Пламя ростовской свечи. Не проходите мимо

Анатолий Кульгавов
Журнал «Живые Помощи» (увы, давно уже прекративший своё существование) в своём самом первом номере (март 2008го года) опубликовал статью «ПОКА ГОРИТ СВЕЧА…»,  автором которой является его редактор (первый и единственный за всю его короткую историю) Наталья Хорошенькая. В статье сказано: «Сегодня мы на празднике в необыкновенном клубе и называется он - «Свеча», что означает: с верой в человека. Светятся улыбками лица преподавателей и родителей, как обычно взволнованы и настроены на праздник дети. Гостей много, потому, что не просто праздник, а своеобразный показ достигнутых успехов. В этом клубе не просто детки, а те, кто болен страшной болезнью для восприятия здорового человека – аутизм».
  Далее в статье говорится: «Первое, что вызывает удивление и определённые вопросы, так это то, что вся мебель, ступени и внутренняя облицовка помещения сделаны из натуральных материалов. И не мне вам рассказывать почем нынче всё натуральное, но только так и в такие условия пойдёт ребёнок и будет благорасположен и по возможности открыт, чтобы воспринять то, чему его здесь хотят научить. И, как добрые мамы, коллектив самоотверженных женщин учит детей адаптироваться в жизни. Многие просто не могли получить самых наипростейших навыков в семье, потому что только профессионалы и грамотные преподаватели могут в полном объёме раскрыть возможности того или иного ребёнка. То, что особенно поражает неискушённого человека это улыбка, не сходящая с лиц воспитателей, казалось бы, при такой жестокой картине, когда видишь детей, которые не соответствуют нашим привычным стандартам. Но только улыбка и доброе расположение могут помочь ребятам, которые не совсем адекватно видят действительность.
Но, несмотря на их непохожесть, умелыми методами воспитания раскрываются возможности и таланты детей. Здесь, помимо учебного процесса, детей учат самостоятельно кушать, прививают привычные навыки ухода за собой, лепят, рисуют, занимаются гимнастикой и ставят небольшие спектакли. Основной акцент делается на развитие инициативы и способности принимать решения».
В статье отмечается: «Дети всегда рады новым людям, пришедшим к ним в гости, им всё интересно и если хоть немного отступает мрак сознания, раскрываются новые цветы достигнутых успехов».
Автор статьи пишет: «Разными путями пришли дети в этот дом. Многие по нескольку лет приезжают сюда не только из Ростовской области, но и других городов России. Здесь ведут занятия по нетрадиционным и индивидуальным программам, так как обычные школы просто отказываются от этих детей. И вот те дети, которые в нашей стране издавна считались необучаемыми, кропотливым трудом преподавателей, психологов и воспитателей достигают своих, только каждому из них возможных показателей».
  Завершается статья такими словами: «Рассказывают педагоги: «Сознательно придя в такую группу, где начинаешь через проблемных детей работать с духовным миром, мы становимся своеобразными духовными органами. Тогда у каждого из нас появляется шанс совершить нечто настоящее, истинное. Выявить индивидуальную природу человека это значит, понять, что именно необходимо предпринять в плане его воспитания и лечения». Безусловно, в последнее время возрос интерес и понимание того, что тяжёлые лечебно-педагогические дети нуждаются в нашей помощи, понимание того, что их мир, это общность, в которой действуют определённые психологические закономерности. Не только из праздников сотканы будни этого коллектива, возникает много финансовых, бытовых проблем. Для этой работы нужны совместные усилия не только сотрудников, но необходима помощь извне.
  Хочется обратиться к руководителям предприятий, города и области – мы есть, мы работаем, не проходите мимо наших просьб. В этой жизни никто ни от чего не застрахован. Если ты человек – зажги свою, хотя бы маленькую свечу и от этого кому-то станет теплей».
Со статьёй Н. Хорошенькой как бы перекликается опубликованная в газете «КРЕСТЬЯНИН» (№ 43 (856), от 22 – 28 октября 2008го года) статья «КАЖДАЯ БУКВА – ПОДВИГ», имеющая также подзаголовок: «Если болезнь нельзя излечить, нужно научиться с ней жить, - считают врачи и педагоги клуба инвалидов «СВеЧа»». Автор статьи Любовь Ушакова пишет:
  «Диагноз «аутизм» для многих детей, как клеймо – их не берут в детсады, в обычные школы двери для них закрыты, даже в коррекционных группах место больным находится не всегда. Родители нередко стыдятся своих чад. Врачи пичкают этих детей психотропными средствами.
  «Вылечить от аутизма нельзя, но разбудить в больном ребёнке здоровый дух можно. Главное – верить и каждый день бороться», - убеждена опытный врач-психиатр Наталья Москвичёва. Более десяти лет назад она организовала для детей с психическими патологиями клуб-школу «СВеЧа» («С верой в человека»)».
Л. Ушакова отмечает: «По словам здешних педагогов, аутисты сразу чувствуют, с добрым сердцем пришёл к ним человек, или нет, потому идёшь, как на экзамен».
По поводу своего посещения занятий в одной из групп Л. Ушакова пишет в данной статье: «В группе занимаются три мальчика и девчушка. Все упражнения они старательно повторяют за Мариной и украдкой следят за вторым педагогом – Татьяной Недельнициной: она у них вроде «классной мамы». Татьяна до восьмого класса ведёт сама все основные предметы, на других занятиях обязательно присутствует: не придёт – дети могут захандрить».
  Автор продолжает: «Русоволосая девочка в розовом платье кокетливо улыбается, отрицательно машет головой, но всё же протягивает ладошку «чужачке».
-Видите, как она вашу руку сжала крепко – симпатию выказывает, - шёпотом поясняет Татьяна Недельницина и, отойдя в сторону, добавляет: - Это Виктория сейчас смелая. А когда несколько лет назад мама её привела сюда, девочка боялась в класс зайти – часами пряталась за дверью… А теперь научилась общаться, рисовать… Посмотрите, как старается! – протягивает рабочий альбом «классная мама».
На титульном листе аккуратно выведено красным карандашом: «Царь Ромул – основатель Рима», нарисовано что-то, напоминающее речку… Так рисуют первоклашки в обычных школах, а для тринадцатилетней Вики – это большое достижение.
Учителя поясняют: здесь каждая буква – подвиг, больные иногда ложку сами держать не могут, не то что альбомы вести…».
  Статья Л.Ушаковой содержит немало и других чрезвычайно интересных сообщений о жизни и практической деятельности клуба «Свеча» и его сотрудников. Заключительная часть статьи практически полностью посвящена истории создания клуба «Свеча», что, само по себе, тоже является весьма интересной темой, достойной отдельного разговора.
  Материал, помимо всего прочего, снабжён редакционной справкой, предельно краткой по форме, но чрезвычайно ёмкой по содержанию, текст которой считаю полезным привести здесь полностью: «Аутизм – тяжёлая аномалия психического развития ребёнка, которая характеризуется в основном нарушением контакта с окружающим миром, уходом в себя, эмоциональной холодностью. Подобные состояния наблюдаются чаще всего при различных формах шизофрении. Аутизмом болеют два-три ребёнка из десяти тысяч, причём у мальчиков это заболевание встречается в три раза чаще, чем у девочек.
