К другу без мундира

Ольга Гунина-Владимирская
     Умение  дружить  является  одним  из  главных  признаков  психического  здоровья  человека.   Подружившись  в  детстве,  многие  из  нас  пронесли  дружбу  через  многие  годы.  Некоторым  не  удалось  сохранить  бывших  друзей  из-за  ссор  и  времени.  С  возрастом  значение  дружбы  только  возрастает.  И  зрелому,  седому  человеку  так  же  нужны  друзья,  как  милому  карапузу  в песочнице,  лупящему  пластиковым  ведерком  своего  будущего  друга.

                Подруги   военного   детства.

     Лида и  Таня  подружились  зимой  1943  года  в осажденном  Ленинграде.  Школы,  в  которых  училась  каждая  из  них,  были  разбомблены,  и  их  перевели   в  одну  из  уцелевших  в  Невском районе.  Они  были  ученицами  пятого  класса  и  сидели  за  одной  партой.  Через  полгода  Лиду  с  мамой  по  «Дороге  жизни»  эвакуировали  в  Омск.  Потом  они  приехали  к  бабушке во  Владимир,  и вернулись  в  любимый  Ленинград  только  летом  46-го.  И  каково  было  удивление  обеих  девочек,  когда  снова  встретились  первого  сентябре  уже  семиклассницами  в  прежней  уцелевшей  школе!  С  тех  пор  дружба  их  не прерывалась,  где  бы  они  ни  жили… 
 
     Они  помогли  другу  перенести  страшные  потери  мужа  и  сына  Татьяны;  радовались  успехам повзрослевшего сына  Лиды.  Их  дружба  длилась  больше шестидесяти  лет.  Уже  нет  Лидии  Павловны,  и  Татьяна  Михайловна  каждый  год  первого  сентября,   собираясь  с  силами,  отправляется   на  старое  кладбище  на  окраине  Санкт – Петербурга.  Долго  и  молча  стоит  у  ее  могилы,  выкуривая   две  папиросы «Беломорканала».
 
   Детская  дружба,  пронесенная  через  всю  жизнь,  считается  самой  крепкой  и  надежной.  Видимо  можно  признать,  что  «пик»  дружбы,  когда  она  является  наиболее  исключительной,  интенсивной  и  эмоционально  значимой,  приходится  на  юность  и  раннюю  молодость.  Переживания  юности,  даже  если  вы  хорошо  помните  их  разочарования  и  горести,  всегда  оставляют  неповторимое  обаяние.

   Потеря  друзей,  вместе  с  которыми  безвозвратно  уходит  в  небытие  часть  нашей  собственной  жизни,  соучастниками  и  свидетелями  которой,  часто  единственными,  они  были,  заставляет  еще    выше  ценить  оставшихся  друзей  и  придает  мыслям  о  дружбе  ностальгический оттенок.

                Дружба  взрослых  людей.

     Содержание  и  структура  дружеского  общения  у  взрослых  людей  иные,  чем  в  юности.  Терпимость  к  различиям  -  один  из  главных  показателей  уровня  культуры  и  интеллектуального  развития.  Это  проявляется  и  в  общении.  Детская  дружба  может  распасться  из-за  пустяка.  Юноши  уже  готовы  мириться  с  недостатками   своих друзей,  но  сама  дружба все-таки ими  понимается  как  нечто  тотальное.  Отчасти  здесь  проявляется  типичная  для  юности  идеализация  друга  и  дружбы.  Ведь  устремленные  в  будущее,  юноши  делятся  друг  с  другом  мечтами  и  жизненными  планами.  Чем  неопределеннее  эти  образы  будущего,  тем   легче  найти  человека,  который  их  полностью  разделяет. 

   Жизненный  мир  взрослого  человека  гораздо  сложнее.    Деятельность,  круг  общения,  сфера  интересов  -  все  это расчленяется  и  специализируется.  Чем  сложнее  и  многограннее  человек,  тем  труднее  ему  найти  другого,  который  был  бы  ему  созвучен  во  всех  отношениях.  Отсюда  дифференциация  дружеских  отношений,  когда  с  одним  из  друзей  нас  связывают  общие  интеллектуальные  интересы,  с  другим – воспоминания  молодости,  с  третьим  -  эстетические  переживания.  Каждое  из  таких  отношений  имеет  свои  границы,  которые  люди  предпочитают  не  переходить.  Однако  это  не  мешает  дружбе  быть  глубокой,  искренней  и  устойчивой.

