Глава IV

Розалия Цех
***

Радость ощущает лишь тот, кто доставляет ее другим.

Карл Барт



Для Дениса и Николая день выдался не таким радужным, как для Мии и Лидии. Да это и понятно. Мужчины не могли показывать свои чувства и тем более - слабость.

- Денис, вы можете потратить на ресторан больше денег, так как платье у нас будет бесплатным, но самым лучшим, - сказала Мия, позвонив шефу. В ее голосе звучала нескрываемая радость и даже триумф.

- Как это вам удалось? - поинтересовался Денис, показывая Николаю большой палец - все отлично. - Нам это не помешает.

- Теперь у нас есть  больше средств на ресторан, - сообщил он Николаю. - Девочки молодцы!

Сначала они обзванивали рестораны и кафе, но там все было заказано на месяц вперед. Тогда решили, что личный фактор будет не лишним. Опыт девушек их вдохновил. Одновременно с таким решением, им попался по дороге ресторанчик среднеазиатской кухни. Мужчины подошли к ресторану и услышали узбекскую мелодию, Денис различил звуки домры и что-то похожее на флейту. Перед глазами возникли архитектурные памятники древнего Самарканда и Бухары. В ресторане никого не было. Коля обнаружил еще одну дверь-она вела во внутренний двор. В тенистом уголке двора стоял большой топчан. Погода стояла теплая, и он был застелен ковром, подушки пестрели красивыми узорами, а стопка чистых пиал ждала своего часа. Возле тандыра стоял полноватый мужчина в узбекском халате. Он ловко доставал из печи румяные ароматные лепешки.

- Ас-салам алейкум!* - произнес Денис.

Мужчина повернулся к ним и тоже поздоровался: " Алейкум ас-салам".

- Заходите, дорогие! Не удивляйтесь, что нет посетителей. Мы только открылись после ремонта, и не все еще знают об этом.

Он усадил их на топчан и отправился готовить чай.

- Странно как-то - хозяин и сам готовит, - сказал Коля.

- Это традиция. Гостям всегда сам хозяин готовит чай. Особый знак уважения.

Над головой у них раздался мелодичный пересвист. Мужчины увидели клетку с канарейками, которая висела недалеко от топчана.

- А еще говорят, что только Япония и Англия сильны традициями, - отозвался Денис. - Правда, обычно это перепелка, но ведь мы в России.

В одном углу лежала стопка газет на узбекском и набор нардов.

- Сюда приходят не только поесть и попить, а еще провести время с друзьями, полистать газеты на родном языке, сыграть в нарды, - сказал Денис.

- Вы так все знаете об этом. Жили в Средней Азии?

- Нет. Просто служил в армии и у нас было много парней из тех мест.

Вернулся хозяин. " На Востоке говорят: "Если ты устал – выпей чай, если хочешь взбодриться – выпей чай, если хочешь пообщаться с друзьями на всевозможные темы – выпей чай, - произнес он ставя чайник на столик. - Чай согревает в холод и утоляет жажду в жару."

Говоря все это, он проделал манипуляцию с переливанием чая в пиалу и обратно и так три раза. Первая налитая пиала при «кайтаре»* это глина, вторая - масло, а третья -  сам чай. После  этого он  дал чаинкам осесть на дно и только потом налил чай в пиалы  гостям и подал, приложив одну руку к сердцу. Чая в пиале было на одну треть. Если налить полную пиалу, это является знаком неуважения к гостю и подразумевает желание, чтобы он поскорее допил чай и ушел.

Пока Денис и Коля пили чай с ароматными лепешками, хозяин занимал их рассказом.

- Первую Чайхану открыл мой прадед, в честь которого меня и назвали - Алимджан. Потом ее держал дед, а уже мой отец открыл ресторан. Но все это было в Самарканде. Я приехал учиться в Питер и здесь остался. Открыл этот ресторанчик. Здесь и мой брат младший с семьей работает и мои дети. Династия уже.

- Уважаемый Алимджан, у нас к вам дело. Хотим свадьбу сыграть.

- О, так что может быть лучше. Я вам такой свадебный плов сделаю!

- Одна проблема-это нужно уже через два дня.

- Обижаешь! Когда надо, тогда и сделаем. Да хоть сегодня! - запальчиво прибавил хозяин.

- Но сколько это будет стоить? Ведь за срочность тоже надо платить.

- Эх, друг, снова обижаешь. Мы по-другим законам живем. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Ты мне будешь другом, а я - тебе!

- Замечательно сказано, многоуважаемый Алимджан! - проникновенно произнес Денис. В душе благословляя пути, которые привели их в это место. Здесь и правда они найдут друзей на многие годы.

Сделав заказ, Денис и Коля попрощались с новым другом, чтобы отправиться в офис и прояснить картину со свадьбой полностью.

- Что мы имеем? - вопросительно взглянул Денис на свою помощницу.

