29 лет спустя. О самом насущном - о еде

Ирина Лемешева
"О любви не говори - о ней все сказано." - помните эту песенку? Не уверена, все ли сказано насчёт любви, но насчёт еды думаю, что сказано все и даже больше, чем все.

И тем не менее, после поездки в Узбекистан трудно не написать о еде. Я все двадцать девять лет, проживая вдали от узбекской земли, была убеждена, что наша кухня - это кухня номер один в мире. И, собираясь в дорогу, достаточно серьезно была озабочена одной проблемой, а именно: как не набрать вес? Особенность процесса еды в Узбекистане - ты действительно и глух, и нем. Но это не все. Поглощая все шашлыки-машлыки и прочие самсы - манты ты напрочь забываешь такие злободневные слова, как: калории, холестерин, глютен, углеводы и все прочее, что волнует тебя в повседневной жизни. Нет этих слов, нет этих понятий, они перемещаются куда-то в подсознание, чтобы не мешать процессу поглощения пищи.

Итак, что же мы ели? И где? И что НЕ ели?
Начну с грустного.Не сбылись две мои хотелки - самса и ханум. Ну, не так чтобы совсем...но не сбылись.
Кто помнит частную самсу на Фархадском, по 50 копеек за штуку, с нарезанными бараньим мясом,и луком, и обязательным кусочком курдюка? Или ту, которую на твоих глазах вытаскивали из тандыра сетчатым металлическим сачком напротив кинотеатра " Казахстан"....? Божественную по вкусу и истекающую соком. Которую надо держать в руках, как стаканчик, чтобы этот самый сок не вылился. Самсу, испеченную в тандыре, но не из слоенного теста. Я называла ее в детстве "подошва" за плотное и хрустящее донышко.
Эта самса была в первой строке моих хотелок. В Бухаре мне пообещали, что я непременно найду ее в Самарканде. В Самарканде с недоумением развели руками и дали надежду, что может быть ...в Ташкенте. Не буду томить...я эту самсу не нашла. Нигде. В знак протеста я решила не есть другую самсу ( слоеным тестом меня не удивить,это и дома есть). Наша гидесса по Самарканду мне жутко сочувствовала и на горном перевале между Шехризабсом и Самаркандом завезла нас в живописнейшую чайхану и убедила-таки меня заказать самсу. Я презрительно скривилась - слоенное тесто, говядина через мясорубку ... Заказала, только чтобы не обидеть Райхон, нашу Раечку. Было вкусно. Очень! НО!!!! НЕ ТО!

В последний день нашего пребывания в Ташкенте с утра позвонила подружка с возгласом: "Нашла! Едем!"
И мы поехали. Чудное место напротив мечети Минор, набережная Анхора, скользящие по бирюзовой воде гондолы, а самое главное - огромная очередь местных мужчин. Само собой - тандыр. Надежда затрепетала крылышками. В итоге - опять не то! Да, было вкусно, и мы прекрасно провели время, покатавшись на гондолах по Анхору среди ив, парящих жёлтых листьев, под чудную музыку ТЕХ лет... Закусив мороженым с надписью ВЕНЕЦИЯ на вафельке. Романтично и даже очень. Но самса не та. А та вымерла, как вымерли динозавры.

Во второй строке из того, что я хотела попробовать стоял ХАНУМ. И я заказала его в первый же день пребывания в Ташкенте.В ресторане "Агат" рядом с Бродвеем. Вкусно? Да, но это был совсем не тот ханум, который продавали в тазике на метро ЧИЛАНЗАР и на который я набрасывалась после работы. Кто тогда думал о чистоте рук? Точно, что не я. Соус тек на мое вельветовое пальто, лук скрипел под зубами, я ловко ловила норовящие упасть кусочки картофеля и...это было настоящее кулинарное наслаждение. Ханум есть. На базаре. В тазике. И выглядит точь в точь, как тогда. Но я его не купила.Подружка запретила бесповоротно. Она, живя в Ташкенте с рождения, не ест с рук. Жалею ли я, что прислушалась к ее совету?
Наверное, да. Но этот факт не изменить.

