Умение дружить является одним из главных признаков психического здоровья человека. Подружившись в детстве, многие из нас пронесли дружбу через многие годы. Некоторым не удалось сохранить бывших друзей из-за ссор и времени. С возрастом значение дружбы только возрастает. И зрелому, седому человеку так же нужны друзья, как милому карапузу в песочнице, лупящему пластиковым ведерком своего будущего друга.
Подруги военного детства.
Лида и Таня подружились зимой 1943 года в осажденном Ленинграде. Школы, в которых училась каждая из них, были разбомблены, и их перевели в одну из уцелевших в Невском районе. Они были ученицами пятого класса и сидели за одной партой. Через полгода Лиду с мамой по «Дороге жизни» эвакуировали в Омск. Потом они приехали к бабушке во Владимир, и вернулись в любимый Ленинград только летом 46-го. И каково было удивление обеих девочек, когда снова встретились первого сентябре уже семиклассницами в прежней уцелевшей школе! С тех пор дружба их не прерывалась, где бы они ни жили…
Они помогли другу перенести страшные потери мужа и сына Татьяны; радовались успехам повзрослевшего сына Лиды. Их дружба длилась больше шестидесяти лет. Уже нет Лидии Павловны, и Татьяна Михайловна каждый год первого сентября, собираясь с силами, отправляется на старое кладбище на окраине Санкт – Петербурга. Долго и молча стоит у ее могилы, выкуривая две папиросы «Беломорканала».
Детская дружба, пронесенная через всю жизнь, считается самой крепкой и надежной. Видимо можно признать, что «пик» дружбы, когда она является наиболее исключительной, интенсивной и эмоционально значимой, приходится на юность и раннюю молодость. Переживания юности, даже если вы хорошо помните их разочарования и горести, всегда оставляют неповторимое обаяние.
Потеря друзей, вместе с которыми безвозвратно уходит в небытие часть нашей собственной жизни, соучастниками и свидетелями которой, часто единственными, они были, заставляет еще выше ценить оставшихся друзей и придает мыслям о дружбе ностальгический оттенок.
Дружба взрослых людей.
Содержание и структура дружеского общения у взрослых людей иные, чем в юности. Терпимость к различиям - один из главных показателей уровня культуры и интеллектуального развития. Это проявляется и в общении. Детская дружба может распасться из-за пустяка. Юноши уже готовы мириться с недостатками своих друзей, но сама дружба все-таки ими понимается как нечто тотальное. Отчасти здесь проявляется типичная для юности идеализация друга и дружбы. Ведь устремленные в будущее, юноши делятся друг с другом мечтами и жизненными планами. Чем неопределеннее эти образы будущего, тем легче найти человека, который их полностью разделяет.
Жизненный мир взрослого человека гораздо сложнее. Деятельность, круг общения, сфера интересов - все это расчленяется и специализируется. Чем сложнее и многограннее человек, тем труднее ему найти другого, который был бы ему созвучен во всех отношениях. Отсюда дифференциация дружеских отношений, когда с одним из друзей нас связывают общие интеллектуальные интересы, с другим – воспоминания молодости, с третьим - эстетические переживания. Каждое из таких отношений имеет свои границы, которые люди предпочитают не переходить. Однако это не мешает дружбе быть глубокой, искренней и устойчивой.
В активном среднем возрасте акцент на психологической интимности как важнейшем признаке дружбы несколько ослабевает, и дружеские отношения утрачивают свой ореол многозначительности. У женщин это отчасти объясняется сосредоточением интересов на семейных делах.
После тридцати заводить новых подруг становится труднее: меньше общих надежд, ожиданий, мечтаний. И тем не менее находится кто-то, с кем можно провести день, попить кофе или сходить по магазинам.
Мужчины сконцентрированы на профессионально- трудовой деятельности. Но ценности дружбы отнюдь не сводятся к взаимопомощи и совмест-ному времяпровождению. При любых опросах значительная часть взрослых заявляют, что ценят в дружбе, прежде всего, доверие и потенциальную возможность обсуждать свои личные проблемы. Это отличает дружбу от всех прочих личных отношений, не исключая и любовно - семейные.
«Для меня наличие близких друзей остается важнейшей гарантией против одиночества, - считает тридцатисемилетний Максим.
- Любой жизненный кризис, в том числе и любовный, переносится легче, если человек обращается за помощью к друзьям. И если их нет, то переживания проходят гораздо болезненней».
