Жорж Батай. Философия нищеты

Елена Де-Бовэ
Книги французского философа и мистика Жоржа Батая весьма интересны. В целом его направление можно было бы назвать "философией нищеты" или "деланием Иова".

Древнюю "Книгу Иова" я читала не один раз и не могла её понять. Вернее, понимала я ее упрощенно, соглашаясь с многочисленными комментаторами, утверждавшими, что суть произведения завязана на твердости веры и соответствует известной формуле - "веруй и по вере твоей будет тебе дано".

Батай посмотрел на эту историю с другой, непривычной стороны и я поняла, что не все так просто с верой. Что только веровать недостаточно, а что "надобно еще и пострадать".*
________
* С этими  словами, произнесенными простым русским мужиком, я встретилась в романе Достоевского "Преступление и наказание". Когда следователь, провоцируя Раскольникова на признание, обвинил в убийстве случайного  человека, оказавшегося недалеко от места преступления, тот не стал оправдываться и беспрекословно взял на себя чужую вину.

Следователь воскликнул: "Как же ты сознаешься - ведь ты не виноват. И я знаю, что не виноват!" "А мужик смиренно ответил: "Не убивал я. Это так. А просто ПОСТРАДАТЬ НАДОТЬ".

Получается, что темный русский мужик  знал то, к чему францкзский мзыслитель шел всю жизнь.
________

Но вернемся к загадочной Книге Иова. Начинается она необычно. В прологе Бог и Дьявол сговариваются вместе испытать правоверного Иова на твердость. А дальше начинается само испытание. Вернее, целая книга испытаний.

Иов теряет богатство, дом, семью и здоровье. Он садится в пыль, чешет скребком свои кровавые струпья и, стеная, обращается к богу: "Пошто наказываешь меня?" Бог молчит и Иов начинает богохульствовать. Друзья пытаются его остановить.

Дойдя до самого дна несчастий, потеряв силу, волю, забыв слова, Иов смиряется. И из этого абсолютного смирения рождается нечто: Иов вдруг выздоравливает, вновь  обретает богатство и семью.

Странная книга. Богохульная. Порождающая вопросы: зачем всё это богу было надо? зачем он затеял жестокую игру с верным ему Иовом?  На эти вопросы и отвечает философская мистика Батая.

Казалось бы все просто. И не раз я сама писала о том, что для того, чтобы что-то понять, надо погрузиться на дно всяческой нищеты, когда приходит Учитель Страдания и разверзает ум.

Я также писала не раз о том, что люди в России до тех пор будут грызться друг с другом, отстаивая каждый свои маленькие правденки, пока страшное общее несчастье не закроет их грязные рты и пока по наущению бога не явится к ним дьявол и не начнет всех трясти и выкручивать.

Тогда, окунувшись в ПРЕДЕЛЬНУЮ НИЩЕТУ и станет, может быть, доступен им мистический свет, который явится преддверием новой жизни. Об этом моменте в жизни отдельного  человека или даже целого народа и говорил  Батай.

Он писал о ПРЕДЕЛЬНОЙ НИЩЕТЕ, о нищете всяческой, о нищете тотальной, названной им ПРЕДЕЛЬНЫМ ОПЫТОМ, когда личность (единое) умирает, а остаётся одна сущность(всеобщее). И эта сущность уже является сверхчеловеком, которого называют "дважды-рожденным". Это состояние бога, соединившего в себе альфу и омегу.,

Страдалец, подходящий к своему новому, мистическому рождению, - писал Батай, - должен пройти через ЧЁРНУЮ НОЧЬ, в которой утеряны все ориентиры. Когда мысль, бесконечно крутясь, превращается в не-мысль и человек вдруг соглашается с тем, что он ничего не знает, не понимает и не хочет. Его воля падает и сам он ничего больше не просит, а смиряется со своим проигрышем и лежит бездыханным.

И в этот миг что-то происходит.  Батай поясняет, что в такой абсолютной ситуации сходятся одновременно  ОТРИЦАНИЕ всего  (воли, желания, жизни, мира) и УТВЕРЖДЕНИЕ абсолютно абсурдного смирения  ("Не моя воля, но твоя да будет"). А то, что случается  в результате схождения противоположностей,  называется РОЖДЕНИЕМ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ИНТЕГРАЦИЕЙ.

У Батая, конечно же, все это описано гораздо сложней. Это и понятно, ведь и сам чувствуя себя Иовом, он прошёл через все его духовные муки, остался в полной нищете и...

О том, что было с ним дальше, он не написал. Обрёл он второе рождение или все его рассуждения остались сказками о силе - неизвестно. Однако последними его словами было откровение о том, что "все философии врут", ибо Бог - это безмыслие. А потому для того, чтобы достичь высших миров, всем для начала следовало бы заткнуться.

Не знаю, получилось ли это у Батая.