Премия

Вита Тора
Наконец настал понедельник. Казалось, эти выходные тянулись очень медленно, как целая неделя или даже месяц. Это было непривычно, обычно суббота и воскресенье пролетали. Едва хватало времени успеть приготовиться к новой неделе. Побыть с сыном, сходить в собрание, постирать, убраться в комнате. Но не в этот раз. Вера едва дождалась наступления новой недели и сейчас она спешила на работу. Вера надеялась прийти туда пораньше, чтобы первой встретить свою начальницу. Ей необходимо было поговорить с Татьяной Михайловной как можно скорее. Разговор предстоял непростой, Вера даже не знала как она скажет, какие слова подберет, чтобы Татьяна Михайловна поняла ее правильно. Но планировать в деталях предстоящий разговор не хотелось.


Вера была из недавно обращенных, но уже знала Слово из библии, что беспокоиться заранее не нужно. Она училась жить верой не заботясь ни о завтрашнем дне, ни о предстоящих событиях.
Она вспомнила слова из библии, что не нужно беспокоиться заранее о том что говорить если верующего поведут на суд. Дух Святого Отца подскажет в тот момент подходящие слова и вложит их в уста.


Верочка была рада довериться Слову, потому что если начать представлять конкретные детали, например, слова своего обращения к Татьяне Михайловне и предположить, что она ответит, то не легко решиться на эту беседу. Но если предстоящее предприятие доверить Господу, то Он пойдет с ней, все устроит и подскажет нужные слова в нужный момент.


Вера шагала легко, уверенно, кивая встречным знакомым. Городок был маленьким, знакомых лиц она видела много, но в утро понедельника все куда-то о спешат, как и она. Поэтому до места своей работы молодая женщина дошла без задержек.

Легко взбежав по ступенькам, Вера прошла по коридору их офиса, где располагалась социальная служба для горожан. Вера работала здесь с полгода, но уже успела заметить некоторые не гласные правила, которые соблюдали сотрудники. Например, нужно было подождать обращаться с какими-то вопросами, если в кабинете есть еще кто-то, кроме начальства.

Социальная служба занимала немного помещений, обычно социальные работники толпились в ожидании, когда их начальница освободится, прежде чем входить в ее кабинет для разрешения рабочих вопросов. Сейчас, в это раннее утро она оказалась одна перед главным кабинетом и увидев свет под дверью поняла, что начальница на месте. Вера остановилась на минуту, мысленно обратилась еще раз к Господу и решительно постучала в дверь.


На эту работу Веру пригласила ее подруга Алла. Вера в то время очень нуждалась в работе, но в их маленьком городке со свободными рабочими местами было туго и предложение подруги было очень кстати. Алла сказала, что ее начальница попросила подыскать кого-то из таких же как она. Алла пояснила, что несмотря на дефицит рабочих мест в городке, в их соц службе все же большая текучка. Социальные работники сталкиваются с такими особенностями в своей работе, что далеко не многие подходят для этой работы. Их подопечные - пожилые люди, часто со сложным характером, плохим здоровьем и т.д.

Некоторые нюансы, с которыми встречается соц работник не каждый человек выдерживает. Необходимо обладать такими качествами как терпение, выдержка, честность, мудрость, милосердие, сострадание. Алла сказала, что в составе их рабочей команды есть и верующие, и их число растет. Обычные, мирские люди не выдерживают специфики работы и вскоре увольняются. Татьяна Михайловна заметив, что ее верующие работники неплохо справляются, обратилась к бригадиру Алле, чтобы та подыскала ей нового сотрудника, из-за недавнего увольнения одной из работниц.


