Очерк Батюшка Земли Русской

Гайкова Нина Николаевна
     Очерк "Батюшка Земли Русской"
Наступает последний месяц лета – всегда найдётся повод для серьёзных раздумий. И для Молитвы, конечно. Хотя поры «немолитвенной» на Руси не бывает. И всё же...
 Начинается август с Дня Памяти одного из самых любимых Святых Земли Русской, которого и при жизни земной святым почитали. Святого, с чьим Именем неразрывно Царственные Великомученики связаны. С Дня Памяти Преподобного Серафима Саровского — Батюшки Серафима.
 Ночью безмолвные зрители
 Звездочки смотрят с небес.
 Тихо вокруг. От обители
 Тянется Саровский лес.
 Келия там одинокая,
 В ней Серафим обитал.
 Знала пустыня широкая
 Как подвиг он совершал.
 Там, при дороге под соснами,
 Камень тяжелый лежал,
 Старец ночами бессонными
 Здесь на коленях стоял.
 Лето и зиму холодную
  Он, не смыкая очей,
  Выстоял волей свободною
  Тысячу дней и ночей.
  Весь без участья ко внешнему
  В сердце молитву слагал.
  "Боже, будь милостив грешному", -
  Старец усердно взывал.
  Годы прошли, но чудесного
  Старца с любовью мы чтим.
  Помощь дает нам небесную
  Батюшка наш Серафим
 Это - известная песня, народом русским о Святом Старце с любовью сложенная. Любовью, единением со Святостью Русской в ней каждая строка проникнута.
Кстати,  а вариантов песни несколько. В одном «тянется Саровский лес», а в другом – «дремлет Дивеевский лес». Да это по большому счёту неважно.
    А важно, замечательно то, что автором одного из «вариантов» стал Святой Исповедник Серафим Вырицкий, преставившийся уже в 20-веке – в годы так называемого «застоя».
  А значит, можно говорить о духовной преемственности «ученика и учителя» – преемственности через века. Вся песня словно записанное учеником житие  Преподобного, в Саровской Обители подвизавшегося.
    Другим же «учеником» был Новомученик Митрополит Серафим (Чичагов), много сделавший для того, чтобы «официального» Любимого Святого прославить. Святой Мученик, большевистскими палачами 11 декабря 1937г. на Бутовском полигоне убиенный. Было Митрополиту Серафиму  более восьмидесяти лет... (А на расстрел везла его… скорая помощь. Господи, да что же случилось с людьми, с теми, что клятву давали спасать, даже врагов?! Но не о том сейчас).
  Святой Митрополит-Мученик -  потомок славного рода русских офицеров Чичаговых принял смерть как истинный Воин Христов.
  А ещё писал он духовную музыку. И создал иконописный Образ Преподобного Серафима Саровского, молящегося на камне.
Неслучайно на одной из икон приходит Священномученик Митрополит Серафим (Чичагов) вместе с Преподобным Серафимом Саровским к Царственным Страстотерпцам.
   В том же 1937г. году безбожные палачи расстреляли другого Священномученика – Серафима (Звездинского). Память о нём хранит одна из подмосковных Святынь – Серафимо – Знаменский Скит. (Не только она, конечно)
   Символично, что обитель была основана уже в трагическом 20-м. Настоятельницей стала Схиигумения Фамарь - грузинская княжна Тамара Александровна Марджанова (1868-1936), сестра выдающегося реформатора театра Константина Марджанишвили. Высокообразованная женщина, красавица, одна из замечательнейших людей своего времени.
Мне кажется, что даже эти несколько строк – достойный ответ всем возгордившимся -  в том числе, потерявшим стыд феминисткам.
Тогда – в окаянные тридцатые Матушка Фамарь разделили участь всех верующих.                Но палачи ушли в бездну небытия, а имена святых и праведников никогда не стирались в памяти народной. А главное, что предстоят они перед Престолом Божиим.
    А ещё в Первопрестольной есть храм Преподобного Серафима рядом со Свято-Даниловым Монастырём – вернее часть сей Святой Обители. Церковная лавка                в монастырской стене, в нескольких метрах от входа, и  маленькая церковь                с Чудотворными Образами Преподобного и Матери Божией Умиление...
 В Храме Святителя Тихона Задонского,  что в Сокольниках один из приделов тоже
в честь Преподобного Серафима Саровского освящён.