     В  активном  среднем  возрасте  акцент  на  психологической  интимности  как  важнейшем  признаке  дружбы  несколько  ослабевает,  и  дружеские  отношения  утрачивают  свой  ореол  многозначительности.  У  женщин  это  отчасти  объясняется  сосредоточением  интересов  на  семейных  делах. 
 После  тридцати  заводить  новых  подруг  становится  труднее:  меньше  общих  надежд,  ожиданий,  мечтаний.  И  тем  не  менее  находится  кто-то,  с  кем  можно  провести  день,  попить  кофе  или  сходить  по  магазинам.
Мужчины  сконцентрированы на  профессионально- трудовой  деятельности.  Но  ценности  дружбы  отнюдь  не  сводятся  к  взаимопомощи  и  совмест-ному  времяпровождению.  При  любых  опросах  значительная  часть   взрослых  заявляют,  что  ценят  в  дружбе,  прежде  всего,  доверие  и  потенциальную  возможность  обсуждать  свои  личные  проблемы.  Это  отличает  дружбу  от  всех  прочих  личных  отношений,  не  исключая  и любовно - семейные.

    «Для  меня  наличие  близких  друзей  остается  важнейшей  гарантией  против  одиночества,  -  считает  тридцатисемилетний  Максим.
- Любой  жизненный  кризис,  в  том  числе  и  любовный,  переносится легче,  если  человек  обращается  за  помощью  к  друзьям.  И  если  их  нет,  то  переживания  проходят  гораздо  болезненней».
 
    В  зрелом  возрасте  правила  дружбы  становятся  менее  жесткими,  чем  в  юности.  Для  ее  поддержания   уже  не  столь  важны  регулярные  встречи  и  совместное  времяпровождение.  Значительная  чаще  наблюдается  разнополая  и  разновозрастная   дружба.  Терпимее  воспринимается    различия  в  характере  оказываемых  друг  другу  услуг  и   степени  взаимного  доверия.  Однако  психологическая  потребность  в  безусловном признании  и  эмоциональной  поддержке  с  возрастом  не  ослабевает.

    Сильнее  тема  дружбы  звучит  в  старости.  В  среднем  возрасте  дружба  большей  частью  совмещается  с  другими,  семейными  и  трудовыми  отношениями,  а в  старости  она  снова  обретает  исключительность,  ее  психологическое  значение  резко  возрастает.  Общение  старых  людей  резко  отличается   от  общения  с  детьми  и  внуками.  Наличие  близких  друзей  -  такое  же  необходимое  условие  относительно  счастливой  старости,  как  приличное  здоровье  и  материальное  благополучие.  Боязнь  потерять  друзей  и  трудность  установления  новых  отношений  -  одна  из  главных причин  того,  что  пожилые  люди  избегают  менять  места  жительства  и  работы.

                Под  личиной  дружбы,  или  есть  ли  кодекс  дружбы?

          «Никогда  не  мог  себе  представить,  что буду  так страдать  из-за    веры  в  дружбу,  -  рассказывает  Олег  В.,  один  из  руководителей  силовых  структур.  -  Я  почти  десять  лет  возглавлял  серьезнейшее  ведомство  и  оброс  большим  числом  знакомых,  приятелей  и  друзей.  Всем  был  нужен  для  совета,  поддержки,  помощи  и  содействия.  Все  звали  в гости,  на  пикники,  на  дачи,  в  бани.  Кто  по-дружески, кто по-соседски,  кто  из  благодарности.  А  затем  нашу структуру,  как  выполнившую  свои  функции, расформировали.  И  вдруг  я  обнаружил,  что  вокруг  образовалась  пустота.  Никто  не  звонил,  ни  о  чем  не  расспрашивал,  не  просил,  не  приглашал  в  гости  или  не  желал  заглянуть  ко мне. Оказалось,  что  истинных  друзей  за  этот  десяток  лет,  я  обрел  ровно  троих.  Им  ничего  не  нужно  было  от  меня,    и  за  последующие  годы  наши  отношения  стали  более  доверительными,  крепкими  и  надежными».

