Исаак Магитон - режиссер Ералаша

Валентина Томашевская
- Исаак Магистон*(родные звали его Изик) -  мой двоюродный дядя,-  рассказывает Петр Любин: Он был очень дружен с моей мамой. Меня почти не замечал. Позвал несколько раз на свои семейные праздники, он пообещал, но ни разу не пришёл - я перестал его звать. В какой-то мере Изик мой "крёстный": мама хотела назвать меня Петром, а папа Борисом (в честь погибшего на фронте брата). Спорили долго. Изик был в гостях. Часа в три ночи он сказал: "Сейчас я вас всех примерю!" - взял телефон и набрал наугад первые попавшиеся цифры, которые потом не мог вспомнить. Ответил приятный низкий мужской голос. Далее последовал такой диалог:
- Извините за ночной звонок, но дело в том, что у нас родился мальчик, и мы никак не решим, как его назвать Борисом или Петром.
Мужчина на том конце провода, после небольшой паузы сказал:
- Назовите Петром!
- Спасибо!
- Пожалуйста! Можете и со следующим обращаться!

Сейчас автором идеи создания "Ералаша" принято считать Бориса Грачевского, но это не так. Идея принадлежала Исак Семёновичу. Он и был первым режиссёром, а Грачевский был помощником режиссёра - мальчиком на побегушках. Потом, путём вранья и интриг Грачевский выдвинулся и присвоил все заслуги себе, а Изик и не возражал, лишь горько посмеивался.

 На нём много лет было клеймо сына "врагов народа". Его отец, Семен Магитон**,  был расстрелян в 1938 году. Дядя Сёма был сугубо мирным человеком, работал со спортсменами.  Директор ЦНИИ физкультуры.  Его жена, Гроссман Берта Львовна, мама Исаака, - тётя моей мамы, была врачом-нефрологом.

Изик не стал отказываться от родителей, за это его исключили из комсомола... Когда родителей арестовали, Изик взял за руки младших сестёр, Аллу и Майю, и привёл их в дом моего деда, своего дяди.

После фронта и ранений Исаaк понял, что поступать на актёрский факультет ВГИКа ему не светит - поступил на режиссёрский.
Часто сыну врагов народа не давали снимать то, что он хотел, работать, где хотел. Часто его имя вообще вымарывали из титров. Так было, например, с фильмом  "Когда деревья были большими". Основная работа у Изика была на студии Горького, для детей снимать хоть что-то удавалось, например "Свистать всех наверх".
 
Вы спрашиваете о  фамилии Магитон. Ещё до рождения Исаака Семёновича, было два  родных брата, фамилию одного писари записали как Могидсон, а другого - Магитон. Как правильно, теперь никто не знает. У нас двойное родство: сестра маминого отца вышла за Магитона, а папина сестра - за Магидсона. Исаак был на год моложе моей мамы, но они учились в одном классе.

- Могидсон звучит соответственно, а Магитон - бесподобно, на мой взгляд.

* Исаак Семенович  Магитон (1923,  Симферополь – 2009. Москва) - кинорежиссер,   автор сценариев  для киножурналов «Фитиль» и «Ералаш». Участвовал в создании фильмов  , «Фома Гордеев» (1959), «Леон Гаррос ищет друга» (1960), «Когда деревья были большими» (1961, фильм стал первой драматической ролью Юрия Никулина). Написал книги мемуаров «Кинопроба» (2000) и «Снился мне сад…» (2007).

**Магитон Семен Яковлевич (1899)

    Дата рождения: 1899 г.
    Место рождения: г. Днепропетровск
    Пол: мужчина
    Национальность: еврей
    Образование: высшее
    Профессия / место работы: директор ЦНИИ физкультуры
    Место проживания: Москва, ул. Гороховская, д. 20, кв. 24
    Партийность: член ВКП(б)

    Дата расстрела: 15 марта 1938 г.
    Место смерти: место захоронения - Московская обл., Коммунарка

    Мера пресечения: арестован
    Дата ареста: 14 ноября 1937 г.
    Обвинение: участии в к.-р. террористической организации
    Осуждение: 15 марта 1938 г.
    Осудивший орган: ВКВС СССР
    Приговор: ВМН
    Дата реабилитации: 1956 г.

    Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Москва, расстрельные списки - Коммунарка.
https://ru.openlist.wiki/(1899)

Фото из архива Петра Любина :  Я.Л.Гроссман   с родными в  Крыму. Справа внизу сестра деда - Берта Львовна Гроссман, рядом  ее  муж Семён Магитон.  Их сын  – Исаак Семенович  Магитон - кинорежиссер (снимал сюжеты для киножурналов «Фитиль» и «Ералаш»).