Глава первая Светочка

Александра Шам
Дорога на кладбище шла мимо террикона (такой насыпанной горы камней – отходов от добычи угля). Был солнечный, ласковый, весенний день. Вовсю щебетали птицы, жужжали насекомые, цвели травы, молодые листья деревьев радовали своей нежной зеленью.  Все вокруг ликовало, купаясь в теплых  лучах.
На кладбище, особенно весной, испытываешь очень странное ощущение. Радость от этой необычайной красоты  и буйства природы и тихая скорбь от того, что те, о ком напоминают кресты и надгробья,  никогда не увидят всего этого. А еще покой. Не хочется говорить. Только думать и вспоминать.

Крест на могиле Светы слегка наклонился. Светка, Светка! Как случилось, что я уже который год прихожу проведать тебя сюда!
Света – моя двоюродная сестра, была младше меня на год.  Выросли мы в разных городах и познакомились, будучи уже взрослыми двадцатилетними девушками.

Ее мать, тетю Люсю, сестру моего отца, я знала только по фотографиям, письмам и посылкам с вареньем, орехами и маленькими подарочками, которые нам приходили с Украины каждый год. В такой вот посылке однажды я нашла фотографию Светы в день ее четырнадцатилетия.

 Эта черно-белая фотография потрясла меня! Света оказалась такой красавицей! Мягкий овал лица, задумчивый и какой-то ласковый взгляд огромных глаз, длинные ресницы, густые, красиво очерченные брови, полные, пухлые, прямо как нарисованные губы, ямочки на щеках, длинные волнистые волосы.

Я носилась с этой фотографией, показывая ее всем друзьям и гордилась тем, что эта красавица – моя сестра. Так я познакомилась со Светой и полюбила ее заочно, если так можно сказать. Понимаю теперь, как влюблялись принцы и принцессы, которым привозили портреты их заморских суженых перед свадьбой.

Вот на свадьбе то мы и познакомились. Нашу семью пригласили на свадьбу Светы, но приехать смогла только я. Я уже училась в университете и в августе перед учебой как раз приехала погостить и погулять на «весiллi» (свадьба на украинском языке).

Как мне понравилась моя сестра! Милая, жизнерадостная девчонка. Очень веселая, компанейская. Ее искренность и честность подкупали тебя сразу. С нею легко было разговаривать на любую тему. Я могла рассказывать ей обо всем, не боясь критики или осуждения. Она, такая красавица, совершенно не гордилась собою, была очень простым и открытым человеком. Мы с нею подружились.

 В предсвадебной суете, в разгар уборки, готовки, закупок и прочей беготни меня поразил такой диалог:
- Мам, я не хочу выходить замуж! Я не знаю, я не люблю его! – тихо сказала Светка.
- Ну что ты придумала? Нечего было затевать все это. Теперь поздно, гости едут, все закуплено, все оплачено. Как ты себе представляешь отменить все, - возмутилась мать, сердито кинув скалку.
- Не знаю.
- Ну вот и делай молча что нужно. Не выкидывай фокусы! – резко и со злостью отрезала тетка Люся и продолжила раскатывать тесто на лапшу.

Я задумалась. Действительно Светкин жених был на удивление невзрачный, невысокого роста, блеклый, щекастый, с самодовольной улыбочкой, какой-то медлительный.  Он  совсем не пара красавице Светлане с точеной фигуркой, озорным глазом, такой ловкой, быстрой, веселой.

- Почему ты выбрала его? – спросила я у Светы
- Знаешь, я встречалась с другим парнем – Жорой. Наши родители были знакомы, и мы дружили, а потом  начали встречаться. Все вроде бы радовались, называли нас «жених и невеста». Я поступила в училище в другой город, он приезжал ко мне и у нас уже начались отношения по-взрослому.  Так вот когда его мать узнала, что мы спим, она затеяла ему такой скандал! Запретила ему со мною встречаться. Кричала, что раз мы спим, а я не забеременела, то я бесплодная, и она не позволит ему портить  жизнь.

Потом она пришла к нам, и тогда такой шум-гам был! Родители наши переругались напрочь и обоим нам категорически не разрешили видеться. Оказалось, что мой Жора приемный сын. Его мать не могла родить детей и усыновила его. Теперь из страха, что я тоже не рожу, она просто возненавидела меня и не хотела ничего слышать.

Моя мама обиделась жутко на них. Меня запирали дома, я вылезала в форточку, сбегала с занятий.  Мы продолжали встречаться, но однажды мать так разозлилась, что стала бить меня, кричала отцу: «Бей, бей ее, сдирай с этой шлюхи одежду, я сейчас повыдираю ей волосы. Ты смотри, любовь у нее. Я тебя отучу шляться».

Это было так страшно, что я решила не жить. Умереть лучше. На следующий день, все были на работе, меня заперли, а я зашла в ванну и порезала вены лезвием. Кровь лилась, я сидела на краешке ванны, смотрела на льющуюся кровь и плакала, но отец вернулся с работы раньше, зашел, увидел меня, схватил на руки и понес в больницу. Хорошо, что рядом. Он даже «скорую» не вызывал. Так  донес.

Спасли меня, - и Светка показала руку с тремя шрамами от порезов.
- После этого мы перестали видеться. – продолжала она свой рассказ. -  Жорик совсем слетел с катушек, стал выпивать, связался с дурной компанией, а тут его и в армию призвали.

- А как же ты с Андреем познакомилась?
- Да вот как-то на дискотеке  пригласил меня танцевать.  Потом проводил домой, да и привязался ко мне. Стали встречаться. Он сразу замуж предложил, а я согласилась. Может, назло родителям, хочу уже от них подальше быть. Не могу их простить. Я так Жорку любила. Теперь понимаю, что до сих пор люблю его.

Он сейчас в армии. Ненавидит меня.
Его дружки, узнав про то, что я замуж собралась, решили наказать меня, встретили в посадке вечером после танцев. Андрей провожал меня, они его стали бить, а один завалил меня на землю, кричал, что изнасилует, отомстит за друга. А тут мамка бежит. Она всегда меня встречала у посадки. Как схватила палку, давай кричать. Поразгоняла всех.
Подала заявление в милицию, но родители тех дружков откупились, и мать взяла эти деньги. Как подумаю, что на эти вонючие деньги свадьбу играем, такое зло берет!

- Света, я не могу поверить, что тетя Люся такое могла сделать! – прошептала я в ужасе.
- Мамка очень жестокой может быть. Она вроде и любит меня,  но иногда так злится, помню, сестренка Лариска сходила на горшок, а я не вылила из него, мать рассердилась, орала ни меня и одела мне на голову этот горшок вместе с содержимым.

Я была ошарашена этим рассказом. Я видела, что тетка любила Свету.  Она любовалась ею, наряжала, сама шила и вязала обновки, покупала дорогие вещи. У Светки было все, что тогда считалось модным. Красивые платья, обувь, часики, золотые украшения.  но…

Свадьбу затеяли громкую, большую, во дворе дома поставили навес, столы буквой П, лавки. Пригласили музыкантов. Родичи из Воронежа приехали на автобусе «Икарус» с гармошкой, самогоном, колбасой и кучей продуктов.

Гулянье удалось на славу. Невеста наша была красавица, жених глаз с нее не сводил. Гости плясали, пели, пили и снова плясали, как водится, два дня. На третий провожали воронежцев. А потом и я уехала.

http://www.proza.ru/2019/10/20/134