Эпическая традиция - основа цивилизации

Алексей Шмыгля
Вклад коневодов Центральной Евразии в мировую культуру

С религиоведческой точки зрения, Тенгрианством, сегодня, называется мировоззрение коневодческих народов Евразии, тюркско – монгольской языковой группы, окончательно сформировавшееся, в средние века, нашей эры, после распада империи Чингисхана. Но истоки Тенгрианства, уходят в глубокую древность. Точкой отчёта, может быть начало коневодства, которое, согласно археологическим данным, зародилось, в IV тыс. до НЭ, в Ботае, на территории современного Северного Казахстана. Культура коневодов, в бронзовом веке, раскинулась от Дуная до Монголии. Но это была ещё культура, не конных всадников, а колесниц и крупного рогатого скота. Её можно назвать арийской культурой. Арийцы жили в крупных родовых укрепленных поселениях, вокруг которых возделывали земли и пасли скот. Когда ресурсы земли истощались, род переселялся на новую землю. Они были передовыми в области добычи, обработки и производства изделий из метала; в оружии и в военном деле; в культуре и духовных знаниях. Об их мировоззрении и верованиях нам могут дать представления те религии, которые возникли, во всех углах Евразии, в результате миграций арийских народов, которые произошли, в середине II тыс. до НЭ. К этим миграциям Арийцев вынудило перенаселение и иссушение климата. В результате чего, они расселились, от Британских, до Японских, островов.

Судя по всему, уже тогда, коневоды Евразии избрали устное эпическое творчество, как способ хранения и передачи: знаний, мировоззрения, традиций, духовной культуры. Когда они расселились по Евразии и осели, их духовная эпическая культура дала толчок появлению различных религий, мировоззрения которых были записаны в городских, земледельческих очагах цивилизации. И если мы посмотрим на вероучения: Зороастризма, Брахманизма, Хеттов, Ахейцев; древних: Китайцев, Славян, Балтов, Германцев – то мы увидим множество общих черт. Главными, из которых, были: признание высшей силы Небесных Владык, или Небесного Единого Божества; культ Мировой Горы, или Мирового Дерева; антропоморфность божеств, героическая эпическая традиция. К тому времени, относятся самые известные памятники эпического наследия, изначально хранившиеся в устной традиции и позже записанные: Веды, Авеста, И-цзин; события, описанные в Илиаде и Одиссее; древние легенды: северных Китайцев, Германцев, Славян, Балтов, Хеттов. И, даже, древняя основа: Махабхараты, Рамаяны и Шах Наме - так же, относятся к этой эпической традиции. Арии кардинально повлияли на духовную, культурную и материальную эволюцию народов: Ближнего Востока, Центральной Азии, Сибири, Китая, Индии, Египта, Европы. Таким образом, произошёл новый важный этап, в развитии человеческой цивилизации, и импульс, породивший его, исходил из степей между Уралом и Алтаем, от коневодов Внутренней Евразии. Тут нужно сказать, что Арии стали частью: этнического, языкового, культурного, духовного, материального развития почти всех народов Евразии. Их общность строилась на идентичности: мировоззрения, культуры, духовности, идеалов, образе жизни. Поэтому, споры о этнических, расовых и языковых особенностях Ариев - бесполезны и заводят в тупик. Важно понять их решающую роль, в эволюции человеческой цивилизации и то, что наследие Ариев - коневодов является ценнейшим достоянием всех народов Земли. Так же, нужно понять, что изначально они осознанно вместо письменной культуры передачи знаний избрали устную эпическую культуру передачи духовного опыта и наследия. С древнейших времён, даже в городских, оседлых культурах, сакральные знания принципиально не записывали (вспомним кельтских друидов), а хранили их устно, по памяти, или даже путём погружения в особые состояния, во время переживания которых, хранители этих знаний и эпических поэм, пересказывали их. Особенно, эта традиция была сильна у коневодческих народов Внутренней Евразии, у некоторых из которых она и сегодня жива, яркий пример тому Кыргызские Манас-чи.

   


