Орден

Альберт Шаров 2
    Где то,в 1988-м году Ширков работал в Клайпедском транспортном флоте старпомом.Это была одна из лучших, если не самая лучшая контора РП, во всей мореходной жизни автора. Лучшая во всех главных и сопутствующих линиях и горизонтах.
     Он только что начал работу в новой конторе и сделал первый рейс на транспортном рефрижераторе «Антанас Снечкус». Рейс был в Тихий океан и пролегал от Балтийских проливов на Антарктиду, пролив  Френсиса Дрейка,огибая мыс Горн,и  далее в район рыбодобывающего флота у западного побережья Южной Америки. Обратно, с полным грузом мороженой рыбы, судно проходило через Панамский канал, Атлантический океан,на Балтику,в свой порт Клайпеду.

     География плавания, чарующим моментом, рисовала наяву сам мыс Горн и особенно Панамский канал.Уникальное и не имеюшее аналога, гениальное сооружение человеческой инженерной и технической мысли.А красоты тех мест,просто нет слов.
Судно «Антанас Снечкус» ,типа БЕРЕГ,не то,чтобы большое,а просто огромное.В конторе и вообще,это судно первой категории. Ширков долго шёл на такие суда в мечтах и желаниях, но более 20 лет,по разным причинам, пришлось работать на самой тяжёлой работе в РП, на рыболовных траулерах.Но вот это всё позади. Хорошее транспортное судно и теперь вообще транспортный флот. Судно очень чистое, большое и комфортабельное,рефрижератор,истинно для белого человека.

      По первости, конечно, пришлось не так просто.Судно из самых больших в РП,но много легче в работе,чем на траулерах.Можно сказать,что работа по сравнению с рыболовными траулерами не идёт в сравнение и можно вздохнуть с каким то почти удовольствием.Конечно,проблем и дел полно,но это дело времени. Приятного много больше, чем чего то другого.Тем более, что другого то и не было, когда такое судно. Только красота, невероятный престиж и ещё раз трижды красота. И сам Ширков ,по всем критериям, моментам и другим нюансам, на 100% или выше в полном соответствии и полном взаимопонимании с таким судном, и со всем окружающим пространством, высшего уровня и порядка.У всех на виду и полном уважении и почёте.
    Даже нвозможно незамеченным уйти с такого судна или вернуться на его борт. Сразу раздаются три коротких звонка громкого боя по всему судну.Всем ясно, что Ширков прибыл и находится на борту.
-------------------------------------
  - Ах,как удачно!
Воскликнула великолепная, в ореоле всех других эпитетов,просто идеальная с ног до головы,секретарша генерального директора,когда Ширков проходил мимо открытой двери приёмной главного кабинета конторы Клайпеда Транс Флот.

 - Уже хотела идти на судно, но Вы зашли сами.

 - Как приятно Вас увидеть, Ширков, и сделать Вам приятное , - продолжила она.

 - Заходите!

 - Сейчас Вам будет вручен орден!
   Всё начальство уже у Генерального.Ждём только.Сейчас будет.Представитель Главка.

    Ширков всё понял сразу и пытался ,как-то неловко,объяснить секретарше, что орден ему,вроде как, не положен.Это полное недоразумение и ошибка.

 - Чтоооо! Молчать!
 - Ни слова,ни звука!
 - Скажешь,что готов выполнить все задачи Партии и Руководства.
 - И сразу выходи из кабинета.

     Орден был пришпилен на парадный китель,как в тумане или лёгкой дымке какой-то неправдоподобной мистификации.Улыбки, похвальные эпитеты и даже лёгкие аплодисменты.

     Старпом только мельком увидел золотой или бронзовый блеск букв,эмаль и благородный металл ордена в руках начальника и затем уже не смотрел на него.
Но очень красив и не только.Когда на груди орден,то это категория уже выше той, что была раньше.

     Ширков пытался собраться с мыслями,которые находились в безнадёжном клубке противоречий.Орден Ширкову был не положен,но он был вручён.В смысле порядочности и честности здесь возникала некоторая проблема,но сейчас ничего другого не оставалось,как идти по течению,что ли.Выйти из этого приключения было пока невозможно.

- Что стоишь,Ширков!
- Иди,заказывай столик в кафе,человек на пять- семь!А то и десять,для верности.

    Уютное при- портовое кафе было почти рядом,через дорогу в знакомом переулке…
Порт Клайпеда,так считал и считает,автор и моряк,домашний и вообще лучший в жизни,во всех отношениях.Здесь всё удобно и всё в полном порядке,красоте и уюте.Но,как быть с орденом?
Секретарша ещё раз предупредила, чтобы не нёс никакую там чепуху, ни в коем случае. Этого никто не поймёт. Лучше молчи и слушай.

     - Да,конечно! Всё будет нормально.

--------------------------------------------------

     Около полуночи Ширков добрался до морской гостиницы Ветрунге.
Плащ был растёгнут и знакомая администраторша,с убойной силой груди впилась глазами в новенький,с золотом или бронзой,сияющий орден на груди ,в общем то,легковесного мореходца.Она,великолепный и испытанный психолог и не только.Но её глаза и всё остальное загорелись неистовым блеском и жаждой маленького приключения...

      Она вычислила всё.Орден!Праздник. Ширков чуть пьян и почти готов. Капитан свободен.

В вестибюле было тихо,полночь. Она оставила здесь помощницу и двинулась за Ширковым,в его номер.Мореход спиной почувствовал,что за ним идёт с божественными телесами,шикарнейшая тётка и сейчас предстоит просто что- то невероятно впечатлительное.Да и не что то,а именно то или именно это.

     Коньяк и конфеты у Ширкова в номере были.Орден на груди и в мозгах смелость ещё от кафе.Стеснительный и легковатый моряк не стал долго тянуть время.
Да что там.Орден!Герой!

     После первой рюмки сразу принялся за дело.А дело было весьма не плохим и ,конечно,весьма приятным.

    Электроток прошёл по телу героя и он,получив,неземное наслаждение и мимолётную радость, понял,что это был лучший момент в его жизни.Тем более,что так оно и было.

     А ешё! Ширков только сейчас узнал то, чего ещё не знал никогда раньше.Очень удивительно.Ах!Конечно,Орден!Вот это да!Если бы не орден,так и не узнал бы что то такое, истинно настоящее и стоящее.

     Ну всё вместе,конечно!Орден  и тётка,тётка и орден!!!
В конце приключения Ширков достал хорошую купюру и подарил её незнакомке.Надо отметить,что даже оклад на таком большом судне был тоже большим,даже неправдоподобно большим.А ещё в это время начали дополнительно платить чеки,что то 25% от заработка.Это было в большом контрасте со старыми временами.Столько ещё никогда не получали.Так что!
Но,как же быть с орденом...

