Правила поведения в дальних походах

Игорь Бородаев
    -Кто там? – услышал я родной голос в домофоне и ответил дочери: «Папа», - кратко, опасаясь нарушить течение её нескончаемых семейных забот.
   В открытой двери новенькой квартиры меня встречал радостный внук Ромка. Мы с ним друзья.
   На этот раз Ромкина радость длилась недолго и скоро улетучилась с моего присутствия, сменилась разочарованием, чему я был неприятно поражён.
   -А папа где? – рванул Ромка к маме, забыв поздороваться с дедом.
   -В Тыгде, - недоумённо ответила мама. – Ты разве не знаешь? Сколько раз он с тобой по телефону разговаривал? Приветы передавал.
   Я не сдержался. Вслед за мной рассмеялась и дочь, уловив смешной оттенок в разговоре с сыном. Да, Караганда незаслуженно присвоила себе славу самого упоминаемого города, отобрав первенство у посёлка в Амурской области, где наш лучший папа отрабатывал вахту.
   В этих семейных взаимосвязях взрослым разобраться трудно: кто сват, кто брат. Что говорить о слабом детском умишке? Нужно им это? Есть папа, мама, дед с бабушкой. Что ещё надо?

   Настроения у детей изменчивы, и вскоре мы с Ромкой уже разрабатывали маршрут нашего сегодняшнего похода: если идём на Промзону, надо садиться на трамвай. Если на АБ – то это автобусом. Выбрали автобус. На трамвае мы катались в прошлые выходные.
   -Возьмите зонтик, - наставляла нас мама. – Не заходите под деревья и в высокую траву. Клещей нахватаете.
   Эти женщины! Шагу с ними нельзя ступить не оглядевшись. Мы сами знаем, что нам делать, куда можно идти, а куда нельзя. Мы же мужчины! Настоящие туристы, как-никак. Знаем мы, что нам необходимо в первую очередь – компас. Мама же всё забывает приобрести эту удивительную штуку. Компас придётся покупать самим, благо магазин спорттоваров нашему малому отряду первопроходцев по пути.

   В автобусе Ромка не выпускал из рук свою новую игрушку – компас. Да, эта штука будет понадёжней маминого навигатора. Навигатор может соврать: «Поверните направо. Ой, я ошибся, налево надо было». Компас не ошибётся, его стрелка всегда на север указывает.
   Ромка тыкал рукой в разные стороны и доводил до всех незнающих пассажиров: «Там север, а там восток. Там река, а там Тыгда, где папа работает. А Фергана там». Показывал неправильно, да в его возрасте чувствовать направления сложно. Знает стороны света, и то хорошо.
   На конечную остановку «Кристалл» автобус всегда приходит по графику. Нравится горожанам это название, взятое с несуществующего уже магазинчика. Зачастую подменяют они этим сверкающим названием непонятное административное обозначение района АБ.
   Хорош район АБ, спокойный. Здесь гул вездесущих машин скрадывается соснами, и городской шум не так докучает прохожим. Городской лес ухожен и опрятен, отдыхать тут вольготно.

   На планетарий, встретившийся нам первым в дороге, мы полюбовались издали. Ромка здесь уже был, едва высидел получасовую лекцию. Не захватили его звёзды, не успел он увлечься холодной бесконечностью. Ночью надо спать, а сны неинтересны.
   Вспомнилось детство, когда мои родители затеяли ремонт в доме, и семья наша ночевала на огороде. Я втискивался между папой и мамой, засыпал под их поиски созвездий: «Вон ковш Медведицы, а это Парус, Водолей, Скорпион».
   На монумент мы зашли. Неизвестный солдат встретил нас приветливо как всегда. Не подготовился я к этому посещению, не подумал заранее о цветочке для подношения, а с клумб срывать цветы нельзя. Ромка возложил самую красивую веточку, которую нашёл, я положил в ноги гранитного защитника сигаретку.
    Покинули монумент скоро. Здесь стая собак обитает.  Кто их знает, когда они решат расширять границы своей территории, которая прилегает к зоне памяти. Собак здесь прикармливают местные бабушки. Стая раздобрела на дармовых харчах, отрыли себе логово. Собачки выглядят вполне здоровыми и далеко не безобидными. На территорию свою чужаков не допускают, облаивают всех встречных, кроме кормилиц своих.
   Мы с Ромкой обогнули собачью свору по проезжей части и вышли к крытому бассейну «Дельфин», увидев который Ромка удивился не на шутку:
   -Деда! А ты говорил, что не знаешь здесь ничего! Сам же меня к бассейну привёл (Ромку сюда подвозят на машине с другой стороны).
   -Мы по этой дороге по три раза на дню по работе проезжаем, - сознался я. – А в лесу я ещё ни разу не был. Там ты будешь главным. Компас у тебя?
   Ромка кивнул гордо, соглашаясь на руководство операцией по изучению территории городского леса.

