Нет, не уйдешь, проклятая Рама!

Олег Каминский
На снимке: Сержант Илья Чумбарёв у сбитого им таранным ударом немецкого самолета ФВ-189. 14 сентября 1942 года, район Сталинграда.

     Одним из самых известных немецких самолётов был двухмоторный двухбалочный трёхместный тактический разведывательный самолёт Фокке-Вульф-189 (FW 189). Применялся он в основном на советско-германском фронте, где наши бойцы и командиры прозвали его «Рамой», за весьма необычный внешний вид. Несмотря на хрупкий вид и откровенно низкую скорость, ФВ-189 обладал хорошей манёвренностью и был весьма сложной целью для истребителей. Кроме того, он обладал и довольно высокой живучестью, так как выдерживал большое число попаданий пуль и осколков снарядов. Для защиты от истребителей, в начальный период войны, в задней линзовой установке ФВ-189 бортовой стрелок располагал одним 7,92-мм пулеметом MG-17. Позднее вооружение стрелка было усилено спаренным 7,92-мм пулемётом MG-81Z с боекомплектом 2.000 патронов. Для атакующих истребителей огонь бортового стрелка представлял серьёзную угрозу и многие из них, получив повреждения, вынуждены были прекращать атаки. Иногда, не сумев сбить чёртову «Раму» бортовым огнем, «Сталинским соколам» приходилось применять крайнее средство для уничтожения противника – воздушный таран. На данный момент мне известно примерно о двадцати таких случаях, о которых я и хочу рассказать своим читателям.    

     Итак, хотя самолеты-разведчики типа ФВ-189 начали воевать на советско-германском фронте с первого же дня войны 22 июня 1941 года, встреч с ними советских лётчиков поначалу было не так уж много. Тем не менее, в том году несколько «Рам» наши лётчики всё-таки сбили. Один из ФВ-189 был уничтожен тараном. Об этом эпизоде в прессе можно прочитать примерно такую информацию.   

     Возвращаясь 2 сентября на аэродром после сопровождения бомбардировщиков, летчик 17-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Василий Александрович Кондратьев в районе железнодорожной станции Кириши заметил немецкий самолет-разведчик ФВ-189. Бой продолжался недолго. Израсходовав все снаряды, советский летчик развернул свой МиГ-3 и врезался в неприятельский самолет. После тарана обе машины упали на землю. Враг был уничтожен. Но и наш летчик в часть не вернулся.
     Правда, в советских документах о таране информации нет. Там только записано, что Кондратьев «Погиб в боевом вылете и был похоронен на кладбище деревни Гладково Ленинградской области». К награде погибший лётчик представлен не был.
     Зато немецкие документы подтверждают гибель в полосе действий Ленинградского фронта экипажа разведчика FW 189А-1 (заводской номер 2086, бортовой код H1+GH) из 1-го отряда 12-й группы ближних разведчиков. Пилот фельдфебель Дальманн, наблюдатель и командир экипажа лейтенант Шахт, а также бортстрелок унтер-офицер Рингель пропали без вести, вероятно, в районе какого-то населенного пункта Сальто (в немецких документах указан как Szalto). Причины гибели экипажа не известны, возможно, он стал жертвой тарана Кондратьева.   

     Следующий случай с тараном «Рамы» произошел уже летом 1942 года.

     Старшина Олег Ануфриевич Кильговатов – пилот 932-го смешанного авиационного полка – участвовал в боях с 12 мая 1942 года и совершил около 45 боевых вылетов. 25 июля 1942 года в составе звена И-16 (по другим данным – ЛаГГ-3) он вылетел на перехват воздушного разведчика противника.
     В районе поселка Зимовники (Ростовская область) летчики встретили немецкий разведчик ФВ-189, который атаковали. После полного израсходования боекомплекта всеми истребителями звена, чтобы не дать разведчику уйти, Кильговатов решил таранить. Дважды он наносил по нему удары крыльями своего истребителя, но «Рама» продолжала лететь. Тогда он нанес удар винтом, но снова неудача. Четвертый таранный удар оказался решающим и поврежденный ФВ-189 с экипажем на борту совершил вынужденную посадку в 20 км восточнее хутора Ивановский (около 30 км к северу от Зимовников). По данным советских документов, четыре немецких летчика были пленены и доставлены в штаб 51-й армии.
     Судя по всему, Кильговатов протаранил FW 189 (заводской номер 0149, бортовой код H1+JN) из состава 5-го отряда 12-й группы ближних разведчиков. Из экипажа «Рамы» лейтенант Герман Лейпольт и ещё один лётчик были ранены, но смогли убежать. А вот бортовому стрелку унтер-офицеру Герберту Риттеру фатально не повезло – он был взят в плен, в котором и умер 10 ноября того же года.
     Сам же Кильговатов благополучно произвел вынужденную посадку на нашей территории в районе станции Гашун.
     За свой подвиг в соответствии с приказом НКО СССР № 0299 Кильговатов был представлен к ордену Ленина, однако получил по этому представлению награду рангом ниже – орден Красного Знамени (17.10.1942).
     Всего лейтенант Олег Кильговатов произвел около 230 боевых вылетов, провел не менее 52 воздушных боев и сбил лично 7 самолетов противника. Награждённый тремя орденами Красного Знамени, отважный летчик погиб 10 апреля 1944 года в бою с немецкими истребителями в районе хутора Зеленый Яр в Крыму, где и был похоронен.