  Эта болезнь неизлечима и не изучена до конца. Считается, что больные аутизмом обладают сверхъестественными способностями: могут умножать шестизначные числа в уме, способны выучить до тридцати языков, но при этом остаются совершенно беспомощными в повседневной жизни. Одним из самых знаменитых аутистов был Ким Пик, ставший прототипом главного героя в известном фильме Барри Левинсона «Человек дождя»».
  Журнал «РRО РОСТОВ» опубликовал на своих страницах статью «ХРАНИТЕЛИ АНГЕЛОВ», автор которой Наталья Андреева пишет:
  «Раньше я практически ничего не знала об «особенных» детях. Так же, как и большинство наших соотечественников при встрече с неполноценным ребёнком я поспешно отводила от него взгляд и думала: «Не дай Бог…».
С группой педагогов, занимающихся такими детьми, познакомилась случайно: мы ехали в одном поезде на конференцию в Крым. С первого взгляда мне понравились эти жизнерадостные женщины».
Далее автор отмечает: «Эти люди несли с собой такую энергию любви, что на время командировки я так и осталась в их обществе».
  Далее Н. Андреева пишет о том, как, вернувшись в Ростов-на-Дону, она более близко познакомилась с жизнью клуба «Свеча»: «Клуб «Свеча» был задуман как пространство для реабилитации детей с нарушениями в физическом, интеллектуальном, сенсорном, психическом развитии. Для того, чтобы дать возможность детям общаться и развивать свои потенциальные задатки, 10 лет назад была сформирована группа из врачей, педагогов и психологов. Группа в своей работе основывается на принципах лечебной педагогики.
  Лечебная педагогика исходит из положения, что истинная сущность человека с нарушениями в развитии не повреждена, она лишь испытывает трудности своего телесного и интеллектуального выражения. Как написала Марина Цветаева в своём дневнике: «любить человека – значит, видеть его таким, каким задумал его Бог и не осуществили родители». Именно так любят детей в «Свече». Словно видят, что за плечом каждого стоит ангел. Недаром на двери комнаты для занятий висит табличка: «Приют ангелов».
В одной из статей я писала об уникальной организации учебно-лечебного процесса в клубе, куда детей приводят на день, как в детский сад. Работа сотрудников «Свечи» получила высокую оценку авторитетнейших психиатров города (…)».
Другой номер того же самого журнала поместил на своих страницах статью, носящую заголовок «ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ЖИТЬ, РАДУЯСЬ», в которой её автор – Анастасия Рыженко – рассказывает о женщине-враче из Германии по имени Марина Кайзер Шпрингер, неоднократно бывавшей в Ростове-на-Дону и во время своих визитов, помимо всего прочего, оказывавшей активную и весьма действенную помощь лечебно-педагогическому клубу «Свеча» в его работе.
Тема клуба «Свеча» нашла своё продолжение в газете «ВЕЧЕРНИЙ РОСТОВ», опубликовавшей в № 235 (14604) от 6го ноября 2008го года статью, носящую заголовок «РАСКОЛДОВАТЬ СОВРЕМЕННЫХ КАЕВ». Автор материала И. Тен отмечает: «Аутизм обычно распознаётся в возрасте четырёх лет, когда ребёнок, ранее благополучно развивавшийся, начинает проявлять странности в поведении. Он резко перестаёт говорить, демонстрируя свои желания жестами, замыкается в себе, избегает контактов и не реагирует на обращения других людей. У него появляются навязчивые состояния, неадекватные повторяющиеся движения и так далее.
Зачастую страхи таких детей перед незначительными изменениями в их образе жизни, окружающем пространстве вызывают агрессию и истерику.
  И в то же время у людей с подобными отклонениями рождается пристальный интерес к предметам, электронике, рисованию, то есть видам деятельности, при которой они могут остаться один на один со своим внутренним миром.
  В Европе аутичных детей называют альтернативно одарёнными, так как многие из них обладают неординарными способностями – несмотря на то, что отстают от своих сверстников в самых элементарных умениях.
Сотрудники клуба «Свеча» (С Верой в Человека) не понаслышке знают о том, что дар, которым обладает ребёнок, может парадоксально сочетаться с психической, физической и умственной неполноценностью. Их воспитанники могут с лёгкостью выступать перед большой аудиторией, но испытывать настоящие мучения в личном общении. Создавать удивительные произведения – и быть не в состоянии рассказать о себе. Прекрасно разбираться в компьютере – и не уметь считать.
В ростовском благотворительном клубе «Свеча» работают специалисты, которые учат не похожих на всех остальных детей общаться, разговаривать, жить в гармонии с окружающим миром, развивая и совершенствуя свои творческие способности.
Здесь не применяют медикаментозную терапию. Детей лечат посредством искусства и творчества».
Немало внимания уделено в статье истории создания клуба «Свеча» и методам работы его сотрудников, завершается она такими словами: «Количество альтернативно одарённых детей увеличивается с каждым годом. Объяснить эту тенденцию пока не может никто. Скорее всего, всё происходит из-за целого комплекса неблагоприятных условий – окружающей среды, обилия стрессовых ситуаций, неправильного питания и так далее.
Сотрудники клуба «С Верой в Человека» продолжают трудиться практически на голом энтузиазме. Работает клуб на средства родителей больных детей, а также при поддержке иностранных коллег и творческой интеллигенции Ростова. Администрация города пока остаётся в стороне».
Теперь приведём более свежие материалы.
Вот какое объявление в частности удалось отыскать в интернете 10го октября 2019го года:
"Клуб "Свеча" объявляет набор
Уважаемые ростовские мамы!
Клуб по работе с детьми-инвалидами "Свеча" объявляет набор детей от 4-х до 20-ти лет с проблемами в развитии (аутизм, синдром Дауна, эпилепсия, различные степени слабоумия, расторможенность и т.д.) на развивающие групповые и индивидуальные занятия.
Цель занятий
Социализация детей в обществе с возможностью последующего устройства их в коррекционные или обычные дошкольные и средние учебные заведения.
Занятия включают:
• формирование социального поведения;
• обучение начальным навыкам письма, чтения, счёта;
• рукоделие;
• работа в мастерских;
• живопись;
• лепка;
• музыкальные занятия;
• эвритмия (искусство движения)"
(
Далее привожу ряд сообщений, найденных (в тот же день, что и приведённое выше сообщение) на сайте самого клуба "Свеча":
"Мы набираем детей-инвалидов детства с выраженными нарушениями психофизического развития (аутизм, синдром Дауна, ДЦП, слабоумие) в стационарные возрастные группы:
- подготовительная группа к школе – возраст 6-8 лет;
- группа среднего школьного возраста (8-й класс) – возраст 13-15 лет.
    Группы работают по адаптированной образовательной программе российских вальдорфских школ (авторская программа по лечебной педагогике Р. Штайнера).
    С детьми работают лечебные педагоги, психологи, специалисты по художественному движению (лечебная эвритмия), по музыкальной терапии, по художественной терапии (арт-терапия), по физической культуре и ботмеровской гимнастике, логопед. Кроме групповых занятий ведутся, по назначению специалистов, индивидуальные занятия. Детей наблюдает и ведёт врач-психиатр, гомеопат международной сертификации.
________________

