Свобода на баррикадах

Анна Алексеевна Золотовская
В сельских школах уроки рисования (позже они стали называться уроками изо) всегда вели не специалисты: учителя литературы, истории и других предметов, кто хоть мало-мальски умел держать карандаш.

И вдруг в нашу школу прислали молодого учителя, окончившего в педучилище специальное отделение, которое готовило учителей изо и черчения.

Очень молодой, очень симпатичный, он сразу понравился всем.

Я просто горела желанием побывать у него на уроке…

И вот случай представился: у меня было свободное время, а он готовился к выходу на урок. И я попросила разрешения посидеть на его уроке.

Он легко согласился, только предупредил, что у него сегодня будет беседа по искусству.

 - О! тем более,- радостно выразила я свое «горение».

Смотрю, у него в руках репродукция картины Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах»
- Беседа по этой картине? – с сомнением спросила я.

- Да!   Я даю уроки по программе. Сегодня тема – исторические картины.
- Так, может, рассказать об исторических картинах Сурикова?  Или «Тачанку» Грекова показать…

- Нет! Нет!  Программа рекомендует именно эту картину.  И она мне нравится!.
 Ну уже если программа рекомендует… тогда, конечно… Думая так, я уже видела «подводные камни», которые неминуемо ждут нашего педагога в показе этой картины… пятиклассникам.

Вошли в класс на перемене.  Учитель укрепил репродукцию на доске. Ребята сразу сгрудились для разглядывания…

Сразу вижу не однозначное восприятие. Одни молча – в основном девочки – разглядывают изображение, некоторые стыдливо отводят глаза и даже хихикают.
 Мальчики сгрудились у левого угла картины… и бурно реагируют на увиденное.

Особенно слышу голос Пети, который часто «достает» учителей своими вопросами.
Прозвенел звонок, и я успела шепнуть учителю, чтобы он не спешил поднимать Петю с его вопросом.

Начался урок. И точно – Петя уже «столбиком», как примерный ученик, ставит  на стол свою поднятую руку. Но учитель предупреждает, что вначале он расскажет, а потом послушает ребят.
Со знанием вопроса он кратко делает вступление об исторических картинах в живописи.
Затем бодро переходит к конкретной картине. Красиво и вдохновенно рассказывает, что на картине изображен эпизод борьбы французского народа за свое освобождение.

Останавливается на образе мальчика с двумя пистолетами, который воспринимается учениками с пониманием.  Но вот наше внимание он обращает к фигуре полуобнаженной женщины с ружьем в одной руке и знаменем –в другой, которая, по мнению автора картины, символизирует СВОБОДУ. Вижу, понимается детьми с трудом. Но учитель говорит об условностях и аллегории в искусстве, ссылаясь конкретно на  увиденное.
Наконец наше внимание переключается на передний план картины, где мы видим трупы защитников и врагов, и наш экскурсовод по картине  говорит о жертвенности в такой борьбе.  Говорит обо всех, не задерживая внимания на отдельных фигурах.
Петя уже не держит свою руку «столбиком»,а протягивает ее в сторону учителя, На лице его я вижу мольбу…

А учитель идет дальше… Он переключил уже внимание всех на общий фон картины: на задний план картины, на бурное темное небо, задымленные парижские улицы, на контрастность света и тени, на красное и черное…

Словом, все идет, как надо… Я мысленно хвалю учителя.

А учитель уже перешел к беседе… Лес рук! Всем хочется высказаться.
Петя встает за партой и тянет руку, и трясет ею… Он готов сорваться и бежать туда, к доске… По-моему, его держит на месте только мое присутствие.  Он и на меня смотрит с мольбой…

Но учитель словно не видит его: он спрашивает всех, но только не Петю.
Дети на перебой делятся своими впечатлениями. Они охотно говорят о мальчике на баррикаде…. Кто-то даже вспоминает Гавроша, о котором читали в отрывке из романа «Отверженные» Виктора Гюго.

Урок почти заканчивается… Учитель уже готов снять репродукцию с доски…
И Петя, так и не дождавшись внимания учителя к своему вопросу, кричит с места своим звонким, срывающимся голосом:

А почему этот дяденька без штанов – то? И указывает пальцем в левый нижний угол картины.

Продолжение ( моментов) следует.