     До Клайпеды Ширков работал в Объединении ЭСТРЫБПРОМ, на рыболовных судах типа БМРТ,куда попал по распределению после мореходного училища ММФ,потому что пароходство было тогда переполнено. В рыбной промышленности было на пару порядков тяжелее и вообще непредпочтительно, тем более без систематического рыболовного образования и практики. А это производство продукции, а не с удочкой сидеть.Но он держался в надежде увидеть момент и перейти на транспорта, которые пока были забиты желающими коллегами, которые были более проворными.

     Вот сейчас такое получилось и он на великолепном транспортном судне.Правда в другом порту, но это ещё и лучше,потому что контора и порт много лучше.А тогда ,что то года два назад,Ширков вышел в район СЗА на БМРТ- 474 «ОСКАР СЕПРЕ».Это судно несколько рейсов работало очень эффективно и приходило в порт под звуки заказанного оркестра с высокими показателями плана и такой же зарплатой.
Капитаном судна был полноценный рыбацкий капитан с мореходкой РП,для которого это судно и рыбацкое дело было домом и делом всей жизни.

     В общем,по ряду объективных и субъективных причин, Ширков отработал свои полгода на промысле и не мог вытянуть стандартный план добычи рыбы. Можно было подстроить это дело, но Ширков слишком не такой. Судно пришло в порт с показателем, что-то около 80%.

     Конечно, капитан получил большой нагоняй от конторы ЭСТРЫБПРОМ за невыполнение рейсового задания и плана.Это всегда так.А,что такое план для добывающего судна и лично капитана,в двух словах нельзя объяснить.Но это уже другая тема.Главное то,что Ширков пришел без плана на блистательном и успешном ранее БМРТ.Ну и какой тут орден при невыполнении рейсового плана добычи рыбы.Но не всё так просто и однозначно.

    Судно было изношено и не могло работать на 100%.Приходилось вести ремонт в море, в том числе и серьёзный.Пароходский судоводитель Ширков уступал в лове рыбы некоторым капитанам из мореходки РП,но не всем. По среднему уровню добычи рыбы он уверенно работал, но никогда в ущерб безопасности. Были капитаны и более слабые в лове рыбы, а также в плане морского судовождения и безопасности мореплавания. Рыболовных капитанов не хватало и замены Ширкову тоже не было. Но рыболовный старпом был превосходный и многие хотели , чтобы он был на борту.А сам Ширков тогдасделал всё, что мог. А кроме того.Полная безопасность и правильная работа вблизи режимных зон иностранных государств.

     Этот БМРТ- 474 по графику МРХ отработал норматив и должен был встать в малый капитальный ремонт на завод.Однако состояние судна,вроде бы было удовлетворпительным и его решили послать на промысел,сделать ещё рейс перед ремонтом.

      Руководство МРХ готовило списки для награждения капитанов в целях стимулирования выполнения и перевыполнения планов добычи рыбы за пятилетку. Применялась статистика,арифметика,может быть формалистика и всё такое.БМРТ-474 «ОСКАР СЕПРЕ» шёл и попадал под награждение.Это была заслуга предыдущего капитана,с мореходкой РП, который был на высоком уровне лова и вообще мастак в этом деле.Но последний рейс на этом БМРТ перед плановым ремонтом и этим моментом делал Ширков.

     Судно должно было стоять в ремонте,но его послали в рейс добывать рыбу.От МРХ плана на добычу этой рыбы не было,оно считалось в ремонте.Поэтому вся рыба,которую добывал в рейсе Ширков шла сверх плана для контоы,по статистике,учёту и всей арифметики.Основной капитан, конечно,получил свой орден заслуженно,почётно и с блеском.

     Но последний рейс перед этим мероприятием на этом БМРТ делал Ширков и он по арифметике и статистике тоже попал в такой список на орден.
За это время Ширков уже поменял контору и свой порт на Клайпеду и тот тяжёлый рейс стал забываться. Да так бы оно и было. Но орден нашёл своего героя в другом месте и на волне большого недоразумения. Если бы Ширков оставался ещё в ЭСТРЫБПРОМе, то никакого ордена, естественно,он бы не получил.
Но тут новая контора и у них нет других понятий,как бумаги,приказы и такие факты.

      Удостоен, награждён и нужно только вручить орден. Всё остальное уже далеко позади и никого не интересует.

      Всё это можно было бы объяснить другим, но только не себе. Ширков отлично знал, что он тогда не выполнил рейсовый план и при этом как-то не вяжется получение ордена. Так,как же всё таки разрулить всё это дело?

      Рыбацкий капитан несколько отличается от других профилей.На его плечах лежит тяжелейший и не имеющий аналога план добычи рыбы.Что это такое не объяснить в небольшом повествовании,а только слегка представить.На любых других судах такого нет.Поэтому здесь нет резона красоваться, лишний металл на кителе,как-то,ни к чему.Лишний вес, лишняя загрузка,какая-то засветка и прочее.Достаточно значков и без этого, главный,конечно, академический, в виде ромбика,об окончании престижного ВТУЗа.Это не всем было тогда по плечу. А ещё два знака капитана дальнего плавания,один Советский и другой Эстонский. Это всё полностью объективно характеризует категорию. Ну и хватит.

     Хотя несколько позже один доброжелатель как-то мимоходом сказанул,что если бы Генеральный был со ВТУЗом, то скорректировал бы план по факту добычи,хотя бы до 100%. Это было бы справедливо и более грамотно. Ширков на изношенном судне и другими нюансами сделал всё, что мог, взял нормальную рыбу. Контора получила сверхнормативную рыбопродукцию. БМРТ должен был стоять в ремонте,а он полгода вёл промысел.Судно и экипаж в порядке.Замечаний нет.Сотни тонн столовой океанической рыбы.Затраты труда,здоровья и потерянных лет жизни,нет аналога.А тут какой-то орден. Дали или бы не давали, разницы нет. Но было так ,как было.

     А в общем-то,что такое план и как он составляется и даётся на судно.Да просто от фонаря,чтобы заставить капитана из кожи лезть,урвать рыбы побольше и заплатить поменьше зарплаты экипажу.Вот это главная задача конторы.А на этом судне план 100% вылова,по справедливости должен был быть таким,каким его взял Ширков.Это,если работать по правилам и без нарушений.Как и было.Такие корректировки бывали и были.Но контора есть контора.Как захотят.
     Да вот, например, промысловая работа судов типа СРТ в Северной Атлантике, зимой 1967-го года.Планы увеличили, а промысловая обстановка для всех судов ухудшилась.Рыбные запасы моря были подорваны и другие факторы, в основном судами СССР.В знакомых квадратах карты более ста СРТ и план никто взять не мог. СРТ в среднем взял около 40% плана, а отдельные суда и того не взяли.Даже асы рыболовного дела, прежде всего Владимир Прудцев и Владимир Зимовский, успешные и сопутствующие коллеги автора, близко подошли к 90% плана, но сам план взять не смогли.Ширков, на своём СРТ- 4575, взял 50% плана и выглядел в середине флота вполне удовлетворительно.А в общем флот работал и давал рыбу ежедневно свежак на плавбазы, а остальную в бочки и на засол. Так вот МРХ произвело корректуру плана всем судам, по факту вылова до 100%. Экипажи всех судов получили нормальную или хорошую зарплату за 100% плана и это очень правильно.Но так было далеко не всегда.План добычи рыбы из кабнета не может учесть всю массу вопросов, которые возникнут впереди.

