Сирия и судьбы потомков Исмаила аш-Шинази

Али Албанви
Будущий богослов Мухаммад Челеби родился в сел. Шиназ (ныне село в Рутульском районе, Южный Дагестан), в семье известного южнодагестанского учёного XVIII века Исма‘ил-эфенди аш-Шинази ал-Курдамири аш-Ширвани ад-Дагистани (ум. после 1780), который написал ряд научных трудов по астрономии, математике, инженерии и философии. Он же в сел. Шиназ открыл астрономическую школу, где главным занятием его и учеников было усовершенствование астрономических приборов. Он считался первым создателем астролябии в Дагестане, составил описание и руководство для применения этого прибора на практике.

По одной из версий, 80-летний Мухаммад Челеби, в ранге муфтия Шеки и Ширвана, имамом Дагестана Шамилём ал-Гимрави (1797–1871) был откомандирован в г. Константинополь (ныне г. Стамбул, Турция) для ведения переговоров с турецким султаном о поставках оружия. После, казалось бы, удачных переговоров с султаном и прибытия в приграничный Карс, Мухаммад Челеби вместе со всеми членами делегации был арестован турками и сослан в Сирию (тогдашний вилайет Османской империи). Где, собственно всё произошло по тому же сценарию, как и с его историческим предшественником ал-Хаджжи Давудом ал-Мушкури (1680–1735). В Сирии, Мухаммад Челеби, вопреки своему желанию, обосновался навсегда. А в сел. Шиназе остались молодая жена, дети от первой (покойной) жены и другие родственники.

Мухаммад Челеби обратился к властям с просьбой дать разрешение перевезти семью из Южного Дагестана, чтобы совместно жить в Сирии. После долгих хлопот такое разрешение он получил. К Челеби переехали его старший сын со своей семьей от первой (покойной) жены и два сына (7 и 9 лет) от второй молодой жены. От самой жены Челеби отказался: он хотел, чтобы она осталась на родине, поскольку сам он был уже в годах. Но, несмотря на это, его преданная жена настаивала на переезде, о чем говорят сохранившиеся письма. Через некоторое время, убедившись в неудаче, в своем последнем письме, она писала мужу, что её родные хотят выдать ее повторно замуж, и поэтому она нуждается в правильном совете. Конечно, согласие она получила. Что трогательно: перед смертью Мухаммад Челеби завещает старшему сыну от второго брака навестить мать и помочь ей исполнить ее давнишнее желание — совершить ал-хаджж в Мекку. После смерти отца сын исполнил его предсмертную просьбу. Состоялась встреча с матерью в сел. Шиназ. К тому времени умер и второй её муж, сама она ослепла. Сын забрал ее в Сирию. В г. Дамаск после долгого лечения к матери вернулось зрение, затем она совершила ал-хаджж. Предчувствуя скорую смерть, она просила сына отвезти ее обратно на родину, что и было им исполнено.

В семье правнука Мухаммада Челеби (которого тоже звали Мухаммадом Челеби) в 1914 году в г. Дамаск родился Талеб ад-Дагистани (1914–1975). Завершив учёбу в аристократической средней школе «Фрейр» в г. Дамаск, Талеб поступил в престижное военное училище, предназначенное для детей из семей высокопоставленных государственных чиновников и военачальников. Будучи весьма способным и физически крепким юношей, Талеб блестяще окончил училище и, получив звание лейтенанта, стал адъютантом президента Сирии Тадж ад-дина ал-Хасани (1885–1943). При таком высоком назначении, безусловно, учли южнодагестанское происхождение молодого офицера. В странах Ближнего и Среднего Востока дагестанцы, черкесы и чеченцы пользовались большим уважением за мужество, храбрость и преданность.

Когда Сирия получила независимость, судьба свела Талеб ад-Дагистани с новым президентом страны Шукри ал-Куатли (1891–1967). Впоследствии это знакомство переросло в крепкую дружбу. Ее и по сей день поддерживают потомки этих знаменитых людей — сыновья, внуки и правнуки. Шукри ал-Куатли назначил Талеба главнокомандующим пограничными войсками страны. Первый парад этих войск Талеб ад-Дагистани принимал в 1946 году. Во время первой арабо-израильской войны Талеб ад-Дагистани командовал ливанским фронтом.