     Спустя всего два дня, подвиг Кильговатова повторил командир звена 629-го истребительного авиационного полка лейтенант Александр Иванович Логинов, опытный воздушный боец – на его счету было уже 145 успешных боевых вылетов.
     Около 9 часов утра 27 июля 1942 года Логинов вылетел в составе группы истребителей И-16 на перехват самолетов противника. Встретив Фокке-Вульф-189, лейтенант Логинов на высоте 1.500 метров атаковал его и меткой очередью убил стрелка-радиста. После этого самолет противника пошел со снижением до бреющего полета. Логинов продолжал преследовать его и, сблизившись на дистанцию 150 метров, решил таранить его. Поначалу, при первых двух заходах на таран, истребитель Логинова был отброшен воздушной струей. Только на третий раз, на высоте 5-6 метров «Сталинский сокол» таранил в хвост немецкий самолет. ФВ-189 упал северо-западнее станицы Нижне-Чирская и загорелся.
     Несмотря на то, что ударом было отбито около метра правой плоскости И-16, Логинову удалось произвести благополучную посадку на своем аэродроме.
     К сожалению, недолгой оказалась жизнь героя – через четыре дня, 31 июля, он погиб в воздушном бою с Ме-109 у деревни Мариновка под Калачем и 2 августа был похоронен на станции Воропоново Волгоградской области. Посмертно 19 сентября того же года он был награждён орденом Ленина.

     Не только армейские, но и флотские лётчики при необходимости геройски шли на таран. Один из них совершил летчик 62-го истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота Фёдор Денисович Шапошников. 
     Произошло это при следующих обстоятельствах. 10 сентября 1942 года в 17 часов 27 минут Шапошников на самолете Як-1, в составе четверки под командованием капитана Семена Мухина, вылетел на сопровождение наших бомбардировщиков ДБ-3ф. 
     После выполнения задания, возвращаясь на свой аэродром, летчики получили по радио приказ уничтожить немецкий самолет ФВ-189, корректировавший огонь вражеской артиллерии по нашим войскам. Над перевалом между Кабардинкой и Геленджиком, капитан Мухин первым атаковал корректировщик, но промахнулся. После атаки, он увидел, как на большой скорости, снижаясь, курсом на север уходил вражеский самолет. Его неотступно преследовал истребитель Шапошникова. 
     На высоте не более 200 метров, в 17 часов 55 минут Шапошников правой плоскостью своего истребителя ударил корректировщик. Вражеский самолет резко пошел с крутым креном вниз и врезался в лес на склоне горы. От сильного удара у советского истребителя отлетел кусок крыла, и он упал на землю. Отважный летчик Фёдор Шапошников погиб.
     Как сообщается в некоторых печатных источниках, Шапошникова за таран посмертно наградили орденом Отечественной войны 1-й степени, однако, наградные документы на этого лётчика пока не обнаружены.
     Нелишне будет заметить также, что для Шапошникова этот последний бой стал своеобразным «искуплением». Дело в том, что ещё в начале войны, в звании капитана, он был командиром звена 9-го истребительного авиационного полка ВВС ЧФ. В воздушных боях сбил несколько самолетов. Но после одного тяжелого боя его несправедливо обвинили в трусости, разжаловали в рядовые пилоты и отправили в 62-й полк. Нетрудно представить себе, с какими чувствами летчик решился на смертельно опасную таранную атаку.
     Место гибели героя долгое время оставалось неизвестным и, только благодаря работе поисковиков, он был найден в 2014 году. Останки лётчика пролежали 72 года не захороненными среди обломков самолета и лишь в 2015 году со всеми воинскими почестями были приданы земле на воинском мемориале в Геленджике.
    Однако не всё ясно с протараненным корректировщиком. Правда, немецкие данные подтверждают, что 5-й отряд 11-й группы ближней разведки потерял в тот день один FW 189A-1 (заводской №  0183). Однако немцы считают, что этот самолёт был подбит зенитным огнем в районе Червинной, причем его экипаж не пострадал.