     Конечно,по жизни и по умению жить,угодить начальству,Ширков,может быть, на порядок или больше уступал в пробивной находчивости и пронырливости настоящим рыбацким капитанам.Такие, в доверительной беседе,могли решить и решали корректировку плана в свою пользу,почти одной левой.Например,в этом рейсе чуть не хватило рыбы,зато в предыдущем ,попал в путину,или в следующем,лишняя,так и перебросить можно.Всё в руках начальства.Да и ещё варианты были.Например,через рыбсбыт,виртуально по цифрам и бумагам.Но Ширков,слишком правильный и точный,а кому это надо? 

     По мнению автора,дело обстоит так,то любой моряк или кто угодно, который пропахал хотя бы один рейс в Северную Атлантику на рыболовном судне,от и до,примерно полгода,особенно на СРТ,в те времена,может стоять открыто и без тени смущения.Всё таки выдержал такое,которое не все могут, и готов,хотя бы только в своих глазах,хоть на орден, который ему совершенно не нужен.

     Конечно, Орден есть орден,его из Москвы присылают официально и уважительно.А сколько случаев было с капитанами.Получил орден,а затем авария большая,от которой никто не застрахован.Аварийность и травматизм в РП всегда были высокими,а за ними комиссии,суды,прокуроры и другие сопутствующие беды и неприятности для капитанов известны и часто непоправимы. И что теперь этот орден? Поэтому работяге-рыбаку лучше не светиться и не подсвечиваться, мало ли что случится ненароком.

       Морские значки капитана, один или ещё два, или три, однозначно заслужены и положены. Они сразу показывают соответствие капитана всем стандартам, как приложение к диплому и создают официальность ситуации. Они на месте в любых ситуациях. Официально подчёркивают наличие соответствующих дипломов, занимаемую должность, компетентность и всё остальное. Их лучше нацепить и носить всегда на кителе, чтобы было видно, без лишних слов,кто есть кто.Их положено носить и всё.

       А вот про орден могут сказать,что что-то не так и не эдак.Его можно нацеплять,а можно и нет.Рыбацкий капитан всегда под тяжелейшим прессом плана,правил рыболовства иностранных государств,которые защищают свои прибрежные ресурсы и поэтому очень опасны.Капитан рыболовного траулера всегда на грани риска и не только на грани,а почти всегда на самом лезвие риска.Вот,возникни здесь охотничий или рыболовный момент- азарт, потеряй контроль и...Африканская тюрьма- яма.
    Как, например,однокурсник,один раз проскочил в зоне Мавритании, хватанул куш рыбки и понравилось. Он и второй, вроде проносит, а на третий...попался на пограничный катер или вертолёт. Контора сразу бросила его и списала со счетов. Это было в стиле рыбацких контор. Да и вообще, после того, как попался в рыболовной зоне иностранного государства, то такого капитана уже не пропустят другие инстанции. Прежде всего КГБ, ЦК Партии, МИД и т.д. Это уже всё, приехали.

     Однокурсник был парень видный, красивый, хорошо сложен и вообще очень хорош по характеру и манерам. Большой период жизни пребывал в большом ладу и на короткой ноге и руке у ключевого начальства. Приятный компаньон и собеседник, получал всё, что хотел. Особенно места на новых судах и в денежные районы работы. Очень любил блеснуть, прихвастнуть и что то ещё.

     В ресторане танцевал фокстроты и танго на бис, создавал впечатление особенного и оригинального человека. Ширков почти не бывал в ресторанах и этого сам не видел, но восторженные комментарии слышал. В общем редкая знаменитость.Красиво шагал по жизни и был в полном взаимопонимании со всем окружающем пространством. Самое главное то, что он мог прогнуться и создать приятное впечатление в глазах ключевого начальства. Ширков, бывший отличник ТМУ ММФ, никогда ни перед кем не прогибался и принимал, то, что ему давалось, как это должно быть, поскольку заслужено безо всяких прогибаний.Вопрос спорный и это часто не нравилось начальству.

     Ширкову, такие подарки от начальства,как новые суда однокашнику и не только, даже близко такое не снилось. Но тот на фоне некоторого успеха расслабился и потерял осторожность.

     И вдруг- бац! Однокурсник! Арестован в рыболовной зоне Мавритании,а там посажен в Африканскую тюрьму, которая представляла собой глубокую яму с отвесными стенками под открытым небом. Ночью в такой яме может быть очень холодно и туда заползают всякие пауки ,жуки и другие тропические насекомые. Может заползти что угодно, в Африке всего этого очень много и это всё очень опасно для белого человека.
     Судно также было арестовано и стояло у причала. Экипаж не имел права покидать борт и находился в тюремном положении.

     Мороженая рыбопродукция была также арестована, конфискована и выгружена на берег в распоряжение этого прибрежного государства. Все тралы и всё промысловое снаряжение тоже конфисковано и выгружено. Составлены всякие бумаги, акты, иски на штрафы и т.д. Это всё согласно правил. Судно под арестом стояло там довольно долго, но потом отпустили. Капитан сидел в яме ещё дольше, но потом тоже отпустили, когда уплатили штрафы. Вернулся в Таллинн, но там ещё много разборок было.А, если бы не попал под арест, то, очень вероятно, вышел бы на орден.                  
               

     В той Африканской яме безнадёжно потерял здоровье и всё остальное в цвете лет. Да ещё и свои суды и прокуроры по приходу, назначили совершенно неподъёмные штрафы и другие санкции. Так полный комплект и перебор.

     Успешный однокурсник пытался помочь, Веселов Лев Михайлович, который, позже, взял его в свою богатую буксирную фирму, с хорошими условиями работы и высоким окладом зарплаты. Но невзгоды были масштабные. Время и здоровье не вернуть.

     Ширков часто видел узника такой ямы у двери терапевта, в портовой поликлинике, когда проходил там, в бегах, медицинскую комиссию для выхода в рейс.Он сидел там на лавочке, очень невесёлый и с потухшими глазами. Времени никогда не было и было очень некогда. Ширков ни разу не подошёл, чтобы поговорить. Говорить было, как- то неуместно, и вообще не о чем. Да и времена кардинально и неумолимо менялись, весь в делах и бегах. Да и что говорить. Этот капитан был не первый и не последний в такой яме. Были коллеги и до него, поэтому всё давно известно, что это такое было тогда, сейчас, да и ожидается впереди..

