Оружие

Вячеслав Кудяков
Средневековое оружие, применявшееся в V — XVII веках, пришло на смену античному и древнему оружию. В основном состояло из холодного оружия.
 Также применялись различные осадные орудия. В XII веке появляется огнестрельное оружие. Для защиты применялись доспехи и щиты. Необходимо также учесть военный флот и фортификационные сооружения (здания).
Состав оружия и его развитие зависели от географического положения того или иного государства. Можно выделить основные группы стран, благодаря культурным связям между которыми их комплексы вооружения были похожи и развивались вместе.
Европа. Первоначально развивается во многом благодаря Римской империи, складывается европейский арсенал, на который оказывает влияние западноазиатское оружие (сабли, огнестрельное оружие). Сюда же входит Русь.
Западная Азия. В частности, к ней относятся арабские страны, Турция.
 Развивается под влиянием Византии и Азиатских стран.
Византия. Является наследницей Римской империи, из-за особенностей вооружения не может быть отнесена к Европе или Азии.
Восточная Азия. Это, в частности, Япония, Китай, Монголия, Корея, Вьетнам, Индия.
В них складывается автономный комплекс вооружения, в частности именно здесь изобретается огнестрельное оружие. Позднее европейские путешественники оказали небольшое влияние на оружие этого региона.
Америка. Оружие американских индейцев развивалось автономно и изолированно от влияния других регионов.
Средневековое оружие классифицируется по принципу действия.
Оно может быть разделено на холодное, огнестрельное, ручное метательное и механические метательные машины.
В свою очередь, холодное оружие делится на оружие ближнего и дальнего боя, а также классифицируется по характеру воздействия.
Ударное оружие предназначено для нанесения ударов дробящего действия за счёт его импульса ударной частью большой площади.
Колющее — для нанесения уколов остриём оружия, за счёт большого давления на маленькую площадь.
Рубящее — для нанесения рубящих ударов лезвием наконечника, за счёт большого давления. Колюще-рубящее оружие имеет наконечник, предназначенный для нанесения, как уколов, так и рубящих ударов.

1. Копье
Древковое оружие куда старше мечей и сабель. И пусть оно не окутано таким героическим и романтическим ореолом, как клинковое оружие, но именно копье на протяжении долгих столетий верой и правдой служило как пехотинцам, так и всадникам. Оно не стало таким узнаваемым символом войны, как меч или шпага, но, несмотря на это, копье было основным и оружием греческих гоплитов, и швейцарских пикинеров, и закованных в броню средневековых рыцарей. Вопреки распространенному мнению, наиболее популярным оружием и в древнем мире, и в эпоху Средневековья был не меч, а именно копье.
Считается, что для изготовления древка длинного копья Средневековья брали самое хрупкое дерево. Для чего это делалось? Расчет был на то, что копье сломается после первого же удара. В бою всадник мог двигаться со скоростью 10 метров в секунду, что обеспечивало ему значительное количество кинетической энергии. Если же навстречу друг другу неслись два рыцаря, то энергия их столкновения увеличивалась кратно. На такой скорости удар по цели вполне мог привести к падению всадника и лошади. Поэтому перелом копейного древка выглядел куда предпочтительней перелома руки или шеи рыцаря. Позже выражение «ломать копья» стало синонимом любого поединка.
У Донских казаков, пики изготавливали из древесины и красили в красный цвет. В кузницах, выковывались наконечники для пик, без флюгеров, с кистями  на конце. Затем это оружие собиралось в единый  инструмент войны. Длина пики,  была не фиксированной. Если  казак шел на  штурм  крепостной стены, пика, называлась «дротиком». Который имел  короткую длину, что бы не мешать при  восхождении по штурмовой лестнице, и  применялся как  оружие ближнего боя , при неудобном положении. Размахивать саблей , казак не мог. Ведь плотность атакующих была довольно высокой. Только на стене, казак мог применить саблю.
Конные казаки, предпочитали длину пики четыре метра. У Наполеоновской гвардии , длина пики была 4,55 метра. В конном бою, пика  удерживалась двумя руками, так же, как это  делали еще Сарматы. Поразив противника, пикой, казак бросал ее, после чего уже использовал  саблю, а иногда и огнестрельное оружие.

