2. Мозг и разум

Виктор Ефременко
                В  предыдущей  главе  мы    много  говорили  о  разуме,  но  не  дали  его  определения,  надеясь  на  некоторые  сведения  у  читателя о  предмете.  Сейчас  пора  исправить  эту  неловкость.

                ПОНЯТИЕ  РАЗУМА, ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТА.
 
              Важнейшим  фактором,  сделавшим     чрезвычайно  эффективной    культурную  эволюцию  человека,  является    появление в  ходе  его   эволюционного развития  достаточного   разума.   Разум  уже  был  у  предков  Homo sapiens,   он  отчетливо  проявляется  в  их  поведении,  но  его  дальнейший  рост  приостановился  на  определённом  уровне,  не  позволив   другим  видам  дальнейшее  продвижение  по  пути  культурного  эволюционирования.   
  Под  разумом  я  буду  понимать:

                Способность  строить  в  мозгу  такие  модели    окружающего  мира,  которые  позволяют  предсказывать  некоторые  события  реальности,  не  совершая  самого  эксперимента.

                Наиболее общими закономерностями в процессах передачи, превращения, обработки и хранения информации  занимается новая наука – инфодинамика.   Одно  из  положений  этой  науки  состоит  в  том,  что  сознание, мысли, наука и другие результаты умственной деятельности человека  являются вторичной реальностью,  т.е. приближенными моделями реального мира.    Так  что  приведённое  выше определение  разума   соответствует  научным  представлениям. 
                Данное  выше  определение  разума   принципиально  не  позволяет  выразить  величину  разума   неким  числом,  потому,  что  способность  строить  адекватные  модели  действительности  зависит   не   только  от  разума,   но  и  от  среды  в  которой  разум  существует.  Взаимодействие  разума  со  средой  только  и  имеет  значение.  Законы  электродинамики  сформулированные  Максвеллом  -  пример  замечательной  и  полезной  в  определённых  условиях  модели. В  этих  законах  обобщены  все  сведения  о  электрических  явлениях,  но  они   интересны  в  среде  продвинутых  физиков.  Но  в  эпоху  средневековья  требовались  и  появлялись  другие  модели  (законы),  более  соответствующие  нуждам  той  средневековой  социальной среды. 
                И,  тем  не  менее,   для  численной  оценки   разума  применяют  различные  тесты.  Коэффицие;нт интелле;кта ( IQ — intelligence quotient, читается «айкью») — количественная оценка уровня интеллекта человека (коэффициент умственного развития).  Одним из наиболее известных тестов  для  его  определения  является тест Айзенка.  Исследования  показали,  что  на  этот  показатель  влияет  и  генетика  и   окружающая  среда.  Человеческие  расы  имеют  некоторые  генетические  отличия   по  этому  критерию.   Наибольшие  значения  показателя  IQ  имеют  страны  Азии:  Гонконг,  Корея,  Япония,  Китай).  Россия  и  Америка  попали  в  пятый  десяток.

                В  верху  приведен  рисунок  из  книги:  «Коэффициент интеллекта и богатство народов» ( IQ and the Wealth of Nations) — книга, опубликованная на  в Лондоне в 2000 году. Авторами книги являются доктор Ричард Линн, заслуженный профессор психологии в отставке Университета Ольстера, и доктор Тату Ванханен.
                Рассматривая  приведённую  карту,  замечаем,  что  наиболее  умное  существо    Homo sapiens  вышло  из  Африки,  континента  с  самым  низким  сегодня уровнем  интеллекта.  Выйдя  оттуда,  оно  «поумнело»,   эволюционируя   на  просторах  Европы и  Азии.
 

                КАКОВО  СООТНОШЕНИЕ  МОЗГА  И  РАЗУМА?
   
                Мозг  это  среда,  построенная  генетикой  из  специализированных клеток  называемых  нейронами.  Мозг  может  выполнять  ряд  функций:  он  собирает  информацию  о  внешней  среде  от  органов  чувств,  от  нервных  клеток  о  внутренней  среде,  обрабатывает  информацию,  запоминает  и   в  зависимости  от  результатов  управляет  поведением.  Мозг  способен  сохранять обработанную  информацию  некоторое  время.
                Часть  мозга  выделена  под  разум.   Функции  этой   части  называются  сознанием,  потому,  что  мы  осознаём  характер  информации  в  сознании.   Выполняемые мозгом  функции,      в   сознательной  его  части,    реализуются  за  счет  изменения   функциональных  состояний  отдельных  его  фрагментов  (локальных нейронных  сетей),  так  же  как  в  компьютере   при  работе  изменяется  только   содержимое  (состояния)  определённых  ячеек. 
                Разум  не  зависит  непосредственно  от  размеров  мозга.      Так  у  слона  имеющего  огромный  мозг  разум  намного  меньше  человеческого.  Его  мозг  не  приспособлен  к  обучению  в  такой  мере  как  мозг  человека.  Можно  сказать,  что  архитектура  мозга  слона  не  позволяет  организовать  эффективный  разум.