Однажды во время крестного хода  в то «огненное» лето 2010г.  вдруг пошёл дождик. Свершилось чудо  в День Памяти Преподобного Серафима! …
 Посреди равнин стоит
Русское селенье,
Здесь монахов умилит
Матерь "УМИЛЕНЬЕ»
 Прекрасные, ставшие песней строки Архидиакон Романа посвящены Дивеевской Обители. Только, думаю, что с полным правом можно отнести их и к Серафимо – Знаменскому Скиту. И пусть «умилит» приходящих сюда не «Матерь "УМИЛЕНЬЕ»,                а «Матерь Знаменье», всё же Заступница Мира - Заступница Рода Христианского Одна – одна для всех! И бесчисленные иконы Ея – проявление великой милости Пресвятой                к роду человеческому!
   А знаменитая «Канавка», что в Дивеево - символ соединения дольнего с горним, путь к Царствию Небесному, который указала нам - грешным людям Сама Пресвятая Богородица.
В Дивеево приезжали и в годы безбожной власти, несмотря на все старания властей                и милиции, всячески пытавшихся не пускать, незаконно допрашивать, к кому и зачем приехали. А ещё …скидывать обувь молящихся в воду….
 Но Святость, любовь к Богородице и память о Святых угодниках убить невозможно!               А милиционеры теперь поддерживают порядок, когда множество народа идёт поклониться святыням. Дай Бог, чтобы ещё и воцерковились!..
 А теперь Подворье Серафимо-Дивеевской Обители  появилось и в Столице нашей!!!
Выросло, как чудесный цветок неземной на одной из самых шумных магистралей —                на Проспекте Мира!...
   Старцу принадлежат пророческие слова и о декабристах, которые станут мутить народ и толкать его в омут. Встречавший всех приходящих словами: «Радость моя! Христос Воскресе!», будущего декабриста старец прогнал и беседовать и с ним не стал.
   Предсказал Святой Серафим и трагедию России, и своё прославление, и прославление                в Лике Царя-Мученика, сказав, что прославит того царя, который прославит его, и что запоют среди лета Пасху. Так и произошло в 1903г. – и это многим хорошо известно…
   Русский, глубоко верующий писатель И.С.Шмелёв вспоминал случившееся в клинике, далеко от России, чудо. Вдруг на рентгеновском снимке появилось изображение Святого Серафима! И вот, уже готовящийся к смерти писатель, выздоровел и прожил ещё более десяти лет...
    К одной из старейших сотрудниц музея в Коктебеле, когда была она ещё совсем молодой и в институте училась, Святой Серафим пришёл во время тяжёлой болезни и исцелил. Операция не понадобилась…
   Продолжать можно бесконечно…
Мы же вновь обратимся к замечательной песне, которую слышали недавно:   
 А кругом все Ангелы,
Иже херувимы
Свет родимой стороны,
Отче Серафиме.
   Конечно, не должно мирянам, не должно нам грешным, вмешиваться в дела Церкви – потому  просто выскажу ощущение верующей души – как было бы прекрасно соединить в одном иконописном образе всех святых с именем Серафим, что означает «огненный». Что воплощает неостывающую в сердце любовь к Богу, как сказал князь Е.Н.Трубецкой, «молитвенное горение к небесам»! …
 Со ступеней БОЖЬЕГО ПРЕСТОЛА
Смотрит вниз, на Землю, Богоматерь.
Под ногами серп горит алмазный,
А пред Нею - кольчатая бездна
Девяти Небесных Иерархия:
Ангелы, Архангелы, Архаи,
Власти и Начала, и Господства,
Троны, Херувимы, Серафимы...
Дышит бездна,
Разжимаясь и сжимаясь,
Поглощая свет и отдавая.
И дыханье бездны:
"Аллилуйя!
Аллилуйя!
Слава ТЕБЕ, БОЖЕ!"
И вокруг ГОСПОДНЕГО Подножья
В самом Сердце Вечности и Славы
Чище всех и ближе всех к Престолу -
Пламенные вихри Серафимов
Веют вечной вьюгою любви.
И в плаще клубящихся сияний,
Звездных бурь и ураганов Солнц,
В пламенах гудящих шестикрылий,
Весь пронизан зреньем, и очами
Весь покрыт извне и изнутри,
Предстоит пред Девою Пречистой
Серафим.