Работа Вере понравилась. Она была горячей новообращенной, хотела служить Господу, а здесь служения было предостаточно. Ее подопечные были людьми пожилого и преклонного возраста. У них было много нужд разного рода. Конечно, ее подопечные были очень разные, с разными характерами. Многим было сложно справляться с элементарными делами, которые теперь из-за ухудшающегося здоровья, становились для них проблемами. Хотя обычный человек, с нормальным здоровьем не видит, не понимает этого. Как не понимает странных обид, капризов и иногда завышенных, кажется, требований, внимания к себе со стороны пожилых людей.


Вера обладала чутким сердцем, терпеливо выслушивая жалобы на здоровье, одиночество. Порой, она соглашалась задержаться у кого-то из своих подопечных, приняв приглашение выпить чашечку чая. Вера знала, что ее тут ждали, что ее визит раз или два в неделю может быть особенным событием в жизни одинокого пожилого человека. Больше никого у него нет. Или почти нет, за исключением таких же как он или она. Дети или очень далеко или их нет вообще. Друзья - или сами уже не ходячие по гостям или ушли в мир иной. Единственная радость - телевизор, или радио, если со зрением совсем плохо. Да визит соц работника, принесшего заказанные продукты.

А ведь многие из них вели когда-то активную жизнь, совсем не похожую на нынешнюю. Им очень трудно смириться со своей беспомощностью, с зависимостью от других.

Возможно, так Господь исцеляет некоторые сердца от гордости, перед тем как человек предстанет пред Ним с отчетом. И такое плачевное состояние тела ведет к поиску ответов на многие вопросы. И в конце-концов, они находят Его у самого порога? Кто знает...


Человек не может судить кого-то кроме самого себя, потому Вера и не пыталась понять, за что это ему или ей так сейчас туго приходится. Но раз она пришла сюда, значит, Господь хочет, чтобы она послужила этим людям Его любовью. И она служила как могла. Была добра, приветлива, терпелива и старалась выполнять свои обязанности на совесть, как и положено ей, как верующей. Верочка училась жить перед Господом.


Татьяна Михайловна была очень довольна новым работником. За все время работы, ни разу не получила жалобы от подопечных на нее, как это частенько бывает в их работе. Напротив, пару раз звонили новые будущие клиенты их службы и спрашивали о возможности направить к ним именно Верочку. Похоже, кто-то из ее подопечных порекомендовал ее своим соседям или близким друзьям. "Сарафанное радио" и маленький городок действуют быстро в таких случаях. Она предвкушала скорое увеличение штата сотрудников, свое собственное повышение по службе и в зарплате.

Татьяна Михайловна решила поощрить нового работника, дать ей материальное вознаграждение, тем более, что события, как нельзя кстати, благоприятствуют этому. Что-то вроде премии. Но время было лихое в стране, служба финансировалась плохо, премии за хорошую работу официально получала только она, а вот премии, которые иногда получали работники Татьяна Михайловна находила самостоятельно. При этом, опять же не забывая и себя, возможно, за находчивость.


Она вызвала Веру в свой кабинет в предыдущую пятницу, перед окончанием рабочего дня. Татьяна Михайловна спросила новую сотрудницу о том, как ей нравится ее работа, похвалила ее за успехи в ней, в виде рекомендаций ее персоны .

- Благодаря таким работникам как ты, Верочка, наша служба набирает новых клиентов. Появляются новые рабочие места, служба пользуется популярностью. Скоро появится еще одно место и я попрошу Аллу или тебя подыскать кого-то из ваших, верующих. Я очень довольна такими работниками. Трудолюбивыми, порядочными, честными и безотказными. Обычно, пожилые люди не доверяют свои деньги чужим людям. А если и доверяют, то постоянно сомневаются, не обманули ли их. Ну, их можно понять, память плохая, от того и сомнения. Но верующим можно доверить и пожилых и их финансы.

