Кто эти забавные болтушки

Ирина Дегтеревская
        Издавна замечено, что маленькие дети, едва выучившись более – менее связно говорить, любят слушать и легко запоминают небольшие стихи, состоящие из одного, двух четверостиший. Чтобы порадовать своих чад мамы, бабушки всех времён, а может и другие члены семьи, сочиняли для них весёлые болтушки. Их так и называли – потешки. Потешить, значит порадовать, повеселить. Удивления здесь достоин тот факт, что если спросить любого взрослого человека, будь он молодым или старым, он непременно вспомнит хотя бы один, из живущих в его памяти подобных стишков: считалку, дразнилку или потешку, скороговорку или ещё что-то подобное.
        Почему, иногда трудно выучить красивенное стихотворение известного поэта, а такие вот маленькие, не отличающиеся никакими художественными достоинствами строчки, западают в память буквально с первого прослушивания. Может они заколдованные какие? В них и смысла-то никакого особого нет. Иногда, их содержание не отвечает даже элементарным нормам приличия. Что хорошего происходит, к примеру, с обезьянкой Чи-чи-чи, которая дёрнула за верёвочку? Кому может быть интересно, куда несётся на курице поп и почему идёт пешком попадья? Есть и ещё худшие примеры подобных сочинений, но сейчас я думаю не об этом. Вопрос вот в чём – почему популярен такого рода примитивное творчество?
       В том, что я задумалась на подобную тему, нет ничего удивительного. Будучи много лет воспитателем в детском саду мне приходилось сталкиваться с тем, как вдохновенно читали дети такие не совсем «легальные» произведения, не подозревая об их не лучшей общественной репутации. Категорически запретить ребёнку декламировать что-то подобное – не демократично, да и бесполезно. Об этом говорит исторический опыт популярности подобного фольклора. Рассказать им о том, что нехорошего здесь прозвучало? Считаю не эффективно и даже наоборот – заостряет интерес к прозвучавшему опусу. Но оставим неприличные болтушки в покое. Нет в них высокого полёта мысли, но есть хоть какое-то содержание, которое может привлекать. Как тогда понимать любовь к тем сочинялкам а их не мало, в которых вовсе нет  ни содержания, ни смысла, а только пустой набор слов? Как вам понравится такая:
- Эката, пеката, щука, тома,
Абуль, фабуль, дай, манна,
Экс, пекс, пули-пуль – НАУР!
       И тоже заучивается с первого раза!  Что же такое магическое в этих сочинялках? Я  объяснила себе, как могла, этот важный вопрос, на основе знаний, полученных в институте, в детском саду и при чтении специальной литературы. Теперь я с большим уважением отношусь к народному фольклору. Запретные болтушки воспринимаю, хоть и настороженно, но с пониманием того, что у них тоже есть своя важная роль в жизни
        Чем же хорош короткий стишок с чётким ритмом, который не замутнён сложным сюжетом, глубокими переживаниями и длинными описаниями. Безусловно, самый важный магический инструмент в этих стихах, воздействующий на любых слушателей – это РИТМ. Казалось бы, подумаешь, какая невидаль - этот ритм. Да он везде, куда ни глянь! Вот, именно, что он везде и во всём:  в жизни любого объекта природы, в жизни и деятельности любого живого существа и человека в том числе. Жизнь самой Земли, как планеты подчиняется определённому ритму. У каждой планеты и звезды в космосе свой особый ритм. Получается, что РИТМ – это основной элемент жизни.
        Если нужный для живого объекта ритм сохраняется, значит с ним всё в ПОРЯДКЕ. Чёткий ритм – это ещё и основа порядка в живом существе. Его здоровье. Если сбивается сердечный ритм человека, это признак серьёзного заболевания. Если водитель машины слышит сбои в работе мотора, то это для него сигнал о том, что ей требуется серьёзный ремонт. Вывод, возможно и не совсем полный, получился такой: ритм – это основа жизни, порядка и здоровья.
       Потешки, болтушки и другие разные говорилки, как раз и обладают чётким ритмом и это их главное достоинство и фундамент. Ну и что, что они коротки, зато их можно повторять столько раз, сколько захочется, чтобы хорошенько порадоваться, а заодно навести порядок где-то внутри или снаружи. Причём порядка станет больше, даже если не преследовать эту цель, а делать это не осознанно, как дети. Тут мне вспомнилось, что в стародавние времена не только дети, но и взрослые часто и вполне осознанно пользовались подобными стихами. Называли они их по-своему: закличками, которыми они призывали весну, живительное тепло, благодатный дождь, богатый урожай и другие блага жизни; нечто подобное представляют собой заговоры. Они существовали для того, чтобы привлечь здоровье для родных и детей, изгнать беды, привлечь в семью мир и счастье и решать другие семейные проблемы. А что такое колыбельная, как ни особый, успокаивающий нервную систему ритм.   
- Баю, баю, баюшки, спи мой милый заюшка,
      С помощью простых слов и звукосочетаний создаётся нужный ритм, который дополняется понятным, животворящим образы. Но образы - это уже другая обширная тема для обдумывания теми, кто имеет  интерес к этому вопросу. Мои мысли по этому поводу есть в статье "Знакомьтесь - сказка" и в "Жемчужнице".
       Учёные медики и психологи выяснили и доказали, что ритм оказывает наиболее сильное и прямое действие на человека - на его тело и эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхания, сердца, разнообразных движений активности и отдыха, не говоря уже об более тонких ритмах на клеточном уровне.  Психологическое состояние тоже имеет свои особые ритмы: радости и горя, бодрости и апатии, силы и слабости, вдохновения и депрессии. Все эти состояния очень чувствительны к ритму звуков и, особенно к ритму слов в речи. Не потому ли эти миниатюрные народные опусы имеют такую магию возбуждать и успокаивать, лечить и упорядочивать мир, радовать и давать силы.
       Есть, конечно, в обширном ассортименте народной поэзии  и противопоказанные – разрушительные, а как без этого. Жизнь так устроена. Разобраться в этом не просто. Я нашла свой не хитрый способ узнать, что кому хорошо. Мы с ребятишками сочиняли свои болтушки и говорилки на основе приятных для них слов, восклицаний и даже «иностранных» словечек. Иностранные означало у нас  непонятные, не имеющие смысла. Из таких слов получались тайные говорилки, не понятные даже нам. Именно так происходит в одном из рассказов про знаменитого котёнка по имени Гав. Бывало, кто-нибудь предлагал первую весёлую строчку. К ней совместно пририфмовывали вторую – уже получалась повторялка, и, если интерес к ней сохранялся, то, в последствии,  она дорастала до потешки. Существовали и другие пути сочинительства. Предлагались детьми отдельные словечки, которые потом зарифмовывались сначала с моей помощью, а позже и самостоятельно. Игра в сочинялки их очень веселила. Хорошее занятие для плохой погоды. Некоторые сочинённые потешки имели популярность в детской среде.
       Думаю, что и это занятие, и сами весёлые стихи собственного сочинения, пошли на пользу ребятишкам, хотя бы по тому, что они поднимали настроение, звучали в играх, их распевали, как песенки, шагали под них и приплясывали. Жалею только о том, что я их не записывала, считая просто весёлым развлечением.Сочинённые детьми сказки, я, по совету нашего дошкольного психолога, записала. Они в "Жемчужнице" и в "Волшебной книге". Мы так много делали всего интересного, что всё не запишешь.Подобный опыт есть у каждого воспитателя детского сада, ведь наша жизнь проходит с детьми.