                Мы  осознаём  и  контролируем  только  информацию,  которая  находится  в  сознании.    В  мозгу  кроме  сознания    имеется  пространство  называемое   подсознанием  и  бессознательным.  Подсознание  и  бессознательное  содержат  и  оперируют  информацией,  которая  недоступна  сознанию, но  играет  не  менее  важную  роль. 

                ОБРЕТЕНИЕ  РАЗУМА.

                Хотя часть  мозга  выделена  под  разум,  но  его  там  первоначально  нет.    Разум  создаётся  в  процессах  самоорганизации.  На  эти  процессы  влияют  врождённые  инстинкты  и  среда  в  которой  человек  живёт.  Процессы  образования  и  воспитания  играют  большую  роль.  Для  эффективного  развития  разума  процессы  воспитания  и  обучения  должны  соответствовать  врождённым   свойствам,  иначе  они  будут  плохо  усваиваться.
                Мозг  можно  сравнивать    с  компьютером,    но  без  установленных  программ   пользователя.    Без  программ  компьютер  бесполезен.    Некоторые  программы   устанавливает  сам  пользователь   под  свои  нужды.  Но  операционную  систему  и  комплект  служебных  программ   устанавливают  под  управлением  профессионалов  программистов.    Устанавливаемые  самостоятельно  программы   должны  соответствовать  архитектуре  компьютера,  его  операционной  системе,   быть  с  ним  совместимыми.
                Разум  можно  считать  подобием  операционной  системы,  но  ОС  обладающей  возможностями  адаптации.  Разум  не  создаётся  программистами (учителями  и  воспитателями),   а  самоорганизуется  с  их  помощью  на  основании  имеющихся  ресурсов.
Программы   разума  возникают  в  процессе  самоорганизации  в  условиях  определённой  среды.  Условия  воспитания,  качество  образования  рассматриваются  как  среда.
                Некоторые  безосновательно  считают,  что  разум  человека  есть  врожденная  сущность,  отличающая  его  от  других приматов.  Но   известны  примеры, когда человек,  выросший  в  стае  животных   (маугли)  остаётся  на  таком  же  уровне  развития  как  другие  представители  стаи.
                Известно  также,  что,  сколько  ни  воспитывай  обезьяну,  она  может  стать  весьма  сообразительной,  но  достичь  среднего  человеческого  разума  не  сможет.
                Значит,  не  сам  разум,   а     способность  к  развитию   врождённое,  генетически  заданное  свойство.  Но  не  надо  забывать,  что  результат   работы  генов    зависит,    в  конце  концов,  тоже и   от  среды.
Гены  в  большинстве  случаев  создают  некую  предрасположенность,  но  не  детерминируют  жестко  процессы. 
                Если  не  учитывать  факторы  среды,  их  действие  на  процессы  в  живых  организмах,   то  скатываемся  к  генетическому  детерминизму,  если  же  игнорировать  организующее  начало     генов,  то  становимся  на   позицию  Лысенко.   Этих  крайностей  следует  избегать.
                Человек  генетически  отличается  от  других  приматов  способностями     развивать  свой  разум.   Не  разумом,  а  только  способностями  к  развитию  разума.
                Способности  к  развитию  разума    отличают  человека не  только  от  обезьяны,  но  и  внутри  человеческой  популяции  эти  способности  различаются  очень  сильно.   Это  проявление  открытой  Ч. Дарвиным  изменчивости  видов,   применительно  к  возможностям    мозга.
                У  представителей  вида  имеется  различная  степень  выраженности  разных  признаков.  Эта   изменчивость  и  даёт  возможность  работать  отбору.    Замечание  касается  и  разума.  Степень  его  наличия  у  членов  социального  сообщества  колеблется  очень  сильно,  что  позволяет  работать  социальному  отбору.
                Настоящий  прогресс,   обеспечивается  теми  людьми,  у  которых  разум  превосходит  средние   показатели.  Можно  без  большой  ошибки  считать,  что  есть  пороговое  значение  разума,  при  котором  возможна  эффективная    инновационная  деятельность.   Создавать  условия  для  работы  в  науке,  для  человека  неспособного  к  ней,  который  до  порога  не  дотягивает,  это  пустая  трата  денег.
Человек  рождается  с  некоторым  потенциалом   развития  разума,  но  будет  ли  он  реализован  в жизни, зависит  от  многих  обстоятельств.
                В  развитии  разума  роль  воспитания  и  образования  очень  велика,  но  не  безгранична.    Врождённые  генетические  программы  бессознательного  не  всю  информацию  от  учителей и  воспитателей  интегрируют  и  допускают  для  усвоения  мозгом.  Мозг  новорожденного  не  является  сосудом,  который  можно  заполнять,  чем  попало.  Что-то    он  усваивает  и  что-то  отвергает,  что    там  не  приживается.

