В дальнем плавании

Александр Щербаков 5
Мои постоянные читатели знают, что я родился далеко от моря,  что  три года служил на подводной лодке в должности начальника медицинской части после окончания Хабаровского медицинского института, и потом  почти каждое лето ездил на море отдыхать, пока жил в Хабаровске.  В веке нынешнем на море был всего лишь три раза, но связи с ним не прерываю до сих пор.  Говорят, что бывших подводников не бывает, тот, кто хоть однажды погрузился в морские пучины, кто прошел посвящение в подводники, выпил плафон забортной воды и поцеловал  качающуюся кувалду, тот навсегда сроднился с морем. Думаю все же, что такое же чувство испытывают и служившие на надводных кораблях моряки отечественного военно-морского флота, и вообще те, кто плавал на гражданских судах или рыбаки.

Помню, еще до того времени, как я попал на военную службу, не раз слышал возмущенные голоса молодых людей, которых призывали в армию на два года, а во флот – на три.  И кое-кто объяснял это тем, что в армии солдат больше бегает на своих двоих по земле, а матросов по морю возят корабли, и там служба легче.  Но я уже в те годы кое-что знал о военной службе на кораблях и на суше, читал соответствующую литературу ради собственного интереса. И знал, что на военном корабле или подводной лодке столько сложных механизмов, что для того, чтобы их освоить и уметь безошибочно ими пользоваться, двух лет службы не хватит.  А ведь именно для того, чтобы уметь управлять этими сложными сооружениями, и служат моряки.

Еще в школе я читал немало художественной литературы о моряках. Мне нравились рассказы писателя 19-го века Константина Станюковича, по некоторым из них были поставлены кинофильмы «Матрос «Чижик» и «Максимка», в которых я своими глазами увидел всю сложность плавания на парусных судах.  А потом я купил в нашем поселковом магазине небольшую книгу, название которой я не помню. В ней рассказывалось о действиях экипажа советского эскадренного миноносца в годы Великой Отечественной войны, который получил задание атаковать немецкий рейдер,  обстреливающий советские полярные станции в Баренцовом и Карском морях.  Такой случай был во время войны, хотя атаки эсминца на тяжелый немецкий крейсер в реальности не было. Ну и что, зато какой захватывающий сюжет, где хватило место и подвигу трюмным машинистам, они  глушили трубки в котле, который только что перестал греть.  Это для того, чтобы эсминец мог идти полным ходом для выполнения торпедной атаки на немецкий рейдер.  И он выполнил приказ, благодаря частым туманам на севере приблизился для торпедной атаки на необходимую дистанцию. С тех пор мне больше всего стали нравится название корабля –«эсминец», и воинское  звание - «капитан-лейтенант». 

В школьные годы я увидел кинофильмы «Нахимов», «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют
бастионы, о событиях 18-19 веков, фильм "Мичман Панин" о предреволюционных годах, и это вызывало во мне волну патриотизма и любви к флоту. Поэтому я записался в судомодельный кружок и сделал модель подводной лодки, которая с  двигателем из скрученной резинки могла пройти под водой  около метра.  Но я гордился и таким результатом.

А потом я прочитал о наших подводниках Северного флота, об атаке  К-21 под командованием Лунина на немецкий линкор «Тирпиц», потом, как подлодка  С-13 под командованием Маринеско потопила огромный немецкий транспортный корабль на Балтике, и с тех пор именно подводники стали ассоциироваться у меня с настоящими героями.  Поэтому и попросился я служить на подводную лодку, когда мне довелось выбирать в отделе кадров Краснознаменного Тихоокеанского флота.  Так я стал на три года реальным подводником, а на всю жизнь – виртуальным.  О флоте у меня появился целый сборник рассказов, и большинство из них на основании моих личных воспоминаний.

С тех пор я не пропускал ни один отечественный или зарубежный фильм про подводников, причем как о периоде Второй мировой войны, так и о временах «холодной» войны.  В основном смотрю кино и телефильмы о подводниках.  Их снято за все годы очень много.  Судите сами. Вот отечественные фильмы:
- Командир «Счастливой Щуки»
- Первый после Бога
- Случай в квадрате 36-80
- Секретный фарватер
- Слушать в отсеках
- Подводная лодка Т-9
- Правда лейтенанта Климова
- 72 метра

