Муж, др. мужъ - этимология

Сергей Колибаба
И бе он яко тела великого мужъ, такъ и разума многа,
и мужъ чистого и воистину святаго жителства, и
Священных Писаний последователь, и ревнитель
по Бозе, и во отрудехъ духовныхъ многъ
Андрей Курбский. История о великом князе Московском (1564-1583) 


1) Существующая этимология

Этимологический словарь Макса Фасмера (ст. сокращена)

Муж, род. п. -а, укр. муж, др.-русск. мужь, ст.-слав. мюжъ, болг. мъжът (Младенов 313), сербохорв. муж, словен. mоz, род. п. mоzа, чеш., слвц. muz, польск. maz, род. п. meza, в.-луж., н.-луж. muz.

Несомненно родственно др.-инд. manuss (manu-, manus;-) м. "человек, муж", авест. manus-, гот. manna, др.-исл. ..., мн. menn, сюда же лат.-герм. Мannus – имя прародителя германцев (Тацит), фриг. … – родоначальник фригийцев;... Образование слав. *mozь сравнивают с лит. zmogus "человек", наряду с zmo-nes мн. "люди", так же как греч. presvys, ...
Вероятно, здесь представлены различные расширения: на -g- и на -u-. Праслав. изменение звуков nu > ng не удается доказать... Следует отвергнуть мысль о родстве с греч. Amazon  "амазонка"... Леви (...) пытается установить связь с лит. amzis "век", др.-прусск. amsis "народ".
Выражение выйти замуж содержит стар. вин. ед. Таким образом, жена следует за мужем в брак... Мужик было первонач. уменьш. от муж. Последнее название объясняется тем, что людей, более низких в правовом отношении, обозначали как несовершеннолетних…

* Полемика с другими авторами и необоснованные версии. Подобно в Этимологическом словаре... А. Преображенского 1910 г. - необоснованный перечень вариантов истолкования.


2) Применение термина в церковно-славянском языке

а) Срезневский, Измаил Иванович (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам, с. 113-115;  https://dlib.rsl.ru/viewer/01004012017#?page=113

Мужъ (У через УК (оу), форма графики У = евр. АИН); мюжъ (через Юс большой (также оу); человек, свободный, именитый, почтенный.
 
* В примерах представленных И.И. Срезневским часто применяется форма «моужъ» и сочетания: именитый, почтенный человек, большие мужи, вячшие мужи, лучшии мужи, старейшии мужи, и др. Эти формы очевидно указывают на процесс выделения из княжеской дружины  должностных лиц (специалистов): в военном деле (воеводы), дипломатии (послы), административных деятелей, судебных чиновников, а также специалистов в области торгово-экономических отношениях (купцов и налоговиков).
 
Надо отметить, что богатство князя формировалось военным путем и за счет сбора «полюдья» (дани) с вассальных племен как плата за военную защиту. Обмен (перепродажа) товаров на деньги (золото и серебро (своего не было)) и другие товары совершался преимущественно  в  Хазарии и Византии.
Из текстов следует, что «мУжи» - деятели, в силу своих личностных качеств (физически и духовно сильные люди) поставленные во главе коллективов людей: поселений, городов, территорий, воинских коллективов для управления ими в интересах князя.

б) См. также Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1982, с. 300-302 ; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf

в) Национальный корпус русского языка

* Сказание о Довмонте (1325-1350)
Боголюбивый же князь Тимофей не стерп; дождати мужь своихъ болшея рати и выехал с малою дружиною с мужи съ псковичи и с Ываномъ с Дорогомиловичем и сь его дружиною, противо имъ вполчився.
Мужъ мудръ; мудрым и смысльным другъ, а несмысленым; Богъ...

г) Повесть временных лет; http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869

* Под 862 г. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.

* Под 898 г. И ркоша философы: «Есть мужь в Селуни, именемь Левъ, И суть у него сынове, разумиви язьку словеньску, и хытра два сына у него и философа» (начало миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия - 862 г.).

* Под 907 г. И да входять в городъ одиными вороты съ цесаревымъ мужемъ, безъ оружья, мужь 50, и да творят куплю...

* Под 912 г. Послал Олег мужей своих заключить мир и ряд между греками и русскими...

* Под 945 г. И послушал их Игорь — пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. …
И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге…
И пославши Олга къ деревляном, рече: «Да аще мя право просите, то пришлите къ мне мужи нарочиты, да въ велице чести поиду за вашь князь, еда не пустять мене людье киевьсции».
* Под 993 г. Печенеги выпустили своего мужа: был же он огромен и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. ... И схватились, и удавил муж печенежина руками до смерти.

3) Обобщение и вывод

а) Лингвисты XIX-XX вв. не смогли связать церковнославянский термин "мужъ" с социальной действительностью средневековых восточноевропейских государств.
Муж в феодальном государстве  деятель  на каком-либо общественном поприще, чаще всего это общий титул служилого дворянства. 

б) Библейский образ (выделение знати)

* Синодальный перевод

Числа 1:16: «Это — избранные мужи общества, начальники колен отцов своих, главы тысяч Израилевых».
Числа 11:16: «И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшены и надзиратели его...».

Притчи 28:2: «Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна».

* Церковнославянская Библия

Числа 1:5: «И сия имена мужей, иже станут с вами...».
Притчи 28:2: «За грехи нечестивых судове востають: мужъ же хитрый оугаситъ  я»

в) У нас «вырисовывается» образ «мужа», в первую очередь это человек обладающий выдающимися личными качествами и способностями в какой-либо области деятельности или в нескольких смежных областях.