В зрелом возрасте правила дружбы становятся менее жесткими, чем в юности. Для ее поддержания уже не столь важны регулярные встречи и совместное времяпровождение. Значительная чаще наблюдается разнополая и разновозрастная дружба. Терпимее воспринимается различия в характере оказываемых друг другу услуг и степени взаимного доверия. Однако психологическая потребность в безусловном признании и эмоциональной поддержке с возрастом не ослабевает.
Сильнее тема дружбы звучит в старости. В среднем возрасте дружба большей частью совмещается с другими, семейными и трудовыми отношениями, а в старости она снова обретает исключительность, ее психологическое значение резко возрастает. Общение старых людей резко отличается от общения с детьми и внуками. Наличие близких друзей - такое же необходимое условие относительно счастливой старости, как приличное здоровье и материальное благополучие. Боязнь потерять друзей и трудность установления новых отношений - одна из главных причин того, что пожилые люди избегают менять места жительства и работы.
Под личиной дружбы, или есть ли кодекс дружбы?
«Никогда не мог себе представить, что буду так страдать из-за веры в дружбу, - рассказывает Олег В., один из руководителей силовых структур. - Я почти десять лет возглавлял серьезнейшее ведомство и оброс большим числом знакомых, приятелей и друзей. Всем был нужен для совета, поддержки, помощи и содействия. Все звали в гости, на пикники, на дачи, в бани. Кто по-дружески, кто по-соседски, кто из благодарности. А затем нашу структуру, как выполнившую свои функции, расформировали. И вдруг я обнаружил, что вокруг образовалась пустота. Никто не звонил, ни о чем не расспрашивал, не просил, не приглашал в гости или не желал заглянуть ко мне. Оказалось, что истинных друзей за этот десяток лет, я обрел ровно троих. Им ничего не нужно было от меня, и за последующие годы наши отношения стали более доверительными, крепкими и надежными».
Понятие дружбы распалось у Олега на составные части, отделив реальное от воображаемого, идеал от действительного, сущее от должного. К сожалению, это знакомо многим, когда под видом преданной и верной дружбы тобой манипулируют, а зачастую просто используют твое служебное или профессиональное положение в достижении своих целях.
А можно ли рационально объяснить дружбу? Свести ее к каким-то утилитарным, нормативным или ситуативным соображениям? Подвести ее под общее социальное или психологическое правило?
Противоречие существует уже на уровне обыденного сознания. С одной стороны, мы говорим, что надо знать своих друзей и не бояться указать им на их недостатки. С другой стороны, моральный кодекс дружбы осуждает взгляд на друга со стороны, обсуждение его характера, внутреннего мира и своих взаимоотношений с ним с посторонними и тем более манипулирование его личностью. Отношение к другу как к вещи этика считает безнравственным, приписывая дружбе абсолютную, самодовлеющую ценность.
Как бы не определялись конкретные функции дружбы, в чем бы не усматривалась ее ценность, она неизменно занимает высшие места в иерархии нравственных ценностей. «Настоящая дружба» становится эталоном, по которому оцениваются все реальные личностные отношения. Как бы ни варьировался этот эталон в разных обществах, в нем всегда представлены такие личностные константы, как избирательность, индивидуальность, верность, независимость от ситуативных соображений.
Если кодекс дружбы является воплощением моральных норм идеального человеческого общежития вообще, то и личные качества друзей не могут быть этически нейтральными. Многие личностные свойства, от которых зависит общение индивида, формируются независимо от его воли и желаний и не могут быть поставлены ему лично ни в вину, ни в заслугу. Это особенно касается таких коммуникативных качеств, как общительность или замкнутость. Однако моральный кодекс дружбы несовместим с эгоизмом, предательством, нестойкостью убеждений. В самом деле, если дружба предполагает честь и честность, можно ли не согласиться с Цицероном, что «дружба возможна только между честными людьми…»?
Дружеское общение во всех возрастах имеет высокую нравственно-психологическую ценность. Наличие друзей считается одной из важнейших предпосылок психологического комфорта и удовлетворенностью жизнью. В зрелом и старшем возрастах новые дружбы завязываются все труднее, и тогда понятие «лучший друг» теснее сливается с понятием «старый друг».
Друг - это человек, к которому «я могу войти, не надевая никакого мундира, не исповедуя никакого Корана и не отрекаясь ни от чего, что принадлежит моей внутренней родине, - писал Сент-Экзюпери. - Рядом с тобой мне нет надобности ни каяться, ни оправдываться, ни доказывать.… И я благодарен тебе за то, что ты принимаешь меня со всем, что есть во мне».
Психолог Ольга Гунина