В нашем Центре «СВеЧа» в рамках семинара «…О забытом смысле вслушивания…» был организован Детский лагерь (с 29 июня по 21 июля).
Мы уже несколько лет практикуем ведение инклюзивной группы (нормативные дети, «особые» дети, «пограничные» дети).
Теме любви, верности и мужеству были посвящены все три недели. Эта тема проходила через все занятия (живопись, лепка, пение, рукоделие).
В конце работы площадки дети с педагогами поставили спектакль «Аленький цветочек».
Работали на площадке ведущие педагоги: Наталья, Ольга и Дмитрий Рогачёвы (г. Краснодар). Помогали педагогам – Мищенко Дина (живопись), Мечитова Дина (пение), Кугеева Вера, Рыжков Антон и волонтёр Савченко Антон (ученик 10 класса школы №64).
__________
С 29 июня по 21 июля 2015 г. в Центре «СВеЧа» проводился ознакомительный семинар искусств «…О забытом смысле вслушивания…» (ЭВРИТМИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ, ПЕНИЕ, БОТМЕРОВСКАЯ ГИМНАСТИКА).
___________________
3 июня в нашем Центре воспитанники вместе с педагогами и волонтёрами представили музыкальную сказку-игру «Волк и козлята». Ребята показали всё, чему они научились за год. Самое главное, что они научились быть вместе в спектакле; для кого-то это был первый выход к зрителям.

Участвовали три возрастные группы: детский сад (педагог Мищенко Д.Л.), 2-й класс (педагоги - Покровская М.В., Попова М.В., Кугеева В.И.), седьмой класс (педагог Темников Н.А., помощник педагога Рыжков А.В.) и специалисты - Мечитова Д.Р., Сазанова М.Н., Жданова Е.В. Благодарим за помощь Середу О. и нашего друга (Кузнеца) Сашу.
_______________________

 Праздник Пасхи в нашем Центре. Дети вместе с педагогами и волонтёрами показали сказку «О нашедших Солнце». 
А потом во дворе водили хоровод, пели.

22 февраля в нашем Центре прошёл замечательный праздник. Вместе с воспитанниками Центра, их родителями и нашими гостями-друзьями мы пели, водили хороводы, посмотрели спектакль «Избушка ледяная и избушка лубяная» (который подготовили воспитанники вместе с педагогами), и конечно, ели блины. Ведь в этот день к нам пришла Масленица. А в конце праздника мы сожгли на костре мешок с бедами-неприятностями, чтобы они к нам никогда не возвращались.
Вот такой был замечательный день!

Специалисты нашего Центра  принимали участие в работе III Международного Форума «Каждый ребёнок достоин семьи» на тему "Образование со смыслом: особый ребёнок в образовательном пространстве”, который проходил с 20-го по 23-е октября 2014 года в Москве.
Форум, организуемый Фондом "Обнажённые сердца", - это площадка для общения ведущих российских и зарубежных экспертов, обмена мнениями и опытом представителей различных регионов России, а также шаг в направлении развития профессионального сообщества в России.
В июле в нашем центре работала летняя площадка.
Вся летняя площадка была посвящена теме строительства корабля, путешествию на корабле и воспитание в себе качеств моряка.
Вместе с педагогами, специалистами и волонтёрами нашего центра ребята обсуждали план с утра на каждый день. Вечером подводили итоги. Они лепили сначала модель корабля из глины, продумывали кодекс моряка, учились плести канаты, коврики, готовить еду; в лазарете обучались первой медицинской помощи. И, конечно, ежедневные тренировки на ловкость, скорость, выносливость. Чтобы работа спорилась, пели морские или народные песни.
За четыре недели по живописи ребята побывали в синей, жёлтой, красной и зелёной странах (это была возможность пережить каждый основной цвет на занятии).
Летняя площадка состоялась, также благодаря добрым сердцам ростовчан и жителям области, которые сделали пожертвования на благотворительном Фестивале Доброй музыки (8 июня). Мы благодарим их за участие! Будем творить добро вместе!

