Глава первая не теряй любовь

Александра Шам
I
- Ма, я гулять!
- Как гулять? Ты уроки сделал?
- Мам, ну что ты пристала со своими уроками? Выучил, не выучил, какая разница?
- Как это какая разница? Ты что в этой жизни собираешься делать? Ямки копать? Тогда можешь не учиться. Будешь копать ямки, будешь всю жизнь просто Серега. А выучишься, получишь высшее образование, хорошую работу, будешь ходить в костюме с галстуком, и называть тебя будут - Сергей Константинович.
- Ты вот меня все учишь, а ты сама со своим высшим образованием чего добилась в жизни?


У Катерины перехватило дыхание от этих слов. Как он может так говорить? Неужели это ее сын. Он действительно так думает? Он совсем не уважает ее? Ведь это она его воспитала! Что для него значит «чего ты добилась»? неужели деньги, это главное, и он – ее сын так считает?
- Как это чего добилась? - возмутилась Катя, - по крайней мере, меня уважают на работе, и действительно называют Катериной Львовной. Я люблю свою работу, она приносит мне радость.
- И что нам с твоей радости? Торчишь там целыми днями, а толку – то?  Ни одеться, ни путешествовать, ни машины, ни ремонта приличного. Стыдно в дом друзей пригласить.
- Иди уже, что с тобой говорить, - беспомощно махнула рукой Катя, - посмотрим, чего ты добьешься. Давай, дерзай, делец.


Сын ушел, а Катерина села у окна и задумалась.
Кто она? Катенька, Екатерина Бушуева, родившаяся в России, двадцать лет прожившая в Казахстане,  теперь оказавшаяся на Украине?  Кто она? Какая она? Как ей познать себя, когда человек даже в собственных мыслях не решается быть честным, когда, прожив столько лет, вдруг понимает, что представлял себя совершенно не таким, каким является?


Кате   достался характер неоднозначный. Есть такое выражение «Интроверт с задатками лидера»,  так вот, мне кажется, что это про нее. Она частенько ловит себя на том, что «играет» в эмоции: вот понимает, что в данных обстоятельствах нужно смеяться - и смеется, иногда даже хохочет, а когда нужно переживать, хмуриться или уронить слезу – плачет и страдает. Нет, ну она,   конечно, не дает  себе команду: «Плачь!», нет, просто, как бы со стороны, наблюдает за собою смеющейся или плачущей,  при этом в глубине души, оставаясь какой-то холодной, равнодушной и отстраненной.

   Еще ей  трудно обидеть человека, сказать   правду неприятную, или то, что разозлит его. Всегда считала, что это   ее дипломатичность так выражается, а  скорее всего  она просто рефлексивно защищается от негатива, боясь неприятностей, споров и выяснений. Как и почему это сложилось в ней?
   
Катя росла свободной девчонкой. Родители ее любили, но не вмешивались в ее дела, не знали ее мечтаний страхов, тайн, детских влюбленностей. Не было заведено привычки  посекретничать, поговорить по душам, посоветоваться, при этом ее почти никогда не ругали - как-то не за что было. Она была хорошей девочкой, с хорошими оценками, поведением, подружками. Любила читать, просто читала всегда, при любой возможности. Это был ее мир, мир иллюзий, фантазий, общения и нереальных возможностей. Очередная книга поглощала ее целиком, трудно было оторваться, читала дни и ночи напролет, наскоро разделавшись с домашними делами и уроками. Закончив книгу, оставалась еще некоторое время в плену созданного воображением мира, но тут же бралась за новое чтение, торопясь снова погрузиться в иные миры. Она читала все, очень любила фантастику, хотя и детективы и исторические романы, и книги о жизни животных захватывали ее одинаково сильно, но ненадолго и без какой-либо пользы.  Названия  и авторы,  герои и события тут же забывались в угоду новым впечатлениям от следующей истории. Катя гордилась тем, что она много читает,  и презирала тех, кто не любил чтение.

   Катя вообще была гордячка, правда,  никак не выказывала этого и даже, пожалуй, не осознавала сама, но считала себя выше многих. Ее отец был бригадиром,  уважаемым в селе человеком, мама работала учителем в школе, может быть, это делало ее особенной в собственных глазах.

  В   восьмом классе, Катя влюбилась. Влюбилась в своего одноклассника хулиганистого двоечника Андрюшку. Невысокого роста, смуглый, широколицый, с узким калмыцким разрезом глаз, дерзкий с учителями, совершающий периодически набеги на соседские огороды. Что могло приглянуться в нем? Возможно, интерес к совершенно непохожему противоположному человеку?  Думая о нем и о своих чувствах, Катя гордилась, что вот она такая хорошая девочка – почти отличница, а любит такого простого хулигана мальчишку. Писала стихи, страдала и мучилась от того, что Андрей не обращает внимания на нее, ему нравилась Нелли, отличница из седьмого класса.