     Сержант Илья Михайлович Чумбарев начал воевать в составе 237-го истребительного авиационного полка совсем недавно – с 6 сентября 1942 года. А уже 14 сентября он отличился, сбив под Сталинградом таранным ударом «Раму».
     В тот день, он вылетел из засады на перехват разведчика ФВ-189. По радио его точно навели на цель. Подойдя вплотную к разведчику снизу, Чумбарев протаранил его, отрубив лопастями своего самолета Як-1 хвостовое оперение «Фокке-Вульфу». Самолет противника рухнул на землю, один лётчик из его экипажа был убит, остальные два были взяты в плен в районе населенного пункта Ивановка.
     Надо отметить, что в отличие от многих других таранов, зафиксированных только в советских документах, этот подтверждается и немецкими данными. Согласно им, FW 189A-2 (заводской номер 2331, бортовой код 2T+CH) из 1-го отряда 10-й группы ближних разведчиков был потерян в районе населенного пункта со странным названием (в немецких документах записан как Sogitow или Sogitokow). Экипаж самолета – пилот унтер-офицер Йозеф Хартманн, наблюдатель и командир экипажа лейтенант Готтлоб Хауф, а также бортстрелок унтер-офицер Эдуард Винтер – считаются пропавшими без вести.
     А сам Чумбарев с погнутыми лопастями винта произвел вынужденную посадку недалеко от своего аэродрома, получив легкое ранение головы.
     Кстати, есть любопытная информация о том, что 17 декабря того же года Чумбарев над Давыдовкой таранил второй ФВ-189 (бортовой код 5Н+КК) из 14-й группы ближних разведчиков, однако, раненому немецкому пилоту обер-фельдфебелю Майеру удалось вернуться на свой аэродром.
     В общем, за свой таран в сентябре Чумбарева через год – 17 сентября 1943 года – наградили орденом Красного Знамени. В дальнейшем, заслужив ещё один орден Красного Знамени, старший лейтенант Илья Чумбарев благополучно провоевал до конца войны.

     А 18 сентября 1942 года в деле уничтожения «Рам» тараном снова отличились морские лётчики. Героем дня оказался заместитель командира эскадрильи 62-го истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота капитан Семен Степанович Мухин, имевший к тому времени на своем счету около 140 боевых вылетов и 2 сбитых самолёта противника. В тот день, на рассвете, он в паре с лейтенантом Борисом Масловым, вылетел с аэродрома Геленджик для уничтожения вражеского корректировщика. 
     Немецкий самолет-разведчик ФВ-189 корректировал огонь дальнобойной артиллерии по позициям нашей береговой батареи. Наши летчики атаковали вражеский самолет, но тот яростно защищался. Пулей немецкого стрелка Мухин был ранен в левую руку, к тому же, у него закончился боезапас. Атака его напарника Маслова также закончилась неудачей. 
     Тогда Мухин лопастями винта своего ЛаГГ-3 ударил по хвостовому оперению корректировщика. После этого, накренив истребитель на крыло, он отстегнул привязные ремни и на высоте 3.500 метров вывалился из кабины поврежденного самолета. Его ЛаГГ-3 упал в кусты у шоссе Новороссийск-Геленджик. А раненый летчик на парашюте стал опускаться в море. 
     Недалеко от  него спускались на парашютах два немца. Неожиданно они стали стрелять по Мухину из пистолетов. Наш летчик тоже достал пистолет, и в этой необычной воздушной дуэли на парашютах застрелил обоих врагов. Через минут сорок его подобрал наш катер. На борт катера были подняты также трупы немецких летчиков.               
     За смелый таран и беспрецедентную дуэль в воздухе Семен Мухин 3 декабря 1942 года был награжден орденом Красного Знамени. Завершил войну капитан Мухин уже с двумя орденами Красного Знамени, имея в своем активе более 200 боевых вылетов, 19 воздушных боев и 7 сбитых самолётов врага. 
     Немецкие документы подтверждают, что в тот день не вернулся с задания в районе Кабардинка-Геленджик самолет FW 189A-2 (заводской номер 2279, бортовой код M4+CR) из 7-го отряда 32-й группы ближних разведчиков. Его экипаж в составе пилота фельдфебеля Германа Вальдманна, наблюдателя и командира экипажа лейтенанта Карла Кольшмитта, а также стрелка унтер-офицера Рихарда Витта до сих пор считаются пропавшими без вести и разыскиваются германской службой Красного Креста. Сейчас уже с полной уверенностью можно сказать, что эти летчики погибли в результате решительных действий черноморского лётчика Семена Мухина.

