Не плачь, шахматист

Илья Есин
   Дополняя список того, за что я люблю шахматы, внезапно я осознал один занимательный факт: Эта игра рушит множество стереотипов, в том числе по половому признаку.  За все те партии, что были мною сыграны, ни одна девочка не заплакала в случае поражения или ошибки, а вот мальчишеских слёз я видел достаточно много. Да и в целом, парни более эмоциональны во время игры. Они что-то говорят, ярче реагируют на события в партии, чаще вступают в «переговоры с врагом».

   Конечно, на профессиональном уровне мужчины показывают гораздо более мощную игру, и женщин к мировому топу, как правило, не подпускают, но профессиональные шахматы вообще во многом скучны, ибо ничейная смерть и компьютерное превосходство с каждым годом всё сильнее убивают романтику шахмат, которые, когда - то величали игрой королей.  Но об этом вам лучше расскажет Роберт Джеймс Фишер*, а я перейду к цели своих заметок: рассказ о людях в игре и об игре в людях.

   Играл помню с одним совсем юным спортсменом где-то 9 лет отроду. Как это часто бывает, он был крайне, даже чересчур серьёзен. В его глазах читалось полное отсутствие каких – либо мыслей и чувств, кроме желания поскорее начать поединок. В таких случаях я всегда стараюсь преподнести сопернику сюрприз, дабы заставить его понервничать уже до начала серьёзной борьбы. Так я сделал и в этот раз.

   По началу, моя тактика полностью оправдывала себя. Юный игрок действительно потерялся, но к моему удивлению, уже спустя пару минут вернулся в игру. Дальше событий было не особо много. Он не ошибался, потому что был очень внимателен, я – потому что было лень играть сложные позиции. Игра стремительно приближалась к копилке ничей, как вдруг я всё же «зевнул».

- «Вот оно, веселье» - с горькой усмешкой сказал я у себя в голове. Но если бы я только знал, что за веселье ждёт меня дальше…

   То ли от безвыходности, то ли от внезапной веры в себя, я решил провернуть простейшую комбинацию в 2 хода, которую просчитал бы даже человек, знающих о шахматах только то, как закончилась партия в «Гарри Поттере». Но мой соперник книгу о юном волшебнике похоже ещё не читал. Началось нечто весьма неприятное. Он заплакал. Во время партии. Ни судья, ни игроки по соседству, ни тем более я не могли ничего сделать. Он был абсолютно подавлен, и кажется просто хотел сбежать из зала. Я же одновременно испытывал дискомфорт, жалость, и даже немного страх.
- «Когда же это закончится?» - вопрошал я у себя в голове.
- «Может ничью? Давай ничью? Ну на ничью?» - заплаканным голосом говорил мальчик раз за разом.
- «Нет» - с трудом произносил я.
  Но всё же, он додержался до конца, и, проиграв партию, даже попытался пожать руку, но убежал в слезах. Я тут же бросился утешать его, но пока не пришёл его папа, он продолжал рыдать.
- «Эх, сам ведь таким был» -Говорил я сам с собой, идя по улице.
   Ладно, все через это проходят, и он пройдёт, если не потеряет любовь к шахматам, как я уже говорил – зачастую безответную.

*1 – 11 чемпион мира по шахматам.