Скоро ситуация в Сирии изменилась. В результате государственного переворота к власти пришло правое крыло национальной 6уржуазии с Хусни аз-Заимом (1897–1949). Свергнутый президент Шукри ал-Куатли эмигрировал в Египет, а Талеб ад-Дагистани был направлен военным атташе в Багдад и Тегеран по совместительству. Фактически Талеб считался личностью опальной, и новое назначение расценивалось чуть ли не как ссылка. Прошло несколько лет. В 1954 году в результате очередного переворота президентом Сирии стал старый друг и сослуживец Талеба — Адиб аш-Шишакли (1909–1964). Президент пригласил Талеба ад-Дагистани в столицу страны, присвоил ему звание генерала и назначил командующим юго-западным фронтом (на границе с Израилем).

1955 год. И вновь государственный переворот. К власти пришел Хашим ал-Аттаси (1875–1960). За близость к прежнему президенту, Талеба ад-Дагистани опять направляют за границу военным атташе, но уже в г. Анкара (Турция). Когда в 1956 году в результате свободных президентских выборов президентом Сирии стал эмигрировавший в Египет любимец сирийского народа Шукри ал-Куатли, последний не замедлил призвать в страну и Талеба ад-Дагистани. Он назначается генеральным инспектором вооруженных сил Сирии с присвоением только что введенного в стране звания дивизионного генерала. Спустя два года в Сирии произошел так называемый «тихий» переворот, в котором не последнюю роль играл военный офицер Афиф ал-Бизри (1914–1994), который вынудил Талеба ад-Дагистани подать в отставку.

Уставший от бесконечных политических интриг в высших эшелонах власти, Талеба ад-Дагистани принимает решение навсегда уйти из большой политики и заняться семейными делами. Однако дружбу с экс-президентом Шукри ал-Куатли (ум. 1967) и его семьей он продолжал поддерживать. Пережитое тяжело сказалось на здоровье мужественного южнодагестанца. Не только Талеб ад-Дагистани, но и некоторые его родственники оставили заметный след в общественной жизни Сирии. Значителен вклад дяди Талеба — Казима ад-Дагистани (1900–1985) — в философию и социологию. Выпускник факультета прав Дамасского университета, Казима ад-Дагистани закончил аспирантуру Сорбонны (г. Париж, Франция) и впервые в Сирии блестяще защитил докторскую диссертацию по социологии. Он автор десятков фундаментальных трудов по философии и социологии. В1940–1942 гг. работал начальником канцелярии премьер-министра, затем канцелярии президента Сирии. В 1946 году назначен представителем Сирии в Лиге арабских стран. Умер в 1985 году, в возрасте 85 лет.

Известная современная сирийская писательница Ульфат Идилби (1912–2007) — двоюродная сестра Талеба ад-Дагистани. Её перу принадлежит более 20 крупных литературных произведений. Некоторые из них переведены и на русский язык. Книга «Рассказы моего деда» посвящена жизни ее прадеда Мухаммада Челеби аш-Шинази. В рассказе «Господь великодушен» Ульфат Идилби пишет об одном из эпизодов патриотической деятельности своего дяди Закарийи ад-Дагистани, бывшего заместителя начальника тюрьмы г. Дамаск, тайно освобождавшего заключенных сирийских патриотов во время французской оккупации Сирии. Сын Талеба ад-Дагистани Шамиль (род. 1943) работает в Дамаске генеральным директором комплекса стадионов столицы.

Семья Талеба ад-Дагистани поддерживала тесные связи с внуком имама Шамиля ал-Гимрави (ум. 1871) — Мехмед Са‘ид-беком Шамилём (1901–1981), сыне младшего сына имама Чечни и Дагестана Мухаммад-Камиля (1863–1951). В память об этой дружбе, в семье Шамиля ад-Дагистани (род. 1943) хранится фотография Са‘ид-бека, где он снят вместе с сыном упомянутого Закарийи ад-Дагистани — Мухаммад-Бадром ад-Дагистани.