Живой Ростов
Культурная жизнь Ростова-на-Дону: спектакли, концерты, выставки, кинофестивали, праздники и афиша театров. Все достойные внимания события в изложении журналиста Веры Волошиновой)))
http://werawolw.ru/?p=9858
С верой в человека

Наталья Москвичёва и Елена Жданова
В Детской картинной галерее РОМИИ работает выставка, которую нужно увидеть всем. Центр лечебной педагогики и социальной терапии «СВеЧа» представил творчество детей-инвалидов под названием «Здесь тепло наших сердец!..».
— Целью выставки в галерее, где, кстати, приняли наше предложение весьма и весьма положительно, является привлечение внимание к тому, что такие дети есть. У них особая миссия в этом мире — вызывать сострадание, — говорит психолог Наталья Москвичёва, одна из руководителей Центра.
Эти работы удивительны сами по себе: они полны таких возвышенных чувств, так одухотворены, что, кажется, не висят на стенах, а парят в воздухе. Фамилий художников под работами нет, одни имена. По словам Наталья Москвичёвой, далеко не все родители готовы к обнародованию своего горя. К примеру, Роман, автор удивительной акварели — копии рублёвского «Спаса», пришёл в Центр в три года с диагнозом «ранний аутизм». Он рисовал только чёрной краской. Годы занятий с ним сотворили чудо: сейчас он не только пишет картины, общается со сверстниками, но и играет в театральной группе Центра. Миша, которому сейчас 11 лет, пришёл в Центр в возрасте шести лет с диагнозом «невроз навязчивых состояний». Его акварель «Церковь», которую можно увидеть на выставке, не может не привлечь внимания своей гармонией. «Он умеет вложить в работу индивидуальное восприятие того, что рисует», — говорит арт-терапевт Центра Елена Жданова.
Такой подход в занятиях искусством предложен всем тем, кто приходит в Центр. «Да, люди, имея нарушения в здоровье, проявляют себя несовершенно в этом мире. Но дух их здоров, на него мы и опираемся в лечебной педагогике», — говорят сотрудники.
Все занятия художественной деятельностью и развитие творческих способностей служат тренировкой воли, и нет лучшего способа её воспитания, чем постоянное, радостное возвращение к одним и тем же упражнениям именно тогда, когда требуется преодолеть трудности. Если взрослому здоровому человеку всё равно, что избрать в качестве предмета для упражнений, то ребёнку нужно нечто прекрасное, нужна радость при выполнении задания.
— Основная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с миром, в бедности контактов со сверстниками и взрослыми. «Как правило, они сидят дома со своей бедой, — рассказывает о работе Центра лечебной педагогики и социальной терапии Наталья Москвичёва. — Центр стал для них и детским садом, и школой — в общем, средой обитания. Это единственная на юге России организация, который уже 16 лет работает с детьми, имеющими тяжёлые формы психо-физических нарушений развития. Мы даём возможность каждому ребёнку и подростку максимально реализовать свой внутренний потенциал».
Сам Центр стал филиалом Института лечебной педагогики (Санкт-Петербург) и экспериментальной площадкой факультета психологии ЮФУ, членом «Содружества лечебно-педагогических и социально-терапевтических организаций». Но главное — успехи Центра признали родители «особых» детей, которые везут их в Центр не только со всей Ростовской области, но и со всего юга России.
_____________________

Как реагировать на повторяющиеся вопросы ребёнка с аутизмом?
Возможные причины повторяющихся вопросов и стратегии для изменения поведения  
_______________

Ниже на странице: 
1. Аутист из Москвы написал книгу о себе, «чтобы другим было полегче».
2. 5 способов помочь вашему ребёнку получить максимум пользы от занятий.
 
В наш центр обращаются родители детей, у которых были определены диагнозы:
- ранний детский аутизм;
- детская эпилепсия тяжёлой формы со слабоумием;
- детская шизофрения;
- тяжёлая и средняя форма поражения ЦНС, вследствие тяжёлой беременности и родов, осложнённой внутричерепной гипертензией;
- моторные и психоречевые нарушения;
- синдром Дауна и другие формы слабоумия.
Практически все эти дети состоят на учёте у детских психоневрологов или невропатологов.
Родители этих детей, прежде чем придти к нам, прошли тяжёлые и, зачастую, похожие пути. Многие родители сами нуждаются  в поддержке психологов и психотерапевтов. Нередко, они обращались  к различным экстрасенсам, гадалкам, целителям, бабкам.
У детей с РДА (манифестация которых начинается приблизительно в 3 года и проявляется нарушением коммуникаций, утратой навыков гигиены, речи, поведения), родители также переживают стресс. Многие не понимают тяжести состояния детей, продолжают надеяться, что они за 1 – 2 года вернутся к прежнему состоянию и пойдут в 7 лет в обычную школу.
Именно, для этих целей был создан родительский клуб, при котором работают опытные психологи и лечебные педагоги. Многие родители, со временем, становятся студентами лечебно-педагогического семинара (см. раздел «Лечебно-педагогический семинар» в меню сайта), который предусматривает 3 года очно-заочного обучения. По окончании обучения, выдаются соответствующие сертификаты за подписями российских ВУЗов (ЮФУ и института лечебной педагогики и социальной терапии г С.-Петербурга) и Швейцарии (институт лечебной педагогики).
Врач-психиатр, психотерапевт, гомеопат Москвичёва Н.А.
____________________

