Малоизвестное в создании Лебединого озера

Виктор Алёнкин
    Если спросить, кто самый именитый балетмейстер XIX века, то, пожалуй, первым окажется  Мариус Петипа. Однако  балет "Лебединое озеро" был поставлен не Петипа, а Львом  Ивановым, вторым хореографом  Императорского Мариинского театра. Непростая история создания балета ожидала, чтобы "Лебединое озеро" по праву стало во всём мире символом русского балета.

    Лев Иванов,  сын девицы  Адамовой,  родился 2 марта 1832 года. В десять лет он  был принят в Петербургское театральное училище, а в восемнадцать  выпускника зачислили в кордебалет Мариинского театра.  Он был талантлив, некапризен и исполнителен. 
    Дирекция театра его особо не жаловала, – у него не было  ни влиятельных покровителей, ни пробивного характера и, таким образом, рассчитывать на быстрое продвижение в театральной иерархии Иванову не приходилось. Он продолжал старательно выступать в маленьких партиях, но его стали замечать, если кто-нибудь заболеет, – он всегда был готов заменить заболевшего артиста. Так получилось, что однажды заболел премьер Мариинского театра Мариус Петипа, и Иванову  пришлось танцевать вместо него. После этого случая Иванову стали поручать также ведущие партии.

    Шло время, в театре освободилось место режиссёра, и Льву Иванову дирекция театра предложила занять эту должность. Он, ссылаясь на отсутствие требовательного характера, отказался, но с радостью согласился стать вторым балетмейстером Императорского театра. Первым был тогда Петипа.

    В новой должности Иванов, в основном, завершал чужие постановки и ставил танцы для опер. Летом 1892 года  Иванов принимает активное участие в постановке балета П.И. Чайковского  "Щелкунчик". Под впечатлением музыки и картин «Времён года», Иванов создаёт танец снежинок. Как писали газеты, "Вальс снежных хлопьев"  был принят петербургской публикой с восторгом. К сожалению, детище Иванова не сохранилось, а остались лишь фотографии – шестьдесят четыре танцовщицы в белых туниках с трепещущими белыми комочками на головных уборах. Этот танец у Иванова в дальнейшем станет прообразом белых лебедей.
   
    Чайковскому не довелось при жизни увидеть на сцене то, что впоследствии было признано одной из вершин его творений. Первая постановка "Лебединого озера" на сцене Большого театра в 1888 году, чуть ли не со скандалом,  провалилась.    Осенью 1893 года Чайковского не стало и дирекция Императорских театров решила в том же сезоне поставить "Лебединое озеро". С учётом малого времени отведённого на создание новой постановки, это был явный риск, кроме этого, ещё и заболел Петипа! Перед Ивановым стала нелёгкая задача успеть за два месяца поставить второй акт, в котором происходит встреча на берегу озера  Одетты и Зигфрида.  Эту сцену должны были показать 17 февраля 1894 года на вечере памяти Чайковского.
 
    Известно, что сам Чайковский считал музыку второго акта лучшей в партитуре.  С неё  Иванов и начал, но если Петипа видел в этой музыке лишь музыкальное сопровождение хореографического рисунка, то Иванов услышал в музыке гораздо большее. Он раскрыл саму суть гениального творения Чайковского. Лебеди, это исповедь души, жаждущей любви и верности. У Иванова балетные позы стали одухотворёнными, а руки – окрылёнными. Особое звучание приобрёл танец четырёх маленьких лебедей. В результате белый акт, показанный на торжественном вечере памяти Чайковского, имел грандиозный успех.

    Поправившись после болезни, Мариус Петипа не смог ни признать неожиданную славу второго балетмейстера и решил оставить для завершения  белые сцены Иванову, а сам взялся за чёрных лебедей и остальные сцены. Петипа не тронул белых лебедей, также как и более поздние хореографы редко решаются на переделку белого акта, этого балета в балете. Под магическое влияние шедевра Льва Иванова попали знаменитые балетмейстеры Михаил Фокин в "Умирающем лебеде", "Шопениане" и Джордж Баланчин в "Серенаде".

    Версия балета Петипа—Иванова стала классической. Она лежит в основе большинства последующих постановок "Лебединого озера". Вот уже более ста лет каждая балерина старается донести до зрителей тот образ прекрасной Одетты, который создал второй балетмейстер Императорского театра Лев Иванов.


    P.S. Написано  по наброскам автора  двадцатилетней давности, т.к. в настоящее время Интернет не представляет возможностей обратиться к архивам Государственного фонда культуры.

                Осень 2019 г.