   Сегодня не день для плавания, и мы прошли за «Дельфин» в сосновые владения Берендея под нескончаемые Ромкины восхваления тренера Юрия Никифоровича.
   Сосновый дух сыграл в мальчишке положительным ключом, у Ромки разыгрался аппетит. В другое время его за стол не усадить, а тут:
   -Деда, давай сухой паёк есть!
   Как тут отказать? Мы ещё только в начале пути, какой может быть перекус. Деваться некуда, надо подбирать место для привала, которое искать особо не приходится: повсюду выставлены грибки с седушками – выбирай любой, который больше по вкусу пришёлся.
   Ромка сделал единственно правильный выбор, полез на трибуну, выстроенную на пригорке. Сверху видно всё.
    Пока ребёнок ест, он в безопасности. К тому же внука научили не болтать за столом. Я освободился ненадолго от опеки и отдался личным наблюдениям.

   Хорошую зону отдыха обустроили в нашем лесу. Тропинки заасфальтировали повсюду, скамеечки выставили. Вольготно здесь и отдыхающим и спортсменам. Легко дышится сосновым воздухом, полезно.
   Привлекла парочка бегунов преклонного возраста. Муж и жена? Или дочь? Женщины до седин выглядят моложе нас, пожёванных жизнью.
   Дедок выдохся под финиш, и женщина резво обогнала напарника на повороте, вскинула победно руки вверх, пересекая финишную черту. Мужчинам не пристало сдаваться. Дед не сбавил шага и пролетел мимо ликующей дамы вперёд, прижал к колену локоть жестом – «Йес»! Знай наших! Победы мы никому не отдадим!
   Живут же люди! Я хоть и моложе их намного, а колени хрустят уже от бега. Мне доступен спурт разве что только по пешеходнику под одобрительные взгляды пропускающих меня шоферов.

   -Дед! – сбил мои грустные мысли Ромка. – А ты так и не научился бегать? Я же тебя учил!
   -Ну что ты, Ромка! Ты забыл, наверно.  Научить меня бегать ты только обещал. А учил ты меня этим летом плаванию.
   Мы с Ромкой летом на речке бултыхались так, что мама не могла нас докричаться. Если б не вытащила нас с воды, мы бы и под звёздами заплывы с рыбами устраивали.
   -Бегать не учат, - выдал Ромка, умудрённый спортивными знаниями. – Бегунов тренируют.
   -Понятно, - согласился я. – Учатся по книжкам, а в спорте тренируются.
   -Вот и будешь учится бегать по книжкам! – заключил всезнающий внук.
   -По книжкам бегать нельзя, - не согласился я на этот раз. – Они порвутся.
   -Ты мне надоел, дед, своими разговорами! – осерчал внук. – Побежишь, а я твои результаты записывать буду.
   Я не сдержался на этот раз. Как не улыбнуться мыслям такого развитого не по годам мальца?!

   -Ну что, Рома, пойдём? – поднял я с места засидевшегося внука. – В походах не отдыхают подолгу. Отдышался и – вперёд! Мы ведь с тобой настоящие туристы. У нас компас есть.
   -Пойдём, - согласился Роман и собрал за собой фантики от конфет. Мои нравоучения в прошлых походах не прошли даром, что порадовало.
   -Куда идти? – поинтересовался я у опытного проводника, не раз уже посещавшего эти места с папой и мамой. – Что нам компас подсказывает?
   Роман с умным видом завертел в руках удивительную штуковину с плавающей стрелкой и уверенно показал рукой вниз, на асфальтированную тропу здоровья: «Туда»!
   -Стой! – не согласился я. – Настоящие туристы лёгких путей не ищут. Мы пойдём туда, - указал на тропинку, уходящую змейкой на вершину холма.
   -Мама не разрешила в лес заходить, - заныл законопослушный ребёнок. – Там клещи.
   -Волков бояться – в лес не ходить. У нас с тобой есть только два пути: по звериной тропе или индейской тайной тропкой. Ты кто? Индеец или охотник?
   -Индеец! – гордо заявил Ромка.
   -Ну так вперёд!

