В своем Отечестве Пророков нет Глава 15
Главным достоинством ее была выносливость и легкость передвижения.
На маленьких, без подков и с плохой сбруей лошадях московские всадники совершали огромные переходы, подвергаясь большим лишениям и усталости.
Походная жизнь была суровой, спали на снегу, укрывшись своей одеждой, ели похлебку из горстки муки, сваренной в кипятке.
По выносливости, русскому воину, не было равных.
Они умели выживать в самых суровых условиях.
Но этого было недостаточно для войска, плохо обученные и не дисциплинированные войска Ивана, в сущности, не знали элементарных начал своего дела.
Напасть на врага и окружить его в два или три раза большими силами, оглушить криками и шумом музыки - это было боевой тактикой русских.
По своему, храбрые, они даже тогда, когда их силы были сломлены, редко просили пощады.
Они не имели понятия о правильных стратегических приемах и были беспомощны.
К ведению осады, которая предстояла им под стенами Казани, они были приготовлены не лучше.
В защите же укреплений они не имели соперников.
Будучи заключены в стенах города, они не могли спасаться бегством, и обнаруживали редкую стойкость, безропотно переносили голод и холод, тысячами погибали в своих деревянных и земляных укреплениях, постоянно возобновлявшихся их усилиями, и сдавались только доведенные до последней крайности.
Вот почему в московских войсках были в употреблении переносные укрепления, состоявшие из досок с отверстиями для ружейных дул.
Назывались они гуляй-городами.
Этим объясняется и очень раннее развитие сильной артиллерии у русских.
Первые пушки были привезены из-за границы.
Но уже при Иване III иностранные мастера отливали их в Москве.
В петербургском арсенале сохранилось одно орудие этого производства, с датой 1485 г.
При Иване IV русское производство орудий усвоило себе западно-европейскую технику.
Производились серпантины, называвшиеся здесь змеями, и разного калибра мортиры, среди которых встречались гауфницы и гаубицы позднейшего времени, и волкометки.
Никто из христианских государей не имел в ту эпоху такого множества орудий.
Русские конониры соперничали в быстром метании ядер и верности прицела.
13 августа Иван был уже в Свияжске, его присутствие здесь оказалось более полезным, чем кропление святой водой и поучение Макария.
23 августа Иван был под Казанью.
Город был защищен только деревянными и земляными укреплениями, но гарнизон его с первых дней приготовился к отчаянной защите.
Осажденные правильно рассуждали, что им пощады не ожидать.
Они понимали, что в борьбе двух рас, двух государств, двух религий наступает решительный момент.
До того Москва ограничивалась возвращением русских земель, если не считать кое-каких передовых укрепленных постов и Свияжска.
С взятием Казани она брала в свои руки один из древнейших оплотов мусульманства.
Царя Эдигер-Магомета поддержал Крым присланным полководцем и отрядом отборного войска.
Татары вспомнили свои былые доблести и победоносно отбили первые приступы русских.
Иван боялся, что дело может снова затянуться до зимы, что было так нежелательно.
В сентябре разразилась сильная буря, много шатров в лагере Ивана было разбросано.
На Волге были разбиты лодки с провизией для войска.
Осажденные ликовали и с высоты своих укреплений, которых не могла разрушить артиллерия Ивана, издевались над «белым царем», кривлялись, показывали свои голые места, вызывая смущение в суеверных русских воинов.
Иван не падал духом.
Колдовство татар вызвало сильные ливни, он велел привезти из Москвы чудотворный крест, с которым пришла и хорошая погода.
Татары искусно поддерживали свои сооружения.
Иван прибег к знанию иностранных инженеров, которые при помощи разных сооружений увеличили разрушительное действие артиллерии и приблизили роковую развязку.
В конце сентября пушечный огонь сделал возможным произвести решительный приступ.
Он начался 2 сентября 1552 года.
Он давал осаждающим заранее, обеспеченную победу, но на этот раз Иван не проявил своей настойчивости и энергии.
Войска привыкли видеть его перед собой и повиноваться его команде.
Они его боялись и повиновались.
В разгаре битвы Иван не участвовал, он молился.
Когда московские знамена развивались над неприятельскими укреплениями и первые колонны проникли в город, он вошел вместе с ними.
В городе началась резня, шесть тысяч казанцев напрасно пытались спастись, пустившись в брод, через реку, Казанку.
Иван и не думал останавливать избиение.
В то время даже на западе город, взятый приступом, обрекался, на смерть.
Одни только женщины и дети спаслись и были уведены в плен.
После этого при церковном пении «Тебе Бога хвалим» царь водрузил большой крест на том месте, где во время битвы развевалось знамя последнего казанского хана.
Здесь должна была появиться церковь, и через два дня она уже была выстроена и освящена.
В конце недели два правителя, князья Александр Борисович Горбатый и Василий Семенович Серебряный были оставлены в покоренном городе, а победитель поспешил в Москву к Анастасии.
По дороге в столицу во Владимире он получил радостную весть: царица разрешилась от бремени сыном, которого назвали Димитрием.
В одном из древнейших сел в окрестностях Москвы, Тайнинском, куда Иван должен был удалиться в последствии, в дни испытаний, ожидавших его после этих успехов, брат Юрий с знатнейшими боярами принесли ему первые поздравления.
В Москве вышедший ему на встречу с духовенством митрополит сравнивал его с Димитрием Донским, Александром Невским и Константином Великим, а затем, поклонившись до земли, благодарил государя за торжество, доставленное им отечеству и Церкви.
Теперь уже не было речи о том, чтобы Иван «бил челом», как это делал он еще недавно в сношениях с опасными соседями, в то же время, претендуя на равенство с германским императором и султаном I.
В материальном отношении Казань представляла ценное приобретение.
Если она раньше и не угрожала Москве, то, все же, находясь в среднем течении Волги, она преграждала путь на восток и препятствовала естественному развитию ее.
Некогда здесь произошло первое столкновение христианства с исламом в сражениях магометан, болгар с первыми христианскими князьями новой северо-восточной Руси.
Для Азии Казань продолжала быть центром торговли и промышленности, а для монгольского царства последним оплотом, удержанным им в Европе.
Стесненное крымское ханство представляло лишь стан кочевников, бродивших в южных степях.
Иван чувствовал, что бояре хотят его покинуть, ссылаясь на усталость.
Бояре чувствовали, что их власть над Иваном постепенно уплывает, и они остаются не защищенные.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
© Copyright:
Анна Колбасова, 2019
Свидетельство о публикации №219102100330