Самая главная пуговица - Быстреее, Павлушка! А то

Валентина Кузнецова 7
                Самая главная пуговица
- Быстреее, Павлушка!  А то я на работу опаздываю, - поторапливает отец сынишку, - да и баба Поля, наверное, заждалась.
- Пап, а почему мы к ней так редко ходим?
-  Так нужды не было. 
- А сегодня  нужда есть?
- Есть, есть и зовут её ка-ран-тин,- растягивает отец  по слогам, нажимая на кнопку звонка. Дверь открывает бабушка и с порога засыпает Павлушку поцелуями.
- Заходи, заходи, дорогой! Совсем забыл бабушку. Давненько  не был!  Чем живёшь, чем  дышишь?
- Ба! Ты что же не знаешь, что все люди одним  воздухом дышат?
- Дышат-то одним,  да только по-разному,- улыбается баба Поля,- что в садике новенького?
- А садик закрыли на ка-ран-тин, - рапортует пятилетний внук, подражая отцу.
- Во, как! Чем же вы заболели?
- Забыл, как называется. Ну, это, когда зелёнкой всех рисуют!
- Уж не ветрянкой ли?- хитро прищурившись, спрашивает   бабушка.
- Ветерянкой! Ветерянкой, – поддакивает внук,- так что сегодня тебе придётся со МНОЙ играть.– А потом, оглядевшись по сторонам, добавляет,- вот только где? Комната уж больно маленькая. У тебя  денег на большую что ли не хватило? Услышав такие слова, отец густо краснеет.
- Ты, балясник, раздевайся быстрее,- недовольно ворчит отец и торопится  к двери.
- Раньше-то у нас  была, большая трёхкомнатная квартира, - отвечает бабушка, - но, когда твоя  мама замуж вышла, пришлось разменять её. Вы стали жить в двухкомнатной, а мы с дедом - в однокомнатной.
Внук растопыривает пальчики, сравнивает один и два, а потом изрекает:
- Нечестно! Это плохо!
 Бабушка мило улыбается, гладит внука по голове и приговаривает:
- Всё хорошо, Павлуша! И плохое, и хорошее. От плохого человек крепче делается, а от хорошего у него душа  расцветает!
- Я тебя очень, очень люблю, - ластится внук к бабушке,- во что мы будем играть?
- Играть-то в садике будешь, а  здесь мне помощник  нужен. Достань, пожалуйста, очки и  вон ту коробочку. Внук подставляет к тумбочке стул, залезает на него и снимает цветную шкатулку, сделанную из старых открыток.
- Павлуша, разыщи-ка две синие пуговки, которые нанизаны  на нитку. Я их тебе на курточку пришью, твои-то потерялись. Внук открывает крышку, разыскивает синие пуговки и начинает их считать.
- Один, два, три, четыре, пять!  Их здесь не две, а пять!
- Выходит, ошиблась, запамятовала. А вот, что они на платьице твоей мамы были, помню. Я его к ноябрьским праздникам  ей сшила. Как она обновке радовалась! Трудное было время, в магазинах-то шаром покати! Так я его из своей синей кофточки выкроила. Белым воротничком отделала. Красивое, нарядное получилось платье. Только вот беда, на самом видном месте маленькая дырочка от утюга осталась. Думала, думала, чем её закрыть. А потом  пуговки белой тканью обтянула, соединила друг с другом, и получилось украшение в виде цветочка. Внук перебирает пуговицы и восхищается.
- Ух,ты! Сколько их здесь! И ты про них всё помнишь?
- Как же не помнить, если я их сама срезала, ниточкой соединяла и лоскуточек ткани пришивала. Посмотришь на ткань и сразу вспомнишь вещь, на которой эти пуговки были. Потом она находит в коробочке голубенькие с перламутром пуговки, нежно гладит их морщинистой рукой и, глядя куда-то вдаль, выговаривает:
- А эти пуговки от моего платья. Его мне  твой дедушка на день рождения подарил! Как сейчас помню. Просыпаюсь утром, а на спинке стула  платье новое висит. Обрадовалась я! Такого красивого платья ни у кого  в деревне не было!Внук рассматривает пуговицы, перебирает их, гладит и вдруг останавливается на маленькой коробочке. В ней всего одна пуговица. Павлушка кладёт её на ладошку и внимательно разглядывает. Старая, сплющенная железная пуговица слегка переливается  позолотой. А вот края совсем потускнели, обтёрлись.
