От моря и до моря. рассказ 2

Александр Попов 8
ОТ МОРЯ И ДО МОРЯ. Рассказ 2.
(новая редакция)

В ГАРНИЗОНЕ НА КАМЧАТКЕ

Как я уже писал в рассказе 1-ом о первоначальном обитании семейства моих родителей в селе Начики на Камчатке, вначале мы жили в землянке, потом нас переселили в отдельный домик барачного типа. И это, наверное, уже было в Елизово, поближе к аэродрому и гарнизону.  Точно сейчас сказать невозможно: нет в живых свидетелей, которые бы  смогли  разъяснить все детали с высокой степенью вероятности.
Жилье более «комфортное», но с камчатскими особенностями: входная дверь, как и в землянке, открывалась вовнутрь, потому что при камчатских снежных заносах нельзя поступать иначе. Так легче было с утра откапываться от снежных заносов.
На Камчатке за ночь снегу может навалить чуть ли не до крыши.
Все здесь было вместе: и аэродром, и солдатские казармы и домики для семей офицеров, штаб и санчасть, склады, ангары и бог еще знает что.
А за охраняемой территорией начинались предгорья, речки, таежный лес, сопки.
Населенный пункт Елизово находится в той части полуострова, которая покрыта лесами и в ней нет тундры. На географической карте тундра значительно выше, ближе к  Чукотке.
Пейзажи фантастические! Вдали от поселка сопки с потухшими или действующими вулканами, горными речушками, горячими источниками, огромадными бурыми медведями и другой живностью.
Климат суровый, но какая-то часть лета благодатная.

ххх
На Камчатке от даты моего рождения в конце 1944 года и до отбытия всей семьи на континент прошло года четыре.
То есть уже где-то в 1948 (может быть в 1949) году моя мать, сестра и я были по морю переправлены на континент во Владивосток.
Отец прибыл во Владивосток позже, и потом мы все в сборе отправились дальше по транссибирской железнодорожной магистрали уже на настоящий «континент», в европейскую часть Советского Союза. Говоря современным языком, на юго-запад Евразии, а именно в таврические степи Юго-Востока Украины, где располагались аэродромы ВВС СССР в районе г. Мелитополя и г. Запорожья.

ГДЕ ПРАВДА, А ГДЕ ВЫМЫСЕЛ?
Поразительно, но детская память уже, наверное, с четырехлетнего возраста начинала что-то «записывать» в свою кладовую. Что-то реально запоминалось, а что-то, может быть оставляло след от рассказов родителей и сестры и  уже в дальнейшем эти образы и картинки выявлялись как якобы свои собственные воспоминания, а на самом деле были плодами воображения. Провести грань между этими двумя «реальностями» невозможно. 
Некоторые эпизоды я рассказывал моим родителям и сестре и они, удивляясь, подтверждали реальность этих эпизодов. Часто они были связаны либо с перенесенным страхом, либо удивлением от увиденного.
С фотографической точностью я запомнил, как сестра, прихватив меня сбоку, и прижав к себе как бы неся подмышкой, переходила по  толстому, гигантскому  бревну, переброшенному через горную речушку, больше похожую на ручей. Внизу выглядывали из воды камни-валуны.
Зрелище вызывало в детском уме жутковатое чувство страха.

КАМЧАТСКИЕ МЕДВЕДИ
На  речушках, ниспадающих с гор, в период нереста лососевых бурые медведи отлавливают рыбу. Они - большие любители этого дела.  Когтистыми лапами выхватывают тушки из воды и относят на берег, где лакомятся уловом, съедая самые вкусные для них части тушки.
Кстати, охотники хорошо знают, что в это время, в период нереста рыбы в горных речках мясо медведя, то есть медвежатина, сильно отдает рыбой, имеет ярко выраженный привкус. 