Использование копья конными воинами различных времен, описываются весьма редко. Историками для описания  порядка боя  использовались военные наставления и руководства, которые были написаны со специальной целью описания правильного выполнения боевых техник. Конечно, и наличие таких руководств не гарантирует прояснения всех вопросов, потому что они часто недостаточно подробны и рассчитаны на читателя, уже заранее обладающего какими-то знаниями, которые далеко не всегда присутствуют у современного исследователя. Однако наибольшим недостатком этих инструкций является то, что они часто просто отсутствуют. Так, хотя количество созданных в античности военных трактатов весьма значительно, ни в одном из них нет описания нормативных действий в бою всадника, вооруженного копьем, не предназначенным для метания. Несмотря на то что копьеносные всадники имели широчайшее применение и часто представляли собой важнейшую военную силу войска, начиная с Александра Македонского, руководства по использованию всадником копья появляются в Европе не ранее XV в. Еще большие отличия от средневековых и древних боевых копейных практик должны иметь техники действия  пикой в кавалерийских частях армий XIX-XX вв. Таким образом, как раз для периода, когда копьеносные конные воины имели величайшее значение, источники по данной проблеме чаще всего отсутствуют. В отрезок с VIII по XV вв., активно развивалась мусульманская военная литература. Прежде всего, это книга андалузского араба Али ибн Абдуррахмана ибн Хузайля аль-Андалуси «Хильят аль-фурсан ва-ши‘ар аш-шудж‘ан» (1392), переведенная на французский  и испанский  языки;

  Согласно ссылкам, приведенное описание опирается почти исключительно на  инструкции  где описывается лишь стиль владения  копьем, зажатым под мышкой, и рассматриваются не действия против реального противника, а только тренировочные упражнения: «Кто захочет научиться действовать копьем и достигнуть ловкости в этом, пусть устроит для этого мишень, которая являет собой шест или что-то подобное, воткнутое в землю, ростом со всадника. Надо укрепить ее снизу и прикрепить вверху кольцо или веревку петлей, подобной кольцу. Затем всадник отъедет от нее и погонит своего коня во всю прыть, и, когда приблизится к той мишени, зажмет свое копье под мышкой и расположит его относительно подмышки так, чтобы легко было нести его и выдерживала сила его; затем попадет острием в эту подвеску; затем быстро повернет свое копье, чтобы освободить острие от кольца. И иногда нужно повернуть копье назад или проскакать мимо кольца и взять копье, подхватив его за ним. И иногда кольцо поворачивают, задевая его, и продолжают делать так по мере возможности, пока не станет удобно действовать. И не прекращают поражать, по воле Аллаха. И это о способах держания копья во время встречи  с мишенью , и удара им, и освобождения после этого, и надо доводить это до простоты и продолжать упражняться до очевидности, из разных положений, в разных случаях и разными путями»
 «Силахшор-наме» и особенно «Муньят аль-гузат» дают значительно более обширную и интересную информацию.
В «Муньят аль-гузат» выделяются четыре основных хвата копья.
• Первый хват называется «старым хорасанским». Левая рука поддерживает копье снизу на расстоянии аршина от головы всадника, одновременно зажимая поводья; правая рука помещается на расстоянии четырех пальцев от заднего конца копья и прижимает его к поясу, так что копье идет по диагонали над шеей лошади
• Второй хват называется «новым сагрским». При этом левая рука держит копье на расстоянии четырех пальцев от заднего конца, зажимая одновременно поводья; правая рука держит копье спереди на расстоянии чуть больше аршина от головы всадника.
• Третий хват называется «сирийским». Копье зажимается под мышкой правой руки и путем переноса через шею лошади может направляться как справа, так и слева.
• Четвертый хват называется «йеменским» или «дейлемским». Правая рука держит копье в трех аршинах от заднего конца, так что ладонь поддерживает его снизу.
Хорасанский,  сагрский и йеменский  хваты имеют зеркальные варианты. Для сирийского хвата тоже допускается  существование зеркального варианта, но отмечает при этом, что реально он применяется только левшами. Значительное внимание уделяется переходу из одного хвата в другой, так как разные хваты по-разному пригодны и для нанесения удара из разных позиций, и для отражения копья неприятеля.

