Кто вы, мистер Дэвид Линч? , ч. 7

Вольфганг Браузер
ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ

   Фильм «Внутренняя империя» вышел на экраны спустя 5 лет после «Малхолланд драйв» в 2006 году. К этой дате Дэвид Линч подошёл уже в статусе корифея, если не классика мирового кинематографа. Начиная с картины «Шоссе в никуда» (1997) постепенно сформировался стиль позднего Линча. Это тот самый случай, когда прежние новаторские наработки начинают превращаться в штампы. Перед каждым неординарным автором рано или поздно возникает угроза самоцитирования. Поэтому было крайне интересно узнать какое решение этой задачи найдёт знаменитый режиссёр. Некоторые критики опять подумали, что Линч создал итоговое произведение. Другие отделались обычным славословием в дежурном стиле, вершина, магнум опус и т. д. Но что же режиссёр снял на самом деле? С моей точки зрения, это заключительная часть трилогии: «Шоссе в никуда», «Малхолланд драйв», «Внутрення империя». Хотя в «Империи» есть отсылки и к «Твин Пикс» и даже к «Синему бархату». Конечно, по ходу просмотра, нас как всегда ждали неожиданные технические решения и нестандартные повороты сюжета. Так случилось, что я смотрел фильм на языке оригинала с субтитрами и когда английская речь вдруг сменилась польской это было большим сюрпризом. Поляки? Причём тут поляки? Но потом этому нашлось объяснение, у гроссмейстера все ходы просчитаны. Что касается сугубо технических моментов, то манера съёмки (чередование общих и сверхкрупных планов), а также качество изображения вызывали вопросы. Позже выяснилось, что весь фильм был снят на цифровую камеру, отсюда и проблемы с изображением. У Линча это был первый опыт, весьма рискованный эксперимент. В целом же, режиссёр остался верен себе — несколько сюжетных линий, фильм в фильме, псевдодокументальная подача материала. Иногда возникало ощущение, что смотришь кадры не вошедшие в другие фильмы автора, рабочие срезки, отбраковку или как это стало модно на DVD, кадры со съёмочной площадки фильма. И так почти 3 часа экранного времени. Тут самое время разобраться, а про что кино и к чему все эти психоделические и прочие изыски? Мы ведь по мнению многих критиков на вершине находимся, а значит надо подвести кое-какие промежуточные итоги. Коротко содержание всей трилогии можно изложить в трёх строчках:

1) «Шоссе в никуда» - история супружеской измены и убийство неверной жены;
2) «Малхолланд драйв» - неудачная попытка покорения Голливуда со смертельным исходом;
3) «Внутренняя империя» - драма подающей надежды актрисы на фоне съёмок ремейка проклятого польского фильма.

  И всё? Да. А как же всё остальное?... Ах, да... Он же у нас великий и неповторимый и как там ещё пишут: «Один из самых неоднозначных и потусторонних режиссёров современности, обладает индивидуальным стилем, уникальность которого, по его собственным словам, кроется в особенных отношениях с бессознательным — мечтами, снами, прозрениями и кошмарами». Ну да, помню, как в самый неожиданный момент он появляется и говорит: «Я не понимаю, что происходит». И вот тут я со всей ответственностью должен отметить - всё он прекрасно понимает. Фильмы сами по себе не снимаются, у них всегда есть автор. Кино это на 80% фабрика (завод) и только на 20% искусство. Поэтому всё там заранее посчитано, взвешено и запротоколировано. Такова объективная реальность кинопроизводства.
   Дэвид Линч к нам не с неба свалился и развивался как режиссёр не в вакуумной среде. Раньше я уже упоминал, что его «чёрно-белый период» опирается на работы немецких экспрессионистов прошлого века. Теперь самое время перечислить конкретные имена и фильмы. Например фильм Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари» (1919). Могу предположить, что Линчу эта картина знакома. Кроме этого можно перечислить работы классиков мирового кинематографа более позднего периода, которые решали те же задачи, что и Линч, только гораздо раньше его. Иногда упоминают, что он творчески переосмыслил приёмы Хичкока. Как по мне, он просто использовал их. Рекомендую к просмотру в хронологическом порядке: «Ребекка» (1940), «Заворожённый» (1945), «Головокружение» (1958), «Психо» (1960). Маловато будет. Вот ещё:

«Тюрьма» (1949, реж. Ингмар Бергман) — фильм в фильме и те самые сновидения;
«Орфей» (1950, реж. Жан Кокто) — тот самый чёрно-белый зигзаг в Чёрном вигваме;
«Земляничная поляна» (1957, реж. Ингмар Бергман) — сюрреалистические сновидения продолжаются;
«Час волка» (1968, реж. Ингмар Бергман) — формально фильм ужасов;
«Отвращение» (1965, реж. Роман Полански) — Лора Палмер могла погибнуть уже тогда;
«Тупик» («Ловушка») (1966, реж. Роман Полански) — какие таинственные незнакомцы;
«Ребёнок Розмари» (1968, реж. Роман Полански) — сюрреализм и то самое неведанное, потустороннее;
«В прошлом году в Мариенбаде» (1961, реж. Ален Рене) — оказывается киноязык Линча был открыт во Франции;
«Дневная красавица» (1966, реж. Луис Буньюэль) — Лора Палмер не знала про это, её тогда ещё не было;
«Безумный Пьеро» (1965, реж. Жан-Люк Годар) — безумству храбрых поём мы песню.

   Это не просто фильмы, выкопанные из небытия, это этапные работы в мировом кинематографе. Их смотрел весь мир и Дэвид Линч тоже. Так что, на их фоне очень сложно сказать и показать что-то новое. Поиграв с жанровыми клише в предыдущей трилогии («Синий бархат», «Дикие сердцем», «Твин Пикс: огонь иди со мной»), Линч уже не мог катить по тем же рельсам, надо же удивлять критиков. А раз так, то необходимо максимально усложнить стилистику и создать бездну смыслов. Но в том-то и штука, что никакого смысла нет. Мы видим перед собой форму без содержания. Ту самую синюю коробочку из «Малхолланд драйв» внутри которой пустота.
   Один из кроликов «Внутренней империи» говорит, что у него есть тайна — одну мы уже раскрыли.

(продолжение следует)