Много кинофильмов снято в США, причем как о периоде Второй мировой войны, так и противостояния подводных сил США и СССР в период «холодной войны.  Вот их перечень:
- Операция «Нижняя юбка» (скорее юмористический, чем серьезный фильм о Второй мировой войне)
- Под нами враг
- Субмарина Х-1
- U-571
- U-429
- Идти тихо, идти глубоко
- К-19
- Убрать перископ
- Багровый прилив
- Охота за «Красным Октябрем»
- Враждебные воды

Немало фильмов о подводниках снято в ФРГ. И это неудивительно, ведь Германия в годы войны не только произвела самое большое количество субмарин, но и отправила на дно огромное количество транспортов, едва не поставив на колени Британию морской блокадой Острова.  Но это было достигнуто очень дорогой ценой. 75% немецких подводников погибли в море вместе со своим субмаринами.    И одной из них была U-47.  О ней был снят  в 1958 году фильм  «U-47. Капитан-лейтенант Прин.» Фильм про самого успешного немецкого командира подлодки капитан-лейтенанта Гюнтера Прина. Фильм художественный, но сюжет почти документальный.

Война только началась, а экипаж Гюнтера Прина возвращается из первого похода уже с добычей. Всё бы хорошо, но враги Рейха утверждают, что немецкие субмарины атакуют только пассажирские суда и танкеры. И  чтобы быстро и решительно опровергнуть эти инсинуации, надо нанести врагу сокрушительный удар в его логове. Командующий подводным флотом Германии Карл Дёниц поручает Гюнтеру Прину проникнуть на британскую военно-морскую базу в Скапа-Флоу и нанести там как можно больший урон флоту противника. Дёниц не настаивает, проникнуть на базу британцев действительно очень сложно - за всю Первую Мировую войну ни одна подлодка не смогла этого сделать. Миссия держится в строжайшем секрете, экипаж узнает о своей точке назначения только в море. После успешного завершения очень рискованной операции Прин стал героем Третьего рейха, Железный крест на его грудь прикрепил сам Гитлер.  Но через два года Прин не вернулся из очередного похода.

Кроме этого, в ФРГ  были сняты такие фильмы:
- Крушение «Лаконии»
- Акулы и мелкие рыбешки
- Последняя подлодка
- Подводная лодка. Этот фильм, снятый в 1981 году, по моему мнению, служившему на дизельной подлодке, построенной в послевоенные годы по немецким чертежам, наиболее полно и реалистично рассказывает о трудной службе на подводных лодках Германии во Второй мировой войне.

Смотрел я фильм «Битва под Орионом», выпущенный в Японии и рассказывающий о поединке японской подводной лодки с американским сторожевым кораблем в последние дни Второй мировой войны.  Фильм, снятый в 2009 году, показывает весь трагизм уже бесполезной борьбы японских подводников, выполняющих приказ командования. И хотя борьба была очень жестокая, но завершилась вполне благополучно и для большинства членов экипажей этих кораблей, и для их командиров. Они получили известия, что Япония капитулировала, и только поэтому не нанесли решающий удар по противнику.

Все эти фильмы я посмотрел, какие-то в кинотеатре, какие-то по телевизору, но большинство увидел в Интернете.  Не все они произвели на меня впечатление продуманностью сюжета и игрой актеров.  Из наиболее запомнившихся – немецкий фильм «Подводная лодка», после просмотра которого понимаешь верность русской пословицы «хочешь жить, умей вертеться».  Из каких только переделок не выходил экипаж субмарины, чтобы вернуться в родной порт.  Не меньшее впечатление произвел американский фильм «Враждебные воды», рассказывающий о противостоянии советской и американской субмарин в Атлантическом океане. Это реальные события 1986 года, когда на советской подводной лодке произошла авария,  и лишь умелые действия командира позволили потушить пожар в ракетной шахте субмарины. А командир американской лодки, видя открытые люки ракетной шахты, которые бывают только перед запуском ракеты, не уничтожил нашу лодку, как того требовала инструкция.  И тем самым спас мир от опасности начала Третьей мировой войны.

В 1991 году на экраны всего мире вышел кинофильм «В осаде», где рассказывается, как один бравый матрос, бывший «морской котик», т.е. спецназовец,  уничтожает террористов, захвативший огромный линкор, на борту которого имеются крылатые ракеты «Томогавки» с ядерным зарядом.  Захват произошел, потому что один из членов экипажа линкора, старший помощник командира, снедаемый честолюбием, помог террористам под видом музыкального ансамбля высадиться на борт крупнейшего и мощнейшего корабля. Героя, спасшего честь американского флота, играет знаменитый Стивен Сигал.  Я увидел этот фильм уже в начале 2000-х на Ютубе, и не думал, что американцы поставят фильм о захвате современной атомной подводной лодки террористами. 

