Серый ветер, серая река 2-3

Олег Ока
  5.о паранойе и творчестве.

 Услышав, как она вошла, он бросился в прихожую, взял её за плечи, внимательно вглядывался в выражение лица, в глаза, и она почувствовала, что его руки дрожат.
- Ты... пришла... Ты в порядке, говори! Как ты себя чувствуешь, что всё это значит? Никогда так не делай! Что с тобой было?
- Алан, ты параноик. Переел Джеймса Бонда. Этот человек, Виктор Герч, сотрудник "Модер Месс Групп Корпорейшн"! Речь шла только о творческом контракте, причём, я предупредила его, что никаких договоров подписываться не будет.
- Значит, ему нужна твоя душа?
- Смеёшься? А ведь так и получается. Дай-же мне раздеться, я устала! Кстати, дай-ка компьютер, посмотрим. Так. Вот смотри: выдающийся публицист, пацифист. А ведь совсем молодой...
- И ты не поинтересовалась, откуда у него информация о нашей жизни? "Модер Корпорейшн" могущественная организация. Лиска, я тебя люблю. И единственное, что мне нужно, чтобы тебе было хорошо. И безопасно. Ты вольна делать, что тебе хочется, но я прошу, иногда рассказывай мне о своих делах? И ещё просьба... или рекомендация, расценивай, как хочешь. Всю свою переписку веди отдельно. Прямо сейчас пойдём и купим тебе соответствующую машинку...
- Алан, ты хороший человек. Лучший. И я не собираюсь что-то скрывать. Ты самое лучшее, что есть и будет в моей жизни. И если ты против моей новой работы, я откажусь от этого. Я смогу.
 Алан домыл посуду, вымыл руки, присел рядом с Лиской, обнял её плечи:
- Лиска, как я могу быть против, если не знаю, в чём оно заключается? О чём вообще шла речь?
- Об образах. О наших видениях. О мироощущении. Я не поняла конкретно, зачем им всё это надо. Может быть, это какая-то новая модная тема?
- Ты специалист? Не понимаю, что ты им можешь сказать авторитетного по этой теме. Или мы вляпались в шпионский роман.
- Алан, не драматизируй, всё будет пучком. Как я поняла, их интересуют главным образом мои ощущения, мои интерпретации, беллетристика, в общем. Кажется, ты обещал мне личный ноутбук? Али передумал?
- Обижаешь. Мужик сказал - мужик сделал. Пойдём в лабаз, выберем и приобретём, тебе карты в руки, как профи.
 Лиска выбрала роскошный "DALL", и ещё поковырялась в аксессуарах, шнурах, микрофонах, разветвителях... Дома она, едва сбросив куртку и боты, устроилась за столиком, многозначительно посмотрев на Алана, и взгляд этот означал: - "Мне нужен свой компьютерный стол!" Загрузив Яндекс и зарегистрировавшись, она стала устанавливать рабочие программы; Скайп, оффисные, антивирусник, редактор и т.д., а Алан мрачно смотрел в угол, он видел, что она установила мощный пароль блокировки, и размышлял, что-бы это значило; на его компьютере паролей не было... Наконец ему надоело дуться, он подсел к женщине, обнял за плечи. Она с трудом оторвалась от мыши, с удивлением посмотрела на него, поняла, улыбнулась:
- Ты ревнуешь? Совершенно напрасно. Да, это моя жизнь, но моя жизнь в твоём полном распоряжении. Сейчас у меня есть работа, есть новая работа. Но я смотрю на это без фанатизма, наша жизнь от этого не зависит и никак не пострадает. Неужели ты думаешь, что я променяю тебя на железо?
- Хорошо. Это я понимаю и принимаю. Не можешь объяснить, что такое технически эта твоя новая работа? Ты будешь писать материалы, и?
- Охотно. Я буду выкладывать их на указанных сайтах и получать бешеные деньги. Они нам не помешают?
- Но есть какие-то условия содержания материалов?
- Нет. Я пишу то, что думаю. Никаких правок, никакой редактуры с оглядкой на идеологию. Когда и если материала накопится на книгу, мне помогут её издать, или я сама сделаю то, что мне покажется более подходящим. Что?
- Слишком сказочные условия, не находишь?
- Так может показаться. В нашем мире пирожки с неба не падают. Но мне объяснили, что моя работа - лишь вспомогательный материал для другого, более важного и развёрнутого проекта. Уточнять не стали, но уверили, что работа легальная и вполне законная, не закрытая.
- Лиска, я прошу только об одном. При любой тени сомнения, не закрывайся. Ты для меня самое главное.
 Лиска поцеловала его руку:
- Обещаю по любым тёмным вопросам консультироваться с тобой. Кстати, я там пароль поставила, на "DALL", написан на бумажке под компом, запиши себе, а лучше выучи, я не хочу, чтобы он стал кому-то известен. А теперь? Только учти, я теперь человек творческий, и если среди ночи влезу в компьютер, прошу не обижаться.
- Хорошо, так и будет...

