13. Что такое бытие. Заключение

Сергей Михальчук
Богословская Антропология

Бытие как духовное явление

Что такое бытие. Заключение.

«Бытие», как социальное и надындивидуальное явление не может быть исследуемо в отрыве от своего конкретно индивидуального аспекта. Такое единство «созерцания бытия сознанием» возможно только тогда, когда «бытие» рассматривается в своём реальном и изначальном нравственно-духовном и духовно-нравственном онтологическом контексте. Этот контекст - единый и единственный способ и метод сущностной характеристики «человеческого бытия» как сущностно - природного единства множества ипостасей - лиц, как конкретного «бытия» человека - индивидуума, так и «бытия» всечеловека - человечества в целом.
Природность и материальность человека как «телесности», явления и выражения эволюционной динамики физической природы, обуславливающей самим своим существом условия и способы присутствия в себе движения «духа», служит фактором того, что человеческое «бытие», с самого своего появления, имело видовые формы своего физического и биологического «существования». Но также верно и то, что человеческое «бытие», с этого самого своего появления, несло в себе задаток и печать «духа», как социальные потенции развития, разворачивания и раскрытия своего «существования». Эти потенции привели к возникновению новой не только биологической функции у семьи как биологической основы вида. Она становится социальной основой уже не вида, а рода и племени. И все последующие преобразования социального развития: - этнические ли - народ и нация, государственные ли - сословия и классы, кланы и касты, не могли поколебать, а только усиливали социальную роль семьи как социального цемента и способа единения всечеловека. В ходе истории социального развития человечества лишь всё более и более обнажалось то, что эта социально-цементирующая роль семьи имеет нравственный и «духовный» характер.
Социальность человека имеет своей непосредственной подоплёкой именно «духовность», которая прививается обществу и развивается в общесте путём реализации нравственного потенциала каждого из членов общества. Другими словами - общество есть механизм аккумуляции нравственности или безнравственности. Социальность человека пишется им самим нравственными «красками» на «холсте» его жизнедеятельности, тем способом, который он сам себе выбирает! - Его «духовность» обуславливает то, что он способен не только приспосабливаться к окружающей среде, как и животные создания, но активно менять её, приспосабливать к себе среду своего обитания, формируя не только материальную «вторую природу». Человек создаёт свою «вторую психическую природу», наряду с той «психической природой», что досталась ему от животной природы, и той «психической природой», которую предлагает ему «дух», приходящий в «материю». Так что всё, что касается религии, культуры, экономики и политики имеет в себе «три источника и три составные части своего происхождения»: животное начало человека, его собственный выбор и то, что ему предлагает «дух».
Человеческую социальность невозможно правильно воспринимать без учёта главенства «духовности» как фундамента жизни общества. Понимание социальности только и главным образом как коллективности, искусственно «выпячивает» на первый план животнопсихическую составляющую «сознания», пренебрегает индивидуальной свободой и нивелирует «духовное» начало, делая совместную бытовую и производственную деятельность людей идеей их разумноживотного «существования».
Даже находясь в одиночестве или в физической «изоляции» от общества, без различения причины этой «изоляции», добровольной - отшельничество или вынужденной законом, злой волей или случаем, «бытие» человека остаётся социальным феноменом, реализующимся в своей психосоциальной связи, выраженной в «отложенном» или «опосредованном» виде: в воспоминаниях о прошлом, в мечтах и планах на будущее. Реализации человеком своей психической связи с обществом осуществляется в зависимости от «манеры»: «нрава» и «морали» его «созерцательной» деятельность, как функции его «сознания» в его «бытии», в тех или иных интеллектуальных, эмоциональных и этических «горизонтах», которые доступны ему из всего того богатства, которое открыло человечеству взаимодействие «материи» и «духа». Из избранного и унаследованного множества своих психических возможностей, человек формулирует своё мировоззрение в доступном и привычном всем звуковом, образном, интонационно-мимическом и графическом ключах, удовлетворяя свою потребность быть понятым теми, кто его окружает. - Именно общение как «духовная» потребность, является причиной и движущей силой развития «сознания», как религиозно-культурного, так и политэкономического.
Практически все характеристики человека в его социальном поведении, являются его духовно-нравственными характеристиками! Именно «духовность» человеческого «бытия» служит причиной его социального «существования» как полноты его «бытия», указывая нам на «бытие» как на «духовное» явления.