Речка Сейба. Природа не прощает

Людмила Федорчак
   Сейба, Сисим эти реки холодные чистые, были. Золотодобывающая компания так изрыла их, просто жуть. Словно раны рваные на теле земли. И вот природа отомстила. Погибли рабочие, но они просто рабочие, они не виноваты. Им в сне страшном не снилось. Это Сибирь, это деревянные временные бараки. Осень,холод, сырость и ранний снег.Уставших после работы, молодых людей, спящих,среди ночи вымыло из под крыши бараков и смешало с грязным холодным потоком и потащило по изрытому тракторами, руслу реки. Пятнадцать человек погибших выловили из реки. Шесть человек безвести пропавшие, их ищут на дне котлована. Навряд-ли они доживут в холоде до утра. На следующий день можно только выковорить их из илистой замёрзшей грязи. Спасшимся повезло, они родились в рубашке. А может каким то образом их отвело от беды внутреннее чутьё.
   
   По этой дороге я проезжаю один раз в год - навещаю отчий дом. Не одна, иногда с мужем вдвоём, иногда всей семьёй.  По одиночке по этой дороге ездить нежелательно. Тайга глухая, дорога сложная; два горных перевала, крутые спуски и повороты среди гор, мосты и виадуги. Совсем редкие населённые пункты, а главное нет связи мобильной. В стороне от автомобильной дороги проходит железная дорога, иногда она пересекается с автомобильной гравийной дорогой. Здесь никогда не бывает автомобильных пробок, но аварии автомобильные бывают.  Здесь я знаю каждый поворот, каждый населенный пункт, название каждой речки и маленького ручья, каждую железно-дорожную станцию на протяжении четырёхсот километров от Красноярска и до Курагино, потому что здесь я жила, работала, ходила в лес по ягоды и грибы. Здесь жили мои родители, деды и прадеды охотились на диких зверей,прокладывали тропы в тайге.
 
  Мы с мужем останавливались на ночлег летом на берегу речки Сейба и Сисим. Сидели у костра, ловили рыбу. Но вот пришли старатели и перекопали, перерыли всё. Я ужасно возмущалась, была злая на золотарей. Было такое ощущение что они пришли специально напакостить и уйти. Речки стали грязные. А по дороге было ехать неприятно, как после бомбёжки километров двадцать вдоль дороги.
   
   А теперь, скорее всего выясниться,(я услышала в СМИ) их деятельность в этом месте была незаконной. Чиновники края, как с луны свалились - они впервые увидели . Вот это меня удивляет. Я понимаю что если бы не было дороги то было бы понятно , что глушь непроходимая. Но ведь дорога краевого значения проходит через эти дамбы, вернее сказать перерыто по обе стороны дороги и дамбы возведены. Здесь всегда  старатели работали , но почему то их деятельность не была видна , а тут прям-таки они перед глазами  и техники не мало. Я остановилась и запечатлела на фотоаппарат.  Недалеко проходит от этого места железная дорога и там строят новые тоннели, чиновники навещают, есть вертолётная площадка. Для особо важных чиновников.
 
  А внутри было чувство - как будто торопятся, всё делают очень быстро, как воры в квартире орудуют; взять быстро и побольше. А где вы видели чтобы воры за собой прибирали? Раскидают, вывернут всё, возьмут и убегают. А может и владельцы дамб хотели чтобы их никто не заметил? Им хотелось побыстрому освоить россыпи золотые. Они поэтому в котлованах спрятали общежития для рабочих, чтобы на глаза не попадались. Дамбы возводили не по правилам - земли наворотили гору и все дела.
  А ведь в 60 километрах золоторудник, шахты, всё серьёзно сделано и по правилам. И дамбы там стоят ещё с сороковых годов, если не больше, ещё отец мой и дед там работали. Крепенькая такая дамба, как будто забетонированная. Не удивительно - при Сталине строилась. Люди боялись, возводили на совесть, чтобы не сочли их врагами народа.

 А теперь молодых мужчин не вернуть. И всё из-за беспечности тех кто думал о том как побыстрее и побольше нагрести золотишка. А погибших домой не дождуться. Они приехали из разных регионов, хотели заработать, обеспечить семью. Работа старателей нелёгкая ни физически, ни морально. Многие приезжают только на один сезон. А кто-то на несколько сезонов. А вернуться не все. Часть пропавших нашлись. Есть надежда что и те шесть человек тоже найдутся.
 
  Сын моей школьной подруги тоже работал в этой артели. Я не сразу дозвонилась до неё. Но потом она сама мне позвонила и я услышала её голос и новость. Сын её уволился в конце сентября. А его напарники двое остались работать. Один нашелся, его спасли. Второго пока не нашли. Сын её живет в ста тридцати километрах от стоянки артели, в районном поселке. Услышал о трагедии утром, приехал искать товарищей. Надеется на лучшее.