Лик технотронного прогресса

Яна Абдеева
«Лик технотронного прогресса»: диалоги с Будущим Арсения Шаудера.

Отечество славлю, которое есть.
Но трижды – которое будет!
/ В. Маяковский /

«Алгеброй гармонию поверить…» Эти слова в полной мере можно отнести к творчеству необыкновенного человека – нашего земляка, архитектора, музыканта и поэта Арсения Викторовича Шаудера. Выставка его произведений «Мир Будущего» состоялась 14 сентября 2006 г. в г. Усть-Каменогорске в Восточно-Казахстанской областной библиотеке им. А. С. Пушкина. Триста архитектурных эскизов в стиле «ультра-модерн» и более 30 стихотворений адресованы всем нам – казахстанцам XXI века, а также нашим далеким потомкам, которым, по утверждению Арсения Викторовича, предстоит жить в Синтез-Эру – самую совершенную стадию развития общества.

«Такая жизнь достойна высоты!»
«Это, я вам доложу, - зрелище. Дома. Дома
необыкновенных величин и красот».
/ В. Маяковский /

Люди всегда мечтали достичь облаков. Легендарная Вавилонская башня – первая архитектурная утопия человечества. Проект Дворца Советов в Москве – утопия ХХ века. Век этот дал миру огромное количество фантастических архитектурных проектов, которые могли бы в корне изменить нашу повседневную жизнь.
Начнем с того, что… Вот, скажем, вы, уважаемый интеллектуал XXI века, довольны видом из своего окна? Если да, то вам сильно повезло. Значит, серые панельные коробки, натыканные, словно клоны, по всей стране, не портят вам аппетит и не вызывают головную боль по утрам. Но представим на миг, что Астана… Нет, возьмем поближе – Усть-Каменогорск – это город дворцов и садов, где жители отдыхают после работы в мраморных беседках и слушают журчание фонтанов. Утопия? А почему бы и нет!

«Чтоб небоскреб скорей Луну поцеловал…»

Асфальт – стекло.
Иду и звеню.
Леса и травинки – сбриты.
На север с юга идут авеню,
На запад с востока – стриты.
А между – (куда их строитель завез!) –
Дома невозможной длины.
Одни дома длиной до звезд,
Другие – длиной до Луны.
/ В. Маяковский /

Русское «небоскреб» - калька английского «sky-scraper», которое не всем англоговорящим людям по душе. К примеру, американцы предпочитают ему слово «highrise» («возвышающийся»).
На заседаниях устькаменогрского КЛФ «Перекресток миров» неоднократно обсуждались вопросы архитектуры Будущего. Именно так - с большой буквы. И герой нашей сегодняшней встречи Будущее видит светлым, радостным и поистине грандиозным.
Еще в середине прошлого века небоскребы были весьма непопулярны. Люди недолюбливали их за несоразмерность привычной жизни. Американский фантаст Роберт Кальверт писал: «Они как пришельцы, скорее, персонажи из космоса, но не из мира людей». Любовь к высоткам привил всем Вуди Ален своим фильмом «Манхэттен» (1979), про который говорят, что его главным героем является «силуэт Нью-Йорка».
Арсений Викторович тоже очень любит небоскребы. И Нью-Йорк. Кстати, 40 из 100 самых высоких зданий в мире находятся в США (12 из них в Нью-Йорке и 10 в Чикаго). ХХ век в архитектуре начался со стиля модерн. Формы, в которые облекалась архитектура со времен античности, вдруг стали расплываться, здания словно превращались в живых существ, в растения, живущие по законам мира природы. Причудливо-ленивые изгибы линий, томная роскошь интерьеров, пасмурно-пастельные тона… Стиль А. В. Шаудера – «ультра-модерн». Так позиционирует его сам автор. И, пожалуй, трудно подобрать более точное определение. Недаром архитектуру называют застывшей музыкой. И это подтверждают работы Арсения Викторовича, музыканта по образованию (об этом чуть позже). Величественные сооружения, изображенные на его эскизах, отчасти напоминают арфу, орган, баян, рояль, гусли, виолончель. И это неслучайно: именно в синтезе науки и искусства видит Мастер грядущие успехи человечества, очередной виток Прогресса.
Названия его графических работ говорят сами за себя – «Универсальная архитектура 21-го века», «Вместо ядерного полигона!», «Цвети, планета Земля!», «К вершинам всемирной цивилизации».
Графика А. В. Шаудера завораживает своей музыкальностью. Она звучит, поет о прекрасном будущем Казахстана. Небоскребы – символ стремления нашей молодой республики к сияющим вершинам Завтрашнего дня, к миру без войн, где все люди радостно трудятся на благо всего человечества.
«Вглядитесь в эти совершенные линии, прислушайтесь! – говорят эскизы Мастера. – Это ваше Будущее! Давайте создавать его прямо сейчас!»
Стихи же А. В. Шаудера о Будущем – прекрасное дополнение к его архитектурным шедеврам:
И если человек захочет очень
В дерзании своем достичь всего,
В единстве творчества создаст он все,
Что сердце просит…
Четкие, запоминающиеся строки наводят на мысль о футуристах прошлого века, «будетлянах», последователем которых, вольно или невольно, выступает автор.
Так кто же он, это неординарный человек, тот гений, что, процитировав его же строки, «творчеством богат»?

