Проездной билет

Вита Тора
Поезд подошел к станции и пассажиры шумной толпой выйдя из него спешили на уходящую вскоре по расписанию электричку в Москву.

Светлана, выйдя из того же поезда, неспешно пошла в направлении вокзала, пропуская других пассажиров. Несмотря на то, что ей тоже нужно было сегодня ехать в Москву, она не спешила вместе с остальными занять место в ближайшей электричке. Каждый раз она пропускала ее, потому что невозможно было успеть купить билет в кассе вокзала и сесть в эту электричку.

Пассажиры, не заботившиеся о покупке билета, платили позже, уже в электричке, контролерам. Контролеры входили на одной из станций ближе к Москве.


Существовало негласное правило, известное всем пассажирам этой электрички - проехать до Москвы можно значительно дешевле, не покупая билета в кассе. Если билет стоил сорок рублей, то контролеру нужно было отдать всего десять. Штраф никто не выписывал, деньги шли в карман контролерам и возможно их подельникам. Все были довольны - пассажиры экономили на проезде, контролеры получали неплохой куш в свой карман. Лишь единицы покупали билет за полную стоимость. В кассах вокзала очередей за билетами не было.


Светлана купила билет и отправилась на станцию. "Через двадцать минут должна подойти моя электричка. Сколько уже я так езжу? Год? Да, почти год. И каждый раз одна из всего нашего поезда покупаю билет за полную стоимость.
Ирина, с которой мы сегодня встретились в купе, не поняла меня даже, когда увидела, что я не побежала вместе с остальными. Светлана вспомнила их короткий разговор с Ириной :


- Ну пока, до свидания, Ира. Увидимся в воскресенье, в собрании.

- А ты куда? - удивленно спросила Ирина. Разве тебе не в Москву? Я думала, что мы вместе доедем, поболтаем еще. Два часа ведь в дороге. Хотела тебе что то интересное рассказать про нашу молодежку пока добираемся. - Ирина явно не понимала Свету, которая направлялась в другую сторону.


- Я на вокзал, за билетом.

- За каким билетом? Билет можно купить в электричке. Заплатим по десять рублей контроллеру и все. Ты чего, неужели не знала? - торопливо говорила Ира, взяв Свету за руку и пытаясь развернуть ее в другую сторону. Надо поторопиться, вон она уже подходит. Все уже бегут, давай побежим уже!

- Ты беги, конечно. Но я не могу так, я сначала покупаю билет.


Ира недоуменно посмотрела на Свету, в глазах ее отразился то ли испуг, то ли удивление, она махнула рукой и побежала вместе с остальными.


"Ну и пусть бегут, пусть экономят на билетах, а я не буду" - думала Светлана."Я не такая как все. Бог благословляет мою работу за мою честность, я ничего не теряю, покупая дорогие билеты. Даже Ира, хотя и ходит в собрание, оказывается платит контролерам. Но я не буду. И Бог это заметит обязательно. " - размышляла молодая женщина, явно довольная собой.


Бог заметил, отвечая на ее желание тем же днем. Вечером, вернувшись домой,Светлана собралась пойти в магазин за хлебом, но обнаружила, что ее кошелек пропал... Там были все деньги, которые у нее были. "Что же делать? Денег нет, продукты кое какие имеются, с голоду, конечно, не умру. Но до зарплаты еще несколько дней, а чтобы добираться в Москву нужны ведь тоже деньги. Но их у меня нет. Как быть, Господи? " - вопрошала Светлана. В ее голове была еще одна мысль, не дававшая покоя - почему Он не защитил ее? Ведь она так старалась быть честной, платила за дорогие билеты, хотя могла бы поступить как все. Ведь даже верующие платят контролерам. И она бы могла. Почему же вместо того чтобы получить награду, я потеряла последние деньги? Почему Бог позволил это?" - эти мысли роились в голове молодой женщины, но высказать их вслух, в молитве Господу, она не решалась.


Занять денег у кого-то она не могла. Такая мысль даже не пришла ей на ум. Во первых, женщина училась жить по вере и если недоставало денег на что-то, считала, что лучше обойтись без чего-то, чем занять. Если Бог что-то дает, то это происходит без дополнительных усилий. Заем, кредит - это не для верующего - была убеждена Светлана.


Поэтому она решила, что Бог приготовил для нее какое-то испытание, она должна чему-то научиться. Женщина решила добираться до Москвы без денег.


"Завтра наконец-то получу зарплату. Закончатся мои мучения. Каждый раз как только входят контролеры, становится не по себе. Еще несколько дней назад я покупала билет, а сейчас даже заплатить контролеру не могу. Нет у меня и тех несчастных десяти рублей." - печально думала Светлана. "Хорошо, что Бог совершает чудо, иначе не назовешь, то что никто ни разу не спросил ее билета.
Всякий раз, когда в вагон входил контроль, Светлана начинала молиться предавая себя Господу, прося Его о милости к ней. Она не представляла, что будет с ней, каким стыдом обернется для нее, обнаружение контролерами "зайца" - ведь у нее нет денег совсем. Даже тех самых десяти рублей. Что с ней будет? Ее выгонят с позором, или что-то еще...?". - такие не веселые мысли сопровождали Светлану как только она входила в вагон.