     Ширкову не было большой охоты узнавать подробнее об этом случае. Всё и так ясно. Кроме того он всё знал от других моряков, которые там были. Разговоров было полно. Да и не только.
     На этом судне был ещё фигурант и знаток запретных зон, это очень энергичный, известный и ранее успешный капитан Иван Плетнёв.Он тоже с ТМУ ММФ, примерно такого же возраста. Этот человек , работал на этом же БМРТ вторым штурманом, потому что в прошлом рейсе он попал под арест в зоне, но отделался лёгким испугом.Он ,может быть, сидел в яме очень мало, или совсем не сидел.
     Однако был административно понижен в должности с капитанов до второго штурмана. Возможно он мог советовать однокурснику тайком лазать в зону, поскольку, по слухам, был большой любитель этого дела. После этого последнего случая Ширков никогда больше не видел Ивана Плетнёва в море или океане.Но в городе, дома стояли довольно близко,и на остановке автобуса он, с невесёлым видом, ошивался очень долго, несколько лет. Он был очень заметен, уже издали, поскольку всегда был в давнишней и устаревшего фасона, коричневой шубе.На работу в порт он не ездил. Его единственным интересом и удовольствием была вот эта автобусная остановка. Возможно он оформил и получал небольшую пенсию на жизнь, тогда рыбакам можно было оформить , с небольшим стажем, порядка 10 лет на СРТ или БМРТ, и достаточно молодым по годам.Минимум, конечно, но кое что.
     Ширков никогда к нему не подходил и не разговаривал.Тот был ещё любитель спиртного и крепких, нелитературных выражений  и просто мата, при любом случае.А ещё, когда тот ,до арестов, ходил героем и гоголем, то смотрел на Ширкова как-то свысока.Тем более, что выше ростом и ещё чем то.Но запретные рыболовные зоны и фигуранты таких дел, и всё такое  не входили в амплуа Ширкова.

     Кроме Ивана были ещё знакомые и незнакомые фигуранты африканских ям и запретных зон. Даже более изобретательные и ловкие.Они занавешивали, закрывали или закрашивали официальные, опознавательные или идентификационные номера и надписи на борту своего судна и надолго заходили в зону.Результат был без комментариев. Кто е попал в яму, мог попасть и претендовать на орден. Но это была скользкая возможность, туда или туды.

     Второй механик, тоже с этого выпуска ТМУ, и матрос носили свежую воду и суп в бидончике, и спускали это на тонком лине в яму своему капитану.
     Лично Ширков никогда об этом и таком, разговор не заводил и не поддерживал. Это было бы как-то неуместно и не только.

     Ширков специально и намеренно, в запретные зоны никогда не ходил. Понимал это строго буквально, запретная зона, что тут непонятного. Однако к линии разграничения часто или как, иногда прижимали различные обстоятельства, различные ситуации и всё такое. Стихия, волны,течения и дрейф, а также другие траулера прижимали или другие факторы, иногда почти затягивали туда траулер. Просто повезло, что получилось отвертеться. А, в оснолвном свои решения и быстрые, грамотные действия, контроль и готовность. Когда капитан или штурман в порядке и на месте, то ямы не будет.

     Часто излишний риск заканчивался арестом судна и Американскими или Африканскими тюрьмами. После чего жизнь капитана была непоправимо сломана и не только. После зон обычно никакие конторы на работу не брали.Часто она ускоренно-медленно катилась к неизбежному закату. Это происходило довольно часто. Почти всегда в районах США и Африки были и стояли у причалов арестованные траулера.

     Орден- это произведение руководства, направленное на мобилизацию
и стимулирование дополнительных  сил,ресурсов и способностей капитана, включая дополнительное количество и массу  риска, со стороны орденоносца, которого и так хватает, и всё остальное, на увеличение добычи рыбы. Это они стремятся всучить орден, в обмен на капитанский ,очень ограниченный и без того, жизненный ресурс, годы его жизни, здоровье и всё остальное в этом ключе. А,когда он всё это отдаст за рыбу, то его можно будет выкинуть, как ,например, сгоревший от натуги, старый чайник, вместе с орденом. Да так и было.
      У Ширкова достаточно примеров по этому поводу, когда орденоносец, в силу судьбы и обстоятельств, мгновенно становился никем и ничем, а затем, или при этом, совсем не весело, существовал и так шёл к концу своего жизненного пути. Вот такой невыразительный пейзаж на фоне былых успешных и красивых лет в прошлом.

      Да вот, хотя бы, сосед по квартире, широкой натуры кавказец и грузинской национальности . Двери на площадке подъезда, напротив друг друга. По возрасту одногодки и одного года выпуска мореходных училищ. Правда Ширков с ТМУ, а тот с Батумской. Обе мореходки высокоавторитетные и престижные. В общем коллега капитан, прекрасный, почти во всём, человек, известный, авторитетный и всех других похвал. Любимец начальства и парткома. По всем характеристикам, начиная с внешнего впечатления, способностям, жизненному умению и не только, однозначно и вообще начисто превосходил ,можно сказать, совсем не коренастого и довольно тихого, и скромного  Ширкова.Тот на широкую ногу со всем начальством, каждый приход с пейса, вечеринка в домашнем кругу с грузинским вином и специальной такой же водкой, а то и ресторан.Любые вопросы и заторы решались налету в мингуты.Самый лучший и удачливый капитан, со всех сторон , что ни говори.
      Ширков с начальством никогда не пил,да и вообще был непьющим.Как то в сторонке от застолья и суеты.

      Капитаны- соседи вели себя, в общем, вежливо и тактично. Общались и разговаривали друг с другом мало, поскольку каждый имел своё понятие и стиль жизни. Ширков старался держаться на расстоянии, молча пройти мимо, потому что не любил, когда его задевали ,особенно чужие и незнакомые.

      Судя по всему, этот самый лучший капитан с орденом,сидел у себя на кухне в роли какого- то председателя, какой-то комиссии и обсуждал или осуждал,или ещё что-то, в адрес соседа Ширкова приличный или большой негатив.Это всё слушали и впитывали в себя их дети и жена, а затем на улице передавали это всё детям Ширкова.Дети очень впечатлительны и жёны тоже.Неудобство с таким соседством было, конечно, нежелательным. Ширков никогда никого не задевал и пока приходилось с этим соседом и его членами семьи,только как-то мириться, пережидать и молчать.

      Тот какое-то время купался в тёплых и романтических волнах небольшой славы, успеха и всего остального. Дом был новый, современный и квартиры капитанские. После каждого рейса у него на квартире вечеринка со всеми ключевыми начальниками и, конечно, знаменитое грузинское вино, особенно напиток чача, и не только. В рыбной промышленности всё не так просто, как на судах других категорий.

      Здесь нужна особая пронырливость, чтобы,во первых или во вторых, попасть в валютный рейс, чтобы иметь заход в инпорт и получить валюту. Валютный рубль стоил 10 обычных рублей, да ещё заход, например,Лас Пальмас, то общая зарплата увеличивалась в 5, а то и в 10 раз, по сравнению с не валютным рейсом, куда-либо в СЗА. Или попасть в путину лова, в зимний период, когда дорогая зимняя сельдь и хорошие косяки. Более новое,  исправное судно. А ещё опытные морские кадры, от ключевых старших лиц до матроса, палубного мастера на своём месте технологии и практики лова. Всё это зависело от ключевых начальников конторы, с которыми, естественно, такой  имел контакт на короткой ноге, или сверх- контакт. 

