Борис Михайлов забил мне гол

Иван Сущенко-Званный
Нет-нет. В хоккей я играл только в школьном возрасте самодельной клюшкой. Да и хоккейным фанатом никогда не был. Другое дело, что в 70-е годы в период игр наших с канадскими профессионалами вместе со всей страной становился самым настоящим фанатом. У телевизора орал вслед за Николаем Озеровым: «Го-о-о-ол!!!», когда забивала советская сборная, и унывал, если шайба залетала в ворота Третьяку.
Капитана советской сборной по хоккею, входившего в легендарную тройку: Харламов – Петров - Михайлов - мне довелось видеть воочию всего один раз, но этого было достаточно, чтобы ощутить его энергетику и масштаб личности.
Дело было в Новомосковске. Здесь фирма «Полипласт» построила спортивный комплекс, в котором имеется три ледовых арены, тренировочный зал, несколько других помещений и великодушно подарила городу. Более того, фирма взяла на себя бремя содержание детских и юношеских хоккейных команд под общим названием «Академия хоккея им. Михайлова» (АХМ). Обучается в ней более 500 ребят. Чтобы тренировать иногородних одаренных мальчишек, «Полипласт финансирует  проживание, обучение. Строится интернат для них. Масштабы впечатляют.
Имя Бориса Михайлова Академии дали не случайно – называться именем всемирно прославленного спортсмена престижно. Но у создателей хоккейной Академии были и другие резоны - давно сложилось содружество новомосковцев с прославленной хоккейной командой ЦСКА. «Полипласт» помогает московскому клубу утилизировать его отходы – их тонны образуются за игровой сезон. ЦСКА шефствует над Академией хоккея: столичные спортсмены приезжают в Новомосковск и дают мастер-классы, устраиваются товарищеские матчи между детскими и молодежными командами ЦСКА и Академии. Форм сотрудничества не перечислить.
На этот раз 4 сентября в Новомосковск приехала группа прославленных хоккеистов и тренеров команды ЦСКА на торжества, связанные с открытием третьей ледовой арены. В фойе основного корпуса их встречал почти весь состав Академии – в глазах рябило от ребятишек в спортивной форме с эмблемой «АХМ», они с нетерпением ждали раздачи автографов кумирами отечественного хоккея, многократных победителей Олимпийских игр, Чемпионатов мира и страны.
Открытки с фотографиями знаменитостей заранее уже были разложены на столах. Вот они вошли в фойе, их имена объявили, и ребятишки фанатично устремились за автографами – сколько их не просили отойти и выстроиться – ничего не помогало. Не менее получаса шла раздача на память фотографий. Больше всех юные хоккеисты стремились получить подписи  у Юрзинова, Быкова и, конечно, же у Михайлова.
Признаюсь, что самому захотелось во чтобы то ни стало получить автограф капитана самой знаменитой советской хоккейной команды. Главным мотивом, впрочем, было мое неумное чувство, которое знаменитый физиолог Павлов  называл инстинктом «Что такое?», в просторечии именуемый любопытством. Привлекала личность Бориса Михайлова. С тех давних 70-х для меня он остался загадочной личностью, хотелось эту загадку разгадать в личном общении. Наряду с Харламовым я еще в юности, во время первых игр нашей сборной с канадскими профессионалами заприметил Михайлова, хотя все мои симпатии для любимого игрока были отданы Харламову, его невозможно было не заприметить, все таки звезда первой величины. Михайлов не был столь ярким и результативным в игре, но было в нем что-то магнетическое, несмотря на неброскую внешность. Для меня тогда было непонятно: почему именно он, а не Харламов был капитаном команды.
Магнетизм Михайлова почувствовался и за очень короткое время личного общения. Очень короткое. Но мне было достаточно и этого, чтобы сделать вывод – отчего же он привлекал внимание и вселял чувство надежности, почему именно он был лидером команды.
Как бывший газетчик, в фойе ледовой арены я выбрал самое близкое место к стульям, на которые должны были сесть московские гости. Когда они вошли, начал фотографировать раздачу автографов. В какой-то момент напор юных хоккеистов приутих, я стоял чуть сбоку от Михайлова, улучив момент, когда он в очередной раз уже подписал фото, коснулся его руки и сказал: «Нельзя ли вручить автограф и взрослому вашему почитателю?». Он быстро обернулся, глянул мне в глаза своими яро-синими и проговорил не совсем уж и доброжелательно: «Ну, если вам некогда ждать детей – пожалуйста!».