    Понятие  дружбы  распалось  у  Олега  на  составные  части,  отделив  реальное  от  воображаемого,  идеал  от  действительного,  сущее  от  должного.  К  сожалению,  это  знакомо  многим,  когда  под  видом  преданной  и  верной  дружбы  тобой  манипулируют,  а  зачастую  просто  используют  твое  служебное  или  профессиональное  положение  в  достижении  своих  целях. 
     А  можно  ли  рационально  объяснить  дружбу?  Свести  ее  к  каким-то  утилитарным,  нормативным  или  ситуативным  соображениям?  Подвести  ее  под  общее  социальное  или  психологическое  правило?

   Противоречие  существует  уже  на  уровне  обыденного  сознания.  С  одной  стороны,  мы  говорим,  что  надо  знать  своих  друзей  и  не  бояться  указать  им  на  их  недостатки.  С  другой  стороны,  моральный  кодекс  дружбы  осуждает  взгляд  на  друга  со  стороны,  обсуждение  его  характера,  внутреннего  мира  и  своих  взаимоотношений  с  ним  с  посторонними  и  тем  более  манипулирование  его  личностью. Отношение  к  другу  как  к  вещи  этика  считает  безнравственным, приписывая  дружбе  абсолютную,  самодовлеющую  ценность.
   
     Как      бы  не  определялись  конкретные  функции  дружбы,  в  чем  бы  не  усматривалась  ее  ценность,  она  неизменно  занимает  высшие  места  в  иерархии  нравственных  ценностей.  «Настоящая  дружба»  становится  эталоном,  по  которому  оцениваются  все  реальные  личностные  отношения.  Как  бы  ни  варьировался  этот  эталон  в  разных  обществах,  в  нем    всегда  представлены  такие  личностные  константы,  как    избирательность,  индивидуальность,  верность,   независимость  от  ситуативных  соображений. 
             
   Если  кодекс  дружбы  является  воплощением  моральных  норм идеального  человеческого  общежития  вообще,  то  и  личные  качества  друзей  не  могут  быть  этически  нейтральными.  Многие  личностные  свойства,  от  которых  зависит  общение  индивида,  формируются  независимо  от  его  воли  и  желаний  и  не  могут  быть  поставлены  ему  лично  ни  в  вину,  ни  в  заслугу.  Это  особенно  касается  таких  коммуникативных  качеств, как  общительность  или  замкнутость.  Однако  моральный  кодекс  дружбы  несовместим  с  эгоизмом,  предательством,  нестойкостью  убеждений.  В  самом  деле,  если  дружба  предполагает  честь  и честность,  можно  ли  не  согласиться  с  Цицероном,  что  «дружба  возможна  только  между  честными  людьми…»?

   Дружеское  общение  во  всех  возрастах  имеет  высокую  нравственно-психологическую  ценность.  Наличие  друзей  считается  одной  из  важнейших  предпосылок  психологического  комфорта  и  удовлетворенностью  жизнью.  В  зрелом  и  старшем  возрастах  новые  дружбы  завязываются  все  труднее,  и  тогда  понятие  «лучший  друг»  теснее  сливается  с понятием  «старый  друг». 

     Друг  -  это  человек,  к  которому  «я  могу  войти,  не  надевая  никакого  мундира,  не  исповедуя  никакого  Корана  и  не  отрекаясь  ни  от  чего,  что  принадлежит моей  внутренней  родине,  -  писал  Сент-Экзюпери.  -  Рядом  с  тобой  мне нет  надобности  ни  каяться,  ни  оправдываться,  ни  доказывать.…  И  я  благодарен  тебе  за  то,  что  ты  принимаешь  меня  со  всем,  что  есть  во  мне».

Психолог  Ольга  Гунина