      Но самое главное для Ширкова было то, что жена успешного соседа, имела мощный энергетический язык. Она рекламировала и выплёскивала вокруг себя потрясающий престиж мужа и всё остальное, лучше любого рекламного бюро. Это было её главное развлечение, хобби и смысл жизни. Её муж самый лучший капитан в конторе, на самом лучшем счету у начальства. Тем более, что почти так оно и всем казалось. Двери квартир были рядом и она нашла самого главного слушателя- это жену Ширкова, которая слушала всё это и всё другое потрясающее сочинение с открытым ртом и высынув язык. Их двое детей, девочка и мальчик это всё слышали и слушали, были в этом уверены и объясняли это соседским детям, в том числе и детям Ширкова.Особенно старалась девочка, которая была постарше и очень похожа во всём на мамашу.

      У него на груди Орден!
      Так бы это и ничего, но Ширков косвенно уловил, что на него выливается много негатива. Это был полный дискомфорт от такого соседства. Ширков спиной чувствовыал, что главным направляющим источником всего этого направления ,конечно, был сосед и коллега, которому всё это было нужно. А зачем и почему, это уже неважно.

      А вот Ширков ? Да! Да! Конечно!
   Это самый плохой капитан в этой же конторе. А,что и как, неважно.Самый плохой и всё. Он очень подходил им для контраста впечатления или чего то ещё. Возможно он подходил им, как козёл отпущений, на которого можно повесить всё, что они расскажут. Вот там самый плохой, а у них самый хороший. И этим сами были очень довольны. Их глазёнки и лица переполнялись самым настоящим счастьем, когда они задевали и не только, этого самого Ширкова.Их дети,выйдя на улицу, сразу старались найти подруг , друзей и тогда с восторгом и пыжась от натуги, были готовы и разъясняли всем, что и кто такой Ширков, т.е. самый плохой.

     Конечно, это была их семейная идиллия. Они никогда даже не разговаривали с Ширковым, но дать ему характеристику очень хотели.Но...Это рассказы,а рассказчики бывают такие...

    Когда СРТ Ширкова и того капитана, работали в одном же районе и в один период, то результаты были примерно одинаковы и никаких сверх- способностей Ширков у соседа не видел.
     Но они... Ширков не знает,конечно,но представлял,как они,почти в запой,утверждали сами себе,кто самый хороший,а вот сосед такой,самый плохой.  было такое, надо полагать, личное мнение,желание и почти самое яркое семейное хобби. И это всё им хотелось выплеснуть вокруг себя.Нужно кого- то задеть, чтобы у них ярче Солнца засверкало счастье. Для этого очень подходил  скромный и не очень общительный сосед, тем более, что на одной площадке этажа дома.

      Они все вместе убедили в этом жену Ширкова, ограниченную умственно, туповатую ларьковую торговку, для которой всё это дело было на руку и не только. Ей очень хотелось принизить высокий капитанский ранг мужа до уровня ларька. Уж очень не хотелось быть ниже рангом, образованием и всем остальным. Не повезло с подругой и соседями тоже. Ширков ни во что не ввязывался и ни на что не отвечал.

       Хотя от самого капитана Ширков ничего похожего лично не слышал. Да и это слышал краем уха или от своей жены,или детей,потому что на берегу немного,а в основном в морях.Ни во что не вмешивался, молчал, быстро забывал всё это и такое,других забот полно.Кроме того имел своё понятие и стиль жизни.Никого не трогал и не задевал.

       Но вот сосед крупно вляпался в рыболовной зоне США.Арест капитана,судна и экипажа американскими службами.Это тяжелейшее и, часто неисправимое, ЧП для капитана.Практически это уже не капитан и не только.

      Возникли серьёзные административные меры, судебные иски и преследования.А,самое главное,личные материальные убытки и потери,астрономического масштаба,который осилить практически невозможно.Суммы штрафов совершенно не подъёмны. Ширков ничего точно не знает и не интересовался.

      Подробностей Ширков не знает,интереса как-то не было и так всё ясно.Заход или занос рыболовного судна в запретную зону происходит по известным типовым схемам.Рыболовный траулер в районе промысла и так постоянно атакуется десятками или больше опасных противодействующих факторов.Или та схема или другая.
       Обычно рыболовный траулер идёт с тралом параллельно линии разграничения и вблизи её.На самой линии или чуть в глубине зоны концентрируются мощные косяки рыбы.Они уходят туда от шума и турбулентности судовых винтов,гидродинамической работы тралов и других факторов.Там чувствуют себя в безопасности.Капитан ,наблюдая мощные косяки станцией гидроакустики,испытывает невероятно сильное желание выйти прямо на линию или чуть глубже в запретную зону.А то и углубиться дальше,черпануть рыбки и выйти снова за зону.Но это далеко небезопасно и таких часто перехватывал сторожевой корабль,самолёт или вертолёт.Ну,а дальше- арест судна.

       Кроме того,так получилось,что Ширков  ушёл с того дома, поменял квартиру в другой район города и поменял рабочее место в другую контору на транспортные суда.Довольно долго не встречал былого знаменитого соседа с орденом.Да и не нужно было.Общих интересов не было и в достаточно доверительных знакомствах не состояли.Люди по всем главным компонентам очень разные.Тот исключительно общителен и также очень компанейский,а Ширков мало общителен и сам по себе.

       Шесть лет с лишним, настойчиво и упорно, шёл с курса на курс выше в КТИРПих и закончил его с блеском заочно. А это новый и многочисленный круг или круги высокого уровня таких же студентов, моряков, преподавателей и прочих сопутствующих лиц. Это была новая цивилизация, новые возможности и не только.новые знакомства, высшего порядка,а не просто так.

       А вот жена Ширкова,как-то встретила свою бывшую соседку где-то в городе.На вопрос,как дела,в отличие от прошлых лет,та сейчас кое как поздоровалась, что-то буркнула и прошпарила дальше,затерявшись в толпе.При повторных встречах та,старалась заблаговременно изменить курс и ,как мышь,юркнуть в ближайший переулок.Интерес к обсуждению и задеванию Ширкова у неё пропал.Да и не только интерес и не только у неё.


      Однажды,что-то через пару лет приёмо-транспортный рефрижератор "РАНД- 4"после месячного рейса подошёл к знакомому причалу Таллинского порта.Это был что-то 1980-й год.Ширков,в свои 43 года, почти на пике своей морской карьеры,капитан- директор престижного и ухоженного судна,другой конторы,стоял на правом крыле своего судна,при полном золоте дубовых листьев на фуражке,погон,шевронов на новом приходном кителе.На груди,кроме высшего знака КДП,в лучах не яркого северного Солнца,исключительно авторитетно светился свежей эмалью академический значок с молоточками.Инженер-судоводитель.Вот это было далеко не у всех,по тем ещё временам.Сосед академию или ВТУЗ не потянул.
      В общем,проблем не было никаких.Всё шло по плану и в соответствии с высшим образованием капитана.Дипломы,значки и знаки,должность и всё остальное подошли к высшему возможному пределу и можно было дать слабинку мозгам и нервам.

