина.
По дороге присоединялись к войску Алёны крестьяне разных национальностей: русские, татарские, мордовские. Откуда же взялась в этой женщине такая могучая сила? Если ты не можешь равнодушно смотреть на страдания простого народа, находящегося в рабстве, и любовь к нему сильна настолько, что, вставая на путь борьбы, ты без колебаний готов принести себя в жертву, то непременно это вызовет отклик в сердцах людей. Алёна ничего не хотела для себя. Она ходила в мужском платье поверх монашеской рясы, в боях надевала доспехи, была равнодушна к богатству и почестям. Лишь о народе болела её душа.
После соединения с отрядом Фёдора Сидорова войско Алёны составляло семь тысяч человек. О её храбрости ходили легенды. В бою страха не знала, отвагой своей превосходила мужчин. После сражений Алёна лечила раненных. В её войске было мало обученных военному делу казаков, в основном, оно состояло из беглых крестьян, вооружённых чем попало. Оружие добывали в бою.
Отряд Алёны занял Темников. Два месяца она вместе с казаком Фёдором Сидоровым управляла городом. Возмущённые произволом бояр, они пытались восстановить справедливость, принимая решения в пользу бедного люда. Но на Арзамасский уезд двинулось войско под командованием князя Долгорукого. Арзамас был потоплен в крови. Всюду виселицы, колья. Массовые расправы наводили ужас на обывателей. Царь послал Долгорукому подкрепление, и вооружённые, хорошо обученные царские войска двинулись на Темников. Решающий бой произошёл тридцатого ноября у села Вендяпино. Повстанцы потерпели поражение. В оставшийся без войска город Долгоруким был послан голова Волжинский с отрядом. Алёна оставалась в Темникове. Когда Волжинский с войском вступил в город, уцелевшие повстанцы обороняли лишь избу воеводы и собор. Из собора били без промаха стрелы Алёны. Ещё семь врагов на счету. Закончились стрелы… Теперь всё пропало. Алёна бросилась к алтарю. Боже! Только бы хватило сил быть стойкой до конца… Нельзя, нельзя сдаваться… Раздался треск сломанной двери. А воевода с войском подходил к Темникову. Уже виднелись вдали стены.
Во все времена встречалась категория людей, которых нынче называют обывателями. Живут они тихим сапом, внимательно смотрят на всё происходящее вокруг, принюхиваясь, как собаки, наблюдают не для того, чтобы постичь истину, а лишь для того, чтобы извлечь выгоду, а если жаренным запахнет – немедленно спасать свою шкуру. Нашлись такие и в Темникове. Те самые, что предали...
Не дойдя двух вёрст до города, встретили Долгорукого протопоп, священники и дьяконы и «темниковские всяких чинов люди, и некоторые крестьяне с иконами…». В своей отписке Долгорукий сообщал царю: «…а нам, холопем твоим, говорили с великим плачем, что де, государь, они у воровских людей в Темникове и в Темниковском уезде были поневоле…» За ними вели восемнадцать связанных повстанцев. С ними была Алёна. «Да темниковцы ж грацкие люди привели к нам, холопьям твоим, вора и еретика старицу, которая воровала и войско себе збирала и с нею ж принесли воровские заговорные письма и коренья. И мы, холопы твои, того приводного попа и крестьян расспрашивали и велели пытать и огнём жечь», – читаем мы в «отписке» Долгорукого.
На допросе, оказавшись перед лицом злобного врага, Алёна сохраняла спокойствие. О себе сказала коротко:
– Алёною зовут, города Арзамаса, Выездной слободы крестьянская дочь.
Спрашивали о том, как она стала монахиней, была ли замужем. Может, вообще не отвечать? Вся жизнь Алёны промелькнула перед ней в ту минуту, да не им, собакам боярским, о её жизни судить.
– Была замужем тое ж слободы за крестьянином, а как муж умер, постриглась в монахини.
Известно, что замужем тогда тяжело крестьянкам жилось. Отчего умер муж Алёны? Надорвался ли на тяжёлой работе, как многие крестьяне в то время, или погиб от жестокости помещика? А вдовья доля ещё тяжелее. Помещик мог продать вдову кому угодно. Единственным спасеньем в её положении был монастырь. Что касается веры, будучи раскольницей, Алёна считала свою веру единственно правильной и истинно русской.
Что люди шли за Алёной-атаманом, что были победы, да ещё о том, что лечила людей, Долгорукий и так знал. На вопросы же, касающиеся её военных тайн, Алёна отвечать не стала. Встречалась ли она со Степаном Разиным или действовала самостоятельно, мы не узнаем никогда. Но Долгорукий писал: «…И была во многих местах на воровстве и людей портила. А в нынешнем де, государь, во 179-м году пришед она в Темников и збирала с собою на воровство многих людей и с ними воровала, и стояла в Темникове на воевоцком дворе с атаманом Федькою Сидоровым и ево учила ведовству». Велел Долгорукий пытать Алёну, но молчала она. Держалась настолько стойко, что иным мужикам не под силу. Жгли её огнём, но не услышали стонов и шептали, поражённые, что ведьма она, боли не чувствует.
Приговор Долгорукого гласил: «Приводного попа и крестьян за их воровство казнить смертью, повесить около Темникова, а вора старицу за её воровство и с нею её воровские письма и коренья сжечь в срубе». «Выслушав приговор, она осталась совершенно спокойна и не высказала ни малейшего страха смерти», – писал неизвестный свидетель с английского корабля «Царица Эсфирь».
Кровавый отблеск утренней зари окрасил снег и покрытые инеем ветви деревьев. Морозным утром пятого декабря повели Алёну на городскую площадь, куда по приказу Долгорукого сгоняли жителей Темникова. Босая, в одной рубахе, шла Алёна по снегу, гремя цепями. Вот и площадь. Она вглядывалась в лица людей, за которых сражалась. Надобно сказать на прощание самое важное, успеть. Не всегда нам терпеть поражения, нет! Когда же все будут едины, не дрогнут, не свернут с пути, не одолеет нас никакой супостат. И, сверкнув очами, Алёна звонко произнесла свои последние слова:
– Если бы сыскать поболе людей, которые поступали бы, как им пристало и бились так же храбро, тогда поворотил бы князь Юрий вспять.
Эти слова сохранились в России в народных преданиях, а в Европе они были запечатлены в вышеупомянутом памфлете, который назывался «Известие, касающееся бунта, недавно поднятого в Московии Стенькою Разиным».
На площади Темникова был сооружён сруб из дерева, наполненный сухими ветками и соломой. Алёна перекрестилась по-старообрядчески двумя перстами и смело прыгнула в сруб, захлопнув за собой крышку. И даже когда пламя охватило сруб, не услышали от неё ни единого звука. Взметнулись огненные языки в небо, чёрный дым заслонил на миг солнце, словно, померкло оно, когда перестало биться отважное сердце заступницы народной.
Примечание.
Информация о методах лечения Алёны дошла до наших дней. Можно только поражаться, каким умом и талантом обладала эта женщина. Она не только разбиралась в травах, но и подошла к пониманию таких вещей, о которых в Европе слыхом, не слыхали. Знание о том, что Алёна лечила банной плесенью холеру и гнойные раны, было использовано советскими учёными Ермольевой и Балезиной. В 1939 году созданный Ермольевой бактериофаг помог сохранить жизни многих людей при вспышке холеры в Афганистане, а выделенный в годы Великой Отечественной войны пенициллин помог спасти миллионы жизней раненных. Пенициллин Ермольевой и Балезиной был гораздо активнее американского аналога.