 Поздно вечером, когда подруга уже приготовилась заснуть, Алан повернулся к ней:
- Лиска, не спишь ещё?
- Сплю. Уже. Говори, я слышу.
- Не знаю, простишь ты меня... Я не рассказал тебе об одном случае... Это было неприятное видение... То-есть, конечно, не видение, это была реальность... Образ...
- А подробнее? Почему ты не рассказал?
 Алан замялся, а в самом деле, почему? Это было неприятно? Он боялся признаться в том, что видел Лиску в неприглядном виде? Боялся напугать её? Ведь может быть образ предвестником будущей реальности?
- Я... видел нас. Не видел, нет, я стал тем, другим, другим образом себя, и я понимал это. Я видел тебя другую, я разговаривал с тобой.
- Это было... неприятно?
- Совсем. Нам будто было намного больше лет. Мы выглядели и вели себя, как бедные, опустившиеся люди. И квартира была тоже... нехорошая. Но было и ещё что-то странное. В той реальности мы менялись. Она будто плыла... Я не мог понять, где мы сами, настоящие, а где другие. Я... не хотел говорить, не знаю, что всё это может означать, но сейчас подумал, может быть тебе это пригодится...
 Он увидел её спину, удаляющуюся в сторону компьютера, и пожалел, что затеял этот разговор сейчас. Ему предстояло ответить ещё на много вопросов, и высказать много предположений.
 Потом Лиска спросила:
- Алан, ты видел меня в... таком неприглядном виде. Ты не стал воспринимать меня по-другому?
- Не разлюбил-ли я тебя?
- А ты не разлюбил?
- Но ведь это было давно. Разве с тех пор ты заметила какие-нибудь изменения?
- Нет... Всё великолепно, и всё мне очень нравится. Но... Ведь всё развивается?
- Очень надеюсь, что тебя это не касается. Или ты развиваешься в положительную сторону?
- Надеюсь, что так. Но то, что ты видел, в чём участвовал... Оно не может отразиться на нашей реальности? Я боюсь этого.
- Не бойся, я не думаю, что вообще такое возможно. Конечно, всё меняется, но реальность остаётся в пределах своей вариантности, если-бы они могли смешиваться, это был-бы хаос.
- Хорошо, чтобы ты был прав. Я не вынесла-бы такие изменения. Это страшно.
- Но ты вряд-ли осознала-бы это.

 6. Из книги Лиски

 - Цивилизация развивается, и люди всё дальше уходят от природы. Это называется прогрессом и рационализмом. Люди всё меньше понимают природу, они считают единение с природой невежеством.
 Но они не понимают, что это природа отказалась от разума, от людей. Всё меньше людей понимают её, и обычно это люди, обитающие на краю Ойкумены. Шаманы, колдуны вуду, знахари и ведуны. Общество считает их отсталыми людьми, но они просто общаются с материей в её самом примитивном, материальном виде. А дальше следует разрыв, и ещё дальше этап понимания материи в её высшем смысле, разум и пространство... Но контакт с природой уже утерян, ограничен пикниками на озёра, с шашлычком и водкой. Люди охотно восхищаются ландшафтами, выступают за сохранение природы, иногда даже призывают к возврату в природу, но под этим обычно понимается только сохранение антуража и романтические мотивы.

 ***

 Эти слова были, как вода, падающая на песок. Она или уходит, или испаряется.
 Люди пытаются их услышать, но не слышат ничего...
 Я хожу среди людей, но не вижу их, только обманчивые образы. Где они реальны, а где видимость? Только впечатление, что они здесь. Как и я для них лишь тёмная тень, промелькнувшая на фоне серого неба. Миллионы миров, миллионы образов, и беда в том, что это тоже не действительность, а сиюминутное восприятие.
 Иногда образы меняются неожиданно и стремительно, и когда видишь это, испытываешь шок. Беда в том, что мы свыклись с этим, мы постоянно видим изнанку вещей, совершенно отличающуюся от того, к чему нас приучили, приучило наше подсознание. Мы априори знаем, что то, что мы видим, не есть сущность. "Не верь глазам своим", и мы не верим, хотя очень хотим верить, надеемся, что видимое и есть реальное. За фасадами скрываются монстры, и, войдя в роскошную арку, во дворе мы видим стены в потёках, осыпающуюся штукатурку, стёкла в грязных разводах. Но потом мы входим в парадную, поднимаемся по лестнице, застланной ковром, входим в апартаменты, и опять поражаемся отличительной роскоши. Мы подсознательно ожидаем подвоха, и порой ожидание оправдывается, показывая грязную подоплёку показного изобилия. Как потёмкинские деревни.
 Вот только наше восприятие, оно только наше, личное и субъективное. У других своя правда. Там, где мы видим чудо, другие видят грязное колдовство, где подсудимый видит высшую справедливость и необходимость, судья видит лишь повод для самого строгого приговора, и кто прав, мы сказать не можем.