      Вдруг Ширков заметил на причале берегового матроса-швартовщика, который в потёртом ватнике тех времён и грязных рукавицах,принимал швартовный конец с рефрижератора и заводил его на береговой пал.Работа требовала больших физических усилий ,потому что швартовы большого веса ,длины,диаметра, с больших судов морского и океанского классов.А здесь уже другие года.

      Швартовщик,как швартовщик,все похожи по одежде и вообще.Но это был его сосед по бывшей квартире,тот самый знаменитый,блистательный и самый лучший капитан с орденом.Тот нашёл в себе силы и такт,чтобы поздороваться кивком головы и как-то улыбнуться,а также выразить восхищение контуром ухоженного и престижного судна.
 
      Разговора здесь не было, и это невозможно. Только лёгкое приветствие,в основном кивком головы,жестами и выражением лица и глаз. Да и неуместно. Внизу бывалый и знаменитый человек, потерял всё и безнадёжно находится на обочине жизни.Какой тут разговор.
      Кроме того,швартовка судна- ответственная операция, и ситуация не позволяла отвлекаться на что то ещё,тем более на не уставные разговоры.Всё делается быстро и точно.Ширков,как положено и обычно, на мостике своего судна подавал команды,матросы на палубе своего судна,а бригада швартовщиков,внизу,на причале принимала и заводила концы с этого судна.

      Ширков, управлял судном  при швартовке, и при исполнении,никому не был подчинён.Он был и есть самый главный в этот момент и в этом месте.

      Швартовщик выполнял свою работу,таковую,какая она и была и нёс все тяжести такой жизни.Это был успешный и знаменитый капитан,с орденом в прошлом.Он же,тоже в прошлом,сосед по квартире.Хотя сосед это не должность,он там за своей дверью,а Ширков за своей.Ну вот теперь он береговой матрос- швартовщик и это его дело.

      Такие случаи уже были,есть и ,видимо,ещё будут.

      Нарушение режимных зон - звучит громко и все бывшие друзья шарахаются куда подальше,а также партком,местком и всё любимое начальство.Не он такой первый и,конечно,не последний.

      Швартовщик в брезентовых грязных рукавицах,на пределе физических сил, тащил швартовный конец и у него был начальник- бригадир или старший береговой боцман.

      Да и какой здесь разговор, если и так всё ясно. Факт перед глазами. Конкретно,что и как Ширков не знает и не интересовался. Разговор на эту тему вообще неуместен.

      Ширков занимал в этой фирме основную должность начальника отдела флота и подменял капитанов на отпуска и в других случаях.Тяжёлого плана добычи рыбы здесь не было,а только приём свежей рыбы с траулеров и её заморозка.Затем транспортировка в порт.Зарплаты стабильные,суда комфортабельные и рейсы,в среднем,по одному месяцу.Периодически была работа с иностранными фирмами в иностранных зонах и портах.Это хорошие валютные рейсы.Конечно,проблем,вопросов и принятых решений было полно, но работа была наполнена смыслом и была комфортной.

      Ширков получил эту должность от очень авторитетного капитана первого ранга Лощилина,который до этого командовал здесь флотом.Хорошо был знаком с ним по грамотной работе в ЭСТРЫБПРОМЕ,в прошлом.Как фронтовик,у него вся грудь в орденах,там это всё заслужено и совсем другое дело.Тот хорошо знал и поощерял Ширкова за его дисциплину,образование, надёжность и безаварийность.Он хотел год или пару подлечиться,да так и не вернулся обратно в эту фирму.
      
      После той случайной встречи на швартовке, Ширков лет десять не видел своего бывшего соседа по квартире или бывшего, знаменитого в прошлом, самого лучшего капитана.

      Когда они стояли на одной вертикали,один на крыле капитанского мостика своего судна,метров 5 - 7 возвышался над причалом,а другой стоял далеко внизу,на причале,то эта относительная разница высот соответствовала фактической разнице в статусе,рейтинге и во всём остальном.Особенно в зарплате.
      
      Конечно,эту ситуацию лучше всего могла бы оценить жена этого бывшего знаменитого капитана,которая много раз и длительное время негативно задевала Ширкова,но её ,на видимости и вообще,здесь не было.Даже,если бы она была,Ширков её не узнал бы,потому что забыл,по прошествии лет.Даже не помнит, как зовут.Не было интереса,   желания и всего остального. В общем целый ряд стройных и приятных лет Ширков не видел своего соседа и его жены тоже.Это был просто подарок судьбы.

      Фирма была комфортной и привлекательной. Можно было бы считать её тихой гаванью на склоне лет. Она была идеальной для пенсионера или предпенсионного возраста или для тех, кто устал в Атлантике и в рыбаках.Но Ширкову, с его академическим ромбиком, уже предлагали два- три головокружительных и заманчивых предложений.
 
     Особенно на учебный парусник КРУЗЕНШТЕРН,замом по учебной работе для начала и не только.Но Ширков выбрал Клайпедский трансфлот и работу там на самых больших,огромных,первой категории,транспортных рефрижераторах.Он очень приглянулся там главному капитану и его взяли без проволочек,в чём та контора не ошиблась и не жалела.Ибо Ширков- это мореход экс- класса.

      Поэтому через лет пять после той швартовки Ширков перешёл в Клайпедский трансфлот на самые крупные суда, транспортные рефрижераторы первых категорий.Пропуском на такие суда служил,главным образом, академический знак на груди морехода и его спокойный безаварийный рейтинг.

      Незабываемые впечатления и лучшие года жизни.В это время начали платить чеки ВТБ,25% от заработка.Зарплата на таких судах повышенная,соответствовала большому тоннажу судна.Там же попал и на суда под иностранным флагом с красивой оплатой по нормативу  зоны Европы. Совершенно новая страница жизни,а старые уже не имели значения и почти забылись.Новый личный уровень и рейтинг,структура и взаимопонимание в новой ситуации.Проработал там более пяти красивых и богатых лет.

      Однако,в 1992-м году,после распада СССР, решил вернуться в знакомый и почти домашний порт Таллинн.Появилась возможность и устроился в ЭМП- Эстонское морское пароходство.Красивую скрипку в этом вопросе,надо отдать должное,сыграла бывшая секретарши Ширкова по прежней фирме.Тогда он помог ей в сложной ситуации и взял её в отдел.Теперь,спустя лет пять, она отплатила почти тем же.Да ещё стала спутницей жизни тоже лет на пять.