* Мужчин оценивают внешне по физической форме (виду), сильный физически человек всегда имеет преимущество перед физически неразвитым, тщедушим, в силу того, что он может выполнять тяжелую физическую работу лучше и быстрее. В средние века, где каждый мужчина в поселении нес военную обязанность, этот показатель  был часто решающим.

* Кроме физических данных для управляющих коллективом людей нужен также и сильный дух (психические качества): быстрый, широкий и глубокий ум, память, способности к обучению. Люди отличаются друг от друга по: направленности (добро, зло), способностям (овладение специальностью), темпераменту (скорость протекания псих. процессов), характеру (дисциплина, решительность, воля).

Мы приходим к выводу, что термин «мужъ» состоящий из 4 знаков, необходимо должен содержать в себе понятие СИЛА. Мужчина по сравнению с другими группами общества: дети, женщины, старики — обладает более высокими физическими и психическими качествами, в связи со своей (природой определенной) деятельностью: война, охота, земледелие, скотоводство, ремесло и т.д.

Итак, мужъ, мужчина = СИЛА.

Славянского языка наука не знает, письменный период на территории Древней Руси начался с принятием иудеохристианства.
Административным языком первого государства в регионе, иудейского Хазарского каганата,  был иврит. Ряд исследователей сообщают, что ранний письменный документ вышедший из Киева - «Киевское письмо» (ок. 950 г.), написан на иврите руководителями киевской еврейской общины к другим общинам с просьбой собрать деньги для выкупа осужденного еврея (см. Википедия, Киевское письмо).

Церковнославянский язык возник в результате миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия, идея о создании славянского языка богослужения оформилась в Крыму и Хазарии, куда просветители прибыли с дипломатической миссией в 862 г.
У нас есть логическое основание, необъясненный русский термин «муж» должен иметь логическую и лексическую связь с сакральным языком идеологии - иврит.

4) Терминология иврита и библейский образ

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень — МУЖЪ = М+УЖЪ = М+УЗЪ.

а) Автор нашел ряд логических и лексических соответствий, когда русская быква Ж  при транслитерации библейских терминов заменяла в термине букву иврита З (заин).

* ЖЕРЕ+Б+ЕЦ = ивр. ЗЕРА семя, сперма, потомство + Б (связка слова) в, внутри, как, в виде (посредством чего) + ЙАЦА выходить, выбрасывать, производить; рождаться.

* ЖЕР+ЛО = ивр. ЗЕР кайма, венец, ободок + ЛОА глотка, пасть, кратер (вулкана), дуло, сопло, жерло, воронка, кромка отверстия колодца. Жерло – выходящая на поверхность часть кратера, воронки, кайма воронки, кратера.

* ЖЕРНОВЪ = ивр. ЖЕР + НОВЪ, прочитано наоборот - ЪВОН = ивр. ЗЕРА семя (зерно) + ЪВОН (ЕВЕН) камень; т.е. камень для зерна, камень для растирания зерна.

* ЖУТЬ = ивр. Ж(З)У+ТЬ = ЗУ+ТЬ = ивр. ЗУА  дрожать, быть в ужасе, устрашать; потеть, вызывать потение; т.е. видимые глазом признаки страха, ужаса.

Очевидно, что при передаче термина с одной алфавитной системы на другую (транслитерация), буква иврита ЗАИН (З) в некоторых случаях передавалась русской буквой Ж. Объяснить это лингвистическое явление возможно после осмысления всех подобных случаев с буквой Ж. Пока нам известно явление «чередование согласных» при словообразовании: З -Ж: возить – вожу; Г -Ж -З: друг - дружить – друзья.

б) Терминология

Мы помним, что в древних текстах в слове «мУжъ» написание русской буквы У- УК (ОУ) = еврейской букве АИН (А, О, У, Е).

Общий вид

МУЖЪ = М+УЖЪ =  М + УЗЪ = ивр. М от, из, из-за + АЗ (аин, заин) сила, сильный, жестокий, грозный, дерзкий, наглый, грубый, свирепый; т. е. СИЛЬНЫЙ (главная характеристика мужчины).
Формы
ОЗ сила, крепость, величие, слава.
АЗАЗ быть сильным, преобладать, не покорятся.

* Источник

См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.;  
См. стронг иврита АЗ; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/5794.html

* Пояснение транслитерации. См. ЕЭБЕ/Алфавит сравнительный
Буква Аин (0 звука);, произносимое как придыхание, среднее между spiritus asper и lenis, в русской транскрипции ничем не отмечается, а потому имеются формы: Овадия или Авдия, Еглом, Ог, Илий, Имануил.
** Произношение еврейской буквы АИН утеряно, озвучивался знак огласовки — А,О, У, Е. На русский язык в слове «мУжъ» буква Аин была передана как У.

в) Библейский образ

Судей: И в седьмой день до захождения солнечного сказали ему граждане: что слаще меда, и что сильнее (АЗ) льва».

Второзаконие 26:50: «народ наглый (АЗ), который не уважит старца и не пощадит юноши».
Аввакум 3:4: «Блеск ее - как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы (ОЗ)!».

Исаиа 19:4: «И предам Египтян в руки властителя жестокого, и свирепый (АЗ) царь будет господствовать над ними, говорит Господь, Господь Саваоф».

Таким образом, используя библейскую терминологию и образы, а также пояснения исследователей по транслитерации еврейских библейских терминов на русский язык, мы нашли содержание необъясненного церковнославянского термина МУЖЪ = быть сильным.

Кишинев, 21.10.2019 г.