В сельских школах уроки рисования (позже они стали называться уроками изо) всегда вели не специалисты: учителя литературы, истории и других предметов, кто хоть мало-мальски умел держать карандаш.
И вдруг в нашу школу прислали молодого учителя, окончившего в педучилище специальное отделение, которое готовило учителей изо и черчения.
Очень молодой, очень симпатичный, он сразу понравился всем.
Я просто горела желанием побывать у него на уроке…
И вот случай представился: у меня было свободное время, а он готовился к выходу на урок. И я попросила разрешения посидеть на его уроке.
Он легко согласился, только предупредил, что у него сегодня будет беседа по искусству.
- О! тем более,- радостно выразила я свое «горение».
Смотрю, у него в руках репродукция картины Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах»
- Беседа по этой картине? – с сомнением спросила я.
- Да! Я даю уроки по программе. Сегодня тема – исторические картины.
- Так, может, рассказать об исторических картинах Сурикова? Или «Тачанку» Грекова показать…
- Нет! Нет! Программа рекомендует именно эту картину. И она мне нравится!.
Ну уже если программа рекомендует… тогда, конечно… Думая так, я уже видела «подводные камни», которые неминуемо ждут нашего педагога в показе этой картины… пятиклассникам.
Вошли в класс на перемене. Учитель укрепил репродукцию на доске. Ребята сразу сгрудились для разглядывания…
Сразу вижу не однозначное восприятие. Одни молча – в основном девочки – разглядывают изображение, некоторые стыдливо отводят глаза и даже хихикают.
Мальчики сгрудились у левого угла картины… и бурно реагируют на увиденное.
Особенно слышу голос Пети, который часто «достает» учителей своими вопросами.
Прозвенел звонок, и я успела шепнуть учителю, чтобы он не спешил поднимать Петю с его вопросом.
Начался урок. И точно – Петя уже «столбиком», как примерный ученик, ставит на стол свою поднятую руку. Но учитель предупреждает, что вначале он расскажет, а потом послушает ребят.
Со знанием вопроса он кратко делает вступление об исторических картинах в живописи.
Затем бодро переходит к конкретной картине. Красиво и вдохновенно рассказывает, что на картине изображен эпизод борьбы французского народа за свое освобождение.
Останавливается на образе мальчика с двумя пистолетами, который воспринимается учениками с пониманием. Но вот наше внимание он обращает к фигуре полуобнаженной женщины с ружьем в одной руке и знаменем –в другой, которая, по мнению автора картины, символизирует СВОБОДУ. Вижу, понимается детьми с трудом. Но учитель говорит об условностях и аллегории в искусстве, ссылаясь конкретно на увиденное.
Наконец наше внимание переключается на передний план картины, где мы видим трупы защитников и врагов, и наш экскурсовод по картине говорит о жертвенности в такой борьбе. Говорит обо всех, не задерживая внимания на отдельных фигурах.
Петя уже не держит свою руку «столбиком»,а протягивает ее в сторону учителя, На лице его я вижу мольбу…
А учитель идет дальше… Он переключил уже внимание всех на общий фон картины: на задний план картины, на бурное темное небо, задымленные парижские улицы, на контрастность света и тени, на красное и черное…
Словом, все идет, как надо… Я мысленно хвалю учителя.
А учитель уже перешел к беседе… Лес рук! Всем хочется высказаться.
Петя встает за партой и тянет руку, и трясет ею… Он готов сорваться и бежать туда, к доске… По-моему, его держит на месте только мое присутствие. Он и на меня смотрит с мольбой…
Но учитель словно не видит его: он спрашивает всех, но только не Петю.
Дети на перебой делятся своими впечатлениями. Они охотно говорят о мальчике на баррикаде…. Кто-то даже вспоминает Гавроша, о котором читали в отрывке из романа «Отверженные» Виктора Гюго.
Урок почти заканчивается… Учитель уже готов снять репродукцию с доски…
И Петя, так и не дождавшись внимания учителя к своему вопросу, кричит с места своим звонким, срывающимся голосом:
А почему этот дяденька без штанов – то? И указывает пальцем в левый нижний угол картины.
Продолжение ( моментов) следует.