Вообще-то камчатский бурый медведь – это не тот европейский мишка, который похож на олимпийского добродушного Мишу.
Камчатский – это матерый, здоровый зверь. Он даже больше канадского гризли.
Необычайно большой и сильный.
Уже в наше время  я слышал от одного жителя Камчатки байку, как однажды такой мишка напугал до полусмерти водителя большого КАМАЗА, остановившегося на опушке леса. Прикорнул  слегка в кабине грузовика, благо дверка  была закрыта.  Неожиданно проснулся от какого-то шума. Открыл глаза и увидел через боковое стекло кабины морду камчатского медведя.
Мишка вытянулся в полный свой рост, встав на задние лапы, и разглядывал с любопытством кто там, в домике живет….
ВодИла был в шоке… Долго не мог прийти в себя.

ххх
Продолжая медвежью тему, хочу упомянуть еще один эпизод, связанный с этим необычным животным.
Речь идет о медведице Маше – любимице всех обитателей гарнизона.
Маша, будучи брошенной мамой-медведицей, была подобрана солдатами совсем маленькой. Ее вскормили объедками от солдатской кухни и подачками офицерских семей.
Она выросла среди людей, стала красавицей. Ее все очень любили.
Фактически она превратилась в домашнее животное. Обычно слонялась по гарнизону, отлучаясь иногда за пределы гарнизона. Ведь такое животное трудно ограничивать замкнутым пространством.
Ежедневно Маша где-то слонялась, потом возвращалась к себе домой.
Однажды припозднилась и в гарнизон направлялась в темноте.
К несчастью молодая медведица постаралась проникнуть на территорию в особо охраняемой зоне.
Часовой, услышав непонятные шумы в стороне, несколько раз крикнул: «Стой! Кто идет?»
В ответ не услышал ничего внятного. Тогда он направил автомат в сторону безответных шумов и шевелений и разрядил автомат.
Случилось то, чего никто не ожидал. Погибла общая любимица. Дети  и женщины плакали. Кто-то из юных, совсем «зеленых» солдатиков  тоже украдкой прослезился.


ххх
КАК ЖИЛИ, ЧТО ПИЛИ, ЧТО ЕЛИ (30-40-е годы)

Не зря ведь у нас говорят, что при советской власти армия была рабоче-крестьянской. Так оно и было, так оно и есть.
Белая кость  - исключение.
Офицеры -  выходцы  из крестьян и рабочих, их жены тоже.
В те годы  простые люди не были разбалованы городским бытом, не были оторваны от природы и могли приспосабливаться к тяжелым условиям жизни.
Поэтому на Камчатке офицеры во время II-й Мировой войны вначале вместе с солдатами рыли для своих семей землянки, потом улучшали условия и строили домики барачного типа.
Что касается питания, несмотря на общие трудности по стране в предвоенные и военные годы, для летчиков, штурманов, технического персонала, когда они были на службе, все обстояло  нормально. Они питались в специальной столовой. И с ними, особенно с летным составом не могло происходить того, что происходило с летным составом при Борисе Ельцине, когда были случаи голодных обмороков пилотов в полете.
Рацион у советских летчиков был хорошо просчитан.
Были, кстати, и любопытные детали: перед полетами летчикам выдавали своеобразный паек, состоящий из: половины плитки шоколада, пирожного и одного вареного вкрутую яйца. Отец мой приносил это для меня с сестрой. И для нас это было маленьким праздником. Сестра и я  разыгрывали, кому пирожное, а кому шоколад. За яйцо мы, правда,  не состязались, оно нас мало вдохновляло…

Летному составу  с определенной периодичностью выдавали малыми дозами питьевой спирт (50 грамм).
И они, летуны  договаривались между собой делиться друг с другом по принципу: сегодня я тебе отдаю свои 50 грамм, а в следующий раз ты мне отдаешь эту норму.  Тем самым они, как бы, не мельтешили. Ведь 100 грамм спирта это уже в разбавленном водой виде превращались в 200 грамм водки!
А это уже не хухры-мухры!
ххх

А как жили, как питались семьи, жены, дети?
Как большинство людей в Советском Союзе в эти годы семьи военных жили, конечно, скромно, голодно.
Вначале было вообще плохо. Моя мать переболела цингой, которая возникает не столько из-за недостатка калорий, сколько из-за нехватки витаминов.
Нехватка витаминов на Камчатке являлась более важной проблемой, чем недостаток калорий. Европейцу труднее приспособиться в этих условиях, чем, например, аборигенам полуострова, у которых другая генетика, другой генофонд и особые, свои способы выживания в суровой дальневосточной, северной среде.

