В своем Отечестве Пророков нет Глава 12

Анна Колбасова
Религиозная реформа была проведена в 1551 году.

 Собор состоял из митрополита, архиепископов новгородского и ростовского, большого числа епископов, архимандритов и игуменов.

 Мирской элемент был представлен на нем высшими придворными чинами и боярской думой в полном составе.

 Государь решил воспользоваться сотрудничеством собора и для обслуживания некоторых законопроектов, для которых ему нужно было не только согласие, но и опытность собравшихся.

 Ивану не все нравилось в распоряжении имуществом в монастырях, и он сделал, поэтому поводу замечание, и встретил отпор, ему пришлось идти на уступки.

 Он ограничился только лишь укоризненным указанием собору на беспорядки в использовании, хранении  монастырского  имущества  и, на чрезмерную алчность черного духовенства.

Теоретически собор высказался за преследование злоупотреблений в этой области монастырской деятельности, но практически меры принял только после некоторой борьбы.

 Они сводились к возвращению государству тех боярских вотчин,  которые перешли к монастырям без «государева доклада», эта мера распространялась и на все земли, полученные церковью таким путем, сюда входили даже те земельные дары, которые были получены ею в период малолетства Ивана.

На будущее время монастырям запрещалось покупать старинные княжеские вотчины.

Вместе с тем духовенство лишалось права приобретать всякие вотчины без согласия на то государя.

 На церковь были возложены некоторые новые повинности, несмотря на то, что она уже, как указывалось на соборе, выставляла ратных людей и участвовала в несении расходов по содержанию укреплений в некоторых городах.

 Теперь она должна была помогать своими средствами выкупу пленных.

 За этими уступками со стороны церкви должны были последовать и другие.

 В 1573 году по указу царя освященный собор постановил: в пользу богатых монастырей, вотчин не завещать.
               
В 1580 году как черному, так и белому духовенству было запрещено, приобретать какие бы то ни было земли, ни за деньги, ни в качестве дара.

 Рост земельных владений духовенства прекратился.

В 1551 году в другой сфере жизни Иван решил в преобразовательной деятельности пойти дальше. Его намерения обнаружились в целом ряде запросов, с которыми он обращался к собору.

 Тон чрезвычайно горяч и резок.

 На первых порах собор уклонялся от обсуждения щекотливых вопросов.

  Иван настойчиво указывает  на дурное пользование монастырским имуществом.

 Собор делает вид, что не понимает упрека, и в ответ выдвигает разные  вопросы, относящиеся к богослужению.

 Переписка была, между Иваном и монастырем долго, со стороны монастыря были недомолвки, они, как бы игнорировали его замечания и вопросы.

 Ставился Иваном вопрос о распущенности духовенства, собор не без некоторого лукавства, подымает жалобы о процветающем среди мирян содомском грехе.

 Однако в конце их совместной переписки собор был вынужден признать существование  известных  беспорядков, порочивших русскую церковь и даже угрожающих ее будущему.

    Он сознавал, что причиной этих не устройств было главным образом невежество, в котором коснело и белое, и, черное духовенство.

 Собор признал, необходимым   открыть, возможно, больше школ, где будущие священники могли бы получать образование, но он не сделал ничего для выполнения своего плана.

 Он воображал, что для этой цели достаточно будет усердия и пожертвований бедных священников, живших в большинстве случаев чуть ли не милостыней.

 Епископы и архимандриты сами были недостаточно образованны и отказывались от всякого содействия осуществлению намеченного плана.

 Они не понимали, что нужно было начать с поднятия умственного уровня высшего духовенства.

 В толковании и выборе текста сам патриарх Макарий делал грубые ошибки.

Чтобы спасти свое внешнее достоинство, собор решил дать ответ на обвинение в безнравственности духовенства, и в духе сурового ригоризма, соответствовавшего аскетическим стремлениям времени, снова подтвердил церковное осуждение всяких мирских удовольствий.
               
Новый закон предлагал подобие административной реформы в церковной жизни.

 Начала самоуправления, должны были лечь в ее основу.

 Церковный суд, вверявшийся епископами боярам, дьякам, десятникам, вызывал постоянные жалобы.

 Об упразднении этих должностей нечего было и помышлять, они  ведь существовали и при митрополитах Петре и Алексее.

 Решено было дать священникам право участия в судах через своих выборных старост и сотских.

 Но при этом совершенно позабыли определить роль этих представителей.

Пред нами выступают слабые стороны и недостатки церковной реформы 1551 г., но она, как кажется, не заслуживает пренебрежительного отношения, какое вызывает в наше время.

 Собором, был, затронут вопрос о ношении мирянами бороды, безбородые мужчины, считали, уподобляются женщинам и могут возбудить порочные желания, думаю, глупость, но стойкая.
               
Хотя Иван был еще очень молод,   но по своему развитию и образованию он стоял на более высоком уровне.

 Вопросы, предложенные на обсуждение собора, были не только внесены от имени царя, но частью и написаны его собственной рукой.

 Сравнивая их с позднейшими произведениями того же автора, видим отпечаток своеобразной его личности.

  В них не только его мысли, но и стиль, его выражения, резкие, язвительные и колкие.

  Даже в вопросах, касавшихся богослужения, где Макарий мог и должен был руководить Иваном, он обнаруживает весьма обширные познания.

Макарий, ничего не значащий в истории, оказался главным виновником неудачи реформы 1551 г., он был вдохновителем противодействия, оказанного собором как преобразовательным идеям сторонников Нила Сорского и Иосафа, так и личным стремлениям государя.

 Митрополит, был сам сторонником реформы, но он ее понимал совершенно иначе.

 Поворачиваясь спиной к прогрессу, он видел спасение только лишь в покаянном возвращении к прошлому, в восстановлении его забытых и нарушенных традиций.

 Он стремился к осуществлению идеалов первоначального христианства,но понимал их совершенно произвольно.

 Благочестие основывалось на мелочном соблюдении всевозможных обрядов. Строго иерархическая церковь составляет своего рода аристократию, увеличивавшую из года в год богатства, посылаемые ей Богом.

 Церковь входит в союз с государством на основании взаимной поддержки:
 
Беспощадное преследование ересей.

 Школа не нужна, таковы идеалы Макария.

 И все- таки  реформа была проведена, часть этой победы принадлежит Ивану.

Сама по себе эта победа была незначительной и еще более ослаблена усилиями противной стороны, во многих местах решения собора оставались долго неизвестными.

 Ведь официальная церковь старалась помешать их осуществлению.

 В 1554 году был создан новый собор для осуждения ереси Матвея Башкина и его последователей.

 На нем церковь вознаградила себя за понесенное ею поражение: в дело Башкина были впутаны выдающиеся сторонники реформы.

 Кроме того, пораженные в более важных своих интересах, некоторые из духовных консерваторов вступили в союз с другими недовольными элементами.

Следуя своей преобразовательной программе, Иван объединил оппозиционные элементы и, смешивая религиозные интересы с политическими, начал беспощадную борьбу против одной и другой стороны.

 Из этой борьбы он вышел победителем,  но зато его имя и память до настоящего времени вызывают содрогание.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