Кристи Кэмбелл  долгое время не могла смириться с тем, что у её сына не «просто задержка речи», а аутизм. Она не думала, что ее семью это коснётся. В принятии диагноза сына ей очень помогла поддержка других родителей аутичных детей. Однажды она спросила их, что бы они хотели сообщить всем окружающим об аутизме. Таким образом, получился список «Десять вещей, которые хотели бы сообщить вам родители детей с аутизмом и особыми нуждами»:
1. Не нужно чувствовать себя неловко рядом с моим ребёнком. Да, возможно, с ним нужно обращаться иначе, но это не повод от него шарахаться.
2. Аутизм бывает очень разным, дети с аутизмом могут быть совсем не похожи друг на друга.
3. Не надо думать, что если мой сын не похож на одного-единственного другого человека в спектре аутизма, которого вы знаете, то он на самом деле не аутист.
4. Эти дети любят. Им нужна любовь. Они замечательные и приносят огромную радость и смех тем, кто их любит.
5. Знание о том, что ребёнок находится в спектре аутизма, на самом деле ничего вам не даёт – они все такие разные. Пожалуйста, не надо говорить, что у моего сына «на самом деле нет аутизма», потому что он отличается от других детей, которых вы встречали.
6. Дети с особенностями развития умные. Талантливые. Склонные к творчеству и размышлениям. Просто это может быть не всегда заметно, так как их разум работает иначе.
7. Когда моя дочь издаёт странные звуки, не надо отворачиваться. Она делает так, когда чему-то очень радуется. Пожалуйста, не надо стоять и таращиться на нас с открытым ртом.
8. Если вы встретите моего сына в магазине, то он может тереться головой, жевать ворот рубашки и вращаться на месте. Он просто нервничает. Я не ругаю его за это, и, пожалуйста, не надо смотреть на меня так, как будто мне стоит это делать. Он не контролирует то, как его организм обрабатывает входящие стимулы. Он просто пытается справиться с тем, как на него влияет окружающая обстановка.
9. Для прохожих, которые думают, что я зря игнорирую странное поведение моего ребёнка: я прошу вас о капле сочувствия. Не надо осуждать. Попробуйте понять, что на него очень сильно воздействуют стимулы из окружающего мира.
10. Пожалуйста, принимайте наших детей так же, как, по вашему мнению, мы должны принимать ваших.
Источник: http://www.autismspeaks.org
__________________