Автор: ‘Али Албанви



ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


АД-ДАГИСТАНИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из Дагестана.

АД-ДАГИСТАНИ, ИСМА‘ИЛ-ЭФЕНДИ АШ-ШИНАЗИ АЛ-КУРДАМИРИ АШ-ШИРВАНИ (ум. после 1780) — известный южнодагестанский учёный XVIII века, астроном, автор множества научных трудов на арабском языке. Основал своё медресе — известном даже на Ближнем Востоке. В медресе изучали математику, геометрию, медицину, логику и астрономию. До последнего времени хранились в доме потомков какие-то приборы для слежения за звёздами, изготовленные самим шайхом Исма‘ил-эфенди. До сих пор в сел. Шиназе сохранились развалины университета. Переписчик сочинения «Шарх Исагуджи» («Комментарий на «Исагуджи»). Автор: Шамс ад-дин Мухаммад б. Хамза ал-Фанари (ум. в 834/1431.). Комментарий Шамс ад-дина Мухаммада б. Хамзы ал-Фанари на сочинение по логике — «ал-Исагуджи», сокращенное переложение известного философа и астронома Асир ад-дина ал-Муфаддал б. ‘Умара ал-Абхари (ум. 663/1265 г.) «Исагуджи» — трактат по логике (вернее, введение в логику) ал-Абхари, представляющий арабскую версию греческого сочинения «Исагоги» Порфирия — обработки «Категорий» Аристотеля. Дата переписки: 1188/1774-75 г. Исма‘ил-Эфенди из сел. Шиназ переписывал сочинение под руководством «устада ‘Абд ар-Рахима».

АД-ДАГИСТАНИ, ЗАКАРИЙА — заместитель начальника тюрьмы г. Дамаск (Сирия), тайно освобождавший заключенных сирийских патриотов во время французской оккупации Сирии.

АД-ДАГИСТАНИ, КАЗИМ (1900–1985) — философ, литератор, литературный критик, социолог, доктор социологических наук, доктор философских наук, автор множества книг по философии, социологии и многочисленных статей в арабских и сирийских газетах, дядя Талеба ад-Дагистани (1914–1975). В 1940–1942 гг. — начальник канцелярии премьер-министра, затем канцелярии президента Сирии.

АД-ДАГИСТАНИ, ТАЛЕБ (1914–1975) — главнокомандующий пограничными войсками Сирии, адъютант президента Сирии, генерал, занимал множество высоких постов в Сирии. Во время первой арабо-израильской войны командовал ливанским фронтом.

АД-ДАГИСТАНИ, УЛЬФАТ ИДИЛБИ (1912–2007) — сирийская писательница, автор более 20 крупных литературных произведений, профессор. Прадед Ульфат — шайх ал-Хаджжи Мухаммад Челеби ал-Халаби аш-Шинази ад-Дагистани, рутулец по происхождению — попал в Турцию как эмиссар имама Шамиля и полномочный посланник к турецкому султану.

АД-ДАГИСТАНИ, АЛ-ХАДЖЖИ МУХАММАД ЧЕЛЕБИ АЛ-ХАЛАБИ ИБН ИСМА‘ИЛ-ЭФЕНДИ АШ-ШИНАЗИ — муфтий Шеки и Ширвана, имамом Чечни и Дагестана, Шамилём, был направлен в г. Константинополь (ныне г. Стамбул, Турция) для ведения переговоров с турецким султаном о поставках оружия. После, казалось бы, удачных переговоров с султаном и прибытия в приграничный Карс, Мухаммад Челеби вместе со всеми членами делегации был арестован турками и сослан в Сирию, тогдашний вилайет Османской империи. Родился в сел. Шиназ, в семье известного астронома Исма‘ил-эфенди аш-Шинази (ум. после 1780).

АД-ДАГИСТАНИ, ШАМИЛЬ (род. 1943) — генеральный директор комплекса стадионов г. Дамаск (Сирия). Более 15 лет является бессменным капитаном сборной команды Сирии по баскетболу.