Ну а  потом, ну а  потом …
Потом, понемногу, постепенно в те предвоенные, военные и послевоенные  годы жены офицеров стали заводить огороды, на которых выращивали за короткое камчатское лето картофель, репу, капусту, морковь и невесть еще что ...  На Камчатке,там, где нет тундры, могут расти эти культуры.
Из живности в семейных хозяйствах водились  куры, свиньи и даже запомнился молоденький бычок, которого держал кто-то из соседей.
Мать моя держала кур.
ДомА не огораживались, были без заборов и однажды, немного поодаль от нашего дома,  меня угораздило попасть в поле зрения маленького бычка, который возомнил, что я хорошо гожусь ему для игр. У него на голове еще не было рогов, только проглядывали какие-то бугорки на месте будущих рогов. Он норовил меня как-то поддеть своей головой, а я старался от него уйти…
Чем это могло закончиться, не могу судить. Но помню  только, что на улицу выбежал  кто-то из взрослых, отогнал безрогую скотинку и унес меня в дом.
К счастью со свинками мне не приходилось сталкиваться. Но позднее, когда я подрос, мне рассказывали, что некоторые хозяйки их выращивали и в определенный сезон, помимо растительных кормов, добавляли им рыбу.   В этом случае свинина отдавала рыбой.
Да какой рыбой? – Красной рыбой лососевых пород.
Ну и ну! Ничего себе! Точь-в-точь история такая же, как с мясом медведя, вскормленного рыбой.
Сегодня все это  звучит парадоксально, конечно!
==========================
На фоне рассказов об огородах, бычках, курах, медвежатине и свинине, красной рыбе может сложиться ложное впечатление о том, что все было прекрасно. Какой там голод, цинга?!  О чем мы говорим?
На самом деле речь идет о довольно длительном периоде, охватывающем лет десять до войны, годы войны и лет пять после войны.
Все блага приходили не сразу, ведение хозяйства не давало больших урожаев и прироста, которые бы обеспечивали изобилие и нормальную сытую жизнь.
Это в наши дни, в последние лет 10-15, когда существуют районированные сорта сельскохозяйственных культур, акклиматизированные породы животных, птицы, специальные агрофирмы, ориентированные на товарное производство,   даже сегодня Камчатка из-за ее сурового климата и  короткого лета вынуждена завозить из других регионов большую долю продуктов питания.

Что нам говорить тогда о 30-40-х годах прошлого столетия?
 ==============
Что касается меня, то я точно знаю, что меня кормили репой и это был мой любимый корнеплод в детстве. В то время на Камчатке не выращивались и не завозились с континента многие вкусные овощи и фрукты. Но зато репа была в достатке, к репе я настолько привык, что когда меня перевезли в таврические степи Украины, а позже в Крым, я противился есть какие-либо фрукты. Они мне казались невкусными…  К ним у меня не было привычки.
Тогда родители стали хитрить и обманывать меня: снимали с яблок или груш кожуру и убеждали меня, что это репа.  «Ешь, ешь  - это репа», - твердили они. И постепенно я стал привыкать к  плодам щедрого юга.
Репа, репа – величайший, древний корнеплод европейцев и, особенно, русских людей. Чрезвычайно полезный продукт для маленьких детей и немощных  взрослых. О репе можно слагать легенды. Один мой знакомый, объясняя иностранцу неприхотливость русского человека и его непривередливость в еде, говорил: «Мы можем есть репу и жаренную, и варенную, и репу паренную… И репу-трюху, и репу-матрюху…»
 Репа присутствует в русском фольклоре, пословицах и поговорках и даже в загадках.
Хорошо известна сказка, как дед да бабка тянули репку сообща с внучкой, собачкой, кошкой и даже мышкой…
Пословицы и поговорки: Хрен редьки не слаще; Хороша девка, как мытая репка!;
Проще пареной репы; Кругла девка, как репка.Тогда родители снимали с яблок или груш шкурку и убеждали меня, что это репа.  «Ешь, ешь  - это репа», - твердили они. И постепенно я стал привыкать к другим плодам щедрого юга.


(продолжение следует)
Москва, октябрь 2019 г

+