     Последний в 1942 году таран «Рамы» совершил пилот 862-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Константин Афанасьевич Новиков 27 сентября. К тому времени в его активе было уже около 135 боевых вылетов и 2 сбитых самолета.
     Вот как описан таран Новикова в наградном документе, с небольшими поправками: «27 сентября на обратном маршруте, после выполнения боевого задания, младшие лейтенанты К. А. Новиков и А. Г. Михайлов заметили в районе Озерный на высоте 1.500 метров самолет противника типа «Фоке-Вульф-189». Оба лётчика с рвением бросились на противника, атакуя его сзади и сверху, ведя огонь с дистанции от 100 до 10 метров. Самолет противника задымил, но не падал, а продолжал полет. При очередной атаке младший лейтенант Михайлов проскочил под самолетом противника, после чего противник отвернул влево. В это время младший лейтенант Новиков находился сзади справа с небольшим превышением и, видя, что, несмотря на однократные атаки, при которых лётчики израсходовали до половины боеприпасов – противник не падает и не горит, а продолжает полет, Новиков решил идти на таран. Таранив его винтом и мотором, обрубил ему хвостовое оперение. «Фокке-Вульф» упал на южном скате высоты 555, что в 5 км северо-восточнее Озерный.
     После тарана тов. Новиков благополучно произвел посадку на свой аэродром. При таране его самолет ЛаГГ-3 получил забоины на лопасти винта, помят нижний капот мотора и правая сторона центроплана. Самолет был отремонтирован за 2 часа». 
     Вскоре, 19 октября за свой смелый поступок лётчик был награждён орденом Красного Знамени. В дальнейшем Константин Новиков был удостоен звания Героя Советского Союза, закончил войну в звании капитана, имея на счету около 500 боевых вылетов и 34 воздушные победы.   

     В следующем, 1943 году, количество таранных ударов по ФВ-189 увеличилось в два раза.

     Первым, 18 января (по другим данным – 19 января), отличился молодой пилот 611-го истребительного авиационного полка сержант Александр Иванович Трофимов. Между прочим, для него это был всего лишь 9-й боевой вылет. Итак, после выполнения боевого задания по штурмовке войск противника в районе Ставропольской на Кубани, с почти израсходованным боезапасом он возвращался на аэродром и вдруг встретил корректировщика. Атаковав его, поджег ему левый мотор, убил стрелка, а потом винтом своего истребителя ЛаГГ-3 отрубил руль поворота «Рамы». Немецкий самолет пошел к земле в северном направлении. А сержант Трофимов с поврежденным винтом, с пробитыми пулями мотором и бензобаком приземлился на своем аэродроме.
     За свой таран Александр Трофимов 11 февраля был награждён орденом Красного Знамени, однако, уже 25 февраля (25 марта) он пропал без вести при выполнении очередного боевого задания.

     А вот выписка из наградного листа, в котором говорится о ещё одном таране:
     «27 января 1943 года пилот 164-го истребительного авиационного полка старший сержант Лев Львович Шиманчик в составе группы самолётов ЛаГГ-3 капитана М. З. Дмитриева выполнял боевой приказ по сопровождению и прикрытию боевой работы Ил-2. У цели наши лётчики обнаружили фашистский самолет-разведчик типа Фокке-Вульф-189.
     После неоднократной атаки всей группы фашистский стервятник оставался живучим. Тогда Шиманчик принимает смелое, достойное Сталинскому соколу, решение – таранить врага. Свое решение он блестяще выполняет – правой плоскостью своего самолета ударяет по левому килю и стабилизатору фашиста, после чего тот камнем рухнул на землю. Это произошло на высоте 150 метров.
     Самолет Шиманчика получил повреждение – отрублено половину плоскости и половину элерона. Несмотря на это, Шиманчик проявил исключительно хладнокровие и летное мастерство – самолет привел на свой аэродром и благополучно произвел посадку.
     Так благополучно завершился его 26-й боевой вылет».
     Немцы признают потерю Fw 189A (заводской номер 0125128) из 7-го отряда 32-й группы ближних разведчиков. При этом пилот фельдфебель Фридрих Ницше был ранен, а наблюдатель/командир экипажа лейтенант Гейнц Вепплер и бортстрелок ефрейтор Генрих Посс погибли. 
     За свой таран Шиманчик был награждён 1 февраля орденом Красного Знамени. К большому сожалению, 6 мая 1943 года в авиационной катастрофе истребителя Ла-5 на аэродроме Борисоглебск старший сержант Лев Шиманчик получил тяжелейшие травмы и в тот же день скончался в эвакогоспитале № 1918.