АЛ-БИЗРИ, АФИФ (1914–1994) — сирийский военный и государственный деятель, который в 1957–1959 годах занимал должность начальника штаба сирийской армии. Он был известен своими коммунистическими симпатиями и тем, что возглавил профсоюзное движение между Сирией и Египтом в 1958 году.

АЗ-ЗАИМ, ХУСНИ (1897–1949) — президент и премьер-министр Сирии с 17 апреля 1949 по 26 июня 1949.

АЛ-АТАССИ, ХАШИМ БЕЙ ХАЛИД (1875–1960) — сирийский политический деятель, президент Сирии (1936–1939), (1949–1951), (1954–1955).

АЛ-ГИМРАВИ, АЛ-ГИМРИ, АЛ-ХУМРУКИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Гимры (Унцукульский р-он, Дагестан).

АЛ-ГИМРАВИ, ШАМИЛЬ (ШАМВИЛ, ШАМУИЛ) ИБН ДИНГАВ МУХАММАД АД-ДАГИСТАНИ (1797–1871) — предводитель кавказских горцев, признанный третий имам теократического государства — Северо-Кавказский имамат. В юности Шамиль учился у ученого Са‘ида ал-Харакани (ум. 1834). Шамиль стал соратником известного Гази-Мухаммада ал-Гимрави (ум. 1832). Вместе с Гази-Мухаммадом он отправился в В. Яраг (лезг. Вини Ярагъар) Кюринского округа, принял накшбандийский тарикат у шайха Мухаммад-Эфенди ал-Йараги (ум. 1838), который (получил наставление) от шайха Хас-Мухаммада аш-Ширвани (ум. ок. 1831), а он — от Исма‘ила ал-Курдамири (ум. 1847/48), который (в свою очередь) получил от известного Халида ал-Багдади (ум. 1826). Дагестанский энциклопедист Назир ад-Дургели (ум. 1935) в «Нузхат ал-азхан фи тараджим ‘улама’ Дагистан» («Услада умов в биографиях дагестанских учёных») пишет, что Гази-Мухаммад и Шамиль «оба получили иджазу от Мухаммада ал-Йараги и вернулись в Гимры». По мнению В.О. Бобровникова «ни Шамиль, ни зачинатель джихада имам Гази-Мухаммад шайхами тариката не стали, хотя последующие поколения представляли их таковыми» (В.О. Бобровников. «Историк джихада Хаджжи-‘Али ал-Чухи»). Был женат на дочери суфийского шайха Джамал ад-Дина ал-Гумуки (ум. 1866) — (Загидат) Захидат (1830–1871), от этого брака у них родился сын Мухаммад-Камиль (ум. 1951), дочери (Нажават) Наджабат (ум. 1874) и Баху-Меседу (ум. 1875). Дочь имама, от второй жены Фатима(т) — Нафиса(т) (1842–1866), была замужем за сыном шайха Джамал ад-Дина — ‘Абд ар-Рахман ал-Гумуки (ум. 1901).

АЛ-КУАТЛИ, ШУКРИ (1891–1967) — сирийский политический деятель, президент Сирии (1943–1949, 1955–1958).

АЛ-МУШКУРИ, АЛ-МУШКУРИ (лезг. МУЬШКУЬР) — нисба указывающая на принадлежность её носителя к исторической области Мюшкюр (Маскат, Мушкут); историко-географическая область в южной части Приморского Дагестана и Северного Азербайджана. Соответствует южной части Дербентского и восточной части Магарамкентского районов, Кусарского, Хачмазского и Кубинских районов. Ограничен с востока Каспийским морем, с юга — р. Самур, с севера — г. Дербент.