   Нелли такая красавица с уже оформившейся фигуркой, длинными волнистыми волосами, с огромными глазами под красивым изгибом черных бровей и приятным, тихим, мягким голосом. Катя решила подружиться с Нелли, чтобы так привлечь внимание Андрея. Однажды на школьном вечере даже передала записку  для Нелли. Нелли оказалась умной, замечательной, интересной подругой, с которой до сих пор Катюша поддерживает связь, но даже Нелли не знала о чувствах Катерины. А уж Андрей, тот и подавно не догадывался. Однажды он сказал что-то обидное Кате, она толкнула его, а тот в ответ ударил, тогда  Катя, изо всех сил стараясь не заплакать, ударила еще сильнее и прокричала: «Что? Думаешь, я  заплачу!» Слезы  стояли в ее глазах, но она сдерживала их, как могла, тогда Андрей отступил сказав: «Смотри-ка, не заныла! Уважаю!»  Сколько дней радостные воспоминания бередили душу нашей Катеньки, как гордилась она собою и радовалась, что понравилась своему герою. После восьмого класса Андрей ушел из школы, и любовь как-то сама собою ушла вместе с ним.


Катя всегда любила одиночество. Особенно нравилось ей теплыми весенними днями пропадать в степи. Весенняя степь необычайно красива, вся устлана цветным ковром тюльпанов и подснежников, залита от края до края солнцем, сияющим на ярком, чистейшем, голубом небе, с высоты которого раздается звон жаворонков и скворцов. Где-то там, в вышине, летит стая журавлей,  или  кружит паря, раскинув крылья, коршун или орлан, подстерегающий добычу, а вокруг так и мелькают, снуют  стрижи и ласточки. За селом протекала река с забавным названием Коко. Весною река разливалась, ее удерживали плотиной, но вода зачастую прорывала насыпь и уходила, затапливая улицы, заливая дома и сараи жителей окраин. Но потом, когда вода сходила, в степи оставались прорытые ею каналы, в которых появлялись небольшие водопады, заводи и чудные живописные перекаты, каменные нагромождения, окруженные камышом, ряской и весенними цветами.

   Вот там-то Катюша проводила целые дни, читая книги, наблюдая за ящерицами, стрекозами, жуками-плавунцами, любовалась солнечными бликами, слушала журчание водопадиков, сама напевала, а бывало, что и пела во весь голос.


Были у Кати подруги: ее одноклассница Мила – тихая, скромная, милая и прехорошенькая, Валя – старше на год - умная, строгая и серьезная. Но по-настоящему душевной близости с ними  Катя не испытывала,  просто дружили, проводили время, болтали и сплетничали.  А вот открываться, рассказывать о своих чувствах или мечтах не получалось.

 При всей своей скрытности, погруженности в себя, Катя в школе была лидером, комсоргом класса, постоянным участником и организатором вечеров и конкурсов, читала стихи  со сцены на концертах в клубе и даже пела.  С удовольствием играла в школьных спектаклях. Интересной особенностью ее было безоговорочное уважение к старшим, которое осталось в ней и сейчас. Ей почему – то необходимо уважать старших и начальство, даже понимая, что они не правы или не достойны этого, просто такой, в ее понимании,  порядок вещей. Хотя, в критических ситуациях, стержень в ней проявлялся.
Однажды в селе случилась трагедия – разбился на мотоцикле парень, Сергей Матвеев. Замечательный умный, добрый, веселый, отличный мальчишка. Он только что окончил школу, собирался поступить в институт, но вот влюбился в Нелли, да, ту самую Нелли, Катину подругу. Вместе с другом Васькой взяли без разрешения у отца  мотоцикл и поехали к Нелли, а по дороге врезались в столб и разбились. Сергей погиб, а Василия судили и приговорили к двум годам условно.

Вася был Катиным одноклассником. В школе, по требованию райкома комсомола, собрали комсомольское собрание класса и поставили вопрос об исключении Василия  из комсомола. Докладчик неуклюже аргументировал, по каким причинам Василий недостоин того, чтобы носить высокое звание комсомольца, класс обескуражено слушал, не понимая, что делать. Слово дали комсоргу Екатерине, и она тихо, но твердо сказала: «Почему же нужно исключать? Ведь Василий и так наказан, он сам осознает свою вину. Но он хороший товарищ и я предлагаю объявить ему выговор, но не исключать».  Класс   одобрительно зашумел, вопрос был поставлен на голосование и Василий остался в комсомоле. Страшно и волнительно было Кате идти наперекор директору, начальству,  голос дрожал, и коленки тряслись, но ведь не смогла переступить через свои принципы.

http://www.proza.ru/2019/10/20/119