Человеку, чтобы что-то сделать, надо сначала проанализировать обстановку, принять решение, а уж потом действовать. У некоторых на это уходит полминуты, у других – минута. Есть и такие, что могут прикидывать, что же делать - годы. У Михайлова все эти мыслительные операции и действие были слиты воедино, он мгновенно сориентировался, приял решение и ответил на мою просьбу. Так, как ответил.  Не отказал, не сделал вид, что не слышал. Просьбу  мою удовлетворил, но при этом на словах провел воспитательный момент: дал понять, что я прервал его главную задачу – встречу с воспитанниками Академии. Действовал он в привычной для него манере: мгновенная реакция – бросок! В меня. И я пропустил гол.  Он в этот момент мне показался неким сгустком энергии, только в отличие от молнии, куда попало летящей, направил свой удар строго по выбранной в мгновение ока цели. И снова продолжил подписывать мальчишкам фотографии.
Очень понравилось поведение в описанной ситуации прославленного хоккеиста. Мне по преподавательской и общественной работе приходилось быть в такой шкуре, когда тебя окружает толпа людей, которые все без исключения заинтересованы в том, чтобы ты обратил внимание именно на него, потому что почти все торопятся, потому что им прежде всего надо…Чтобы выбрать оптимальный вариант поведения необходимо иметь не только выдержку и не перейти на крик, но и, как говорят футболисты и хоккеисты, «видеть поле», действовать быстро и точно. Михайлов показал, как он виртуозно все это может делать.
Впрочем, я несколько слукавил, когда сказал, что Борис Михайлов забил мне гол. То что хотел, то и получил: с помощью одной фразы протестировать его. Это была моя удача. Из мини-диалога мы оба вышли победителями. Для него по другому и быть не могло, а для меня подтвердилась догадка, которую я вынашивал уже в зрелом возрасте: Михайлов обладает великолепными лидерскими качествами, какие только можно пожелать для капитана хоккейной команды – лучше его никого на этом месте не могло быть. Лучший в мире – на своем месте.
Вот такие бриллианты отшлифовывала советская школа хоккея, одна из самых лучших в мире. Вот такие личности светят, как маяки, для подрастающего поколения до сих пор . Школа эта отличалась от канадского хоккея не только индивидуальным мастерством, но и умением вести коллективную игру. Спортивные комментаторы и обозреватели даже поговаривали, что именно коллективизм помогал нашим спортсменам побеждать канадцев, которые предпочитали вместо комбинаций, командной игры индивидуальные проходы к русским воротам. У нас виртуозные обводы, перепасовки, заканчивающиеся часто голевыми моментами, часто организовывал капитан команд – Борис Михайлов. Как жаль, что в переломный момент истории во главе страны не оказался такой же сильный лидер, как он, который мгновенно может оценить ситуацию, принять решение и организовать победные коллективные действия на благо всего общества.
Хотелось бы больше сказать о коллективизме, который в иные времена был нормой жизни. Но не всем это нынче нужно и не все это поймут правильно. Единственное, что по этому поводу могу сказать, точнее привести слова Бориса Михайлова о товариществе из книги о нем: «Наши отношения с Петровым и Харламовым не последнюю роль в том, что наша тройка стала ведущейв стране и на мировой арене…Пожалуй главной причиной взлета тройки, кроме всего прочего, можно считать человеческий фактор. Мы уважали друг друга и, когда кто-то ошибался, никогда не выражали недовольства, разговаривали по делу. Это помогало легче переживать трудности, сохранять нервную энергию, с настроением тренироваться, с желанием играть».
Именно такая сплоченность помогала выстоять народу и в период войны…
Приведу еще одно мнение Михайлова о тренерах, как лидерах команд: «Я не люблю, когда наших великих тренеров называют «тиранами» или «диктаторами…Без жесткой требовательности к своим подчиненным ничего не добиться. Мягкотелость не нужна, она иррациональна: игроки теряют бдительность и играют не так, как должно. Назовите мне хоть одного наставника-«демократа», который выиграл бы что-то весомое? Я сам был и игроком, и тренером, поэтому отлично знаю о чем говорю». Думаю, большинство наших людей могли бы подписаться под этими выстраданными словами, выстраданными на опыте всей страны.
Будем надеяться, что имя Бориса Михайлова поможет становлению нового поколения российских хоккеистов, что Академия хоккея станет выдающимся учебным заведением и школой Олимпийского резерва. Все сейчас для этого у нас в стране есть: и лидер, и отличные спонсоры-бизнесмены, и грамотное молодое поколение. Надо только работать, и все у нас получится!
Иван Сущенко – член Российского союза писателей, Курского Союза Литераторов