Юность поёт

Ада Бабич
       
                Школьный хор
      
  1957 год. Школа, девятый класс. Идёт подготовка к Дню Победы. Ежедневно после уроков нас заставляют посещать школьный хор. Хором руководит преподаватель музыки в младших классах. Разучиваем замечательные песни. Алла Максимовна замучила всех, пытаясь услышать только ей понятное звучание. Исполняем по сто раз одно и то же.
Надоело, хотим домой.  И тут... Аллу Максимовну кто-то попросил выйти в коридор, что она и сделала. В это время самая озорная ученица Алька Резинкина, от которой можно ожидать чего угодно, предлагает в одном из куплетов изменить одно только слово. 
   Одна из её выходок: Урок физкультуры, в самом углу спортзала - два шеста для лазания по ним. Мальчики легко освоили этот спортивный снаряд. Девочки боятся. Преподаватель велит девочкам лезть вверх по этим скользким шестам. Вдруг Алька спокойно обхватывает руками шест, а ногами  идёт по крашеной стене до самого потолка. Наш физрук Марьяна возмущенно кричит:
- Резинкина! Немедленно слазь!
Та, уцепившись за штангу, отвечает:
- Ставьте пятёрку, я добралась! 
В ответ:
- Хулиганка, двойка тебе, двойка!
Альбина послушалась и стала спускаться, но так же, как поднялась – с помощью ног. Оставляя на стене чёткие меловые следы спускающегося с потолка человека. Разве не смешно?

    Мы все оживились в предчувствии развлечения.

    Алла Максимовна вошла со словами:
  - Ну, ребятки, давайте всё  повторим сначала...
Обладая великолепным сопрано, она и пела и дирижировала одновременно. Весь наш большой коллектив в этот раз старался изо всех сил, а когда дошли до слов:
- летите голуби (надо вторично петь: «летите»), прозвучало мощное:
- собаки, для вас нигде преграды нет. Несите голуби, несите, народам мира наш привет…

Преподаватель музыки чуть не упала. Останавливает нас, требуя прекратить пение, но мы допели песню до конца. Когда замолчали, она с ужасом тихо произнесла:
- Так! Наконец всё получилось, но эти с о б а к и и … Быстро! По домам!
 

                Хор Калининградского Политехникума.

     1961 год. Впервые калининградцев пригласили в Таллин на очередной фестиваль хоровой песни прибалтийских республик среди учебных заведений. Наградой за первое место служил янтарный кубок.
     Преподаватель сопромата, Александр Шеинблид, оказался очень талантливым  музыкантом. Он сумел быстро, всего за два месяца отобрать и подготовить тех, кто действительно имел слух и голос. Надо сказать, желающих поехать было очень много. Ещё бы! Посередине учебного года такое неожиданное путешествие.
     Среди студентов Политехникума нашлись четверо, превосходно владеющих баянами. Собрали группу танцоров и собственный маленький джаз. Всего поехало около восьмидесяти человек.
    Судьи из Прибалтики оценивали выступления литовского, латышского, эстонского (таллиннского) и нашего - калининградского, хоров.
За день до выступления преподаватель попросил хористов, чтобы с вечера и на следующий день, до самого выхода на сцену, ничего не кушали, для лучшей чистоты звучания голосов. На репетиции, чувствуя громадную ответственность, хорошо распелись.
Выступление пошло, как по маслу. Исполняем заключительную песню: "Бухенвальдский набат". Переволновавшийся Шеинблид вдруг вместо второго куплета отчаянно дирижирует последний … Наш замечательный, строгий, очень требовательный дирижёр вдруг сбился! Хор не повинуется и поёт правильно.
    Я стою в первом ряду и вижу, как его волшебные руки застыли. По лицу прямо со лба полился поток «воды». Даже рубашка под бабочкой намокла. Мгновенно взяв себя в руки, он продолжил дирижировать. Его губы  шептали: «спасибо, спасибо, спасибо»   
     Почти профессиональное исполнение нашего репертуара исключило всякие сомнения у прибалтийских судей.
    Зал стоя аплодировал исполнителям. Мы прекрасно понимали, что труд преподавателя сопромата не пропал даром. Не зря требовал от нас четкого исполнения своих указаний. Он знал, с какими большими ценителями хорового пения встретимся.
    Все хоры были самодеятельными. Калининградский, восьмиголосый, звучал  идеально. Подкупило наших соседей еще и то, что мы пели не только русские, но и латышские, литовские народные песни. 
   Вернулись в Калининград с янтарным кубком. На перроне нас встречал духовой оркестр Балтийского военного округа.

   Что мы пели: «Край мой, ширь – простор». Две Латышские песни: «Вей ветерок», «Петушок». Песню хора девушек из оперы «Демон». В заключение - и в наше время ой, как актуальную песню: «Бухенвальдский набат».