   Трава в сосновом лесу не растёт так густо, и ходить по опавшей хвое легко и свободно. Валежник в этих обихоженных местах убирается волонтёрами, опрятные лесные виды радуют свежестью и бережным отношением к природе. Нигде не видать брошенного мусора, чем отличаются пригородные леса, в которых вся земля устлана бутылками и пакетами с отходами человеческой жизнедеятельности. Люди – самые крупные пакостники на Земле. Но ведь можно как-то аккуратней! Как дома у себя.
   А тут ещё дождик пошёл, мягкий, осенний. Сосновые запахи сразу усилились, сдобренные влагой. Дочь оказалась права, давая нам зонтик. Правы бывают и синоптики, если каждый день прогнозируют дождь. Когда-нибудь он пойдёт, особо, когда тучи неделями по небу ходят, особо, когда ранняя осень – тёплая и хлебосольная.
   -Доставай зонтик! – закричал развеселившийся Ромка.
   -Где ты видел индейцев с зонтиком? – отказался я от благ цивилизации. – Бежим под дуб! Вон туда. Дубок нас от дождя защитит. Видишь, сухо под ним.
   На вынужденном привале нас развлёк дятел. Прилетел к засохшей берёзке напротив, застучал свою звонкую дробь. В лесу не бывает скучно. Лес всегда развлечёт чудесами, если зашёл к нему с добрыми намерениями.
   -Дятел! Дятел! – закричал восхищённый Ромка и спугнул птицу. Настоящим оказался дятел, лесным. Слетел с первой опасности. Городская птица привыкла к шуму, и спугнуть её можно только явными угрозами. Дикий дятел, дикий лес…

   Дождь прошёл, поморосив немного. Всё для нас, как у добрых хозяев в гостях. Приятно и душевно.
    -Пойдём, Ромка? Куда нам?
   Рома указал рукой пальцем в сторону города, повертев компасом в руках.
    -А ну дай-ка, - потянулся я к указателю, будучи вынужденным хитрить. Повертел, потёр: - Ну вот, теперь правильно. Стрелочка зацепилась. Туда нам (в сторону реки). Верно? Так пошли.
   -Побежали! – вскричал развеселившийся мальчишка и не оставил деду шанса на лидерство, ушёл вперёд, скрываясь за деревьями.
   -Увидишь речку, «Ура» кричи, - бросил я вдогонку и припустился вослед, кряхтя и стеная. Ноги заскрипели и пошли, пошли на разгон.

   Берег был недалече, я знал про то и особо не волновался о затерявшемся внуке. Через минуту уже услышал его «ура» и увидел мальца стоящим на взгорке.
   Речка красовалась блёстками с выглянувшего солнышка, гордилась островами, что таились под зеленью деревьев – не дойти до них без лодки, безлюдны они в отличие от берегов речных.
   Крутояр не пускал к реке, дорога шла повдоль, спуск виднелся вдалеке.
   -Пойдём по дороге? – посоветовался я с малым напарником.
   -Спустимся по индейской тропе, - решил Ромка. Всё верно. Лёгких путей мы не ищем. Мы не отдыхающие какие – туристы, с компасом. Нам дороги не нужны.
   Речка зашелестела волнами, ластясь к Ромкиным ногам, словно щенок игривый. Любят они детей малых – дикие силы природы.  Ромка поднял камешек и закинул его в речку ответом на близость. Речка булькнула благодарно и зашелестела волной.
   Пошли вниз по течению, где должно быть слияние, где берега расступаются вширь до горизонта. До туда вряд ли дойти, но хочется.
   -Во, рыбак! – закричал Ромка восхищённо, увидев за кустами мужчину с удочкой.
   -Рыбаки ловили рыбу, - откликнулся мужчина по-доброму. Впервые слышу подобное. Рыбаки, они угрюмые все, тишину любят. «Не шуми, не мешай», - единственное, что можно услышать от них.