Внимание воина должно быть сосредоточено именно на том, чтобы отбить вражеское копье, и считается, что при правильном выполнении отбивание всегда успешно; сам же воин должен наносить удар лишь тогда, когда неприятель допустит ошибку и будет неспособен защититься от удара. Именно это и является самой примечательной особенностью описанной в «Муньят аль-гузат» тактики ведения боя, и техника отбиваний описывается там специально и весьма подробно. «Эта глава разъясняет, как отбивать копье. Некоторые люди отбивают копье снизу вверх. Я не думаю, что это везде хорошо. Знай, что ловкость копейщика заключается в отбивании копья. Поэтому всегда направляй свое копье над копьем противника и следи, чтобы никогда не ударить его копье раньше, чем твое копье будет над его копьем; тогда отбивай, так как будешь знать, что наверняка не сделаешь ошибки. Если сделаешь ошибку, твое копье упадет на землю, и ты сам позволишь отбить свое копье и тебя поразить. И если ты используешь сагрский хват направо, то остерегайся, потому что здесь случается много ошибок, но успех в том, чтобы отбросить копье противника, обвив его своим копьем. Чтобы нанести удар, ты, прежде чем отбивать, когда противник отобьет твое копье, вытяни и извлеки свое копье из-под его копья и ударь, потому что его копье, когда он будет отбивать, станет тяжелым и упадет на землю. Если он отобьет твое копье вверх, то сделай свое копье невидимым [т. е. уведи из поля зрения, внезапно удали. Его копье уйдет вверх; а ты используй момент. Однако при используемом противником сирийском хвате отбивание не удастся. Тогда следует использовать отбивание снизу вверх, потому что основание его копья зажато у него под мышкой: когда ты будешь отбивать сверху вниз, его подмышка не позволит его копью упасть вниз. Если противник нападает, держа копье по - сирийски, то при отбивании следи, чтобы не сделать ошибку, потому что в случае ошибки возвратить копье сверху вниз труднее, чем снизу вверх. Когда ты опасаешься своего противника, то помещай свое копье над его копьем. Не отбивай его копья, жестко давя сверху, но скорее возвращая ниже, так что копья у вас обоих будут, несомненно, отбиты. И всегда остерегайся, чтобы он не вытащил свое копье из-под твоего копья и не ударил. Также остерегайся, чтобы он не сделал тебе тех хитростей, о которых я тебе говорил и которым учил раньше. Когда с тобой нет копья, отбивай деревянной частью камчи. Если нет камчи, отбивай чалмой, скомкав ее. Отбивай чем угодно, если на тебя нападают, потому что в этом безопасность»
Поскольку в большинстве случаев в «Муньят аль-гузат» предпочитаются двуручные хваты и копье противника всегда отбивается, щит, по мнению источника, конному копейщику только мешает. Он полезен лишь при защите от стрел и дротиков
В другом месте указывается, что при действии копьем щит может быть повешен на спину
Интересную информацию дает «Муньят аль-гузат» о противостоянии конного и пешего воинов, если оба вооружены копьями. Позиция конного в этой ситуации рассматривается как, безусловно, более слабая; описываются ситуации, когда даже конный спешивается, чтобы увереннее противостоять другому конному. В этот момент можно постараться его поразить, ибо в момент спешивания противник действовать своим копьем не может. Если же неприятель уже твердо стоит на земле, то поразить его копьем всаднику не удастся; в этом случае рекомендуется застрелить врага из лука , либо огнестрельного оружия               (ситуация  1812)
Сарматов, считают первыми воинами, которые использовали  конновооруженное войско. На вооружении Сарматов , были длинные , примерно три и более метров копья, которые приходилось держать двумя руками. Вторым, был длинный, примерно 130 сантиметров  меч. Щит  Сармат не использовал.  Его защитой был панцирь. Во время боя, конный воин мог  нанизать на копье   трех и более  противников, в зависимости от его физической силы. Потом он отбрасывал копье, и сражался -  уже мечем.
Основная литература :

1.Наиболее полный и современный на настоящий момент обзор арабских военных текстов доступен в работе: Shihab al-Sarraf. Mamluk furusiyah literature and its antecedents // Mamluk Studies Review VIII (I). – Chicago, 2004. P. 141–200.
2. Ibn Hodeil. La Parure des Cavaliers et L’Insigne des Preux / Transl. L. Mercier. – Paris, 1924. 3 Ibn Hudayl. Gala de Caballeros, Blas;n de Paladines / Transl. M. J. Viguera. – Madrid, 1977.
4 Средневековая андалусская проза. – М., 1985. – С. 355–370.
5 Das Buch vom Fechter von Firdewsi / Aus dem T;rkischen in Text und ;bersetzung verg;ffentlich durch O. F. v. Schlechta-Wassehrd // Zeitschrift der deutschen morgenl;ndischen Gesellschaft. Bd. XVII. 1863. S. 1-38.
6 U;urlu, M. M;nyet;’l-Guzat. Ankara, 1987 – издание оригинального текста в латинской транскрипции и словарь; ;ztop;u K. Munyatu’l Ghuzat. A 14th Century Mamluk-Kipchak Military Treatise. Cambridge, 1989 – факсимиле, латинская транскрипция, английский перевод, словарь, лингвистическое исследование.
7 Elmer, R. P. Arab archery. A book on the Excellence of the Bow and Arrow and the Description thereof. – Princeton, 1945; Boudot-Lamotte, A. Contribution ; l’;tude de l’archerie musulmane, principalment d’apr;s le manuscrit d’Oxford Bodl;ienne Huntington no. 264. – Damas, 1968; ;ztop;u, K. Kitab fi ilm an-nu;;ab. A 14th Century Archery Treatise in Mamluk-Kipchak. – Istanbul, 2002.

Иллюстрация  взята из интернета.