В своем Отечестве Пророков нет Глава 15

Анна Колбасова
               
Главным достоинством ее была выносливость и легкость передвижения.

 На маленьких, без подков и с плохой сбруей лошадях московские всадники совершали огромные переходы, подвергаясь большим лишениям и усталости.

 Походная жизнь была суровой, спали на снегу, укрывшись своей одеждой, ели похлебку из горстки муки, сваренной в кипятке.

 По выносливости, русскому воину, не было равных.

 Они умели выживать в самых суровых условиях.

 Но этого было недостаточно для войска, плохо обученные и не дисциплинированные войска Ивана, в сущности, не знали элементарных начал своего дела.

 Напасть на врага и окружить его в два или три раза большими силами, оглушить криками и шумом музыки - это было боевой тактикой русских.

 По своему, храбрые, они даже тогда, когда их силы были сломлены, редко просили пощады.

 Они не имели понятия о правильных стратегических приемах и были беспомощны.

К ведению осады, которая предстояла им под стенами Казани, они были приготовлены не лучше.

 В защите же укреплений они не имели соперников.

 Будучи заключены в стенах города, они не могли спасаться бегством, и обнаруживали редкую стойкость, безропотно переносили голод и холод, тысячами погибали в своих деревянных и земляных укреплениях, постоянно возобновлявшихся их усилиями, и сдавались только доведенные до последней крайности.

 Вот почему в московских войсках были в употреблении переносные укрепления, состоявшие из досок с отверстиями для ружейных дул.

 Назывались они гуляй-городами.

 Этим объясняется и очень раннее развитие сильной артиллерии у русских.
               
Первые пушки были привезены из-за границы.

 Но уже при Иване III иностранные мастера отливали их в Москве.

 В петербургском арсенале сохранилось одно орудие этого производства, с датой 1485 г.

 При Иване IV русское производство орудий усвоило себе западно-европейскую технику.

 Производились серпантины, называвшиеся здесь змеями, и разного калибра мортиры, среди которых встречались гауфницы и гаубицы позднейшего времени, и волкометки.

 Никто из христианских государей не имел в  ту эпоху такого множества орудий.

 Русские конониры соперничали в быстром метании ядер и верности прицела.

 13 августа Иван был уже в Свияжске, его присутствие здесь оказалось более полезным, чем кропление святой водой и поучение Макария.

 23 августа Иван был под Казанью.
 
Город был защищен только деревянными и земляными укреплениями, но гарнизон его с первых дней приготовился к отчаянной защите.

 Осажденные правильно рассуждали, что им пощады не ожидать.

Они понимали, что в борьбе двух рас, двух государств, двух религий наступает  решительный момент.

 До того Москва ограничивалась возвращением русских земель, если не считать кое-каких передовых укрепленных постов и Свияжска.
 
С  взятием Казани она брала в свои руки один из древнейших оплотов мусульманства.

 Царя Эдигер-Магомета поддержал Крым присланным полководцем и отрядом отборного войска.

 Татары вспомнили свои былые доблести и победоносно отбили первые приступы русских.

 Иван боялся, что дело может снова затянуться до зимы, что было так нежелательно.

 В сентябре разразилась сильная буря, много шатров в лагере Ивана было разбросано.

 На Волге были разбиты лодки с провизией для войска.

 Осажденные ликовали и с высоты своих укреплений, которых не могла разрушить артиллерия Ивана, издевались над «белым царем», кривлялись, показывали свои голые места, вызывая смущение в суеверных русских воинов.
               
Иван не падал духом.

 Колдовство татар вызвало сильные ливни, он велел привезти из Москвы чудотворный крест, с которым пришла и хорошая погода.

 Татары искусно поддерживали свои сооружения.

 Иван прибег к знанию иностранных инженеров, которые при помощи разных сооружений увеличили разрушительное действие артиллерии и приблизили роковую развязку.

 В конце сентября пушечный огонь сделал возможным произвести решительный приступ.

 Он начался 2 сентября 1552 года.

 Он давал осаждающим заранее, обеспеченную победу, но на этот раз Иван не проявил своей настойчивости и энергии.

 Войска привыкли видеть его перед собой и повиноваться его команде.

 Они его боялись и повиновались.

 В разгаре битвы Иван не участвовал, он молился.

 Когда московские знамена развивались над неприятельскими укреплениями и первые колонны проникли в город, он вошел вместе с ними.

 В городе началась резня, шесть тысяч казанцев напрасно пытались спастись, пустившись в брод, через реку, Казанку.

 Иван и не думал останавливать избиение.

 В то время даже на западе город, взятый приступом, обрекался, на смерть.

 Одни только женщины и дети спаслись и были уведены в плен.

 После этого при церковном пении «Тебе Бога хвалим» царь водрузил большой крест на том месте, где во время битвы развевалось знамя последнего казанского хана.

 Здесь должна была появиться церковь, и через два дня она уже была выстроена и освящена.
               
В конце недели два правителя, князья Александр Борисович Горбатый и Василий Семенович Серебряный были оставлены в покоренном городе, а победитель поспешил в Москву к Анастасии.

По дороге в столицу во Владимире он получил радостную весть: царица разрешилась от бремени сыном, которого назвали Димитрием.

 В одном из древнейших сел в окрестностях Москвы, Тайнинском, куда Иван должен был удалиться в последствии, в дни испытаний, ожидавших его после этих успехов, брат Юрий с знатнейшими боярами принесли ему первые поздравления.

 В Москве вышедший ему на встречу с духовенством митрополит сравнивал его с Димитрием Донским, Александром Невским и Константином Великим, а затем, поклонившись до земли, благодарил государя за торжество, доставленное им отечеству и Церкви.
               
Теперь уже не было речи о том, чтобы Иван «бил челом», как это делал он еще недавно в сношениях с опасными соседями, в то же время, претендуя на равенство с германским императором и султаном I.

В материальном отношении Казань представляла ценное приобретение.

 Если она раньше и не угрожала Москве, то, все же, находясь в среднем течении Волги, она преграждала путь на восток и препятствовала естественному развитию ее.

 Некогда здесь произошло первое столкновение христианства с исламом в сражениях магометан, болгар с первыми христианскими князьями новой северо-восточной Руси.

 Для Азии Казань продолжала быть центром торговли и промышленности, а для монгольского царства последним оплотом, удержанным им в Европе.

 Стесненное крымское ханство представляло лишь стан кочевников, бродивших в южных степях.

 Иван чувствовал, что бояре хотят его покинуть, ссылаясь на усталость.

Бояре чувствовали, что их власть над Иваном постепенно уплывает, и они остаются не защищенные.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