Свобода ОТ

Анатолий Федосов
                30 +

                Свободу и Справедливость – две непредсказуемые,
                необъяснимые и сумасбродные девицы, которых
                все принимают за сестер, не могущих жить друг
                без друга  ©


Не обижайтесь на меня, дорогой читатель, но если вам за 30 и
вы  задумались о Свободе и тем более о Справедливости, я не
буду вас разочаровывать, говоря, что их в природе человеческого общества НЕТ, и быть НЕ МОЖЕТ, даже более того – НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ. И раз вы задумались на эту тему, то по всей видимости её, у вас, в таком виде, как вы её представляете и желаете, тоже нет. И вот тут – стоп! Вы, разумеется, можете начать её вокруг себя и даже в других странах, можете начинать расчищать личное пространство, культивировать её, сбрасывать с себя путы и хомуты, обязанности и долги, которыми уже успели обрасти – но это вам, уверяю вас, не поможет – не поможет ИСТИННО! Ибо вы уже – выросли в толстый сук на дереве общества и освобождая себя от этого древа, уже не сможете не изуродовать его и не обречь себя – ну вы знаете, как поступают с сучьями, даже плодовых деревьев. Да и вы представляете, сколько подпорок подставят под вас – лишь бы вы не отломились и на вашем месте не образовалась зияющая пустота, да ещё и дупло.

Только не следует ругаться на меня – вы сами ступили на эту стезю, сами начали выращивать этот сук – вам так было удобно: впитывать на «5», всё то, что предлагало вам общество, ходить в отличниках, слушаться родителей, учителей, ступать по карьерной лестнице, даже обзавестись всем, что так влияет на престиж. Стать завидным и желанным женихом, удачно жениться, обзавестись детьми, своим делом… Тогда откуда все эти мысли!? Вроде всё нормально, всё чин-чином, не хуже, чем у иных, а даже лучше, но душа просит ЧЕГО-ТО, а чего – не понятно.  А я объясню – вас взрастило ОБЩЕСТВО, а должна была взрастить, направить и воспитать ДУША. Это она привела вас в жизнь, не для того, чтобы вы прожили так, как все, а по-иному – в этом и состоит суть процесса естественного отбора мыслящего существа, а не скворца или зайца. 

А ведь всё объясняется довольно просто: вы достигли своего предела – так думают ОНИ, но так не думаете ВЫ. Человеку свойственно и переоценивать себя, и завидовать другим, и много чего ещё, что скатывается в один непонятный снежный ком, имя которому НЕСВОБОДА – вас не понимают, излишне опекают, не дают, заставляют делать, то чего не желает ДУША.
Стоп! Вот тут то она и выходит на сцену – но поздно, половина спектакля уже сыграна – тут бы смириться и не вздорить с судьбой… но как это непросто – после широкой дороги и «свободного» хода сворачивать в переулок и доживать свой век пусть и в роскошном особняке. Поневоле подумаешь, что не сделал чего-то главного: не увидел, не познал, не приобщился, не повидал, не побывал, не испытал и не изведал. А твоим талантом, связями, возможностями и способностями только пользуются – и кто пользуется!

И если, после 30 лет вы всё ещё будете копить свои приоритеты, ходы и выходы, власть, связи и богатства, цена которым – беспокойство, чужая зависть и предательство, то годам к 40 вы успешно придете к устоявшейся мысли, что Свободы и Справедливости нет, нет, не только для вас, но её не существует вообще! И дабы успокоить вас и не дать вам натворить больших глупостей, я подтвержу ваше открытие – её действительно нет на том пути, на который встали вы, Ни свободы, ни справедливости, более того – и быть не может, не должно её там быть. Ибо путь этот называется: «СВОБОДА ОТ».  Вы посвятили свою жизнь, тому, чтобы быть свободными от трудностей выбора и быта, от тягот моральных и материальных. От чужих взглядов, намеков и советов. Всю жизнь боролись за авторитет перед вышестоящими, чтобы не получать от них примитивных указаний и советов. Но, чтобы успокоить и убедить вас, что, ни Свободы, ни Справедливости всё равно не существует в обществе, я прибегну к рассуждениям и выводам людей, намного умнее и авторитетнее меня.

