Нравственность в книгах Жюль Верна

Наталия Ковган
Книги – то, что, что уже не одну сотню, или, даже, тысячу лет сопровождает человечество. Кто-то читает больше, кто – то меньше. Некоторые предпочитают мелодраму, другие – детектив и приключения. Определенные сюжеты «на раз», но есть и такие книги, которые остаются в истории навсегда, поражая воображение поколений.
Наверное, сложное представить человека, который бы не слышал имя – Жюль Верн. Даже если никогда не читал его книг. По сути, француз является одним из величайших писателей мира и на, то есть причины.
В чем его «фишка»? Казалось бы, ответ прост – великий человек много писал о путешествиях, тем завлекая аудиторию, позволяя людям мечтать и разделять приключения героев на воздушном шаре или на корабле. Однако, в наше время, уже не проблема объехать мир за восемьдесят дней (на самом деле, можно гораздо быстрее), или полететь на Луну (были бы деньги, и это будет, возможно). Что тогда может привлечь читателя двадцать первого века к событиям, что происходили в позапрошлом столетии?
Как насчет нравственности? С одной стороны, кажется, что в наше время, такое понятие совершенно не нужно. Можно даже сделать смелое заявление, что нравственности никогда не было. Сейчас никто не говорит про реальность. Чтобы от нее уйти, достаточно окунуться в волшебный мир вышеупомянутого писателя.
Это не пустые слова. В свое время, сам Папа Римский поблагодарил господина Верна за высокую нравственность в сюжетах. Если друзья, то друзья на века, если в романе есть женщина, то она обязательно в конце выходит замуж, а злодеи либо погибают, либо исправляются.
Ответ до невозможности прост: порой очень хочется, чтобы нравственность действительно брала верх над людскими пороками. Поверить в истинную, чистую любовь, искреннюю дружбу, простые, но невероятные вещи, весьма редкие в реальном мире.
С книгами Жюль Верна – это возможно. Читая текст, иногда задумываешься над тем, действительно ли так было? Могли ли люди так вежливо и интеллигентно разговаривать (то есть, без матов, и вообще, без ругани). Действительно ли слуга будет верой и правдой служить господину, не жалея отдать за него собственную жизнь? Очень бы хотелось верить в подобное, да только, реальности это не отменяет. К слову, в жизни у Жюль Верна все было далеко не так радужно – циничный сын – транжира, психически больной племянник, который едва не застрелил дядю…
Но ведь на то и пишутся книги, чтобы создать идеальный мир, способный поселить читателя там, где ему хочется. Книги Жюль Верна – источник, где каждый сможет найти для себя что-то свое даже спустя не одно столетие. Нравственность, царящая в рукописях и переносящаяся в печатном виде, играет далеко не последнюю роль для тех, кто немного устал от жестокости повседневности. И пусть, эту самую реальность, никто не отменяет, порой хочется ее немного приукрасить. Унестись, например, в девятнадцатый век, что предстанет перед читателем в самом красивом и романтичном виде.