Татьяна Михайловна улыбнулась одобрительно глядя на смущенную похвалой Веру и продолжила :
- Кстати, Верочка, тебе полагается небольшая премия. Не совсем премия, конечно, расписываться в получении нигде не нужно. Недавно отошел в мир иной один из наших клиентов, а деньги, которые ему положены от государства пришли чуть раньше. Он плохо видел, и расписываться уже не мог. В таких случаях у нас есть доверенность, мы сами расписываемся, а потом относим деньги клиенту. Но так как относить уже некому, я делю эту сумму пополам. Ты одна воспитываешь сына, тебе деньги пригодятся. Ну и мне, конечно, они лишними не будут. Так что вот, бери и купи своему сыну чего-нибудь.


Татьяна Михайловна вынула конверт и протянула его Вере со словами:
-Ну беги, беги. Можешь не благодарить. Ты это заслужила. И позови ко мне Свету, она ждет за дверью, надо успеть поговорить с ней до конца рабочего дня. Попроси ее ко мне на ковер.


Все это произошло так быстро - и похвала и неожиданное денежное поощрение, что Вера не успела что либо понять, сообразить прежде чем послушно вышла за дверь.
Казалось, все хорошо, похвала от начальства, премия, которая так кстати, сыну как раз нужна новая обувь, но что-то ее смущало. Теплый весенний день, клонившийся к вечеру, предстоящая встреча с сыном и возможность обновить его гардероб в ближайшие выходные, почему-то не радовали ее. Вера ощущала беспокойство в духе и поспешила домой, поговорить скорее с Господом, пока сын не вернулся из школы.


Дома, оставшись наедине с Богом, она попросила Его объяснить, что произошло, почему ушел мир, и нет радости, хотя ее похвалили и наградили премией..? Но Господь не отвечал в ее духе. Тогда она раскрыла библию просто наугад, и глазам ее бросились слова из книги Притч:
"Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том."
(Притчи 29:24)
«Кто делится с вором... »


Яснее, чем Слово Отца, сказать невозможно. Как невозможно убежать и от Его Духа. Вера не хотела иметь ничего общего с воровством. Она не знала, что вором можно стать даже не подозревая об этом. Но видимо, она где-то не бодрствовала, если не отказалась от чужих денег сразу.

Поэтому, Вера тут же встала на колени, покаялась, попросила прощения и поняла, что должна вернуть премию как можно раньше. И должна объяснить этот возврат так как велит ей Господь. Ниже, следующий стих предупреждал о сетях, в которые попадает тот, кто страшится человека. Ей очень хотелось освободиться от этого конверта поскорее, потому она и ждала с нетерпением окончания выходных.


Татьяна Михайловна была уже на месте. Она только что пришла и сидела за своим столом смотрясь в зеркало, поправляя что-то в прическе, наводя штрихи в своей внешности. Отложив зеркальце, она уже собиралась кому-то звонить, как услышала стук в дверь.


- Разрешите войти? - услышала Татьяна Михайловна знакомый голос своей сотрудницы.
- Входи, конечно. - пригласила Татьяна Михайловна, предполагая, что ее новая работница, спешит обрадовать ее предложением новой кандидатуры в их соц службу, в качестве благодарности за премию.
- Здравствуйте, Татьяна Михайловна. Я пришла вернуть деньги, которые не могу взять - услышала начальница соц службы.


Такое приветствие удивило Татьяну Михайловну, привыкшую слышать благодарность от своих сотрудниц за ее заботу о них и премии, выдававшиеся время от времени некоторым. Отказ она слышала впервые.

Брови ее поднялись, лицо вытянулось. Она чуть было не открыла рот от удивления, но в последний момент, сдержалась. Татьяна Михайловна приподнялась на своем стуле, потом опять опустилась на него, ее руки что-то искали на столе. Она пыталась успокоиться и начала перебирать бумаги, делая вид, что ищет какую-то справку.


Наконец, немного успокоившись, она сказала притворно равнодушным голосом:

-Да...? А что случилось? Ты внезапно разбогатела, что деньги стали лишними? - спросила начальница Веру, не глядя ей в глаза, по прежнему пытаясь "найти" какую-то несуществующую бумагу на своем большом столе.

