Гончарный круг

Иринья Чебоксарова
Утро бывает таким разным для всех нас. Кто-то после пробуждения бодр и уже голоден, а кому-то нужно время, чтобы проснуться окончательно. Вот и присела я на кухонный диванчик с чашкой кофе, чтобы потихоньку включиться. Все, как в замедленной съемке, и пока не совсем понятно.

Привычная картинка разбавилась новеньким.  Напротив моего «гнездования», на рабочий кухонный стол запрыгнул с грацией тигра наш кот. И, нимало не смущаясь, начал свой путь «вдоль по Питерской». От такого, мягко говоря, своеволия я опешила. Раньше за ним такого не наблюдалось. Но так как окончательного пробуждения еще не произошло,  решила понаблюдать за его дальнейшими действиями.
 
Котофей обнюхал все, что встретилось ему на пути: банку кофе, глиняную вазу с лавандой, и уже подобрался к раковине. Немного задержавшись у интересного объекта, он сделал загиб, сообразно угловой кухонной мебели. И, наконец, спрыгнув на пол, царственно удалился. Но пока длилось его шествие, вместо того, чтобы «шугануть» проказника, я просто проследила этот «Великий шелковый путь»…

Такое нестандартное утро перетекло и в особенный день.

*                *                *

Не знаю даже, откуда пришло это желание, из каких сфер подсознания?
Одно только название: «гончарная мастерская» уже будоражило, причем, на протяжении многих лет.  Этой осенью я решила его воплотить и записалась в одну из творческих мастерских.

Все казалось мне несложным и чудесным: как будто бы под моими руками с легкостью и грацией  возникает ваза определенной формы – гладкая и безупречная, а после я расписываю ее листьями, нет, лучше крупными мазками малахитовых, золотых и коричневых оттенков. И потом, летом, помещаю туда самые разные полевые цветы, потому что стекло и хрусталь для иных букетов, а для вольных былинок хороша именно глина.

Неужели это я сижу за гончарным кругом? Хрупкая девушка Светлана, мастер,  выдает мне кусок белой глины. Его надо пришлепнуть в самый центр.  Я шлепаю, но не туда. Повторяю попытку несколько раз, наконец, все отцентровано. И … процесс ваяния запущен.

Круг движется медленно,  надо, постоянно смачивая руки в стоящем рядом тазике с водой, то придерживая ладонями, то задействуя пальцы, прилагать реальные физические усилия. Уже и в спине что-то хрустнуло, и в плече отдалось. Руки в постоянном напряжении, силы пальцев не хватает.  Света говорит о том, что гончарами раньше были преимущественно мужчины, и то работать было лучше в паре.

Когда мы, с горем пополам, изготовили какую-то болванку, удалив из глины воздух, Светлана спросила меня, какое изделие я хочу.
 
- Вазу.

Начался не менее трудоемкий процесс углубления в глине. Пальцы давили, прижимали, смачивались, совершали ошибки, исправляли их. Потом в ход пошли деревянные скребки, нить-леска. И, наконец, когда на гончарном круге образовалась какая-то невыразительная плошка, силы мои иссякли.

- Может быть, кружку сделаем? – понимающе спросила мастер.
- Нет. Пусть будет такая пиалка. Для первого раза, так сказать.

И вручила мне зеленую «дрель», которая оказалась феном  для первичной обработки.
Слегка просушив свой «шедевр», приступила я к следующему этапу: роспись.
Света предложила сделать это на круге, для симметричности рисунка, но я отважилась на работу с кистью на столе.

Выбор красок как-то озадачил. Вместо малахитовой, нашлась бледно-зеленая, не было золотой, только желтоватая, а коричневая не совпала с желаемой.
Какое это волнительное занятие: роспись по сырой глине. Вектор настроения резко вверх. Плошка оживала сочетанием мазков.

Надо сказать, что у меня была группа поддержки в виде моих верных спутников: мужа и сына. Они не только комментировали увиденное, но и снимали весь процесс на фото и видео.

При работе с кистью и красками, я воплотила свое давнее представление о том, как творят художники.
 
- Это очень важно и просто завораживающе, - думала я.

Надо было нанести мазок, отойти, обязательно прищуриться, отвести руку с кистью в сторону, помедлить и … продолжить...
Так как я работала сидя, отойти не представлялось возможным. Зато никто не мешал мне прищуриваться и театрально отводить руку.

Когда плошка была расписана на два покрытия, сын оценил ее коротко и емко: «Камуфляж»! А потом, задумавшись на миг, добавил: "Пятнистые водопады любви", Котенька оценит. Застрахуй!"
   
- И действительно. А почему же так?

Деликатная Светлана осторожно предложила затушевать все коричневым с желтоватыми проблесками.
Сказано – сделано. Этот процесс увлекал меня все больше.

В уютной студии за этим творческим занятием, мы все непринужденно общались. Я, уже в который раз поведала, что родилась в один день с Пикассо. И рассказала историю его появления на свет. И тут Света призналась, что ее день рождения накануне моей даты. Всего денек разницы.

- Немного не дотянула до Пикассо, - парировал сын.
И мы все рассмеялись. А я пообещала себе непременно поздравить Свету.

Наконец, мое время истекло. На столе сиротливо являло себя миру мое скромное творение, отнявшее много сил, но подарившее несравненно большее.
Забрать его можно будет через две недели после просушки, двойного обжига и покрытия глазурью.
 
На стеллажах мастерской красовалось множество изделий: кружки, причудливые тарелочки, даже череп «бедного Иорика»;  все, согласно фантазии авторов.
 



Коллаж из коллекции авторских фото.