- Ба! А ты зачем хранишь эту дырявую пуговку?  Она же старая, и ушко у неё сломалось. Теперь её не за что пришивать. Бабушка берёт старую  пуговицу в руки, нежно  гладит по металлической поверхности  и, смахнув уголком платка набежавшую слезу, медленно, нараспев выговаривает:
- Это, Павлуша, пуговица не простая - солдатская. Дедушка твой с войны её привёз. Она, можно сказать, тут  самая главная пуговица, потому что твоего деда  от смерти спасла. Фашистская пуля  ударилась о неё и сплющила. Если бы не эта пуговица, то деда в живых бы не было! Берёг он её и  хранил  как талисман. В каких только сражениях не побывал, но Бог миловал, домой пришёл  без единой царапины. Проделал в пуговице дырку, продел в неё шнурок  и  с тех пор эту пуговицу всегда носил при себе. Сколько лет она оберегала его. Как-то Гриша  поехал в делянку дрова готовить, а талисман-то дома забыл. Деревом его там и придавило. Вот как бывает: деда давно в живых нет, а пуговица живёт. Бывает затоскую, возьму её в руки и сразу становится легче, будто с ним самим поговорила. Выходит, мама твоя ничего тебе про дедушку и не рассказывала,- вздыхает баба Поля. Павлушка крепко прижимает пуговицу к себе и  заглядывает бабушке в глаза.
- Нет, не рассказывала. Ба! А он меня сейчас слышит?
- Я думаю да! Он так мечтал о внуках. Жалко, не дожил. Теперь бы  порадовался!  Вон какой помощник вырос!- Бабушка прижимает к себе внука, целует его в макушку и приговаривает,- а теперь пусть эта пуговка тебя оберегает, да про деда напоминает.
Вечером вся семья собралась за столом.
- Ну, рассказывай, Павлушка, во что у бабушки играл?-спрашивает отец.
- Некогда нам было играть. Мы с бабушкой не пустяками, а делом занимались,- серьёзно заявляет сын.- Пап, а где у нас пуговицы хранятся?
- Эх, сынок, они у нас не хранятся, а только всё время теряются! – улыбается отец и показывает рукав рубашки, где на месте  пуговицы остались только нитки.
- Ничего,- успокаивает Павлушка отца,- вот вырасту, замуж выйду, коробочку сделаю и буду в неё пуговицы и истории собирать!
- Какие такие истории?- спрашивает мама.
- Эх, мама,- вздыхает Павлушка,- а ты и вправду про деда Гришу ничего не помнишь?  После таких слов взрослые недоумённо переглядываются и краснеют, а старшая сестра  укоризненно качает головой.
- Ничего у тебя, Павлушка, не получится!
- Это почему?
- Потому, что, во-первых, мальчишки замуж не выходят, а женятся. Во-вторых, пришивать пуговицы - это девчачье дело!
- Неправильно это! Такое ответственное дело нужно поручать только мужчинам!
Перед сном  мама подошла к  детской  кроватке. Сын мирно посапывал, зажав в кулачке солдатскую пуговицу. Она поправила одеяло, поцеловала Павлушку, разжала его кулачок и  положила пуговицу  рядом на тумбочку.
- Ну, надо  же! Папина! Спасибо тебе, мама, что ты сумела её сохранить,- шепчет она, и на глазах появляются слёзы.
Утром отец проснулся раньше всех и стал тормошить сына.
- Вставай, вставай, засоня!
- Я хочу спать,- канючит Павлушка,-ты же сказал, что сегодня выходной!
- Просыпайся, просыпайся, лежебока! Нас ждут большие дела!
- Какие такие большие?
- Самые настоящие, мужские,- улыбается отец и показывает сыну лобзик.
   ... К вечеру на комоде, на самом видном месте, в красивой рамочке появилась фронтовая карточка деда, а рядом закрасовалась  ажурная  шкатулка, в которой  лежала  начищенная до блеска солдатская пуговица.
19.10.2019г.
-