                Надо  помнить,  что  процессы  воспитания и образования  состоят  в   создании    благоприятных  условий  для  ученика  и  не  более.  Научиться  чему-то  можно  только  самому.  Разум  не  купить  за  деньги,  над  ним  приходится  самому  трудиться.  За  деньги  можно  купить только  «корочки».
                Сегодняшний  уровень  разума  образовался  в  результате  коэволюции.  Биологическая  эволюция  создала     морфологию  мозга,   способного  к  функциональному  развитию,  наполнила  его  некоторым первоначальным содержанием,   а  культурная   реализует  заложенные  возможности  к  развитию,  дополняет  информацию   в  нем,   получаемой  от  органов  чувств  о  внешнем  мире,  о  среде,  включая  действие  социальных  институтов.
                Если  генами  создан  мозг  малоспособный  к  развитию,  то  обучение,  воспитание   не  смогут  этот  недостаток  исправить,  но  смогут,  видимо,  в  большей  или  меньшей  мере  сделать  его  малозаметным.  Впрочем,  малоспособный  к  развитию  в  одном  направлении,  мозг  может  оказаться  очень  пригодным  к  развитию  в  другом.
                С  чем  можно  сравнить?  Видимо  с  процессором,  внутри  которого  отсутствует  ряд  соединений  между  транзисторами  или  сами  они  некачественные  в  результате  нарушения  технологии.  Поэтому   компьютер  с  таким  процессором  работать  не  будет  так,   как  надо.   Но  может  оказаться,  что  какие-то  задачи  он  может  решать  вполне  успешно.   
 Вывод:  Разум  это  приобретённая    функция  мозга.

                Поэтому,  как  всякое  приобретённое  свойство,  разум  согласно  представлениям  генетики  не  наследуется.  Наследуется  только  мозг, его  общая  структура,  как  и  другие  органы. 
                У   умных  папы  и  мамы  не  обязательно  вырастают  умные  дети.   Что  касается  гениев,  то  по  приметам «Природа  зачастую  отдыхает  на  их  детях».  Это наблюдение  соответствует  представлениям  генетики  об  особенностях  наследования  свойств  в  половом  процессе  размножения.  Половые  клетки,  программирующие  наследственные  признаки  формируются  в    стохастическом  процессе  (мейозе).         Это  настоящая  лотерея.   Бомба  не  попадает  дважды  в одну  воронку,   как  и  гений  дважды  не  рождается  от  пары  одних   родителей.   Это  штучный  товар.  Но  талантливыми в  разной   степени  могут  быть  все  дети  одних  родителей.
                В  роду  Бахов,  многие  поколения  были  музыкантами,  но  гениальному Себастьяну  Баху  пришлось  учиться  музыке,  как  и  всем  другим.    Своим  же  величием  он,  возможно,  обязан  своему уникальному  генотипу.  Но  этого  недостаточно,  если  бы  сам  он  не  приложил  достаточных  усилий  для  достижения  цели.
                Недостатки  воспитания  и  образования,  направляющие   процесс  формирования  личности  в  юном  возрасте,   проявляются  позже  и  их  трудно  или  невозможно  в  последующем  исправить.  От  культуры  семейных  отношений  в  значительной  мере  зависит  появление  правильно  ориентированного  разума,   а  также   усвоение  ребёнком   некоторых  правил  поведения  в   социуме. 
                Правильное  воспитание  и  образование  зависит  от  многих  социальных  институтов  действующих  в  обществе,  от  благополучия  самого  социального  общества.

                МОТИВАЦИЯ  РАЗУМА.

                Всё,  что  человек  воспринимает  из    реального  мира  с  помощью  своих  органов  чувств,  отражается  в  мозгу  в  виде  виртуальной  реальности.  Но  если  в  зеркале  отражение  формируется  по  законам  геометрической  оптики,  то  виртуальное  отражение  в  мозгу   формируется  с  помощью  программ,  заложенных  в  мозг  генами,  а  в дальнейшем  моделями,   заложенными  при  воспитании  и  обучении.  Каковы  модели,  таково  и  наше  представление  о  мире.
                Важным  свойством  разума  является,  кроме  способности  построения  адекватных  моделей  действительности   является  его  ориентация.  Дело  в  том,   что  модель  не может  совпадать  с  реальностью  на  100%,  быть  одинаковой  с  любой  точки  зрения.  Адекватной  она  может  быть  только  с  определённой  точки  зрения.  Эта  точка  зрения  определяется  теми  принципами  поведения  и  мышления,  которые  человек  усвоил  на  первоначальном  этапе  своей  жизни.   
                Если  в  детстве  вам  внушили  мысль  о  боге, то  теологическое  мышление  заставляет  вас  смотреть  на  мир  именно  с  этой  точки  зрения,  где  всё   устроено  по  воле  творца,   нельзя  сомневаться   в  основных  принципах,  надо  объяснять  все  явления  так,  чтобы  они  укладывались  в  рамки  принятых  догматов.     Тогда   никакой  свободы  выбора  для  вас  уже  нет.  За  вас   уже  выбрали.  Разум  оказывается  мотивированным  определённым  образом.   Религиозному  фанатику  и  ученому  мир  представляется  по-разному.