По шпалам в Осень

Михаил Латышев
Возвращаясь с реки Чусовой к деревне Волыны, мы вышли на Шалинский тракт в том месте, где он пересекает реку Утку, приток Реки Теснин.

Наше путешествие к железнодорожному мосту через эту речку началось от другого, автомобильного моста, чуть ниже по течению. Тропинка вела нас по крутому склону горы через сосновый бор. Вскоре мы очутились на опушке, на краю которой росли берёзы.

Утоптанная дорожка спустилась к полотну железной дороги, возраст которой дольше века. Некоторые деревянные шпалы стали совсем ветхими. Но их почему-то не меняют. Чего-то ждут?

А ведь по этой дороге до сих пор курсирует поезд "Кузино-Чусовская". Это сейчас он пригородный. До середины 90-х годов это был пассажирский поезд "Чусовская – Бакал", соединявший меридионально Пермский край с городами Южного Урала. Помню, как мы ездили на нём до станций Аракаево и Сказ к одноимённым пещерам.

В 1916 году на Главной железной дороге построили Западно-Уральскую ветку от станции Кузино до станции Калино на участке Пермь – Чусовская. Впервые в истории России строительство велось с использованием экскаватора, отмечает А. Иванов в книге "Message: Чусовая".

Ветку проложили через деревню Волыны, рядом с Уткинским заводом, Шайтанским заводом, рядом с селом Илим, Кын-Заводом, далее от станций Кумыш и Кормовище - на Лысьвенский завод и станцию Калино.

Её полотно пересекает реку Утку в районе остановки 202-ой километр. Железной дороге сопутствует телефонная линия. Речную низину сопровождают ели и берёзы.

Эта остановка – "по требованию". Чтобы высадиться вблизи моста, между деревней Волыны (204-ый километр) и станцией Уткинский завод, нужно заранее предупредить машиниста при отправлении поезда.

До прибытия обратного поезда, следующего до станции Кузино, оставалось около двух часов. Кроме него, другие составы по этой ветке не ходят. Поэтому мы решили прогуляться по шпалам к мосту, чтобы посмотреть само сооружение и заодно полюбоваться на Уточку-реку.

Горная река бежала рядышком. После дождей её вода стала мутной. Скоро она повернёт к северу, чтобы подарить свои воды Чусовой в устье близ Староуткинска.
Соединяя старицы и протоки, Утка Демидова широко разольётся перед тем, как влиться в прокрустово ложе моста.

Я оглянулся. Между деревьями вдалеке синели хребты Малиновых гор. Где-то в той стороне высится и великан Сабик. В чусовских лесах бушевала яркая и огненная пора – Золотая осень!

Что могут сказать цвета этих чувств?
Ностальгия и тихая грусть -
Что значит она?
Перед тем, как Зима

Завьюжит горные гребни
И реки заточит в плен ледяной
Будет праздник последний -
Осина наденет зипунчик баской.

Берёзы нарядились в жёлтые сарафаны, а осины щеголяли кораллово-розовыми шубками. К середине сентября зазимки раскрасили лес, и он смотрелся празднично.

Между прочим, Новолетье в допетровские времена наступало 1 сентября. Получилось, что мы в походе отметили старинный новогодний праздник по старому стилю. И был новый, 7528-ой год от Сотворения мира.

Чусовая была настолько красива, грандиозна, что мы глаз не могли от неё оторвать. Попрощавшись с ней на стоянке близ камня Лебяжьего, нам захотелось вернуться к Волынам не по Шалинскому тракту, а по железке.

Получилось интересное окончание маршрута, которое подарило нам и прогулку по Царь-Лесу, и чудесные виды с насыпи перед Уткинским мостом.

Одни только пурпурно-лимонные сполохи осин и берёз чего стоили. Когда мы наслаждались этой красотой, поднялся лёгкий ветерок и закружил золотые и багряные листочки в осеннем вальсе. Никогда бы не подумал, что путешествие к мосту окажется столь красочным и увлекательным!

Божья благодать лилась из тонких, нежных красок под пуховым одеялом небес. Это невероятное время, которое ждёшь после жаркого лета. И такое короткое!
Один миг.

Конечно, мы пробовали добраться до моста, идя по правому берегу Утки, вверх по течению. Однако быстро поняли, что бодаться с глубокими болотинами не стоит. По железному полотну оказалось и проще, и быстрее.

Над нами распахнулось небо в облаках. Старицы и основные протоки реки Утки спешили объединиться. Железка уходила к Уткинскому заводу, и деревья вдоль путей зажигали красный и жёлтый. Молодые сосны открывали нам, "машинистам тайги", проход на зелёный.

- Вижу зелёный! – кричал я.
- Зелёный подтверждаю, - дублировал леший по старинной инструкции.
И мы неслись дальше!

***

Наш маленький отряд приближался к мосту через Утку-реку. Он был раскрашен в жёлто-красные цвета под стать осени. Рядом была табличка с надписью "р. Утка".
Это Утка Демидова, она впадает в Чусовую у Староуткинска. Близ её устья Демидовы построили железоделательный завод.

Другая Утка, речка Утка Яковлева, давала энергию воды Новоуткинскому заводу, которым владели заводчики Яковлевы. На устье той Утки-реки появился Уткинский острог, затем село Слобода.

Первый острог на границе Русского государства и царства Сибирского появился в 1574-1579 годах на правом берегу ещё одной Утки - Утки Межевой. На том месте и по сей день стоит деревня Баронская. Были, понимаешь, и бароны среди Строгановых. Потом такие звания им не давали, только графские. Рядом с Баронской появилась в эпоху железных караванов чусовская пристань Усть-Утка.

А ещё есть в наших краях речка Утка Дикая. Много "уток" у нас, и вовсе не птицу означает их имя. Уты и Утьвы, Утьмы и Уточки, Утицы и Утяки хранят звуки старых булгарских городищ и укреплений угорских князей. И летят наши "утки" по всей России, по следам Переселения народов - по следам мери и вепсов, булгар и печенегов, поморов и коми, обских угров и детей Лесной Степи.

УТ - древний корень.
Тюркское слово, заливной луг с сочной травой для пастбища.
Коми-зырянский УТ (УВТ) - низина, подтопляемая в половодье.
Козья увтасiн - низинный ельник.
У мерян и вепсов заливной луг называется ЛУХТ, по случайному совпадению звуков.
УУТ-сап - "извилистая речка" у обских угров.

***

К востоку небо подпирала изумрудная спина могутной горушки, под которой проложили Шалинский тракт. Автомобильный мост через Утку Демидову сигналил нам чёрно-белыми шашечками.

С другой стороны под мост заходила красавица Уточка-река. Её провожали островерхие Царь-Ели. Вроде и неглубока она, и не широка.
А за мостом так расправила плечи, что может соперничать с матушкой Чусовой!

Рукава реки обнимали Царь-лес. И было ощущение дикой Пармы, которая гораздо древнее человека.

Если б не железная дорога, мне показалось бы, что я нахожусь далеко от цивилизации. Впрочем, последняя напомнила о себе бетономешалкой, проехавшей по автомобильному мосту.

Скоро я буду близок к истине. Эта ветка осталась связью с большими городами для вымирающих чусовских деревень. От них сейчас до цивилизации не близко. Ходишь по железке, а кажется, что в прошлое заглядываешь.

Притом Уточка-река совершенно меня очаровала. Судя по рыбакам на берегах, и место тут рыбное.

Однако, то и дело я смотрел на восток.
Там, за могутной горушкой, осталась моя ненаглядная Чусовая.

Мы ещё вернёмся на Реку Теснин,
На предзимья красу поглядим!