 ***

 (из разговора с моим мужчиной)

 -Лиска, ты знаешь, что такое совесть?
- Нет.
- Конечно, она тебя никогда не беспокоила. Ты не можешь знать, что это такое, раз никогда не испытывала её, не конфликтовала с ней. Твоя совесть чиста, девственна. И пусть она и остаётся такой.

 И ещё он сделал замечание:
- Ты не слишком зкзистенциально относишься к работе? Ведь вся человеческая культура стоит на многозначности мира и противостоянии восприятия...
- Я - Эмиль Золя? Или Эжен Сю? Как говорил Швейк: - "Из меня всё должно лезть постепенно"...
- Наверное, я слишком нетерпелив...

 ***

 - "Лучше всего совсем не родиться." (Гейне)
 Но разве это не наша обязанность, родиться и прожить жизнь?
- Ни один человек не выбирает зло, потому что это зло. Он лишь путает его со счастьем. - эту глупость сказала Мэри У... в "Защите прав человека" в 19-м веке.
 Человек всегда знает, что такое зло, и он совершает его сознательно, отвечая на обстоятельства. Вместо того, чтобы увидеть и осознать другую сторону обстоятельств, он выбирает простой выход из ситуации, он поступает так ради своей выгоды, не думая о других, как и нам, другим  безразличны все остальные. Может быть, подсознательно мы чувствуем, что они не принадлежат нашей реальности, но живут в своей, где мы - никто, только отражения нас самих?
- "...оно раз и навсегда положило конец неверию и вернуло к старушечьему ханжеству всех, кто прежде, не помышляя ни о чём, кроме плоти, отваживался щеголять скептицизмом." Эдгар По, "Ты еси муж, сотворивший сиё!"
 Так может быть образы, поворачивающиеся к нам другими сторонами сути, есть то, что отвернуло людей от суровой действительности и дало понять, что мир многолик и странен. И мельницы Дон Кихота в самом деле являли суровость и страшное величие людей-великанов, и Дульсинея была их королевой, и Галахад гонял драконов на заднем дворе королевства Ричарда, и Моби Дик был принцем янтарного зазеркалья? Тогда реальность намного страшнее всего, что могли увидеть люди, потому что у придуманного тоже есть свои отражения в восприятии, и образы имеют миллионы интерпретаций. И квантовая запутанность - это только один из образов мира? Но в таком случае действительность не имеет вообще стабильности, и каждый из нас в своём восприятии только создаёт её для себя, в своём личном пространстве? И по проспектам в унылом весельи тащатся вереницами множества миров, каждый в своём великолепии и отчаянии, потому что у них нет времени, чтобы осуществиться, и их существование условно, как у кота в чёрном ящике.

 ***

 А потом Алан, пришедши с работы домой и поглощая из миски горячие пельмени с маслом, прочитал всё это с Лискиного компьютера, получил полотенцем по шее за каплю масла, неведомо как попавшую на панель, и спросил:
- Это всё на полном серьёзе, или так, для хайпа?
- Ты в самом деле считаешь меня за дурочку, или прикалываешься?
- Лиска, я тебя люблю, а значит, ты моя половина. Или я твоя, значения не имеет. Как я могу считать тебя идиоткой, если я себя таким не считаю? Я просто уточнил. Ты развлекаешься, или это всё надо воспринимать серьёзно?
- Ал, ты когда-нибудь слышал о разности восприятия жизни мужчиной и женщиной?
- Я знаю, что мир поделен между двумя типами существ. Это дуализм. Но он подразумевает баланс.
- Значит здравомыслие и сумасшествие существуют на равных правах. Хватит придуряться. Я пишу то, что ощущаю и вижу. И думаю. Конечно, это разные категории мировосприятия. Но я стараюсь быть объективной.
- За это я тебя и люблю. За объективное сумасшествие.