Свобода ДЛЯ

Анатолий Федосов
                2 +


Чтобы не быть скупым, перечисляя сухо те путы и вериги, что не дают или не дадут быть свободным, когда такому статься ещё не поздно и не грех, а также те пути, что ведут к несвободе, приведу несколько цитат, тех, кто понимал и чувствовал её намного лучше, чем я.

                К свободе ведет лишь одна дорога: презрение
                к тому, что не зависит от нас.           (Эпиктет)

                Крылья - свобода, только когда раскрыты в
                полете, за спиной они - тяжесть.
                (Марина Цветаева)

                Ничто так не подавляет чувства свободы, как
                инстинкт стадности.             (Михаил Мамчич)

                Женщины лишают свободы лишь тех, кто не
                знает, что с ней делать.    (Неизвестный автор)

                Многие бумеранги не возвращаются.
                Выбирают свободу.         (Станислав Ежи Лец)

                Где все равны, там никто не свободен.
                (Пьер Буаст)

                Свобода заключается в праве делать то, что
                не вредит другим.                (М.Клаудиус)

                Свободен лишь тот, кто владеет собой.
                (Иоганн Фридрих Шиллер)

                Свобода - это ответственность. Вот почему
                все ее так боятся.       (Джордж Бернард Шоу)

                Ложь - удел рабов, свободные люди должны
                говорить правду.       (Мишель де Монтень)

Когда вам 2 годика, а может быть и меньше – вашей свободой заведуют родители. И чем добросовестнее и развитее родители, тем больше они должны давать ребенку свободы. У них в запасе всего 5 лет – именно в это время, большей частью, решается судьба ребенка. В каком смысле? Их три, этих смысла:

- ПРЕДОСТАВИТЬ РЕБЕНКУ СВОБОДУ. Здесь важно учесть и задатки ребенка, его наследственность, семейные традиции,  и много чего ещё. Но, всё это надо учесть только во вторую очередь! Ломать игрушки – пожалуйста! Ходить строем – пожалуйста, тем более, что в пяти поколениях в семье были военные. И чем больше вы дадите ребенку свободы, выраженной в возможности встретиться с предметами и приметами окружающего мира, пощупать их руками, встретиться с ними воочию, на вкус и на содержание – тем легче будет ему узнать про себя самое главное: «Кто он?», «С какой целью он пришел в жизнь?» Ведь, когда рождается ребенок – он этого не знает и сопроводительного рекомендательного письма с ним «оттуда» никто не передал. И если он будет всё ещё проситься « туда, не знаю куда», не заимел ещё любимую игру или игрушку – значит, он ещё не выбрал свой путь.

ОПРЕДЕЛИТЬ МЕРУ НЕОБХОДИМОЙ ЕМУ СВОБОДЫ. Это будет чуть труднее, потому что здесь очень опасно проявить родительское насилие над судьбой ребенка. В особенности, когда семья неполная и ребенком хотят: «оправдать свою судьбу», «его жизнью и судьбой воплотить неудавшуюся свою мечту», «отомстить или доказать» - поводов навязать ребенку стиль и поведение, а значит и судьбу – предостаточно. Но мы будем говорить о благоприятном варианте – когда почти все карты выложены на стол и известны. Думаете – дело сделано? Далеко – нет! Вы испытали только душу – но согласится ли она на ваши претензии и варианты. Наметили ли вы запасные пути, когда головной мозг, развитие которого заканчивается лишь к 20 годам не взмолится и не запросит вместо Военного училища – сухой математики, которая так пленила и спеленала его в школе. А вы всё твердили и твердили ему все эти годы, совсем про другое. А время упущено и двойной тягой, присмотревшись, можно было бы успеть больше…

- НАУЧИТЬ СВОБОДЕ. О, это будет ещё потруднее! Перечитайте все цитаты ещё раз – в них правда жизни, которой надо научить и научить как можно раньше. Свобода, сама по себе насколько прекрасна, настолько и опасна. И ею надо не только желать и уметь пользоваться, не во вред себе и другим, но и знать – для чего она. И вот это «знать» - лежит вначале на родительских плечах, когда ребенок мал. Свобода выбора или действий должна предполагать, в первую очередь, знание, не только цели, но и способов достижения её. А тут уже вмешиваются и мораль, и справедливость. И чем раньше молодой человек определится с тем насколько ноша свободы тяжела, пока крылья ещё не окрепши – тем осознаннее будет его выбор, тем дальше он пройдет по пути свободы. А значит – тем более счастливой и красивой окажется его жизненный путь. Ибо, как справедливо сказал Мишель Монтень: «Поступки, которые не озаряет отблеск свободы, не доставляют ни чести, ни удовольствия».

И если вы, дорогой читатель, не получили всего этого вовремя и сполна – от родителей, наставников, учителей, случайных встреч и книг, но все ещё молоды, сильны духом и надеждами – не расстраивайтесь - у вас ещё есть возможность стать свободными, настолько, насколько вы это можете позволить себе, а общество может это позволить вам. И если у вас есть ещё много не сделанного и заветного, для чего не хватает именно свободы – то стоит поискать её – эту прекрасную птицу. Только надо искать её , когда без этого не может быть спокойной ваша душа, и искать её не в ущерб, ни своей судьбе, ни судьбам других. Молодость может много, но не более того, что можете позволить себе вы и ваши родные и близкие. Надо только всегда держать в голове своего рода «будильник», который будет звонить всякий раз, когда надо будет вставать и «начинать новый день», который должен будет пройден с учетом прошедшего дня и по возможности, быть ещё лучше прошедшего . Прочтите ещё раз цитаты и может поймете, что вы уже свободны или её надо искать и стоит искать.          
             Удач, вам, в поисках своей свободы!!!