Эти две девицы из моего эпиграфа, не были бы столь сумасбродны и непредсказуемы, когда бы прислушивались почаще к словам своей матери, имя которой МОРАЛЬ, а ещё более к словам её сестры – своей тетки, рассуждающей более общо и высоко, имя которой ИСТИНА. Мало того, что общество, по существу поступает, мягко говоря, несправедливо -  заявляя, что: «Без свободы не может быть Человека!» (именно Человека, с большой буквы авт.), тут же ограничивает его законами, уставами, моралью, религией, заповедями, нормами… И мы наглядно видим, как борьба за свободу совершенствует оковы. Как же прав был Руссо: «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах…» Метко высказался по этому поводу и Монтень: «Цель, как я полагаю, всегда и у всех одна, а именно жить свободно и независимо и природа произвела нас свободными и независимыми, но мы запираем сами себя в тех или иных тесных пределах…».  Так что же мешает нам сбросить эти оковы, расширить тесные пределы? Мораль и только мораль! Это она не даёт сестрам  жить спокойно и достойно.

Тут можно позавидовать, в первую очередь, Сенеке – это он сказал: «Свобода состоит в том, чтобы не быть рабом ни у обстоятельств, ни у неизбежности, ни у случая; низвести фортуну на одну ступень с собою». А!? Класс! Я понимаю это так: фортуна не приходит к рабам, а если она и приходит к ним – они её не понимают и не принимают. Она награждает только тех, кто достоин награды тем, что достойно и правильно борется с обстоятельствами, неизбежностями и случаями – именно такая борьба и приносит заслуженный успех, который со стороны может выглядеть фортуной, удачей – а это была лишь заслуженная победа! Я бы рассматривал Свободу, как неободимое условие  и необходимую предпосылку на пути к Справедливости. Но, ведь, этот путь надо ещё пройти! Можно пройти, ступая по головам и расталкивая всех локтями – будет ли это справедливо и принесет ли это удовлетворение, даже самому достигшему «высот» - большой вопрос. Вот тут то и возникает необходимость более пристально прислушаться к словам матери и тетки.

Ведь, ещё Шеллинг отмечал, что: «реальное и живое понятие свободы, заключается в том, что она есть способность к добру и злу». Именно здесь хотелось бы коснуться и категорического императива Канта, который гласит: «Действуй так, чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в твоём лице, так и в лице всякого другого, только как к средству, но и всегда, в то же время и как к цели».
А ведь современный человек, в особенности, именно так и относится и к человечеству, и к себе, как к СРЕДСТВУ достижения своих целей. И эти цели не всегда очевидны и видны, а если не скрыты тайной, то так закамуфлированы отвлекающими словами, действиями и поступками, что проясняются только тогда, когда уже, как говорят «поздно пить Боржоми». А цель – как надо то, чтобы она была достойной? А тут тоже все «просто», настолько асё просто, что в большинстве случаев, то ли не нужно, то ли откладывается на потом – одним словом НЕВЫПОЛНИМО.
- Заработаем денег – а потом заживем вольно и свободно;
- «Встанем на ноги» - а потом подумаем о детях;
- Освободимся от долгов и кредитов – и заживем свободно.
Перечислять можно бесконечно, только вот свободы не будет, потому как вы не только не шли к этой самой Свободе, а вообще не стояли на пути к ней. Почему? Да потому, что не было среди ваших целей – до обыденности простых и незамысловатых – сделать их такими, чтобы они, не усугубляли вашей несвободы, не делали бы вас хуже, как Человека и пр. пр. пр. Ведь даже когда вы сбились с пути к Свободе и не поступаете  Справедливо, всегда есть возможность изменить направление движения: туда – к себе, как к Человеку,  с большой буквы или хотя бы остановиться и подумать. Так что, уважаемые, у вас ещё есть выбор оставаться уважаемыми – надо только постараться.                Удач!!!