Устная традиция Осевого Времени

Середину первого тысячелетия до нашей эры, называют Осевым Временем. Это связано с тем, что в разных частях Евразии, практически в одно время, появились величайшие учителя человечества, которые вывели самосознание людей на глобальный уровень. Но мало кто замечал, что их учения, связаны с духовностью и культурой коневодов внутренней Евразии. Пифагор в эллинистическом мире основал своё учение на базе знаний и духовных откровений,  унаследованных от Арийской культуры и вывел его на новый уровень. Он запрещал записывать своё учение, которое раскрывало вселенскую гармонию единства противоположностей; стремление, через следование высшим человеческим идеалам, достигнуть божественного совершенства; он проповедовал вегетарианство и отказ от кровавых жертвоприношений, утверждал существование реинкарнаций; важность, для духовного совершенствования, упражнений в математике, поэзии, музыке и гимнастике, в контроле речи и созерцательности; почитание космоса – как воплощение небесной гармонии и, прежде всего, небесного очага – солнца, как источника жизни. Устная передача знаний, контроль речи, созерцательность, поэзия, музыка, дуальность, почитание Небесного Начала и Солнца – это маркер того что, сегодня, называют Тэнгрианством – мировоззрения коневодов Внутренней Евразии. Реинкарнации, математика и гимнастика – это то, что было ещё у Ариев. Единство противоположностей, отказ от насилия, стремление к человечности и божественности – это новые элементы глобальной духовности Осевого Времени.

Зороастр, уроженец Бактрии, напрямую возводил своё учение к Ариям. Он стал основателем Зороастризма, в котором, центральное место занимает почитание Огня как, источника жизни, стихий воды и земли, небесного создателя, признавался дуализм. Опять же прямые параллели с Тэнгрианством. К тому же, в Зороастризме явственно проявляются зачатки Единобожия. А из веяний Осевого Времени, в этой религии, есть отказ от кровавых жертвоприношений, созерцательность, самосовершенствование, важность каждого человека в божественной, небесной, духовной битве света и тьмы – добра и зла. Священные зороастрийские тексты так же передавались и хранились, исключительно устно.

В Китае, в это время, живут и проповедуют Лао-Цзы и Конфуций. Как ни странно, в Даосизме и Конфуцианстве, то же есть связь с духовностью и культурой Коневодов Внутренней Евразии. В обеих религиях почитается Небо, как Вершина Мироздания. Специфика Учение Лао-Цзы в том, что оно нацелено на созерцательность, гармонию со вселенной, осознание единства противоположностей, достижения божественного совершенства, отказ от кровавых жертвоприношений. А специфика Учения Конфуция в сыновней почтительности, почитании духов предков, соблюдении традиций времён арийской династии Чжоу, совершенствовании человечности, служении долгу, окончательном отказе от человеческих жертвоприношений, занятиях музыкой и письмом, изучении знаний. Но, при этом, учение и Лао Цзы, и Конфуция, по началу, так же хранилось, и передавалось устно. То есть, в Даосизме и Конфуцианстве, так же, прослеживается комбинация духовности: Ариев, Коневодов и Осевого Времени.

В Индии, в это время, живут Джина Махавира и Будда Шакьямуни. Первый основал Джайнизм, в котором идеи осевого времени, были доведены до крайности: отказ от насилия выразился в уравнивании цены жизни человека и насекомого, отказ от имущества в хождении нагишом, подчинение страстей в само-умерщвлении себя голодом и жаждой. При этом не отрицалась космология Брахманизма. Опять же, учение основателя Джайнизма Джины Махавиры, так же хранилось и передавалось устно.

В, то же время, Будда Шакьямуни основал Буддизм, главная идея, которого, в Серединном Пути, вне крайностей. Из всех мировоззрений Осевого Времени, именно, Буддизм ждало самое яркое будущее – он стал первой мировой религией и широко распространился по всей нашей Планете.  Поэтому, об этой религии и её основателе, поговорим отдельно, но прежде отметим, что во всех причисленных учениях Осевого Времени изначально была устная передача знаний и лишь позже они были записаны. Это является очевидным доказательством безосновательности стереотипа превосходства письменной традиции, над устной – эпической.

Будда – эпический герой

Будда Шакьямуни, с санскрита, можно перевести, как Пробуждённый, или Просветлённый (Ясный) Сакский (Скифский) Святой(Мудрец). Шакья, на санскрите, звучит именно, как Сакья. Казалось бы, почему бы не допустить что Будды был из рода Сако-Скифов? Но на эту версию, часто, набрасываются с остервенением, и не хотят даже допустить, что такое видение имеет право на существование. Хотя, в XIX веке, это гипотеза считалась одной из научных версий. Российский востоковед Григорьев, даже, называл мировоззрение Сако-Скифов - Доисторическим Буддизмом. Термин Тэнгрианство, тогда, ещё, не был распространён.