«Парадоксальность судьбы»

«…Только сильные души могли предвидеть,
почувствовать поступь неизбежного грядущего
улучшения и устройства человеческой жизни».
/ И. А. Ефремов /

Герой нашей сегодняшней встречи появился на свет в Баку. В 1942 г. родители Арсения Викторовича были сосланы в Казахстан. В общей сложности, А. В. Шаудер прожил в Казахстане более 50 лет, в том числе с 1987 г. – в г. Усть-Каменогорске. Недаром говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Уже отмечалось, что Арсений Викторович имеет высшее музыкальное образование. В г. Семипалатинске он закончил музыкальное училище по классу скрипки, в г. Новосибирске – консерваторию по классу альта. Играл в нескольких хороших оркестрах страны (СССР, позже – Казахстана и России).
Еще в студенческие годы Арсений Викторович увидел Будущее. По его словам, «совсем другими глазами». Что это означает? В общих чертах то, что А. В. Шаудер рисует Будущее в оптимистических красках, веря в неиссякаемые творческие силы и разум человека. Графические эскизы автора одобрены профессорско-преподавательским коллективом кафедр «Архитектура и дизайн» и «Основы и теория архитектуры» Восточно-Казахстанского Государственного технического университета (ВКГТУ) и представляют интерес среди профессионалов как редчайшее явление творческой деятельности энтузиаста.
Графика и стихи Арсения Викторовича – достойный ответ на распространившиеся в нашей научной фантастике (не говоря уже о зарубежной) тенденции рассматривать будущее в мрачных красках грядущих катастроф. «В последний век Эры Разобщенного Мира…люди, наконец, поняли, что все их бедствия происходят от стихийно сложившегося еще с диких времен устройства общества, поняли, что вся сила, все будущее человечества – в труде, в соединенных усилиях миллионов свободных от угнетения людей, в науке и переустройстве жизни на научных основах, - писал полвека назад гениальный провидец Иван Антонович Ефремов. – Так началась ЭМВ – эра Мирового Воссоединения». А. В. Шаудер называет ее Синтез-Эрой.

«О, здравствуй, здравствуй, «Синтез-Эра»,
Ты – плод Великой Светотемы…»

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца – пламенный мотор.
/ П. Герман /
«Когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся…» Арсений Викторович считает, что всю мировую цивилизацию можно рассмотреть диаметрально. Он предлагает в будущем иметь на нашей планете Всемирный Парламент для регуляции мира и экономического развития мирового рынка. «Если бы Международный Парламент был создан в начале ХХ века, то таких тяжелых войн в ХХ столетии не было бы», - говорит А. В. Шаудер.
Все силы общества, расходовавшиеся в древности на создание военных машин, содержание не занятых полезным трудом огромных армий, политическую пропаганду и показную мишуру, будут брошены на устройство жизни и развитие научных знаний. «Синтез» - слияние, общность. Арсений Викторович предполагает, что, если человечество пойдет мирным путем, то строительство во многих городах нашей планеты небоскребов достаточно целесообразно: это экономит землю (с чисто практической точки зрения) и, кроме того, открывает путь к высокой эстетике Будущего, провозглашаемый автором.
На протяжении двадцати лет этот удивительный «поющий» мир предстает в работах А. В. Шаудера. Образы приходят в разное время. Порою, во сне (что неудивительно – именно там, в соприкосновении с Тонким миром, мы прозреваем Будущее, угадываем его бесчисленные грани!). Изначально создается карандашный набросок, затем – окончательная обработка чернилами. На каждый эскиз затрачивается от 3 до 8 часов (в зависимости от сложности изображения).
Последние полтора года Арсений Викторович на пенсии. И это позволило ему создать множество новых архитектурных работ, осуществить корректировку стихотворений. Недаром еще древние говорили: «Если человек не развивается, то он деградирует». А. В. Шаудер – сторонник бесконечного развития личности. Он – заядлый библиофил: в его домашней коллекции собраны книги по искусству, политике, множество энциклопедий и словарей.
А живое воплощение идей Арсения Викторовича – современный облик нашей новой столицы, города, устремленного в прекрасное Будущее. Вместо ядерного полигона А. В. Шаудер предлагает светлые гостиницы, солнечные университетские комплексы, великолепные дворцы культуры, как бы символично парящие в воздухе аэропорты… «Счастливого пути в Столетьях!» - желает нам Мастер и утверждает: «Мир – это лик счастья!»
И все его работы знакомят нас с этим миром – миром высокой эстетики и нравственности, миром Единства и преклонения перед трудом Человека.