Но они его создали в 1997 году, и назвали «Срочное погружение». На борту лодки тоже есть «Томогавки» с ядерными боеголовками. На этот раз террористы проникли на борт несшей боевое дежурство атомной лодки под видом терпящей бедствие в штормовом море  группы туристов из 5 человек, из них одной женщины.  Эта небольшая кучка сумела захватить боевой корабль с экипажем в сто человек, и стала угрожать нанести ядерный удар по Вашингтону.  Спасти столицу и экипаж, большая часть которого была в качестве заложников  террористов, поручили бывшему конструктору этой субмарины, инженеру-компьютерщику.  Тот сумел проникнуть в прочный корпус субмарины, освободить несколько членов экипажа, и не позволил нанести ядерный удар по Вашингтону. Перенастроил программу запуска ракет, и вместо «Томогавка» с ядерным зарядом полетела ракета «Гарпун» с обычным тротилом. И попала в шпиль 103-х этажного небоскреба Нью-Йорка «Эмпайр-стейт-билдинг».

В фильме много стрельбы, и как пули не повреждали многочисленные приборы и трубопроводы субмарины, мне непонятно.  Но из пяти террористов лишь один был убит пулей, всех остальных ждала более мучительная смерть, которой предшествовала драка на кулаках, по традициям американских вестернов.  Главарь банды террористов вообще был выброшен за борт субмарины вместо фекалий. Был убит и один из членов экипажа, который был заодно с террористами.

Вообще трупов в этом фильме хватало. Погибла атомная подводная лодка американцев, которая получила задание уничтожить захваченную террористами субмарину.  Но предатель-офицер так умело маневрировал в подводном каньоне, что сумел оторваться от преследователей и потопить их своими торпедами.

В общем, не фильм, а настоящее учебное пособие для террористов. Но те, видимо, решили, что захватить и управлять субмариной у них не получится, захватили самолеты и направили их в высоченные здания торгового центра в Нью-Йорке в уверенности, что промахнуться им будет трудно. Как вы помните, уважаемые читатели, это случилось 11 сентября 2001 года, через 4 года после выхода на экраны фильма «Срочное погружение».  Наверно, насмотрелись этого фильма Бен-Ладен и его подельники.

Почему мне захотелось рассказать обо всем этом?  Открою маленький секрет.  Посмотрел старый, снятый еще в 1945 году фильм под названием «В дальнем плавании», который почему-то прошел мимо моего внимания и в детские годы, и сейчас я увидел его буквально только что.  Фильм снят по произведению все того же Станюковича, и рассказывает о трехлетнем плавании русского парусного корвета вокруг света.  О взаимоотношениях между членами экипажа, о подобранной на берегу дворняжке, ставшей любимицей команды,  которая однажды своим лаем спасла от столкновения в тумане с другим кораблем, о смелости матросов, в жестокий шторм на матчах устанавливающих паруса, что помогло избежать гибели корвета от попадания на рифы.  Рассказывал фильм и о становлении молодых гардемаринов в таком продолжительном плавании, о том, как мужали будущие офицеры  российского флота. Недаром уже в советское время курсанты мореходных училищ уходили в длительное плавание на парусниках "Крузерштейн", "Товарищ" и других.

Было удивительным смотреть, как русские моряки уходили в плавание на целых три года. Я был на боевой службе, которая продолжалась 60 суток, и считал каждый час до того момента, как наша лодка придет на базу. А тут три года, с ума можно сойти. Но наши русские моряки выдерживали долгую разлуку, недаром многие открытия, в том числе Антарктиды, сделаны русскими моряками в многолетних плаваниях.

Фильм заканчивается словами командира корвета о том, что наш русский флот имеет не трудный и не легкий, а славный путь, овеянный чередой побед.  Так и было на всем протяжении истории нашего ВМФ. Победы галерного флота на Балтике,  знаменитое Чесменское сражение эскадры Алексея Орлова в Средиземном море, многочисленные походы и победы Черноморского флота под командованием Ушакова и Нахимова, свершившиеся благодаря новой тактике флотоводцев, выучке и смелости матросов и офицеров. В Первой и Второй мировой войнах, как известно, в основном сухопутных, наш флот не сыграл большой роли в победе, но локальные успехи наших подводников, катерников, морской авиации  и особенно морской пехоты принесли ордена Боевого Красного Знамени на флаги всех флотов – Балтийского, Черноморского, Северного и Тихоокеанского. И я горжусь, что когда-то служил на одном из них – КТОФе.