Об исчерпанности позитивного потенциала гуманизма

Григорий Саталов
Необходимейшее условие для творческого развития личности - свобода.
Колыбелью западной цивилизации стали полисы Древней Эллады, потому что в них появились гражданские свободы. Хотя параллельно существовало рабство. Рабство давало рабовладельцам и жителям полисов, пользовавшихся трудом рабов косвенным образом, свободное время для творческого развития личности. А гражданские свободы создавали необходимые условия для творческого развития личности.
Было множество куда более древних и могучих цивилизаций, но в них не было таких гражданских свобод, как в полисах Греции. И рабство (наряду с другими формами несвободы) в древневосточных деспотиях и в цивилизациях доколумбовой Америки и наличие свободного времени не приводило к такому всплеску наук, искусств и философии как в Греции. В деспотиях каждый рабовладелец и сам не был свободен. Его крышевал какой нибудь более крутой чувак.

Потом (примерно к началу христианской эры) Рим покорил большую часть Ойкумены, а эллины покорили Рим своей высокой культурой. Потом античная цивилизация рухнула под напором варваров (германцев и славян) и христианства (развившегося в мощную Церковь из секты, отколовшейся от иуадаизма).

В эпоху Средневековья в мышлении господствовала теоцентрическая парадигма, порождавшая идеи служения, долга, чести.
Но через 1000 лет гуманисты начали эпоху Возрождения, вспомнили про достижения эллинов и римлян.

Эпоха Возрождения (а это была одновременно и эпоха Великих Географических открытий, эпоха первоначального накопления капитала, эпоха пиратства и частных наёмных армий) породила Эпоху Просвещения, а та эпоху революций - буржуазных, социалистических, оранжевых, всяких разноцветных.

Освобождённая от феодальных скреп и церковного мракобесия буржуазия (капитал в союзе с наукой) развернули и научно-техническую революцию (НТР).
В настоящее время НТР достигла того масштаба, который по последствиям грандиозных перемен для хомо сапиенсов сопоставим с неолитической революцией, происходившей на заре исторического человечества.


Речь сейчас идёт не просто о новом мощном импульсе для творческого развития.

На наших глазах создаются материально-технические предпосылки для того, чтобы хомо сапиенсы получили возможность управлять и собственной историей и собственной эволюцией. Коммунисты этот процесс называют созданием материально-технической базы коммунизма.  Перестать быть рабами внешней среды и случайных обстоятельств. Вступить из царства необходимости в царство свободы. Биоинженерия и в сочетании с другими высокими технологиями ставят на повестку дня вопрос о разделении биологического вида хомо сапиенсов на другие новые виды, создаваемые искусственно. И если успешность искусственного интеллекта у многих вызывает сомнения, то необходимо принять во внимание перспективы различных гибридных соединений хомо сапиенса и искусственного интелекта. К примеру превращения людей лишь в нейроны надличностной сети, в которой возможно рождение собственного трансперсонального сознания

И если те социальные слои и политические круги, которые будут контролировать новые технологии, будут оставаться в парадигме гуманизма (в любых его разновидностях), то перемены приведут к установлению нового типа невиданной прежде по всепроникаемости Тирании в духе Оруэлла и Апокалипсиса. То есть гуманисты построят трон для Антихриста. Трон такой может быть исполнен и в либеральном, и в националистичско-фашистском и в социалистическо-коммунистичсеком стиле. Причём в борьбе за то, в каком стиле строить этот Трон сопернючающие глобальные властные группировки способны развязать Большую ВОйну или существенно сократить численность хомо сапиенсов (лишних едоков) иными невоенными способами (от продления пенсионного возраста, до ухудшения качества питания и прочими)

Есть шанс, что те круги, которые будут направлять развитие технотронной цивилизации сменят парадигму гуманистического мировоззрения на трансгуманизм. Или ещё на что-нибудь. Тут весьма могли бы пригодится и идеи Даниила Андреева, изложенные в его философско-религиозном трактате "Роза мира"

Принципиально, что человек должен в этой парадигме мышления быть изъят из центра Вселенной, как это сделали гуманисты. Хотелки хомо сапиенсов и даже сам вопрос физического выживания человечества, должны перестать быть мерилом всех вещей.

Освобождающееся человечество, должно освободить и информацию. А освободившаяся информация далее сама уже будет решать, что делать дальше и сама, вооружится новыми технологиями и станет направлять дальнейший ход истории самостоятельно. Возможно, что известный нам период истории на этом и завершится. И те существа, что после этого выживут (а это могут быть и не люди или очень изменившиеся до неузнаваемости люди) вступят в совершенно иной период истории. Настолько качественно иной, что его с полным основанием можно считать новым Эоном.

Очень модный сейчас в мире иерусалимский историк Юваль Ной Харари, работающий на средства фонда Ротшильдов, описывает этот процесс одним ёмким афоризмом

"History began when humans invented gods, and will end when humans become gods", (История началась, когда люди выдумали богов, и закончится, когда люди станут богами)

Одна из главных задач Международного пиратского движения паралельно с борьбой за права человека и гражданина вести борьбу за права информации, за права автономных машин (роботов и андроидов) появляющихся сейчас на наших глазах.

Та политическая сила, которая экспериментальным путём нащупает эффективные формы взаимодействия между человеком и машиной. Между хомо сапиенсами и информационными автоматизированными системами, получит существенную фору в борьбе с другими политическими силами и сможет повлиять на направление дальнейшего вектора развития цивилизации. Если главной целью цивилизации признать Познание. Осознание материи самой себя, просветление косной мёртвой материи живым сознанием, то человечество может создать себе для этого сначала помощников (до этого периода истории мы уже дожили). А затем подобно тому как хороший ученик превосходит своего учителя, наши помощники превзойдут хомо сапиенсов в эффективности Познания нового. Познания Добра и Зла.  И следовательно прерагатива принимать ключевые решения должна перейти к ним. Очевидно каждое из существующих ныне основных идеологических течений попытается найти себе подобных преемников. Но что получится в итоге? продолжится ли на следующем витке истории привычная нам борьба идеологий. Или более разумные чем хомо сапиенсы существа сумеют прийти к общей идеологии и при этом она не станет фундаментом для трона Антихриста для всемирной тирании, я предсказывать не берусь. Мне лишь представляется что сам ход истории  в описанном направлении остановить невозможно. Мистики и пророки всех главных мировых религий нечто подобное как финал истории человечества в том или ином виде и предсказывали. Но финал этот промежуточный. Он может быть переходом для тех, кто сумеет сохранить своё существование на качественно иную стадию развития. Представить которую во всех деталях, находясь на предыдущей стадии, очевидно, невозможно.