       А ещё он попал,как говорится в струю,возник временный недостаток кадров.Кроме всего этого, Ширков учился в ТМУ ММФ для работы именно в этом пароходстве.Поэтому Ширков вернулся в своё домашнее и родное пароходство,где должен был работать после ТМУ ММФ,но судьба надолго забросила его в РП.Сейчас он очень понравился заму по кадрам,что и решило всё дело в нужном направлении.

       Хороша была красавица Клайпеда,но та контора всё же РП и ей далеко не равняться с ЭМП- Эстонское Морское Пароходство.Это было самое лучшее изо всего ,что когда- либо видел Ширков и почти недосягаемый предел желаний,впечатлений,фактов действительности и всех остальных нюансов.

      Эстония почти сразу вошла в Евросоюз и моряки начали получать всю зарплату в зелёных,а также в фунтах,марках,франках и кронах по новым хорошим нормативам развитого капитализма.

      Развёлся,наконец,со своей ларьковой торговкой,оставил ей трёхкомнатную квартиру,полученную от ЭСТРЫБПРОМа и свой заслуженный авто.Только сейчас,не то чтобы понял,а всей сущностью ощутил,как прекрасна жизнь без такого груза и недоразумения.Правда поздновато понял,но это много лучше, чем никогда.
      
      В ЭМП получил квартиру в новом престижном доме. Снова новый уровень и новая чистая страница жизни. Всё,что, как- то затеняло, задевало, туманило и было нежелательным, особенно старые соседи или им подобные, ушло за памятью прошедших лет. Новые времена.

---------------------------
      Однажды,погожим весенне- летнем днём, Ширков, с двумя внуками, дошкольного возраста, прогуливался недалеко от центра порта и города Таллина.Находился на берегу,в отгулах и ожидал прибытия своего судна "Вимси",что то через пару или тройку суток.Судно типа Тисса,далеко не новое,ещё постройки советских времён,но по комфорту,зарплате,оснащению,организации,невероятной грамотности и лёгкости службы,да и техническим характеристикам, и всем другим моментам и параметрам, намного превышало всё,что до этого,почти всю жизнь видел Ширков. Правда поздновато по годам,но всё же хоть это и хоть так.

      Внукам привёз и обновил одежду из лучших портов Европы, сам был одет,от кепки и вниз, в новейший,последнего стиля,джинсовый костюм экс- класса.Сегодня в отгуле,праздник на весь день,в основном внукам, планировали поход в луна-парки,может зоопарк и лучшее Таллинское кафе.Как говорят,лучшие дети это внуки. Это и для Ширкова праздник.

      Случайно оказались вблизи оригинального Таллинского горхолла, с великолепным видом на Таллинский рейд. У причала стояло на приколе, бывшее пассажирское судно советских ещё времён. Оно отслужило свои сроки, когда-то было новым и блистательным. Но теперь ожидало продажи и буксировки на металлом. В данный момент, судно принадлежало Таллинскому городскому клубу и на нём работали различные технические кружки, секции, классы подготовки юнг, молодых моряков и что-то в этом роде ещё, для детей дошкольного и школьного возрастов. При серьёзном отношении к занятиям можно было получить серьёзные корочки матросов, мотористов и других морских специальностей. Кроме того это был хорошо покрашен, ухожен и в почти в полном порядке музейный экспонат для туристов.
      Но это всё было временным, судно было недействующим и ожидало буксировки на металлом, обычно в порт Кадис, Испания. Все люди, которые там работали, были тоже временными. С работой в те времена было тяжело, вои и приткнулись кто как , продержаться.В любой момент, сегодня или завтра неизбежно и этого не будет.

      Ширков, с внуками, решил зайти на этот корабль и посмотреть само судно и море с его борта.

      У парадного пассажирского трапа стоял береговой матрос- вахтер, тех времён. Одет более или менее ,в свою гражданскую одежду, так с6бе, без формы. Судно уже не судно, а кусок металлома. Вахтёр тоже временный, самая низшая ступень какой то службы, может быть хотя бы на обед заработать.Но это пока стоит судно. Никакого будущего и никакого просвета. Пока стоит судно, стоит и вахтёр.  В общем кое как, не ахти, так себе. Для вахтёра сомнительной фирмы сойдёт.

      Ширков сразу узнал своего бывшего соседа по квартире или самого лучшего капитана,как тогда утверждала его жена и не только.Это был Он.
      Надо полагать, что погорел капитально, если стоит вахтёром здесь. Это могло означать только одно. Документов и права выхода в море у него нет. Последняя ступень карьеры и зарплаты. И это только пока. А, когда судно пойдёт на металлом, может быть, очень скоро, то не будет и этого. Но пока хоть это.

      
      Ширкова всё это не касалось. Он слегка кивнул головой для приветствия и, почти не останавливаясь, прошёл с внуками дальше. Завтра или после- завтра подходит судно и в рейс. Дел полно.

      На этом судне был, также капитан, при полной парадной форме,в каюте и при капитанском окладе, Арво Таккинг. Он раньше ходил с Ширковым третьим штурманом,дошёл до капитана и вот теперь здесь. Ширков зашёл к нему и перебросился минут пяток мимолётными впечатлениями. Таккинг своим местом был доволен и удовлетворён. Он остался до конца капитаном.

      После этой встречи Ширков более десяти лет ходил в ЭМП,на превосходных судах типа kargo ship, по сияющей романтикой и богатством Европе,но больше нигде и никогда не видел своего соседа по квартире.
      Как-то ,уже давно, проезжая мимо знакомого причала, Ширков заметил, что причал пуст и того судна там нет. И,конечно, не было там вахтёра.
    
      Может быть достаточно всё же про блистательный и великолепный орден. Он заслуживает безусловного высокого уважения.

      -------------------------------------------

      Вот есть ещё сюжет,который обсуждался в те времена очень часто,почти всеми рыбаками,в ресторанах,кафе,тавернах и пивных или просто на улицах,или ещё где.

      В рыбацком пространстве,морях и океанах,а может быть,вообще ,сдержанно и скромно,сияло всеми красками невиданной акварели,звенело и гремело невероятной гениальностью и авторитетом,фактами запредельного успеха,имя рыбацкого капитана тех времён.Превзойти такого человека не мог никто.Это был лучший рыбацкий капитан всех времён и всех поколений.Лучший во всех отношениях,качествах и характеристиках.

      По причине общей и частной слабости в способностях,практике и и других главных компонентах Ширков не может достаточно ярко и красочно дать характеристику такому человеку.Это почти эталон рыбацкого капитана,необычайно сильное явление рыбацкой эпохи тех времён,да и цивилизации тоже.

      Современники,конечно,сразу узнали этого капитана.Это был рыбацкий капитан номер Первый - Иван Агеев!

      Агеев много старше Ширкова годами и должностями.Но Ширков был лично знаком с ним и встречался много раз.В просторном вестибюле Объединения ЭСТРЫБПРОМ,в других местах и в море Агеев дважды был на судах совместно с Ширковым.Один раз на прекрасном новом СРТР- 9139,а позже на Большом МРТ- 384 "КОРАЛЛ".На этих траулерах тогда Ширков был старпомом.