АЛ-МУШКУРИ, АЛ-ХАДЖЖИ ДАВУД Б. МУХАММАД-ХАН (МЕХМЕД-ХАН) МЮШКЮРСКИЙ (1680–1735) — крупный лезгинский государственный деятель, полководец, организатор и руководитель антиперсидского восстания, глава суннитского духовенства, мударрис. Родился в сел. Девела (ныне сел. Дедели Хачмазского района, Азербайджан). В мае 1728 года ал-Хаджжи Давуд был приглашён турецким султаном на переговоры в Гянджу (ныне город в Азербайджане). ал-Хаджжи Давуд принял это приглашение и прибыл туда вместе семьёй, включая четырёх сыновей и двух братьев, и приближёнными. Однако его стремление к самостоятельности и неуправляемость пугали турецкие власти, посему по прибытии в Гянджу он был взят под стражу и пятого октября, вместе со семьёй и приближёнными, вывезен в Эрзерум.

МЕХМЕД (МУХАММАД) СА‘ИД-БЕК (СА‘ИД-БЕЙ) ШАМИЛЬ (1901–1981) — внук имама Шамиля ал-Гимрави (1797–1871) от младшего сына Мухаммада-Камиля (1863–1951). Родился в г. Константинополь в 1901 году, умер в г. Мекка в 1981 году во время совершения ал-хаджжа. Его молодость пришлась на судьбоносный момент в истории Оттоманской Турции и Северного Кавказа. В 1920 г. съезд горцев Северного Кавказа предложил избрать руководителем национально-освободительного движения Мухаммад-Камиля. Идея эта принадлежала социалисту-революционеру М.-А. Дахадаеву (1882–1918) с целью противопоставления Мухаммад-Камиля имаму Наджм ад-дину ал-Хуци (1859–1925). Но немощный престарелый сын легендарного имама Шамиля отправил на Кавказ своего 19-летнего сына. Таким было начало карьеры видного политического деятеля Са‘ид-бек.

МУХАММАД-КАМИЛЬ (1863–1951) — сын имама Шамиля ал-Гимрави (1797–1871) от его третьей жены Захидат, дочери шайха Джамал ад-дина ал-Гумуки (ум. 1866). Родился в г. Калуга. Большую часть жизни он прожил в Турции и Аравии. Похоронен в г. Стамбул. Является отцом известного деятеля Горской республики Мехмед Са‘ид-бека Шамиля (1901–1981). Кроме Са‘ид-бека (Са‘ид-бей) у Мухаммада-Камиля было две дочери — Наджийа (1899-1983) и Наджават (1916-1983). Ни Са‘ид-бек, ни его сёстры в браке не состояли и потомства не имеют.

АЛ-ХАСАНИ, ТАДЖ АД-ДИН (1885–1943) — сирийский политический деятель, и. о. главы государства (1928–1931), президент Сирии (1941–1943).

АШ-ШИШАКЛИ, АДИБ ИБН ХАСАН (1909–1964) — сирийский военный и государственный деятель, президент Сирии в 1953-1954 гг.



ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


ШИНАЗ (рут. Сыназыр) — одно из древнейших сёл Южного Дагестана. Расположено на высоте 1750 метров над уровнем моря в Рутульском районе Дагестана.



ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


ЧЕЛЕБИ (тур.) — турецкий культурный термин; почетное прозвание, титул, прилагаемые к имени руководителей некоторых турецких братств. Слово «челеби» употреблялось в литературном османском языке вплоть до XVIII века в качестве титула или звания владетельных особ, высшего духовенства (особенно тех, кто стоял во главе суфийских братств), знаменитых писателей (Эвлийа Челеби, ум. 1628) и т. д. Первым известным лицом, носившим это звание, был, по-видимому, Челеби Хусам ад-Дин (ум. 1284), друг и преемник поэта Джалал ад-Дина ар-Руми (ум. 1273) в качестве главы суфийского братства Мевлевийа. В стихах иранского поэта Касима ал-Анвара (ум. 1431/32) «челеби» означает «возлюбленный» в суфийском смысле, то есть «Бог».




ЛИТЕРАТУРА

1. Рамазанов P. Рожденные под небом Шиназа [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9VxUqS, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 19.10.2019). — Яз. рус.

2. Саид Шамиль – внук Имама [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9VyLhA, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 19.10.2019). — Яз. рус.