Аутист из Москвы написал книгу о себе, «чтобы другим было полегче».
Знакомьтесь: Никита Щирук, 21 год, аутизм. Человек с иными возможностями, а также наблюдательным умом и литературными задатками. Для нас, объединённых Фейсбуком родителей детей с аутизмом, его иные возможности бесценны: они помогают нам понимать бездонный внутренний мир собственных сыновей и дочерей.
О жизни
Во дворе школы, на подсобке, кто-то написал граффити: «Люби её такой, какая она есть».
К этой надписи подходит и Родина, и жизнь, и школа, и семья. Вот я и люблю, свою жизнь, такой, какая она есть. Аутизм как качели – то вверх, то вниз. То отпустит, то снова захватит.
Аутизм ломает жизнь и судьбу, как самого аутиста, так и его родителей. Отказаться от ребёнка, или отказаться от своей собственной жизни – каждый решает сам. Жить рядом с аутистом очень трудно.
Я аутист, мне 21 год. Всё это я понимаю, но быть, как все, я не могу, и не смогу никогда. Аутисту сложно жить: надо бороться с собой постоянно, чтобы быть таким, как все. Борьба изматывает, и аутизм усиливается. Если борьбы мало, то жить хорошо.
Без помощи я жить не смогу — теряюсь.
А жизнь – это потрясающе!
Какой я аутист?
Прочитал, как взрослые аутисты из США отвечают на вопрос: «Кто такие аутисты?» У них получилось много разных ответов. А я не могу ответить на этот вопрос. Я не знаю, кто эти незнакомые мне люди. В США они, наверное, общаются между собой, а я, в Москве, не общаюсь с другими аутистами. Мне негде с ними общаться.
Могу только ответить на вопрос: «Какой я аутист?»
У меня хорошая память. Я не тихий, чаще весёлый чем грустный, конфликтный, любознательный, чистоплотный, пунктуальный.
У меня много интересов: телевидение и радио всех времён и народов, политика, страны, их флаги, гимны, кино, музыка, история, интернет, религии. Я могу поговорить на любую тему.
"Поймать на лжи" я не могу. Я точно могу сказать, что факты, которые мне говорят, не сходятся –  я их хорошо помню. Но не могу "обвинить во лжи". Для меня это лишь неправильный ответ или  информация. Как перестать быть доверчивым, я не знаю. Я всем доверяю. Моё мышление больше похоже на компьютер.
Компьютерные игры меня не интересуют. Я не воспринимаю окружающий мир как единое целое, я вижу его в мелких деталях. В любом деле, в любой сфере для меня важны детали и подробности.
Я очень хорошо чувствую хороших и плохих людей. Многие делают улыбки, но я знаю, что они злые. Если рядом кто – то скандалит, или сильно спорит, то я могу заболеть с высокой температурой. Когда я был маленьким,  из–за скандалов очень часто болел. С возрастом я стал физически больше, мой рост 180 см, но я не стал крепче. Это как одна таблетка зла на 10 кг веса. Так и злые люди действуют на меня.
Мне стало легче не потому, что я к ним привык, а потому, что я стал больше весом и ростом. Зло побеждало маленького Меня, а сейчас уже не побеждает. У меня есть планы на жизнь, и я верю, и надеюсь, что мои планы сбудутся. Я люблю эту жизнь. Она для меня разная и плохая, и хорошая. Я научился находить своё равновесие.
На каждый минус есть свой плюс.
Об интеллекте
Часто мне приходилось проходить разные комиссии, помню одну в 7 лет.
Врач пыталась у меня что – то спросить, но я её не слушал. Увидел на столе картинки. Быстро их взял и понял, что это алфавит.
Разложил по порядку на столе. Не хватало буквы «ы». Это для меня была катастрофа, как в паззле, когда не хватает деталей. Я уже вдохнул поглубже, чтобы начать кричать. Но мама нашла весомый аргумент: «Приходили маленькие дети и потеряли букву «ы».
Что взять с малышей, я на них не обижался никогда. В общем, моя истерика прошла мимо.
Врач уже поняла, что я не отсталый. И стала задавать вопросы: «Чем девочка отличается от куклы? Чем самолёт отличается от птицы?». Я ответил, что когда девочка вырастет, то станет женщиной, а кукла – нет. Птица когда летит, машет крыльями, а самолёт нет.
В справке мне врач написала: «Отвечает нестандартно». А правильный ответ я узнал намного позже, надо было сказать: одушевлённое и неодушевлённое.
Где меня учить, было непонятно. Под отсталого я не подходил, а школьные правила поведения даже не думал соблюдать. В 7 лет я вообще никаких команд не выполнял. Сам себе был генерал. Был необучаемым. Мама меня выучила. Комиссиями меня мучили каждый год.
Про память
Моя память устроена не так, как у нормальных людей. Я помню, когда был совсем маленьким, очень любил телик и шоколад. Я любил есть шоколад, когда смотрел мультик, и при этом смотреть на себя в зеркало.
Я хотел объединить себя и всё, что я люблю. Мне казалось, что если я приложу руки к экрану телика, то всё будет вместе со мной. Также проверял, могу ли я попасть в мультик. Но быстро понял, что не получится.
Мультфильмы я любил, особенно про «Простоквашино», Телепузиков, Вуди Вудпекера. Вечерами, когда по программе их не было, я прокручивал в памяти все серии какого-либо мультфильма и веселился от души. Так был занят этим, что иногда становился весь мокрый – я же участвовал в мультике, это как болельщики в футболе, неизвестно кто больше устаёт. И это всё происходило при выключенном телевизоре – родители не могли понять, что со мной происходит. Когда вырос, то смог объяснить, потому что я это всё помню.
В любимом мультфильме совмещалось всё: интересное действие, весёлая музыка, меняющиеся картинки, последовательность действий. Также мне запоминалось моё ощущение: я чувствовал себя счастливым человеком. Это объяснение для взрослых, а для детей – мне было просто хорошо. Что такое счастье, я тогда не знал.
Про целителя и булочки
Меня привели к целителю. Он вокруг меня шептал, плевал на меня водой, жёг свечки, щекотал чем–то, включил какую–то странную музыку. Я веселился от души. Рядом с целителями была пекарня и булочная с горячей выпечкой.
Я бы туда ходил каждый день. Люблю свежие булочки. Да ещё столько развлечений. Но визит стоил дорого. Целитель сразу сказал, что моё заболевание и ДЦП неизлечимы. Мы ему поверили, и мама прошла его курсы обучения. Там и научили медитации, массажу и ещё всякому разному.
Не развивайте свои экстрасенсорные способности! С этим невозможно жить. Очень мало здоровых и счастливых людей вокруг. Чужая боль сильно чувствуется. Правда, это помогло маме понять меня лучше. Как мне трудно жить, с повышенной чувствительностью.
Целитель честно сказал, что мне нельзя гипноз и иглоукалывание. Реакция может быть непредсказуемая и неуправляемая. Это хорошо помогает при заикании, тугоухости, энурезе.
То, что он не говорил на приёме, он хорошо объяснял на курсах, за очень большие деньги. Помог ли мне целитель? Конечно помог. Мамы не было дома. Ей надо было работать, чтобы оплатить учёбу. Я делал, что хотел, и ел любимые свежие булочки. Мне было 7 лет. Мне хватало хлеба и зрелищ.