     Довольно трагичной оказалась судьба старшего пилота 402-го истребительного авиационного полка младшего лейтенант Виктора Николаевича Скорнякова, уничтожившего «Раму» таранным ударом над Кубанью. Это был опытный кадровый лётчик, имевший порядка 1.000 часов налета. Правда, воевать он стал лишь 20 апреля 1943 года и до тарана успел совершить всего несколько боевых вылетов.
     Пятница 30 апреля стала судьбоносной в жизни Скорнякова. В паре с сержантом С. П. Шпуняковым он патрулировал в заданном районе. Положенное время подходило к концу, когда в районе Крымской лётчики заметили ФВ-189, возвращавшийся из советского тыла на большой высоте. Несколько атак оказались безрезультатными, «Рама» уходила все дальше за линию фронта. Израсходовав весь боекомплект, Скорняков дал команду ведомому возвращаться на аэродром, а сам решил таранить врага. От удара он потерял сознание и с перебитой рукой был выброшен из кабины. Очнувшись, лётчик на предельно малой высоте сумел раскрыть парашют, но после приземления вновь впал в беспамятство.
     К несчастью, Скорняков опустился на оккупированной территории, его подобрали местные полицаи и сдали немцам. Дважды он бежал из лагерей, его ловили, жестоко избивали и возвращали обратно. Наконец, в октябре 1943 года ему удалось бежать из эшелона. Семнадцать суток отважный летчик пробирался на восток, пока в Винницкой области не встретил партизан. В отряде он стал подрывником, взорвал два моста, пустил под откос несколько эшелонов, по январь 1944 года воевал на территории Украины и Белоруссии. В ноябре того же года вернулся в родной полк и сражался в нем до Победы, был награждён двумя орденами Отечественной войны.
     Вернемся, однако, к протараненной «Раме». Согласно немецким данным, в результате атаки истребителя 30 апреля 1943 года в районе Крымской был сбит Fw 189A-3 (заводской номер 0172) из 7-го отряда 32-й группы ближних разведчиков. Погибли пилот обер-лейтенант Манфред фон Редеккер, наблюдатель обер-фельдфебель Эрих Диттмар и бортстрелок унтер-офицер Йоганн Куйтьянс. Между прочим, посмертно пилот был награждён Германским Золотым крестом. Сегодня можно смело утверждать, что именно эта «Рама» была уничтожена воздушным тараном Скорнякова.

     Также трагически завершился таран для младшего лейтенанта Сергея Алексеевича Пушкова, старшего лётчика 21-го истребительного авиационного полка. До 4 июля 1943 года он произвел 24 боевых вылета и сбил бортовым огнем один ФВ-189. Вторую «Раму» он уничтожил тараном и, по слегка отредактированным данным наградного документа, произошло это так.
     «4 июля в 4 часа 20 минут по вызову 43-й армии тов. Пушков вылетел в паре с младшим лейтенантом И. Н. Левкиным на уничтожение корректировщика противника. В районе озера Чепли на высоте 2.300 метров встретили один ФВ-189. Тов. Пушков сделал по самолету противника 6 атак, при этом израсходовал боекомплект, пошел на таран. При первом заходе на таран при сближении самолет противника отвернул влево, тов. Пушков проскочил. Со 2-го захода тов. Пушков таранил самолет противника в правую плоскость. Самолет противника ФВ-189 после тарана рассыпался в воздухе, три человека экипажа выпрыгнули на парашютах, которые в воздухе расстреливались младшим лейтенантом Левкиным.
     После тарана самолет ЛаГГ-3 тов. Пушкова вошел в штопор и упал на территории противника в 4 км западнее озера Чепли в районе деревни Беленское (Белянская) и села Синицыно Велижского района Смоленской области. По наблюдению младшим лейтенантом Левкиным установлено, что тов. Пушков погиб, самолет разбит.
     Наблюдательный пункт 4-й Ударной армии подтвердил: отдельные части самолета ФВ-189 и парашютисты упали в районе Малая Ржава. Два парашютиста были расстреляны, с земли не поднялись».
     В документах штаба немецкой группы армий «Центр» тоже есть упоминание о этом эпизоде:
     «Один «Фокке-Вульф-189» во время воздушного боя с двумя ЛаГГ-3 был протаранен вражеским истребителем и упал в районе Велижа. Летчик и наблюдатель смогли выпрыгнуть с парашютом, а воздушный стрелок погиб. Вражеский истребитель разбился».
     Посмертно приказом от 15 июля 1943 года по 3-й воздушной армии младший лейтенант С. А. Пушков был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
     Удивительно, однако, несмотря на то, что гибель Пушкова засвидетельствовал его напарник Левкин, упавший вместе с самолётом лётчик не погиб – как выяснилось лишь сравнительно недавно, Пушков попал в плен. Какое-то время он находился в немецком концлагере Шталаг-313 в городе Моосбург (Германия), пока в 1944 году не сбежал ещё с тремя другими советскими военнопленными. Однако, к сожалению, побег оказался неудачным и пойманных беглецов расстреляли.
 