    По песку не находишь много, ноги вязнут. Уставший Ромка присел на корточки у речки, с рыбами разговаривает, волну рукою мочит.
   -Что делаешь, Ром?
   -Домик для рыб, - разгребает песок, укрепляет прорытую лунку камнем.
   -Вот бы дельфины перелётные зашли на нашу речку, - размечтался я ни с того, ни с сего. – Мы бы с ними поговорили. Дельфины добрые.
   -Дельфины добрые, - согласился Ромка. – Только они в реках не живут. В море, далеко и глубоко. В океане ещё.
    -А на Амазонке, - усомнился я в нежелании дельфинов посетить наши места. – Есть такая река в Америке. Слышал, дельфины там живут.
   -Там живут, - согласился Ромка. – Только они не доплывут до нас. Далеко.
   -А если из цирка взять, - осенило меня. – Слонов, ведь, водят по улицам. Верблюдов тех же. Почему дельфинов нельзя на пляж свозить, людей им показать?
   -Дельфинам нужна солёная вода, - у Ромки в голосе открылись нотки раздражения на дремучего деда. Ну, ничегошеньки не знает!
   -Мы соль в магазине купим, реку для дельфинов подсолим.
   -Соли много надо.
    -Мешок возьмём.
   -Мешка не хватит. В реке воды вон сколько!
   -А мы им на плавник привяжем по пакетику соли, - придумал я. – Пускай каждый берёт, сколько хочет.
   -Так можно, - согласился, наконец, Ромка. – Пускай приплывают.

   С леса послышался визг-гам, с песчаного косогора к берегу поскатывались ребятишки. Трое, постарше нашего Ромки будут. За детворой показалась женщина. Строгая, голосистая! Запричитала на всю реку, рыбу напугала:
   -А ну перестаньте беситься! С тропинки не сходить! Ходить осторожно, не падать! К реке не подходить, руки не мочить! Осень на дворе, купанья кончились.
    Ох уж эти женщины! Шагу не дадут ступить детворе. Им же простор нужен, неуёмным! С окошка тёплой квартиры жизнь не увидеть. Какая осень?! Плюс двадцать на воле. Самый разгар для беготни и игр.
   Вспомнил про дочь с её зонтиком. Прав ли я был, разрешая внуку к берегу одному бежать? А если б споткнулся, упал, полетел с кручи? Надо уводить его от воды. Заболеет ещё. А как? Тут один выход – сухой паёк.
   -Пойдём, Ромка. Обедать пора. Надо ещё медвежий угол найти, спрятаться, чтоб наш сухой паёк не отобрал кто.
   Предложение принято, Ромка поднялся и устало побрёл за мной в кусты, подальше от глаз людских, голодных. Сели на пенёчке, рюкзачок распаковали заветный. На природе обед – дело первостепенной важности.
    -Здесь точно медведи живут, - оглядел я прибрежные заросли, заваленные упавшими стволами.  – По этим тропинкам людям не пройти, только зверью. Наверное, на рыбалку ушли, на острова.
   -Медведи у нас не живут, - поправил меня внук. – Раньше жили, когда шишек много было. Теперь люди все шишки собирают, и медведи ушли далеко, на Камчатку. (У нас папа работал на Камчатке).
   -Жалко, - с грустью в голосе пожалел разочарованный дед. – Надо будет где-то раздобыть шишек для леса. Мно-ого! Самосвал понадобится. Возвратятся, может?
   -Возвратятся, - заверил Ромка, дожёвывая последний пирожок.

   Всё интересное кончается рано или поздно. Звонила мама, беспокоилась. А мы и забыли, что обещали рассказывать всё о наших приключениях. Хотелось остаться жить здесь, на берегу, рядом со зверем диким и рыбами. Да нельзя. Человек должен жить дома, в семье.
   На прощание лес показал нам белочку. Зверёк бегал вкруг своей кормушки и совсем не боялся людей, с интересом наблюдавших за лесной жизнью. А я уж посчитал, что белки ушли из этих мест безвозвратно. Несколько лет не видел красавиц в наших местах, которые захламили донельзя.
   Лес одобрил наше поведение в походе, отблагодарил как мог. Лес любит фантазёров, сам такой. Лесу без фантазий никак нельзя. Каждый листик неповторимыми обводами приходится наделять. Людям проще: прикрепил квадрат к квадрату, вот и дом готов.

   -А ты маму слушаешься? – спросил я Ромку уже в автобусе, сомневаясь в правильности дедовского присмотра за ребёнком, свободного во многом.
   -Слушаю, но не всегда. Мальчишки заставляют хулиганить, пока взрослые не видят.
   -Ругается мама?
   -Ругает.
   -А тебе её жалко, когда она злится?
   -Нет, не жалко. Тоскливо.
    Эх, молодость – заулыбался я внуку. Поколение новое, продвинутое. Нам бы, шестилеткам, такого и в голову не пришло, что эти соображают. А говорят, что люди не меняются тысячелетиями.