О том, как я придумал себе древнее имя
В 2006 году мне было чуть больше 13 лет. Меня пригласили психологи на занятия в реабилитационный центр, зимой. Нас было четверо ребят.
На мой взгляд, психологи задавали странные вопросы. Но я всё равно на них отвечал. Все отвечали. Психолог просила нарисовать несуществующее животное.
Я удивился. Если животное не существует, то как же я могу его нарисовать?!
Но психолог настаивала. Пришлось нарисовать несуществующую утку с зелёными перьями. Она летом плавала в пруду. А зимой пруд замёрз, и утка там не существовала. Я шёл мимо и видел, что её там нет.
Рисовать я не умел. Но мне не хотелось плохо выглядеть, и я её нарисовал. Потом спрашивали, как друзья произносят имя. Например: Саша – Саня, Сергей – Серый. Я сказал, что меня называют Кузя. А когда спросили почему, я не задумываясь ответил, что Кузя – это древнее имя Никиты. Мне поверили.
Не поверил, только один человек. Моя мама не могла поверить, что всё это говорю я, и ещё рисую. Не ожидала она от меня такого. Не знаю, какие выводы сделали психологи, но мама свои выводы сделала. Мы дома обсуждали эту встречу с психологами, смеялись.
Странные вопросы у психологов, аутистам они не подходят. Надо заменить их.
Про совесть
Почемучкой я не был. В детстве я вообще не задавал никаких вопросов. Где-то в 11 лет спросил у мамы: «Что такое совесть?».
Мама часто повторяла, что совести у меня нет. Про чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, мне как–то было непонятно. А вот про угрызение совести, я уже начал понимать: чтобы не обвинять себя потом в чём–то. Я стал понимать: если скрыл что–то и избежал наказания, то внутри меня всё равно что–то мучает. Оказалось это совесть, и от неё никуда не спрятаться.
Появилось чувство вины. Очень важно, чтобы объяснили, в чём я виноват. Мне важно было это понять в 11 лет. Нельзя жить с чувством вины, это очень плохо действует на психологическое состояние. Да и сейчас, в 21 год, мне очень важно, чтобы мне сказали: «Это не твоя вина».
Часто чувствую себя виноватым. Вроде бы всё делал правильно, а получается – неправильно. Этот мир так устроен, что мне очень трудно в нём разобраться. Особенно трудно в отношениях с людьми. 
Про  благотворительность и солёные огурцы
В большой, большой стране жила-была маленькая девочка.
Все взрослые ходили на работу, а дети – в детский сад. Это было обязательно. Исключением для детей были  бабушки, а для взрослых – тюрьма.
В то время нельзя было опоздать. Начинали работать в 8 часов, и сад открывали в 8 часов. Маленькую девочку приводили в сад очень рано, чтобы успеть доехать до работы. Сторож пропускал её в здание. И девочка сидела у закрытой двери в группу, на маленьком стульчике и ждала, каждое утро.
Первой из взрослых приходила толстая повариха. Наверно, очень добрая тётка. Она жалела маленькую девочку и одаривала её огромным куском солёного огурца. Девочка не могла его бросить под стульчик. Она боялась, что её больше не пустят так рано в сад, её будут ругать родители, ей придется одной мёрзнуть на улице. По этой же причине она боялась отказаться от угощения. И маленькой девочке приходилось есть каждое утро солёный огурец, натощак. Повариха была очень довольна собой.
Прошло много времени. Страна стала поменьше, и на работу можно опоздать из–за пробок. Девочка выросла, и всю свою жизнь она помнит запах тех солёных огурцов. Она их ненавидит и не ест.
Добрая тётка–повариха, наверное, гордилась собой.
Многие говорят, что занимаются благотворительностью. Пожалуйста, благодетели, не надо на Новый год дарить конфеты детям, которым нельзя их есть. Не надо устраивать для ребёнка-аутиста праздники, как для других детей. Новый год с Дедом Морозом и Снегурочкой, праздники с раскрашиванием лица, с мороженым и чаепитиями, все это хорошо другим, но не аутисту. И клоунов не надо, я ненавижу их всю свою жизнь (как солёные огурцы). Большая часть благотворительности выливается в кошмар, и сразу, и после праздников.
Хорошо бы собрать все деньги, потраченные на праздники за 18 лет, и построить удобные и уютные социальные деревни для аутистов. Там хорошо и гулять на воздухе, и работать, не выезжая за пределы. И маленьким можно помогать там же. Нужен сад, огород, курицы, кошки, пруд с маленькими рыбками, удобные домики, пони для малышей. И не важно, что это далеко от города и за забором. Главное, что там – нам жить хорошо.
Как удобно подарить конфеты, позвать клоуна и Деда Мороза. И как не удобно, когда нам нужно совсем другое, очень важное – наша жизнь.
Настоящие люди – это малыши
Когда я вижу малышей, до двух лет, на улице, получаю массу положительных эмоций.
Они не умеют ничего плохого, и не знают о плохом ничего. А самое главное – от них не исходит энергия, которая исходит от большинства взрослых. Чувствую её, и она мне не нравится.
И капризные малыши мне нравятся. Они быстро меняют своё настроение. Это большое преимущество.
Я точно знаю, что мальчики отличаются от девочек не только по цвету одежды. Девочки – это другой мир. Мальчики склонны к систематизации. Поэтому мальчику, и аутисту тоже, лучше общаться с мужчинами. Или с женщинами–левшами.
Ехал в автобусе с мальчиком 4 – 5 лет и его дедом. Прослушал всё, что его интересует. В цирке – главное, что тигры настоящие. А запомнилось ему там больше всего то, что он уронил сосиску в тесте.
И не понимал он, зачем так рано ёлки ставить. Увидел её на улице. До Нового года ещё так долго ждать (полтора месяца). Мы с ним были согласны, теряется чувство праздника. Интересно было его слушать. Приятная была поездка.
Про речь
Внутренняя речь – есть у всех людей, и она молчаливая. Это общение человека с самим собой, чтобы ставить и решать жизненные задачи.
У меня она тоже есть, но болтливая. Проще говоря, я думаю вслух. Сейчас, в 20 лет — иногда. В 10 лет – всегда. Это не разговор с кем–то ещё. Это озвученная внутренняя моя речь.
Речь других людей для меня лучше однозначная. Не должно быть различного понимания смысла слова.
Русский язык имеет много смыслового шума. К этому добавляется психологический шум: чувствую людей. Гнев или печаль мешают воспринимать речь. Настроение хорошее – легче, плохое — сложнее.
В России жизнь аутисту усложняет богатый русский язык. Меня спас словарь С. И. Ожегова.
Слова: потрясающе, великолепно, замечательно, прекрасно, молодец – мои любимые слова, произносимые с 4 лет.
Вывод: будь весёлый и добрый, слушай хорошую музыку, общайся с кошками.
***
PS: У Никиты и его мамы Ольги Николаевны готов макет электронной книги рассказов с фотографиями. Не хватает малого – подсказки, как издать её с наименьшими затратами. Никита попробовал загрузить свою книгу на Фейсбук – в результате текст исчез и из сети, и из домашнего компьютера. Пришлось восстанавливать его заново.
 