     Схватки с «Рамами» дорого обходились «Сталинским соколам» - 24 июля 1943 года вблизи посёлка Ломовец Орловской области при таране вражеского корректировщика ФВ-189 погиб командир эскадрильи 53-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии лейтенант Пётр Петрович Ратников.
     Всего он выполнил около 250 боевых вылетов, провёл более 90 воздушных боёв, в которых сбил лично 15 и в группе 7 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года Пётр Ратников был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
     Что же касается противника Ратникова в его последнем бою, то им оказался FW 189A-3 (заводской номер 2228) из 15-й группы ближних разведчиков. Как подтверждают архивные немецкие документы он «был таранен вражеским самолетом в квадрате 5348». Экипаж в составе пилота унтер-офицера Фрица Хазе, наблюдателя и командира экипажа обер-лейтенанта Георга Бемера, а также бортстрелка, чье имя пока неизвестно, погиб.

     Одно из боевых донесений, поступивших в штаб немецкого 17-го армейского корпуса в середине войны на Восточном фронте гласило: «30 июля 1943 года в 18 часов 30 минут наш самолет-разведчик был атакован двумя русскими истребителями. После короткого воздушного боя, один истребитель горящим врезался в разведчик и вместе с ним упал на землю. Оба самолета сгорели в 1.200 метрах северо-западнее хутора Орлова».
     Лётчиком, врезавшимся в немецкий самолет, был Герой Советского Союза заместитель командира эскадрильи 31-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии старший лейтенант Николай Елизарович Глазов. Это был опытнейший воздушный боец, успевший совершить 537 боевых вылетов и провести 70 воздушных боев, в которых сбил лично 17 и в группе с товарищами 7 самолетов. В тот злополучный день, на истребителе Як-1 он, вместе с ведомым атаковал на высоте 400 метров «Раму». Подожженный огнем немецкого стрелка, он протаранил вражеский самолет и погиб вместе с ним. Произошло это в районе поселка Штеровка Краснолучского района Луганской области на Украине.
     Немецкие документы подтверждают, что FW 189A-2 (заводской номер 125288) из 1-й группы ближних разведчиков «был таранен вражеским самолетом» в районе хутора Орлова. Вместе с упавшим «Фокке-Вульфом» погиб и экипаж: пилот унтер-офицер Гейнц Эберт, наблюдатель и командир экипажа обер-лейтенант Гейнц Фишер, а также бортстрелок, имя которого установить пока не удалось.

     Интересно отметить, что над Кубанью таранами «Рам» впервые отличились пилоты импортных истребителей «Спитфайр» (Spitfire Mk.V) 821-го истребительного авиационного полка.

     Первым был младший лейтенант Владимир Иванович Лобачёв. 7 августа в паре с младшим лейтенантом В. Г. Гончаровским он патрулировал над наземными войсками в районе Молдаванской. Через какое-то время станция наведения направила наших лётчиков на перехват разведчика ФВ-189, который прикрывался двумя истребителями Ме-109. Вскоре на высоте 3.500 метров завязался воздушный бой, во время которого Лобачёв израсходовал весь боекомплект.
     Не желая упускать врага, Лобачёв ударил консолью крыла «Спитфайра» по килю ФВ-189, который разрушаясь повалился на землю. Самолёт Лобачёва потерял управление, но, к счастью, пилоту удалось благополучно приземлиться на парашюте в расположении командного пункта советского 21-го стрелкового корпуса. 
     Так получилось, что экипаж «Рамы» также приземлился на парашютах, причем, недалеко от места приземления Лобачёва. Один из немцев, оказавший сопротивление, был убит в перестрелке, а остальные двое взяты в плен бойцами 21-го корпуса.
     Документы Люфтваффе подтверждают, что FW 189A-2 (заводской номер 2256) из 9-й группы ближних разведчиков был «таранен самолётом противника» западнее Киевской. Пропавшим без вести числится весь экипаж: пилот обер-фельдфебель Роберт Нойгебауэр, наблюдатель штабс-фельдфебель Эрнст Концке и бортстрелок унтер-офицер Гейнц Каап.
     Подвиг Лобачёва был отмечен орденом Красного Знамени, которым храбрый лётчик был награждён 6 сентября 1943 года. Всего Владимир Лобачёв одержал 5 воздушных побед, заслужил два ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, орден Красной Звезды и завершил войну в звании капитана.

     По некоторым данным, требующим подтверждения, на следующий же день 8 августа, другой лётчик 821-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Владимир Григорьевич Гончаровский также на «Спитфайре» таранил ещё одну «Раму». Как это произошло – подробностей нет, известно лишь, что наш лётчик спасся на парашюте, а немецкий экипаж попал в плен.
     Странно, однако в немецких документах безвозвратных потерь ФВ-189 в тот день не зафиксировано. Там сказано лишь, что FW 189A-3 (заводской номер 2069) из 9-й группы ближних разведчиков вследствие отказа мотора был поврежден на 25% при вынужденной посадке на фюзеляж восточнее Керчи.
     Действительно ли Гончаровский совершил тогда таран, ответить сложно, так как документальных подтверждений этому нет. Зато в документах есть информация о том, что заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Владимир Гончаровский не вернулся с боевого задания 20 июня 1944 года в районе Полоцка.