- Значится так! - попыталась изобразить Жиглова Мия. - Вести свадьбу вызвался племянник жениха. Он с однокурсниками по музыкальному училищу будет всех развлекать и организовывать. Гостей обзванивают молодые.Платье привезут утром, роспись днем, а в пять нас ждут на дастархан* у Алимджана. Перед росписью нам надо заехать в хоспис и забрать Колину маму. Да, рано утром необходимо съездить за цветами. Но, возможно, их привезет муж цветочницы. За вами, шеф, съемка и фотосессия.

Следующее утро началось рано. Муж Нины Александровны привез в агентство букеты цветов. Комната сразу наполнилась необыкновенными ароматами. Красные розы и нежные ландыши составляли нежный букет невесты. Букеты подружек были чуть скромнее - розы и гипсофила. Специальный букет для мамы жениха - ландыши. Машины были элегантно украшены белыми лентами на переднем капоте.

- Что невеста? - поинтересовался Денис.

- Делает прическу и макияж. Ей подруги помогают. Позвоню позже и узнаю о платье, - ответила Мия.

Она не успела этого сделать, так как Лида позвонила первой и сказала, что привезли платье.

- Мне страшно его надевать...

- Лида, не боись! Все будет замечательно. Оно тебе нужно только для ЗАГСА и появиться в нем в ресторане. Когда начнется застолье, ты переоденешься. Оно останется девственно чистым, - пошутила Мия.

Денис готовил фотоаппарат и камеру для съемок. Ему предстоял трудовой день в качестве фотографа на свадьбе.

Настало время ехать за Колей,а с ним за его мамой - Верой Николаевной - в хоспис. Еще не старая, она выглядела хрупкой и изможденной. Но умелый макияж делал ее изысканно красивой. Кожа истончилась от лекарств и страданий, но глаза оставались живыми и в них была радость.

- Знаете, Денис, это такой необыкновенный подарок, который получают раз в жизни, - поделилась она своей радостью.

- У вас замечательный сын, а теперь еще и дочь.

Лида сияла необыкновенной красотой. Платье не умаляло красоты девушки. В этом секрет настоящего наряда. Хотя оно было божественным.

Церемония было совершенно шаблонной, но атмосфера делала ее какой-то трепетной и трогательной. Но затягивать было нельзя. Вера Николаевна держалась только благодаря препаратам. Обезболивающие делали ее сонной. К тому же, они расслабляли и организм переставал бороться. Не хотелось об этом думать, но она могла уйти в любой момент.

После регистрации все поехали в ресторан, где их ожидали остальные гости. На церемонии были только родные и свидетели.

- Первая часть прошла успешно, - поделилась с Денисом по телефону Мия. По случаю праздника, она тоже была в платье. Оно делало ее похожей на розовый бутон, который обещает распуститься в прекрасный цветок. На поясе платья была приколота маленькая бутоньерка из ландышей и маленьких бутончиков роз.

- Я в этом не сомневался. Спасибо, Мия.

Девушка покраснела от похвалы и порадовалась, что Денис не видит этого. Теперь надо сохранить платье в целости и сохранности, чтобы отправить обратно в салон.

Дастархан был накрыт во внутреннем дворике. Сентябрь дарил свое последнее тепло. Ресторан казался каким-то оазисом, наполненным гостеприимством и волшебными запахами плова и других праздничных блюд.

Веру Николаевну усадили в уютном месте, где было теплее всего. Коля накрыл плечи мамы теплой шалью, а Лида принесла плед, которым укутала женщине ноги.

Зазвучали звуки вальса. Все притихли. Коля подошел к маме и осторожно помог ей встать. Обнял ее и плавно повел в танце. Она была почти невесомой, поэтому сын почти держал ее на руках. Ноги женщины едва касались земли. Они медленно проплывали по кругу, а гости, замерев, любовались ими.

Гости остались веселиться, а Веру Николаевну и молодоженов Денис отвез в хоспис. По дороге Вера Николаевна положила свою прозрачную ручку на руку Дениса и поблагодарила за свадьбу.

- Мне Коля все рассказал. Вы сделали невозможное ради меня. Не могу сказать, что буду помнить это всегда, ведь у меня есть только сегодня. Нет, нет...Не переживайте. Теперь я ухожу с легким сердцем. Дети вместе и у них появились такие прекрасные друзья, как Вы с Мией и все, кто помогал устроить этот праздник.

Сентябрьский вечер был тихим и загадочным. На небе облака предвещали скорый дождь. Но дышалось легко. Лида и Коля наслаждались исполненной мечтой Веры Николаевны. Сама она радовалась, что ее сознание прояснилось именно сегодня, и она смогла на день вернуть себе ощущение жизни и присутствия в ней, которое последнее время было почти утеряно. Мия пыталась разобраться в теснившихся в ее душе желаниях, очертания которых еще даже не воплотились в образы. И только шуршавшие под ногами листья и тишина вокруг, говорили о быстротечности времени. Денис просто был доволен своей работой, людьми, с которыми встретился в процессе подготовки свадьбы и тем, что его жизнь выровнялась и начался новый виток.


_________- ___________

 "Ас-сала алейкум!" -мусульманское приветствие, означающее "мир вашему дому".

 Кайтар - узбекская чайная церемония.

Дастархан - в европейской культуре дастарханом принято называть не только сам стол, но и вообще весь среднеазиатский обеденный ритуал.