И Серафиму Дева
Молвит:
"Мой любимиче! Погасни
В человеках. Воплотись. Сожги
Плоть Земли сжигающей Любовью!
Быть рожденным, значит быть извечно
Названным по имени Творцом.
Я - Мария, Матерь и Матерья,
Память мира, Целокупность твари,
Я - Сокровищница всех имен,
Из Меня возник и вновь в Меня вернется
Земный мир, пылающий страданьем,
Я - Мария, Роза всех молитв.
Мой любимиче! Молю тебя - умри
Жизнью человеческой, а Я пребуду
Каждый час с тобою в преисподней".
И взметнув палящей вьюгой крыльев,
И сверля кометным вихрем небо,
Серафим низринулся на землю…
 
Так написал поэт Серебряного века М.А.Волошин в своей поэме «Святой Серафим».-   
    Конечно, она неканонична – даже некоторые, в храме трудившиеся, опасались: вдруг кто-то примет всё происходящее буквально. Думаю, опасения напрасны. Поэт – человек глубоко верующий, истинный христианин, отказавшийся покинуть мятежную Россию, сказавший, что когда мать больна, дети должны оставаться с ней.
 Конечно же, он с трепетом, с благоговением относился к Образу Преподобного Серафима - и в одном из стихотворений, обращаясь к образу многострадальной России, образу загадочной   русской  души, написал:
Мы заражённые совестью – в каждом
Стеньке – Святой Серафим…
Поэт просто, от сердца сказал нам, что всё сначала свершается на небесах! …
   И просто  невозможно не обратиться к финалу поэмы о Преподобном Серафиме,                о почитаемом, о любимом Батюшке. Поэмы, сохранённой потомками русских эмигрантов, глубоко почитавших Святого Угодника:
 Раз зимой во время снежной вьюги
Заплутал в лесных тропах крестьянин.
Стал молиться жарко Серафиму.
А навстречу старичок — согбенный,
Седенький, в лаптях, в руке топорик.
Под уздцы коня загреб и вывел
Сквозь метель к Дивеевским заборам.
«Кто ты, дедушка?» — спросил крестьянин.
— «Тутошний я... тутошний...» И сгинул.
А зайдя к вечерне помолиться,
Он узнал в часовне на иконе
Давешнего старичка и понял,
Кто его из снежной вьюги вывел...
— «Тутошний я... тутошний...»
Из вьюги,
Из лесов, из родников, из ветра
Шепчет старческий любовный голос.
Серафим и мертвый не покинул
Этих мест, проплавленных молитвой,
И, великое имея дерзновенье
Перед Господом, заступником остался
За святую Русь, за грешную Россию».
           А значит, - за всех нас!
Остаётся ещё вспомнить, как Преподобный был избит разбойниками, решившими, что у Старца есть какие-то богатства – и простил их Святой Старец. Попросил не наказывать…
    А как не вспомнить о приходившем к старцу медведе?!
«В лесу вечерний туман. Лес замер таинственно, точно слушает. В траве идут двое. Идет старый монашек, согбенный днями. Белеет его холщовый подрясник и скуфья. В тонком сумраке сквозит морщинистое, с голубыми глазами, лицо. Светит на нем неземная нетронутость, небесная тишина. Такая целомудренная нетронутость бывает на лицах старых русских мужиков. Все лесные звуки, свет и молчание как бы запечатлены на лице старого монашка.
А с ним медведь.
Рука монаха на загривке медведя. Над жесткой шерстью вьется холодный дым...
  И они пошли, медведь и монах, оба прозрачные…
Кто знает, может быть, эта тугая медвежья голова и есть Россия. А на ней покоится святая рука Серафима...
Так будет, когда настанут иные русские времена, когда придет Серафимова Россия».
 Рассказ, созданный русским эмигрантом И.С.Лукашом, так и называется «Медведь Святого Серафима».
Кто только не пытался завладеть медведем – и были все они лживыми и жестокими, пытавшимися поработить, искать свою выгоду. И только от руки Святого Серафима стало вдруг «светло и тепло», только он сказал: «Полно тебе горе мыкать. Пойдем, брат…». И тоскует душа - и стремится к «Серафимовой России»!
Тоскует русская душа о Небесах!!!
 Святой Отче Серафиме! Моли Бога о нас, о Руси нашей, многострадальной!