_____________________
5 способов помочь вашему ребёнку получить максимум пользы от занятий.
http://specialtranslations.ru/
Меня часто спрашивают, как помочь ребёнку получить максимум пользы от занятий. Поездки на занятия — один, или несколько раз в неделю — в любом случае требуют от родителей немалых затрат, как временных, так и финансовых. В ваших силах помочь ребёнку получить от каждого занятия максимум пользы, и направить все имеющиеся усилия на то, чтобы поддержать его движение вперёд.
 
1. Регулярно беседуйте с педагогами и терапевтами после занятий.  Если вы точно не знаете, над чем именно в данный момент терапевт работает с вашим ребёнком, это повод для беспокойства. Все люди, работающие с вашим ребёнком, должны регулярно сообщать вам, родителям, над чем они работают в данный момент и почему. Кроме того, вам должны дать чёткие инструкции, как можно работать над теми же целями дома. Если вы чувствуете, что не удаётся наладить контакт с педагогом или терапевтом, обязательно обсудите с ним сложившуюся проблему. Попросите уделить вам время после занятий, старайтесь чаще созваниваться, или обменивайтесь электронными письмами.
2. Получайте представление о том, как идут дела в целом.  Помимо обязательных регулярных бесед с педагогами и терапевтами ребёнка, выделите время для того, чтобы обсудить с ними ваши глобальные планы. Для этого можно созвониться, или встретиться лично. Лучше выбрать для этого момент, когда дети не будут вас отвлекать. Обсудите успехи вашего ребёнка, задайте накопившиеся вопросы, и постарайтесь понять — на каком этапе вы находитесь в данный момент. Ваш ребёнок делает успехи? Если нет, то с чем это связано? Возможно, вам стоит увеличить количество занятий? Может быть, ребёнку нужны и другие виды терапии?
3. Практика, практика, практика! Для успеха вашего ребёнка работа дома не менее важна, чем занятия с любым, даже самым лучшим, терапевтом.  Различные виды терапии, будь то речевая терапия, эрготерапия, или любая другая, работают со специфическими нарушениями, неврологическими, поведенческими, моторными и т.д. Такие серьёзные нарушения не корректируют раз в неделю, работа должна идти постоянно. Мне кажется уместным сравнение занятий с терапевтом и занятий в спортзале. Одно занятие в неделю едва ли позволит вам «нарастить мышцы», но если вы к тому же будете заниматься дома, не меньше 3-4 раз в неделю, вероятность успеха значительно возрастает. Обязательно возьмите у вашего педагога или терапевта рекомендации для занятий дома.
4. Помогите ребёнку обобщить полученные на занятиях навыки. Самое сложное для любого терапевта — научить ребёнка применять полученные навыки в повседневной жизни. Допустим, логопед на занятиях учит вашего ребёнка четко выговаривать звук «с». Так ли чётко он выговаривает этот звук, когда общается с вами дома, а когда играет со своими братьями и сёстрами? Попросите терапевта помочь вам придумать интересные, мотивационные и эффективные способы поработать над вашими общими целями дома.
5. Будьте связующим звеном между всеми специалистами, которые работают с ребёнком. Помните о том, что терапевт или педагог видит ребёнка лишь несколько часов в неделю, и составляет своё представление о его способностях лишь по этим коротким встречам.  Для успешных занятий очень важно, чтобы терапевт имел общее представление о том, что умеет ребёнок, и как он себя ведёт, дома, в школе, на других занятиях. Помогите терапевту наладить контакты с учителями ребёнка, его врачом, другими терапевтами. Их тесное сотрудничество и  командная работа гарантируют, что ваш ребёнок получит наиболее качественные реабилитационные услуги.
 
Каждая семья уникальна. Все мы имеем свои специфические потребности, ограничены кругом собственных обязанностей и обладаем различными способностями к коммуникации. Но если вы хотите, чтобы терапевт вашего ребёнка мог по-настоящему помочь вашей семье, говорите с ним, сообщайте ему о том, что вам нужно, заразите его вашим отчаянным желанием помочь вашему малышу преуспеть и верой в его успех. Совместная работа в тесном контакте с терапевтом поможет вашему ребёнку сделать гигантский шаг на пути к цели.
 
 
ИЗ ИСТОРИИ  ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ
Зарождение лечебной педагогики на основе антропософии в нашей стране относится к на¬чалу 90-х годов. У истоков начала практической работы в области антропософской лечебной педагогики в Иркутске и Москве стояли роди¬тели детей имеющих нарушения.
Импульс двух маленьких лечебно-педагогичес¬ких инициатив Иркутска и Москвы был по всей вероятности столь сильным, что на первой встре¬че лечебных педагогов в Санкт-Петербурге в фев¬рале 1995 года участвовало около 120 человек. Во встрече принимало участие немного людей имев¬ших практический опыт работы в лечебной педа-гогике. Большая же часть собравшихся желала с ней познакомиться. Результатом встречи стало создание института лечебной педагогики и соци¬альной терапии в Санкт-Петербурге.
Это проходило на фоне бурного открытия в России вальдорфских школ и семинаров по под¬готовке вальдорфских учителей. В вальдорфс-ких школах обозначились дети, испытывающие трудности в обучении. Встал вопрос как им по¬мочь?
В 1993 г. в Москве и в 1995 г. в Петербур¬ге были сделаны первые наборы студентов на обучение антропософской лечебной педагогике.
Первый выпуск студентов лечебно-педагоги¬ческих семинаров состоялся в 98-99 годы, что привело к открытию классов, групп, школ, стро¬ящих работу с детьми с нарушениями на осно¬ве методологических духовно-научных исследо¬ваниях Р.Штайнера. Такая работа началась в Екатеренбурге, Новоуральске, Чебоксарах, Ростове-на-Дону, Томске, продолжалась и рас¬ширилась в Иркутске, Москве, Петербурге.
Шло накопление опыта, появлялся интерес к работе коллег в других городах и потребность в обозначении места уже ставшей профессио-нальной деятельности. Эти вопросы стали об¬суждаться на общих конференциях лечебных педагогов и социальных терапевтов России в Иркутске (1999 г.), в Москве (2000 г.), в Санкт-Петербурге (2001 г.), в Екатеринбурге (2002 г.), в Иркутске (2003 г.), в Москве (2004 г.).
За более чем десятилетний срок своего раз¬вития в России лечебная педагогика, основан¬ная на антропософии, становится заметным инновационным явлением, в то время как для многих стран мира эта педагогика является традиционной и развивается более 70 лет.
Сегодня лечебная педагогика в нашей стране представлена учреждениями охватывающих лиц с нарушениями от раннего возраста до уже взрослых молодых людей. Формы организа¬ции деятельности этих учреждений разнооб¬разны; детские сады, школы, центры, реабилитационные мастерские, социальные деревни".
_______________________________

* * *
В заключение хочу напомнить замечательные строки Ивана Бунина: "Где страдание - там святая земля!". И земля, на которой расположен клуб "Свеча" действительно святая!

2019-10-19