      Позже присутствовал на радио советах и,когда начинал выступать Агеев,то эфир замирал в чарующем изумлении, от красоты ,энергии и силы разума с эффектами явной гениальности,такого человека.Старались не пропустить ни одного его слова.Это был капитан- рыбак от Бога.

      Позже Ширков никогда и нигде не встречал моряков,сколько-нибудь подобных такому,как Иван Агеев.Хотел встретить его лично ещё раз,но так и не пришлось.

      Ширков никогда не видел у такой знаменитости орден на груди и не знает был ли он у него вообще.А вот по слухам,слышал много раз,что его представляли на звезду Героя Социалистического труда СССР.Разговоры об этом от рыбаков с большим одобрением.Но такую звезду Агеев,вроде бы, так и не получил.А получили звёзды героев два капитана с эстонскими фамилиями,за успехи в работе за пятилетку.Капитаны тоже хорошие,но им не равняться с Агеевым даже близко.
Говорить про орден и уникального рыбацкого капитана Ивана Агеева, не очень корректно.Какой там ещё орден, ибо для такого человека должны сиять только звёзды.
       ----------------------------------------------

       Много лет спустя,где- то в начале июня 2020 года,Ширков по интернету просматривал галерею капитанов Объединения Эстрыбпром.Нашёл портрет Ивана Александровича Агеева.Так вот,у него на кителе,на верхнем ряду сияет звезда Героя Социалистического труда СССР,награждён в 1961-м году, а ниже орден Ленина и медаль.Очень положительные эмоции.Под портретом превосходная характеристика этому замечательному человеку от газеты "Рыбак Эстонии".
       А слухи,о которых написано выше,видимо были о второй звезде,за другую пятилетку.

      
       ---------------------------------------------------
      


       Страна ещё не вышла из разрухи,после самой кровопролитной в истории войны,когда сельское хозяйство и её структуры были разрушены и большой проблемой было накормить население.Трудно себе представить, как бы выходили из положения.

       Но вот был создан и получил развитие траловый рыболовный флот и океаническое промышленное рыболовство.А с флотом появлялись люди типа  и класса Ивана Агеева,способные работать в тяжелейших погодных и сопутствующих условиях.Хотя Ширков никогда не встречал капитана,подобного Агееву.Но,наверное,они были.Их не могло быть много.Уникальность бывает одна или около этого.

       Они были первыми,кто осваивал промысел сельди в Северной Атлантике.Траловый флот,и именно флот СРТ помог решить проблему.Солёная сельдь из бочки 120 кг,с картошечкой и чёрным хлебом после голодных военных и послевоенных лет,в комментариях не нуждается.

       Конечно,мужественно и самоотверженно работал флот и тысячи рыбаков,но трудно представить,каков был бы результат,если бы там не было таких рыбаков,как Иван Агеев.Или почти таких или хотя бы чуть- чуть похожих на что либо в этом роде.А вот такой был способен,в любых условиях,работать именно на результат,А без таких,что и говорить.

       Пустые сети,пустые трюма, пустые затраты труда,средств и всего остального.Лучше не комментировать. А ,что со страной и населением,которое ждёт продукцию?
      
       Иван Агеев- уникальный рыбацкий капитан - сильный характер и знак той тяжелейшей эпохи промышленного рыболовства того исторического периода.Это почти предел умения,практики и всех возможностей рыбацкого капитана,пример и образец,на кого равняться и к чему стремиться.
      
       Имеет сильное организационное и все другие главные значения.Это легенда той эпохи.

       Много раз слышал Ширков,чуть не вопли восторга рыбаков и всех биндюжников в порту.

     - Агеев подошёл! Два плана!

      Два плана- это 200%, а бывало и 150%.Всё равно много.Рыба для страны и народа и деньги,в ,бешеном количестве,для команды.

       У причала рыбного порта Таллинн,после трёх- четырёх месяцев в волнах и штормах Северной Атлантики,стоял поржавевший,усталый и чуть помятый СРТ,старой серии и устаревшей постройки.Но в полном порядке.От него веяло какой-то загадкой и почти мистикой.О нём и говорили,что подошёл Агеев.

      В порту стояли у причалов много судов,под разгрузкой и погрузкой,красавцы современной постройки,новых серий,разных типов,большие и малые.
 
      Но самым известным,авторитетным и привлекающим внимание был устаревший траулер Ивана Агеева.Память находит,что это был СРТ- 4291,но,за далью лет, не уверен.Агеев привык к своему судну и долго не менял его на новый и современный.СРТ платил своему капитану тем же.Гениальный капитан и его испытанный старый СРТ.

      Были просьбы рыбаков,и очень много,во все инстанции,назвать именем "ИВАН АГЕЕВ" какой-либо рыболовный траулер.Но это тоже не состоялось. ЭСТРЫБПРОМ - контора союзного значения.Москва интенсивно строила,в основном в ГДР,и в Эстонию приходили десятки или сотни новеньких траулеров.Хозяином флота была Москва.
      Этим траулерам,по предложению местных властей, присваивали имена писателей и художников,или различных городков,селений и красивых мест Советской Эстонии.

      Для Ивана Агеева,лучшего рыбацкого капитана и выдающейся личности эпохи промышленного рыболовства СССР, такого траулера не нашлось.Все просьбы рыбаков остались без ответа в те времена.Такого не произошло тогда,конечно,не будет сейчас и никогда в будущем.

      А что до ордена и такого человека,настоящего рыбацкого капитана под номером первый? Говорить просто некорректно. Маленькая штампованая штучка из металла, а на другой чаше весов горы тонн превосходной столовой рыбы для страны и народа в те непростые времена.

      А тот орден,как-то уже давно,ещё в те годы, Ширков,бережно и аккуратно,отослал бандеролем, по почте обратно руководству.

       В конверт вложил короткую записку с полным пояснением по этому делу,что и как. Ширков знает точно,что орден от РП был ему не положен,при всех моментах и обстоятельствах.Всякие недоразумения случаются, и так будет лучше.

       А после этого Ширков перешёл обратно в Таллинн, Эстонское морское пароходство.Такая возможность неожиданно представилась и он её не упустил.Лучшие года жизни,морские пути ММФ,порты,заливы,проливы и всё остальное.Другая цивилизация, другие дела,моменты и нюансы.И на этом уже всё.

       Ширков в полном порядке и без сомнений,когда на кителе, авторитетный, легко узнаваемый, академический ромб с молоточками и,в параллели,два знака КДП (Капитан дальнего плавания). Один- традиционный с секстаном по центру и ещё местный, Эстонский, такого же значения. Это полная характеристика без лишних слов.
      Да и медаль за выслугу лет плаваний и длительной работы на судах флота. Это всё арифметически однозначно понятно и заслужено.

       А Орден есть Орден.

               
               

     Фото автора.

БМРТ в море.
Большой морозильный рыболовный траулер,основное океаническое рыбодобывающее судно Советских времён.
Основной корабль автора.