The time is out of joint. Опыт интерпретации

Александр Бокшицкий
Автор «Гомеровых гимнов» сравнил эякуляцию с броском игральных костей. Древнегреческие философы полагали, пол будущего ребенка зависит от того, к какой стороне матки прилепится семя: если справа, родится мальчик; если слева – девочка. Для всех эллинов это звучало убедительно: в языке и сознании правое было синонимично мужскому, левое – женскому. Общее место, где от века сходились Запад с Востоком, Север с Югом.

Осевое время начинается с желания помыслить вещи мира вопреки традиции, рационально. Автор гимнов и натурфилософ, размышляющие о зачатии-событии, – современники, они говорят о зачатии на одном языке, но понимают это событие по-разному.

В сознании гимнографа эякуляция, бросок игральных костей или жребия при разделе власти между Кронидами – вещи вполне сопоставимые. Все видимое и невидимое в том и этом мире подвластно судьбе, даже боги полагаются на случай. «Жребий символизирует некую силу, внешнюю по отношению к тем, кто прибегает к жребию. Согласие на жребий означает добровольное подчинение власти этой силы». Аргумент Посейдона в споре с Зевсом: бросок жребия изначально их уравнял, Зевс не может приказывать брату «с равной судьбой» (Илиада, XV, 210).

Натурфилософ не хуже поэта сведущ в мифологии, и его, возможно, Аполлон призывал к священной жертве, и не раз… Не тут-то было. Как и Платон, философ сжег свои юношеские трагедии, поставив на силу, превосходящую мощь всех богов и самой Судьбы. Философ поставил на рацио, и не ошибся – никому не ведомый бог открыл ему все тайны предшественников, выдал секрет главного фокуса, до этого известный лишь избранным.

Гимнограф и натурфилософ свидетели и участники события, предопределившего дальнейшее развитие европейской мысли. Сдвиг сознания, ментальная катастрофа – на смену мифологическому мироощущению шло рациональное мировоззрение. Действие сил, в своей удали сравнимых с силами тектоническими, невидимыми, божественными, слепыми. И порожденное этими силами желание мыслить иначе. Беспощадное, обо всем забывающее, зачищающее пространство желание.

В 1903 г. вышло первое издание «Фрагментов досократиков» Дильса. И Гегель рассмеялся бы, узнав из этой книги о гинекологических представлениях древних греков; смех по этому поводу – естественная реакция даже для не слишком образованного читателя. Если смех по этому поводу короток – 3-5 секунд, не больше, – значит, читатель достаточно образован, он смеется и при этом видит «анекдот» в большом времени, уже чувствует, как расходятся его суставы, предчувствует, что будет дальше… Но не ропщет, понимает, силы тектонические, тут ропщи, не ропщи, бесполезно, тут надо как-то иначе, маневр хитрый, совсем неожиданный, на раз, два… так вправляют вывих – тех органов, что снаружи, и тех, что внутри, справа и слева.