А когда контроль входил в вагон, начиналось самое ужасное. Мысли концентрировались, казалось, где-то на макушке, она пыталась отогнать их, чувствуя как кровь приливает к лицу, а сердце уходит в пятки... Светлана смотрела на приближающихся контролеров и ужас поступал к горлу.


Вот они уже проверяют соседнюю скамью, деловито собирая мзду, не стесняясь. Люди вынимают свои десятки и они собираются где-то в карманах их формы. Вот они уже рядом...

- Ваш билет? - кто-то из пожилых людей достает какую-то карточку, или пенсионное удостоверение, видимо, плата в таких случаях другая. Юноша протягивает студенческий билет и контролер согласно кивает. Вот очередь доходит до Светланы, сердце ее будто останавливается на мгновенье, но контролер внезапно поворачивается к своему напарнику, который что-то ему кричит через весь вагон и спешит к нему, забыв о Светлане. Или просто переходит к другим пассажирам, не спросив у нее билет, будто не замечая ее. Каждый раз что-то подобное происходит, но от этого не легче. Все равно страшно. Что будет сегодня? Как Бог сохранит ее от позора в этот день? Скорей бы уже он закончился! А завтра зарплата, завтра я уже смогу купить билет. " - думала Светлана.


- Женщина, Ваш билетик! - внезапно прервал голос ее беспокойные мысли.
Светлана подняла глаза и поняла, что контролер обращается к ней. Женщина в форме контролера протянула руку в ее сторону, насмешливый взгляд холодных глаз пронизывал Светлану до пят.


- У меня нет билета. - еле слышно проговорила Светлана.


- Ну так что? Безбилетница, значит? Будем выписывать штраф? - с насмешкой сказала контролер. И крикнула своему напарнику: Леха! У меня тут заяц. У тебя есть штрафные бланки? Сейчас я выпишу штраф, но Вам, женщина, нужно пройти за мной. Я должна высадить Вас. Штраф не дает права следовать дальше. Так что поднимайтесь, милая. А то, вижу, Вы совсем уснули. - торжествующе говорила контролер, смотря с прежней насмешкой на Светлану.


Светлана же больше всего на свете хотела сейчас провалиться под землю, или исчезнуть из этого вагона. Но исчезнуть не получалось, Бог почему-то не скрыл ее в этот раз.


- Девушка, не надо ее высаживать. Она не заяц. Видите как ей неловко? Мало ли какая ситуация в жизни бывает. А Вы сразу "штраф", "заяц". А как она доберется до дома, если Вы ее высадите сейчас? - услышала Светлана мужской голос. Мужчина в очках, возраста ее отца неожиданно вступился за нее.


- Сколько нужно заплатить, чтобы Вы могли оставить ее, не высаживая? Может, заплатить стоимость билета? Слышал, недавно вступило в силу новое правило - не успевший купить билет в кассе, может купить его в вагоне. Скоро и контролеров наверное отменят. Пассажиры будут платить в поезде.


- Такое правило введено совсем недавно - недовольно сказала контролер. Нужно заплатить полную стоимость билета. Тогда штраф отменяется. Так будет первое время, пока пассажиры привыкнуть к новому указу.


- Я ведь могу заплатить за нее, чтобы вы ее отпустили. - настаивал мужчина.

- Можете. Кто Вам мешает...? Сорок рублей и она свободна.

- Но Вы дадите мне билет, конечно? - уточнил мужчина, протягивая купюры.

- Если Вам он так прям нужен, дам. - ответила контролер. Хотя она была очень недовольна всей ситуацией, но вынула бланк с печатью, подтверждающей право на проезд, расписалась и протянула мужчине.

- Спасибо. Вот Ваш билет, девушка,- сказал он, протягивая бланк Светлане. И мягко добавил: Можете ехать спокойно. Никто Вас не потревожит больше.

- Спасибо большое! Я обязательно верну Вам, только дайте Ваш адрес. У меня завтра зарплата, я сразу верну! Я никого не хотела обманывать, но денег у меня не было, украли.- Светлана благодарила незнакомца, одновременно желая оправдаться.

-Да я понимаю, девушка, всякое в жизни бывает. Если человек не может заплатить, значит, у него что-то случилось. Не все ведь обманщики, кто не платит. Человек сам может быть обманут кем-то. Я это хорошо понимаю. Нельзя судить о других.


"А я вот нет. Не понимала, осуждала всех тех, кто бежит на электричку, гордо отправляясь в кассу. Вот, видно, чему Господь хочет научить меня.

Он, являя не раз чудо, все эти дни скрывал мое присутствие от контролеров, а сегодня намеренно открыл. Теперь я сама оказалась на месте "зайца". И совсем не потому что хотела обмануть, просто так все сложилось. Думала, что угождаю Богу честностью, а на самом деле пустила гордость в сердце, начала других осуждать... Не зная ни их жизни, ни обстоятельств, ни помышлений сердца.

А ведь Судья только Ты Один. Сейчас мне очень стыдно за все и особенно за превозношение. Прости меня!"