     В схватке с маневренной «Рамой» не повезло даже прославленному Герою Советского Союза командиру эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии старшему лейтенанту Владимиру Дмитриевичу Лавриненкову, победителю в 36 воздушных боях.               
     24 августа 1943 года во главе четверки истребителей Р-39 «Аэрокобра» он вылетел на перехват разведчика ФВ-189. В районе села Александровка Матвеево - Курганского района Ростовской области Лавриненков обнаружил «Раму и атаковал её. Немец стал уходить, снижаясь по спирали. Затем в атаку пошёл гвардии лейтенант А. И. Плотников, но промахнулся. После этого «Раму» атаковала вторая пара, но противник, круто поворачивая под атакующих, выходил из зоны обстрела. Тогда Лавриненков стал на предельной скорости преследовать корректировщик, повторяя его траекторию. Ему удалось поразить вражеского стрелка, но сбить самолёт всё не удавалось. В очередной атаке, набрав на пикировании слишком большую скорость, Лавриненков не успел отвернуть в сторону и крылом своей «Аэрокобры» столкнулся с хвостовым оперением «Рамы». Оба самолёта понеслись к земле.
     Выбросившись с парашютом, Лавриненков опустился на оккупированную врагом территорию и попал в плен. Вскоре, с ещё одним пленным лётчиком, в отдельном купе пассажирского поезда, его отправили куда-то в глубокий тыл противника. Не доезжая Одессы, Владимиру и его спутнику удалось бежать, выпрыгнув ночью из идущего поезда. Через несколько суток пробирающихся к линии фронта беглецов подобрали в районе Канева партизаны из отряда имени В. И. Чапаева. У них и оставался Лавриненков до тех пор, пока наступающие советские войска не освободили область от врага.
     В октябре 1943 года он вернулся в свой полк и продолжал отважно сражаться до самого конца войны. Всего он совершил 448 боевых вылетов, провел 134 воздушных боя, в которых сбил лично 38 и в группе 6 вражеских самолётов. За свои подвиги Владимир Лавриненков был награждён второй Золотой Звездой и многими орденами.
 
     Довольно необычны обстоятельства уничтожения ФВ-189 лётчиком 16-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии младшим лейтенантом Вячеславом Арефьевичем Берёзкиным.
     Как сообщается во многих источниках, 24 августа 1943 года на истребителе P-39 «Аэрокобра» в паре с командиром звена гвардии старшим лейтенантом В. П. Цветковым он выполнял задание по прикрытию наземных войск. На обратном пути в районе Колпаковки на высоте 2.000 метров наши лётчики обнаружили вражеский корректировщик ФВ-189, прикрываемый четверкой истребителей Me-109. Атаковавший «Раму» первым Цветков промахнулся, после чего вступил в бой с «Мессерами». Берёзкин, для которого это был первый воздушный бой, также дважды безуспешно атаковал корректировщика.
     Снизившись, он снова атаковал «Раму» с нижней полусферы. Переведя истребитель в небольшой угол набора высоты, он открыл огонь с большого расстояния и очередь снова прошла мимо. Тогда Берёзкин сделал «горку» и, набрав высоту, положил самолёт на крыло под 90°. Самолёт сначала завис, а потом стал падать вниз. Берёзкин хотел уйти вниз под «Фокке-вульф» и занять наиболее выгодное положение. Однако в это время вражеский стрелок ранил его в левую руку и ногу. Тогда Берёзкин направил свой самолёт на «Раму» и скользящим ударом правого крыла ударил по её хвостовому оперению. От удара корректировщик развалился на куски и рухнул на землю. Два вражеских лётчика выпрыгнули на парашютах и приземлились в расположении немецких войск.
     Берёзкин также покинул с парашютом повреждённый истребитель и приземлился на нашей стороне. Подобравшие его пехотинцы оказали ему медицинскую помощь и отправили в госпиталь, где он находился до 14 ноября 1943 года. Успешно провоевав до конца войны, В. А. Берёзкин одержал в общей сложности 9 личных воздушных побед, за что был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени и Славы 3-й степени. 
     Интересно, что сам Берёзкин признавался в том, что он не собирался таранить, и столкновение с немецким самолетом было случайным. А в наградном документе на Берёзкина вообще ничего не говорится о таране или столкновении. Там лишь записано, что «Тов. Берёзкин произвел атаку сзади с дистанции 120 метров, сочетая огонь с маневром, меткой очередью сбил ФВ-189», причем, выпрыгнул на парашюте «с горящего самолета». Согласно тому же документу, два немца были взяты в плен нашими наземными частями. 
 