Что ещё разочаровало? Лепешки. Может, потому, что их везде подавали холодными...не знаю. Но это не были ТЕ лепешки, которые можно было есть без ничего. Или с дыней. Или с виноградом. Этих лепёшек я не видела и не ела и, наверное, это обстоятельство и спасло меня, так как за дни путешествия я не набрала даже 100 грамм.

Что ещё изменилось не в лучшую сторону? Чего я не нашла? Это помидоры. Нет тех помидор, которые я просто обожала в детстве. Не видела я малиновых буденовок, огромных юсуповских. Каждое утро нам подавали на завтрак свежий салат, который ничем не отличался по вкусу от того салата, который я ем дома.
Хотя нет...огурцы - это сказка! У нас таких нет.

От грустного перейду к зарисовкам более оптимистичным. Что ели ещё? И что понравилось?
Ну, конечно шашлык. Бараний.С двумя кусочками янтарно - прозрачного курдюка, просто тающего во рту. Шашлык печеночный.Тоже с курдюком. Мягкий и сочный .Который подают, как когда-то - с луком, сбрызнутым уксусом. Молотый шашлык, типа кебаба, фаршированный курдюком. Казан-шашлык, который так вкусно есть руками. И, наконец, целый барашек, который запекают в тандыре, предварительно замазав отверстие глиной. Ями - ямииии. Очень понравилась жареная рыба, по-моему судак. И ещё рыба, жареная в кляре, и рыба на углях, которую подают в ресторане "Сазанчик". И чабуреки с мясом, и чабуреки сыр-зелень...А ещё аппетитно-желтые крупные вареники с...заваренным яйцом внутри. Этой красоте-вкусноте есть свое название, которое я не запомнила. Что не помешало мне взять добавку. А ещё я ела лагман. Уйгурский. На мой
вопрос - почему уйгурский? - я получила исчерпывающий ответ: " Потому что его уйгур варил".

Плов. Был запланирован в Центре плова, но блюдо это утреннее и быть в этом центре до 13 часов мне как-то не улыбалось. Рановато для меня, привыкшей питаться по часам. А кроме того, ни плов, ни манты для людей из Узбекистана не являются экзотикой.Так...просто еда.
Домашняя. Кстати о мантах. В том же "Агате" манты были не рубленные, а через мясорубку и, как мне показалось,без курдюка. Вкусно, но память хранит вкус другой.

Базар радует разноцветьем фруктов и овощей. Октябрь. Развалы арбузов, дынь, тыкв. Виноград. Боярка .Шикарные, просто выставочные яблоки. К сожалению, не успела на ягоды. Но зато дыни-арбузы режут большими дольками при тебе и раздают. Бесплатно. Типа - ешь, дорогой! Это так по-нашему. И я съела. Правда, подружка очень удивилась моему такому бесстрашному поступку.Но кто в силах отказаться от такой халявы?!? Море специй, орехов - сухофруктов, что не удивляет, так как даже у нас уже продается узбекская курага. Специи источают запах за несколько шагов, но привезти не решилась. Шикарна минералка "Чаткал" ( по - моему). Газированная, очень напоминающая по вкусу " Боржоми".

И отдельная песня - это мороженое. Как когда-то. Эскимо. Пломбир. Сливочное. На этикетке - рисунок пионера или пионерки в пилоточке и в красном галстуке. На белом фоне нежно- розовые буквы : СССР. Вкус детства. Таким же, как прежде, остался кефир. Удивительно, что память хранит не только запахи, музыку, но и вкусы.

Как-то на ужин забрели в сушию. Травиально. Но просто проглодались, а это заведение было рядом с отелем. Хозяева - корейцы. Помимо заказа, стол просто заставили многочисленными салатами, а в конце принесли арбуз. Ни то ни другое в стоимость не входило. Это так по-нашему.

Может, я что-то упустила. Упустила упомянуть. Упустила съесть.
А это значит, что есть повод вернуться ещё раз на солнечные улицы города моего детства.