А ты мой хороший живи!

Светлана Куц
                Памяти отца Куц Григория Васильевича посвящается.

Григорий сидел на берегу реки Рейна.  Волны,  словно  провинившиеся собаки, ползли на брюхе, чтобы попросить  прощения, лизнули сапоги. Григорий  кинул камешек в  реку, словно хотел прогнать собаку Речка, речка,  кого ты  вспоила? Фашистов? А как же Гётэ, он здесь ни причём. Григорий любил перечитывать этого немецкого  поэта. Эх река! Нет, наш Днепр лучше, а милее сердцу его речушка Ворсала, что  течёт на Полтавшине. Вспомнилась Родина: родители,  вареники,  борщ, сало. Четыре года он мечтал об этом. По  щекам потекли слёзы. Кажется мечты  исполнятся, ведь конец этой проклятой войне. В подтверждение его словам, кто-то кричал «Ура!», стреляли из всех видов оружия. 
Сколько раз за эти годы он поменял экипажа его  машины боевой. Сколько друзей похоронил. Наводчик Георгий Георгадзе - парень без комплексов. Сначала трудно привыкал к дисциплине, никакой субординации не соблюдал. Когда знакомились, он хлопнул Григория по  плечу. 
- Командир – мы с тобой тёзки! На пуля не возьмёт,  она  растеряется – два  Гергия.
Весёлый парень, всё о Грузии рассказывал: какие  красивые места, девушки, а вино. На привале лезгинку  танцевал. А как он пел, но все просили у него « Сулико». Да что вы пристали со своей «Сулико»,  её все знают.  В  нашем  ауле такие песни поют, никто не знает. Как запоёт, казалось, что пушки стихали и бог войны, древне-греческий Арес,  садился рядом и  слушал Георгия. Когда Георгий погиб, мы  на  снарядах написали: «За Георгия, за Сулико, за Грузию, за  Украину, за Родину!»
А разве можно забыть Колю Архипова - пацанёнок,  сбежавший на фронт, приписав себе аж два года. Как  он  водил  танк, словно на велосипеде ехал, такие трюки делал – виртуоз. Он погиб, вытаскивая экипаж из горящего танка.  Сначала меня вытащил, бросился за наводчиком Смирновым. Ему кричали: «Пригнись!», а он: «Я заговорённый». Вытащил наводчика, как фриц, из побитого нами танка, кажется был мёртвый и висел из люка вниз головой, поднял руку с пистолетом и подло, в спину выстрелил в парнишку. Колька бережно положил раненого, прошептал: «Мама» и упал на Смирнова, будто и мёртвым хотел, своим телом, прикрыть его от  пуль. Не плакал тогда Григорий, только какая-то звериная месть билась в его душе, да комок сжимал тисками  его  горло.
Волн всё таки достала сапог офицера, лизнула  и откатилась назад боясь, что он  рассердится. По лицу побежали слёзы. Ну как  так, там война была но сейчас  Победа, а её не стало? Григорий стиснул  зубы, застонал и повалился  на песок. Губ  шептали: «Аннушка, Анечка, Анютка, незабудка, милый мой цветочек.» Познакомились они в 1943 году. После Курской битвы шли колонной на Запад. Вдруг их обгоняет санитарная  машина  и застряла. Солдаты, сидевшие  на броне, смеялись: «Вот, вот не лезь вперёд батьки в пекло.» Из кабины выпрыгнула молоденькая девушка.
- Может поможете? – строгим голосом сказала она. Григорий  подумал, молоденькая,  а  какая строгая. Но с нашим  братом так и нужно. Бойцы  попрыгали с брони.
- А  как вас зовут?
- А ручку дадите поцеловать?
- А адресок?
- А спиртяшки  граммов 200 не найдётся?
- А замуж за меня пойдёте? – шутили солдаты.
Спрыгнул с брони и Григорий.
- А ну бойцы взяли. Девушка пробовала тоже толкать.  Григорий тихонько взял её за плечи и отодвинул от машины. Через 10 минут вытолкул  машину. Когда она сняла грязный  халат, шутки прекратились, бойцы  встали по стойке смирно и отдали честь – перед ними стояла Майор медицинской службы. Григорий отдал тоже честь и сказал:
- Извините, товарищ Майор за дикие шутки.
-Да  ничего. Спасибо ребята и вам товарищ Гвардии Капитан, - и протянула руку. У Григория вспотела  рука,  он вытер  её об китель. Она улыбнулась:
- Меня Аней зовут. Анна Васильевна Журавлёва.
- Григорий, – ответил танкист и несмело попросил номер полевой почты. Она рассмеялась, так звонко, словно запели цикады с соловьями  в его любимом саду на Украине.
Что надо чтобы жить?
Совсем немного надо:
В июльский день кружить
По тихим тропам сада.
- Я же ваш госпиталь, найдёте, если захотите.
Села в машину и уехала. У Григория что-то  приятное  защемило  в груди. Захотелось петь. Голос из танка:
- Что  командир,  влюбился?
А тут ещё приказ: Выступать в «квадрат Н» и помочь  пехоте. Они с Аней стали переписываться. Он ждал её  писем  как из родной Украины, которые согревали тепло и излучали свет любви. Несколько раз даже виделись. Григорию пришлось несколько часов находиться в тылу, где был госпиталь. Эти часы пролетели мгновенно, как одна секунда. Аня была хирургом, её то и дело вызывали в госпиталь.  Он  брал её за руки  и  ни как не мог понять:
- Смотрю на эту тоненькую руку
- И  думаю, чтоб не сойти с ума
- О  как же это - женственность  сама
- Здесь в сопределе с мужеством хирурга.
Рвануло так, что небо и земля перевернулись. Его контуженного  и просечённого осколками, внесли на носилках. 
- Кто?
- Танкист, контузия,  ранение.
- В операционную.
 Она не узнала его. Потом, когда сняли грязные бинты, прооперировали, она застонала.
- Вам плохо Анна Васильевна? - спросила медсестра.  Отдохните немного.
- Нет, нет. Всё хорошо. Следующего несите.
Он открыл глаза, ничего не видя, в глазах стояла пелена.
- Гриша, Гришенька - это я.
Григорий с трудом открыл глаза.
- Где я ?
- Ты в госпитале. Всё будет хорошо, ты просто ранен.
Когда пелена рассеялась, как туман перед рассветом, он увидел свою незабудку: «Анечка».
Его готовили к выписке.
- Завтра на фронт. Ещё чуть-чуть и добьём этого гада. Ань,  ты  выйдешь за меня?
- А ты сам-то этого хочешь? Я же по званию старше тебя, ещё командовать  буду, – улыбнулась  Аня.
Да, д, – закричал Григорий, вытянулся по стойке смирно.
- Командуйте хоть до конца жизни, моя любимая Анютка-незабудка.
Они находились в  полуразрушенной чей-то  квартире.  Выдался часок затишья, раненых уж не так  много. Уже  ощущали вкус победы,  радостный,  весёлый.
- Знаешь, Анечка, ты меня извини, но я написал  родителям, что приеду с женой. Свадьбу сыграем. Знаешь,  какие  свадьбы красивые играют, какие песни гарные поют.
Она  улыбнулась. Вбежал  санитар.
- Там раненых привезли.
- Хорошо - уже  строгим  голосом ответила  Аня.
- Вы идите, пусть готовят операционную. Я сейчас приду.
- Гриша, милый, мне нужно тебе что-то сказать.
Он обнял девушку и закрыл рот поцелуем и долго девушку не отпускал.
- Там раненый, – она прошептала, - если завтра не увидимся – вот.
Аня  протянула конверт-треугольник.
- Письмо?
- Да, но дай слово, что прочитаешь потом, не сейчас.
Григорий удивлённо посмотрел на Аню.
- Так точно! Слушаюсь, товарищ, любимый мой Майор.
- Слово офицера.
- Спасибо, - она  поцеловала его в щеку и  побежала.
Григорий повертел конверт. Он пах госпиталем. От него шёл запах йода, всяких мазей. Он пах ею. Поцеловав конверт,  он пошёл в палату. До  победы оставалось не  больше  месяца.
Как-то после боя, он вспомнил, что в кармане кителя  лежит конверт. Он еле-еле сдержался, чтобы сразу его прочитать.
Григорий достал  конверт.
- Любимый мой, хороший мой, ты только выживи. Ты нам нужен. Да, да нам. Я беременная, у нас буде  ребёнок!
Григорий несколько раз прочитал эти строки. Радость  захватила его. Он будет отцом! Надо написать родителям. Нет не буду. Пусть будет сюрприз – внука привезу. Вот батька будет  рад – продолжение рода! А если дивчина, да  такая красавица,  как  её мать,  всё  село завидовать будет.
Победа!!! Залпы орудий, смех, слёзы радости. Они договорились встретиться. Гриша надел китель, начистил сапоги. Бойцы где-то достали трофейный одеколон, хоть  и фашистский, но запах был приятый.
- Не забудь, товарищ капитан, на свадьбу позвать – шутил  экипаж.
Среди развалин он увидел цветок, не знакомый ему - видно природа тоже радовалась победе. Григорий подумал, он идёт на свидание, как до  войны, даже с цветами.
- Гриша! – он оглянулся, казалось, она не шла, а летела.
- Осторожно,  тут камни, воронки,  тебе  нельзя.
Вдруг она как будто услышала его, споткнулась и упала на  колени.
- Аня-а-а! Он подбежал к ней. Она убрала руки с живота, они был в крови.
- Кто стрелял? – кричал Григорий.
- Кто? Кто?. Григорий поднял Аню на руки. Подбежали  солдаты.
- Обыскать всё кругом. Терпи моя хорошая. Я люблю тебя, вон  и госпиталь. Всё будет хорошо.
- Гриша, Не надо, отпусти меня. Он снял  китель, уложил  Аню, к нему бежали санитары.
- Гриша, миленький, ты ради Бога выживи, – шептала  она.
- Нет, Анечка, нет, – он  целовал  её, – мы  жить будем.
Тяжело вздохнув, она умерла у него на руках. В её открытые, такие голубые глаза, последний раз взглянуло солнце.  Григорий закрыл ей глаза.
Прощай моё солнце,
Прощай моя совесть,
Прощай моя молодость,
Милый сыночек.                (П.  Антопольский)
Товарищ капитан, вот этот сопляк стрелял, к его ногам бросили винтовку. Перед ним стоял мальчишка лет десяти, в большой, до пят немецкой шинели. Он ругался по-немецки. Григорий по инерции, полез в кобуру за  пистолетом. 
Но какая-то  сила  остановила его.
- Что ты наделал, несмышлёныш? Повернулся и пошёл  к машине, куда погрузили Аню.
Закончилась война. Мир праздновал победу а Григорий лежал на берегу реки, до боли в руках сжимая песок, будто песок облегчит его боль.

Прости меня,  твоего         
                рядового
Самую малую
        часть твою.
Прости за то,
        что я не умер
Смертью солдата
      в жарком бою.