     Правда, в документах противника нет сведений о безвозвратных потерях лётчиков «Рам» 24 августа, там говорится лишь о двух повреждённых самолётах из состава 1-й группы ближней разведки. Один FW 189A-2 (заводской номер 2366, бортовой код 6М+KN) был повреждён на 25 % в воздушном бою в районе Поменко, при этом был ранен бортстрелок обер-ефрейтор Гейнц Шульт. Другой FW 189A-3 (заводской номер 2158, бортовой код 6М+IN) в результате обстрела бортового оружия в 5 км севернее Петровки был легко повреждён на 10%, получил ранение бортстрелок обер-ефрейтор Вилли Боллен. 
   
     28 августа 1943 года тараном «Рамы» отличился лётчик 515-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Виктор Александрович Марьин. Воюя с 10 июля 1943 года, он успел совершить 40 боевых вылетов и провести 6 воздушных боев. Вот что он вспоминает о своем 7-м бое, в котором тараном уничтожил ФВ-189:
     «Группа во главе с командиром звена старшим лейтенантом Сергеем Путимцевым прикрывала войска Степного фронта, восточнее города Харьков. Я был ведомым командира звена. Ведущим второй пары был старший лейтенант Дмитрий Черкасов. В конце срока барражирования со станции наведения сообщили о фашистском корректировщике ФВ-189 и приказали его уничтожить. Была густая дымка от пожаров до высоты нескольких тысяч метров. Ведущий сразу начал снижение, я следовал за ним. Вскоре вражеский самолёт был обнаружен. Путимцев атаковал его первым, по его команде пошёл в атаку и я. Дал несколько длинных очередей, сблизился на дистанцию видимости. У стрелка «Рамы», который уже не стрелял, голова была залита кровью. Самолёт же на бреющем полёте продолжал маневрировать и удаляться в юго-западном направлении, уже за линией фронта.
     Я решил ударить его винтом по, как мне казалось, хрупкому хвосту, что и выполнил с превышением скорости над «Рамой». При выходе вправо рубанул винтом по правой плоскости. Ощутил сильный удар. Все 3 лопасти винта погнулись, мотор стало трясти, тяга значительно упала.
     Минут через 10, я с ходу приземлился на своём аэродроме Микояновка, юго-западнее города Белгород. При осмотре самолёта в тоннелях масляного и водяного радиаторов обнаружили часть отсечённых у «Рамы» деталей и осколки аэронавигационных огней. Буквально через 30 минут самолет был полностью отремонтирован.
     За свой подвиг Виктор Марьин 11 октября 1943 года был награждён орденом Красного Знамени. Всего до конца войны В. А. Марьин дослужился до звания старшего лейтенанта, произвёл 161 боевой вылет, провел 31 воздушный бой, сбил лично 5 и в группе 1 самолёт противника. Награждён тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды.
     А протараненный Марьиным самолёт противника упал в 4-6 км северо-западнее станции Валки, за притоком Северского Донца. Более точная информация об этом самолете пока не найдена.

     Последний известный на сегодня случай тарана «Рамы» произошел 4 июля 1944 года. Совершил его лётчик 176-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Михаил Джумшудович Галустьян (Галустян). Он был ещё недостаточно опытным пилотом, так как стал участвовать в боях относительно недавно – с 29 марта 1944 года.
     И вот, 4 июля, Галустьян в составе четверки истребителей вылетел на боевое задание. В районе Слуцка южнее Минска нашим лётчикам встретился разведчик противника ФВ-189, который лётчики сразу же атаковали. Однако атаки трех лётчиков не дали результата и «Рама» с набором высоты стала пытаться уйти в облака. Тогда за ней бросился Галустьян. Сблизившись с вражеским самолётом, он ударом левой плоскостью разбил правую хвостовую балку разведчика. «Фокке-Вульф» стал рассыпаться в воздухе и рухнул на землю. К сожалению, во время тарана погиб и Михаил Галустьян, которого даже не наградили за геройский поступок.

     А в 1945 году, господство советской авиации было полным и корректировщики ФВ-189 над линией фронта, практически, уже не появлялись. В воздушных боях было сбито всего несколько «Рам», а до таранов дело не дошло.

     Всего здесь перечислено почти 20 случаев воздушных таранов ближних разведчиков Фокке-Вульф-189 но, вероятно, это ещё не всё. Например, есть фотография, с изображением FW 189A-2 (бортовой номер C2+EH) из 1-го отряда 41-й группы ближней разведки, который, будучи протараненным русским истребителем И-16 смог благополучно вернуться на свой аэродром. Однако, к сожалению, когда и где произошел этот таран, а также другие подробности, остаются пока не известными…