Рассмотрим некоторые факты. Согласно жизнеописаниям Сиддхартха Гоутама, как звали с рождения Будду, родился, у южных предгорьев Гималаев, в Царской Семье Шакьев (Саков?), с рождения сделал семь шагов и заговорил, имел особые знаки на теле, получил предсказания о своей уникальной судьбе, отец Сиддхартхи – Царь Судходана огораживал его от горестей мира, был со всеми исключительно добр, животные и птицы его не боялись, обладал феноменальными умственными способностями, всех покорял одним своим видом, спонтанно входил в глубокую медитацию, статуи в храме поклонились ему. Вырос Сиддхартха настоящим богатырём, высоченного роста, с мощнейшим телосложением, победил всех, в состязаниях за руку своей супруги Яшодхары, проведённых по требованию её отца. В этих состязаниях, он победил своих соперников в типичных состязаниях номадов – конных скачках, стрельбе из лука, поднятии тяжестей и борьбе. После свадьбы, он, со своим двором, как истинный номад, кочевал, в соответствии со сменой сезонов (жаркий, дождливый, прохладный), между тремя дворцами, расположенными в, соответствующих для каждого времени года, местах. Когда Сиддхартха принял решение стать отшельником, отец запретил его выпускать, но, всё-таки, он сбежал из дворца и столицы Шакьев - города Капилавасту, благодаря своему летающему коню – аргамаку, который умер от тоски по Сиддхартхе, после того, как он удалился, в горные леса, в общину аскетов – духовных искателей.

Настоящий эпический герой, неправда ли? Отличие, лишь в том, что его оружием были дух, разум и мудрое слово, а сражался он с неведеньем, страстями, корыстью, гневом и страхом. Затем, его жизнь была не менее эпичной. То, как он предавался самоумерчвлению плоти, как он обрёл Просветление под Деревом Бодхи, отразив полчища Мары, отринул соблазны его дочерей и власти над миром. Затем, он странствовал и проповедовал Дхарму – Вселенскую Истину об освобождении от страданий и обретении состояния Будды. Всё жизнеописание Будды переполнено эпизодами достойными великого эпоса номадов.

Радикальный номадизм буддизма

Сам Будда Шакьямуни (Пробуждённый Сакский Святой) и вся его община монахов - шраманов находились в постоянных странствиях. Они не оставались, даже под одним деревом, более трёх дней, исключая сезон дождей, когда они три месяца находились в затворничестве, на одном месте. Так же, в Сангхе – общине Будды, все были равны, вне зависимости от рода и касты, при этом были установлены: непререкаемое уважение к старшим, забота о младших и больных, священное гостеприимство. Будда и монахи не могли иметь никакого имущества помимо: трёх одежд (буквально три куска ткани, сшитые из кусочков), зонта от солнца, веера, чаши для подаяния – патры. Жили Будда и монахи, только, на подаяние и не могли иметь ни каких запасов, кроме еды, достаточной для одно принятия пищи в день. Это можно охарактеризовать как радикальный номадизм, лишь с той спецификой, что Будда и монахи путешествовали исключительно пешком, но это не удивительно, ведь, в то время, на индийском субконтиненте, конь был, по аналогии, с сегодняшним днём, чем-то вроде дорогого автомобиля – атрибута власти и богатства; что никак не совместимо, с общиной монахов Будды, которые называли себя – бхикшу, что означает «нищенствующий», т. е. отказавшийся от имущества. Проповеди Будды – Сутры хранились и передавались исключительно из уст в уста и, лишь, гораздо позже они начали записываться. Самые древние, найденные археологами, сутры датируются рубежом начала Нашей Эры, в то время, как Будда Шакьямуни родился в VI в. до НЭ; т. е. Учение Будды передавалось около 500 лет, исключительно, из уст в уста. К тому же, практически все сутры Махаяны – Великой Колесницы, одной из двух ветвей Буддизма, очень похожи на эпические повествования, где героями является всемогущие и всевидящие будды, а также, готовые к высшему самопожертвованию, ради спасения всех живых существ от страданий, бодхисаттвы, которых можно назвать воинами и полководцы – батырами и каганами ненасилия, света и добра. В этом смысле, в частности, на настоящий космический эпос похожа Лотосовая Сутра – Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Согласно этой Сутре её хранители, очистив свою карму и своё восприятие, могут услышать эту Лотосовую Сутру напрямую из уст Вечного Будды, воплощающемся во всех буддах прошлого, настоящего и будущего. Так же такой хранитель Лотосовой Сутры не запоминает её, но, входя в самадхи, сам видит и слышит всё её действо, присутствует на её вечном космическом собрании. Это полностью соответствует с техникой хранителей эпосов номадов. Таким образом, первая мировая религия родилась и развивалась исключительно в рамках эпической традиции. Учения Иисуса и Мухаммада зародились и передавались, как устные традиции. Это означает, что другие две мировые религии – Христианство и Ислам, так же, имею эпический первоисточник.

Описанные выше, учения осевого времени и три мировые религии, являются основой духовной и культурной эволюции человечества, то же само можно сказать о мировоззрении древних номадов и земледельцев, начиная с доисторической эпохи. Все они, изначально, были исключительно эпическими традициями. Это означает, что эпическая традиция является основой и первоисточником общечеловеческой цивилизации.