- Нет, Татьяна Михайловна, не разбогатела, конечно, - ответила Вера, испытывая непривычную смелость, стоя на ковре начальства. Но Бог не позволяет взять мне эти деньги. Вы же сами говорите, что цените честных, порядочных. Тем более Бог велит человеку быть честным и порядочным. А эти деньги - они, Татьяна Михайловна, нечестные ведь. Я не хочу иметь с этим ничего общего с ними. И потому, вот, возьмите их обратно, - сказала Вера глядя в испуганные глаза своей начальницы.


- Ну, как знаешь. Я только хотела сделать тебе приятное, тебе же тяжело одной растить сына. А лишними деньги не бывают, сама, думаю, знаешь. Но если тебе неловко их принять по религиозным убеждениям, то можно принять их помня, что ты мать, алименты, насколько мне известно, не получаешь, а если так, то, даже твой Бог поймет что вы нуждаетесь, и не накажет.

- Спасибо, но такие деньги неприемлемы для меня, моей семьи. Да, соглашусь, мне непросто одной растить сына, но я хочу чтобы он вырос честным, сама живу так и потому считаю невозможным взять их, - настаивала Вера на своем аргумента отказа.

- Простите меня за то, что не отказалась от них сразу. В пятницу не очень поняла всю ситуацию. Но когда открыла библию, Бог ткнул мне в глаза, дал знать Его мнение. Мне стыдно очень стало, я еле дождалась утра понедельника, чтобы вернуть премию... С этими словами Вера протянула конверт.


Татьяна Михайловна не спешила взять конверт из рук Веры. Она мерила ее тяжелым чужим каким-то взглядом, от которого женщине немного стало не по себе. Верочка положила конверт на край стола и отступила к двери.

- Хорошо, я найду им применение, раз ты не можешь их взять. Ты свободна, приступай к работе, - ответила Татьяна Михайловна изменившимся голосом, всем своим видом давая знать, что разговор окончен.

Когда дверь за Верой закрылась, Татьяна Михайловна вскочила из-за стола, начала ходить по комнате.

 
Впервые ей вернули ее «премию», остальные принимали с благодарностью, даже те, кто называл себя верующим, тоже. Верующие, или те, кто назывался так, были удобными послушными работниками и она старалась привлечь их в свою службу. Эти премии впоследствии становились удобным инструментом в ее руках. В случае строптивости, нежелания поступать по ее правилам, работнику взявшему ее намекалось, что он уже что-то должен ей. Премия им получена авансом из рук его предприимчивой начальницы. И не может же теперь сотрудница платить черной неблагодарностью той, кто так о ней заботится?


Премии работали безотказно до сегодняшнего дня. Каждый раз она все больше убеждалась, что ни Бога, ни настоящих верующих не существует., а есть только религия с ее соблюдением некоторых правил. Она уверяла себя, что честность человек проявляет лишь до той поры, пока нет особой нужды.

Она была знакома с библией, ее главными постулатами. Ее мать была верующей, вернее, считала себя такой. Татьяна росла в доме, где библия стояла на полке, но давно считала ее просто книгой с устаревшими требованиями, потому что не видела чтобы мать жила, как написано в ней. Татьяна Михайловна жила соответственно своим убеждениям, находя способы заработка там, где его вроде бы и нет. И вот, эта девочка, мать одиночка, дала отпор ее убеждениям. Не стесняясь дала ей понять, что ее находчивость непорядочна.

Впервые за все годы ее начальствования Татьяна испытывала смешанные чувства. Ей было стыдно, досадно. Но было еще что-то, что не вязалось с недовольством ее собственного провала. Впервые она встретила человека, который не только говорит, что верующий, но и старается жить так.

Это давало необъяснимую надежду уверенной в своих убеждениях женщины, которые  ей хотелось пересмотреть в ближайшее время...