Николас Покок - моряк и художник

Вячеслав Прытков
      Н  И  К  О  Л  А  С      П  О  К  О  К  -  М  О  Р  Я  К      И      Х  У  Д  О  Ж  Н  И  К.

На  улицах  портового  Бристоля  царило  оживление. Торговые  корабли  заходили  прямо  в  город  по  узким  каналам, ведущим  из  гавани, и  стояли  в  ожидании  разгрузки, необычно  выделяясь  целым  лесом  мачт  среди  жилых  домов  старой  части  Бристоля.
Николас  уже  давно  привык  к  этому  зрелищу  морских  судов, хозяйничающих  в  самом  центре  родного  города, хотя  для  впервые  приезжающего  в  Бристоль  такое  гостеприимство  казалось  весьма  странным. Впрочем, ничего  странного  в  этом  не  было, с  давних  времён  город  являлся  английскими  морскими  воротами  в  Новый  Свет  и  процветал  за  счёт  торговли. Отсюда  путешественники  и  переселенцы  отправлялись  за  океан. Постепенно  из  небольшого  поселения, носившего  когда – то  название  Bricgstoc  (место  мостов)  и  расположенного  в  междуречье  Эйвона  и  Фрома, вырос  знаменитый  порт. Через  него  проходила  торговля  шерстью, кожей, вином, табаком  и  шоколадом, однако, к  сожалению, в  17  столетии  Бристоль  преуспел  в  работорговле.
Помимо  прекрасных  старинных  мест: соборов, мостов, церквей, узких  переулков  Бристоль  с  его  цветочной  эмблемой – алым  лишайником, привезённым  купцами  из  восточных  стран, прославился  крылатым  выражением  «Деньги  на  бочку». Гранитные  «бочки»  в  виде  стола, на  котором  торговцы  заключали  свои  сделки, ещё  и  поныне  можно  увидеть  на  улицах  города.

Живший  на  41  Prince s  Street, Николас  Покок  часто  выходил  на  прогулку, побродить  вдоль  корабельных  причалов. Ведь  и  для  него  когда – то, ещё  в  пору  молодости, отсюда  уходила  дорога  в  море. Помогая  своей  семье, он  выбрал  трудную  профессию  моряка, много  лет  провёл  на  торговых  судах, ходил  в  Индию, Западную  Африку  и  Америку.
После  смерти  отца – почётного  гражданина  Бристоля, известного  купца  на  Николаса  перешла  вся  тяжесть  забот  о  матери  с  младшими  братьями. Сейчас  он  с  благодарностью  вспомнил  о  поддержке, оказанной  ему  в  то  трудное  время, торговцем  Ричардом  Чэмпионом, занимавшемся  поставками  фарфора  в  Америку. Именно  Николасу  он  доверил  торговые  корабли  своей  флотилии, отправлявшиеся  с  товаром  через  океан.
Рисованием  Николас  увлёкся  во  время  длительных  плаваний, свои  работы  он  помещал  в  бортовые  журналы – дневники, систематически  записывая  события, происходящие  с  кораблём, отмечал  сопутствующую  погоду  и  положение  судна, а  рисунки  выполнял  индийскими  чернилами, так  называемыми  «маси», изготовляемые  из  сажи, смешанной  с  соком  сахарного  тростника. 
Однако, вскоре  американская  война  за  независимость  положила  конец  торговле  фарфором, и  Р. Чэмпиону  пришлось  полностью  её  свернуть, а  Николас  всё  реже  и  реже  стал  выходить  в  море. Это  вынудило  его  всерьёз  заняться  рисованием, сменить  род  деятельности  и  стать  художником.

Нахлынувшие  воспоминания  о  прошедших  годах  жизни  сменились  раздумьями  о  важном  для  него  событии: полученном  письме  от  президента  Королевской  Академии  художеств – Сэре  Джошуа  Рейнольдсе  (1723  -  1792). Николас  посылал  одну  из  своих  работ  на  выставку  в  Академию, называлась  она  «Вид  с  моря  на  церковь  Сент – Мэри – Рэдклифф»  (1780). Это  величественное  сооружение  являлось  доминантой  портового  Бристоля.
Рейнольдс  писал, что  картина  хотя  и  опоздала  для  выставления, но  выполнена  с  большим  мастерством  и  вдохновением. Рекомендации  и  замечания  Мастера  живописи, отмеченные  в  этом  письме, оказали  существенное  влияние  на  дальнейшее  творчество  Николаса  Покока, а  сам  Джошуа  Рейнольдс  всегда  поддерживал  художника. В  1782  году  Николас  снова  выставляет  свои  работы  в  Академии, в  это  же  время  английский  адмирал  Джордж  Бриджес  Родни  (1719 – 1792)  одерживает  морскую  победу  над  французским  флотом  у  островов  Всех  Святых  (Доминикское  сражение), и  художник, бывший  моряк, знающий  море  и  корабли, получает  первый  заказ  на  написание  серии  картин  в  память  об  этой  битве.
Николас  Покок  пишет  картины  многих  морских  сражений -  Семилетней  войны  (1756 – 1763), американской  войны  за  независимость  (1775 – 1782)  и  войны  Британии  с  Францией  (1793 – 1815). Работы  Покока  отличает  точность  воспроизведения  малейших  деталей, что  вызывает  восхищение  даже  у  участников  тех  событий. Так  адмирал  Ричард  Стрэхэн  (1760 – 1828), командовавший  группой  кораблей  во  время  Трафальгарской  битвы  1805  года  и  захвативший  четыре  французских  корабля, уважительно  пишет  художнику, отмечая, что  на  его  картине, как  и  было  в  действительности, точно  нарисована  сбитая  бизань – мачта  флагманского  французского  корабля.

В  1789  году  Николас  Покок  оставил  родной  Бристоль  и  переехал  в  Лондон, где  жил  на  12  Great  George  Westminster. К  тому  времени  он  уже  знаменитый  художник, восхваляемый  в  высших  кругах, становится  близким  другом  многих  видных  морских  офицеров – его  почитателей – адмиралов  Сэмюэля  и  Александра  Худа  и  других. Эти  знакомства  приблизят  его  к  самому  королю  Георгу  III, избравшего  Покока  своим  придворным  художником.
Пококом  написаны  сотни  работ, выполненных  с  большим  мастерством, рукой  настоящего  моряка, познавшего  море  и  корабли, воспроизведены  грандиозные  морские  баталии, которые  и  поныне  вызывают  изумление  своей  точностью  и  правдивостью.
ТАКИМ  ОСТАЁТСЯ  НА  ВСЕ  ВРЕМЕНА  ТАЛАНТЛИВЫЙ  МАРИНИСТ – НИКОЛАС  ПОКОК.


21  октября  2019  года                Вячеслав  Прытков.